Аннотация. Гениальность представлена автором как особый вид сущего, как принцип, определяющий саму сущность человека и его природу, и обеспечивающий творческое многообразие смысла бытия личности. Фундаментальный характер проблемы гениальности заставляет исследователя взглянуть на эту проблему интегрально, используя для этого концептуально-понятийный аппарат и инструментарий различных философских и научных направлений, предметом которых является сущность и природа человека, его личность и творческая деятельность. Интеграция философско-антропологического, культурно-исторического и психолого-феноменологического подходов позволяет разработать проблему гениальности в контексте фундаментальных вопросов постижения природы человека и смысла его бытия; ответить на вопросы о роли гениальности в развитии духовной культуры, как в исторической ретроспективе, так и в исторической перспективе; представить личность гения на образно-личностном, личностно-типологическом и деятельностно-смысловом уровнях. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании интегрально-личностного критерия гениальности, основанного на трёх универсальных триадах: любовь – истина – красота; благое – возвышенное – прекрасное; человечность – идеал совершенства – созидательно-творческий ум.

Табл. 5. Ил. 1. Библиог. 107 назв.

Ключевые слова: гениальность, философско-антропологический подход, культурно-исторический подход, психолого-феноменологический подход, интегральный критерий гениальности, образ личности гения, человечность, творческость, созидательно-творческий ум, смысл бытия личности.

Аннотация. В монографии проводится критический анализ основных концепций обучения глухих людей: «системы Леонгард», билингвистической системы Зайцевой-Комаровой, классической методики И. Ф. Гейльмана. На основе анализа проблемы взаимосвязи языка и формирования менталитета, выявлены значительные трудности социализации лиц с ограничениями по слуху. Разработана «Электронная справочно-аналитическая система “Русско-жестовый толковый словарь”» и методика её применения в формировании коммуникативной компетентности лиц с нарушением слуха в образовательном процессе. Проведено исследование по формированию коммуникативной компетентности глухих людей посредством «Русско-жестового толкового словаря». Установлена эффективность обучения жестовому языку глухих людей при использовании в образовательном процессе «Электронной справочно-аналитической системы “Русско-жестовый толковый словарь”».

Табл. 1. Ил. 12. Библиог. 65 назв. Прил. 2.

Ключевые слова: глухие , менталитет, реабилитация глухих, толковый словарь жестового языка, социализация глухих, русский жестовый язык, коммуникационная компетентность глухих, изучение жестового языка, обучение жестовому языку.

 Аннотация. Бассейн Нижней Оки охватывает территорию отдельных районов Владимирской, Нижегородской и Рязанской областей, где расположены многочисленные природные и культурно-исторические ландшафты. Наиболее примечательные из них – это Муромский, Гороховецкий, Касимовский и Выксунский культурно-исторические ландшафты, обладающие большим рекреационно-туристическим потенциалом. На изучаемой территории расположено большое количество уникальных природных объектов и памятников истории, которые находятся под охраной государства и являются национальным достоянием России.

Ил. 3. Библиог. 19. Прил. 1.

Ключевые слова: природный ландшафт, культурно-исторический ландшафт, тип местности, ядро ландшафта, памятник архитектуры, эволюция, туризм, рекреация, природоохранная территория, антропогенный фактор, стихийные бедствия.

Аннотация. Изучена связь изменения средних многолетних суточных температур воздуха за 120-летний ряд наблюдений с календарём народных примет на примере Октябрьского городка Саратовской области. Выявлено, что в целом плавный ход температуры в отдельные дни или периоды года нарушается повышением или понижением значений относительно общего тренда. Эти даты достаточно часто совпадают с календарём народных примет, и соответствуют сведениям о различных признаках состояния погоды в определённые дни и месяцы сезонов года. Показано, что выявленные благодаря народной наблюдательности особенности природных процессов, несмотря на тенденцию климата к потеплению, продолжают сохранять свой физический смысл.

Ил. 9. Библиог. 19 назв. Прил. 1.

Ключевые слова: календарь народных примет, многолетняя суточная температура воздуха, геофизическая связь.

 

Аннотация: Актуальность изучения некоммерческих организаций связана с их ролью в современной экономике, поскольку функционирование некоммерческих организаций в «третьем некоммерческом секторе страны» способствует социальной стабильности, развитию и сохранению духовного, образовательного и научного потенциала общества. В цивилистнической науке основополагающее значение имеют три центральных её понятия: правосубъектность, право собственности, обязательство. Практическое значение охарактеризованных связей сложно переоценить, поскольку данная взаимосвязь определяет зависимость формы собственности от правосубъктности юридического лица и актуальна при исследовании вопросов правосубъектности и права собственности некоммерческих организаций. Правосубъектность лиц в гражданско-правовых отношениях определяется формой собственности, иными словами, имущественная обособленность субъектов осуществляется в рамках конкретных форм собственности, непосредственно влияющих на их правосубъектность; для некоммерческих организаций - это частная форма собственности.

Аннотация. В процессе анализа видеозаписей игр детей, подростков и взрослых была выявлена динамика освоения определённых форм организации совместной деятельности при решении задач, предполагающих различный уровень кооперирования по цели и процессу. Показано, что развитие идёт от непродуктивных коактивных форм к продуктивным совместно-распределённым формам взаимодействия. Показано, что необходимость «организационной» надстройки (планирование, контроль, оценка) возникает в основном при решении задач с чёткой, единой для группы целью. Сопоставительный анализ полученных в исследовании данных и представленных в источниках характеристиках даёт основание предположить, что организационные действия в определённых возрастных группах у современных детей не развиты в должной мере, то есть, не могут функционировать в качестве условий, обеспечивающих эффективность учебной деятельности. Анализ полученных данных позволил выявить некоторые проблемные зоны процесса развития различных форм кооперирования и производных от него образований. Поставлен вопрос о необходимости уточнения (расширения) единицы анализа. Представлен один из вариантов рабочей объяснительной модели.

Аннотация. В работе конкретизируется определение понятия «педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения» структуру которого составляют ценностно-мотивационный, когнитивный, творческий, коммуникативный, эмоционально-экспрессивный компоненты. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие успешное совершенствование педагогического творчества воспитателя ДОУ: ценностно-мотивационная установка воспитателя ДОУ на готовность к избранной профессии; создание игрового воспитательного пространства с учётом возрастных особенностей детей; создание предметно-развивающей среды ДОУ; ориентация воспитателя на сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей; создание положительной эмоциональной сферы при общении с детьми; организация постоянно действующих научно-методических семинаров для воспитателей, способствующих проявлению их творческой активности. Делаются частные выводы о развитии педагогического творчества в контексте современной науки.