Чернов С.В. Нуждается ли наша эпоха в возрождении идеи гениальности? // Философская школа. 2019, № 9

Аннотация. Настоящая статья предваряет тематический выпуск журнала «Философская школа», посвящённый проблемам гениальности. Автор актуализирует проблему возрождения идеи гениальности в современную эпоху культурного излома; определяет несколько смысловых сторон значимости исследования гениальности: культурологическую, общефилософскую, познавательную, воспитательную, просветительскую. В статье определяется теоретическая значимость и прикладное значение исследования гениальности. Ставится фундаментальная исследовательская задача по разработке антропологической концепции воспитания человека-созидателя. Проводится краткий аналитический разбор содержания тематического выпуска журнала «Проблемы гениальности».

Ключевые слова: возрождение идеи гениальности, эпоха культурного излома, глобалитско-буржуазно-потребительская идеология, духовный человек, вершинные образы-символы-типы человека, вершинная мера духовности, антропологическая концепция воспитания человека-созидателя.

Аннотация. Проблема причин и предпосылок появления гениев имеет огромную протяжённость во времени. И это проблема чрезвычайной значимости и актуальности. Если Человек подтверждает себя творчеством, то Гений подтверждает правомерность существования земной цивилизации, её жизненность и перспективность. В результате многолетних исследований автор приходит к репрезентативному, достаточно обоснованному выводу об исключительной значимости социального фактора, обуславливающего появление феноменально одарённых личностей, т.  е.  гениев.

Ключевые слова: гений, одарённость, В.П. Эфроимсон, биологический фактор, социальный фактор, список гениальных лиц, переходный период, Ренессанс, рывковая теория развития русской культуры, гениями становятся.

Аннотация. Данная статья является переосмыслением неумолимого вывода В.П. Эфроимсона «гениями рождаются», исследующего сущность и природу гениальности, и современных исследований Е.Д. Свердлова в области стохастики, а также обращением к философско-эстетическому материалу о природе творческого процесса, обусловленного гениальностью и талантом. В поле зрения автора статьи биогенетический, онтологический, психологический, философско-антропологический, социокультурный  подходы к пониманию природы гениальности. В статье приводятся примеры из области музыкального искусства, рассматриваются следующие моменты: природа гения и понятия творчества, гения и гениальности, различия гения и таланта, основные качества гениальности, среди которых целеполагание и трудоспособность в стремлении к абсолютному совершенству,  воспитание, условия развития и ценностная этическая ориентация, наследственные факторы, социокультурная среда, сила стохастики. Целью статьи является утверждение божественно природной первопричинности появления  гения, не лишённой таинства – еще раз о том, что «гениями рождаются».

Ключевые слова: гений, гениальность, генетика гениальности, гениями рождаются, творчество, философская антропология, философия искусства, этический компонент гениальности, В.П. Эфроимсон, музыкальное искусство.

Аннотация. Настоящая статья продолжает программу авторских исследований, основывающихся на развиваемой автором концепции богочеловеческой антропологии, где объектом исследования является не природно-социально-психологический человек, а человек духовный онтологический (см.: «Философская школа» № 3, 2018,с.8-41). Развиваемая в этом и других трудах автора концепция богочеловеческой антропологии несёт в себе назначение охранения христианской истины созидающего творчества, правды-справедливости и безусловной любви. Здесь автор развивает, актуализирует и уточняет категориально-понятийный аппарат, разработанный и представленный в его предыдущих работах, в частности, в статьях, ранее опубликованных в журнале «Философская школа» под рубрикой «Богочеловеческая антропология». Автор представляет также начала богочеловеческой антропологии, разводит понятия «природно-социально-психологический человек» и «человек духовный онтологический». При этом автор выделяет вершинные человеческие типы: пророк, святой, гений, равно находящиеся на самой вершине духовного бытия человека. Раскрывает основные положения развития самой идеи гениальности в свете богочеловеческой антропологии. Формулирует главные перспективные задачи исследования гениальности в рамках трёх методологических направлений: развитие идеи гениальности, разработка проблемы гениальности, изучение гениальности  как явления. Приходит к заключению о необходимости дальнейшего развития богочеловеческой антропологии, как нового и оригинального направления современной религиозно-философской мысли и аргументирует положение о том, что гениальность является одной из ключевых идей богочеловеческой антропологии.

Ключевые слова: идея гениальности, богочеловеческая антропология, объект и предмет богочеловеческой антропологии, природно-социально-психологический человек, человек духовный онтологический, пророк, святой, гений, воля к гениальности, святость и гениальность.

Аннотация. Данная статья представляет собой смысловое набрасывание идеи медиумальности на особенную природу гения. Выявляется, что таковая обнаруживается в связи с особыми отношениями гения и языка, рядом концептов: от поэтизирования и романтизации до драматизации. Благодаря сочетанию вышеуказанных моментов, у гения появляется возможность становиться медиумом, создавать мир, преодолевать разрыв между словами и вещами и т.д. В круг исследования вовлекается ряд современных мыслителей, чьи учения ранее не рассматривались через призму их понимания гениальности (Ж. Батай, М. Мерло-Понти, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр), кроме того, таковые философы интересны своим примером мифопоэзиса. Также в тексте есть наброски к идее «идеального пласта» в существе гения, позволяющего осуществляться «экспрессии бытия», что также представляет собой новизну исследования.

Ключевые слова: гений, медиумальность гения, мифопоэзис, романтизация, драматизация, экспрессия бытия, постмодерн, концепт, идеальный пласт, поэзия и философия.

Аннотация. Понятие «гений» предстает как аутентичная категория авторского самосознания творческой личности эпохи Просвещения. Доказывается, что XVIII век является важным этапом трансформации этого понятия на пути его превращения из религиозного концепта античной мысли в основное современное понятие (гений как творческая личность). Обосновывается выдающаяся роль английских просветителей в формировании новых смыслов понятия «гений». На материале критических и теоретических сочинений Дж. Аддисона, А. Поупа, Э.Э. Шефтсбери, Эд. Юнга, У. Хогарта показывается многозначность и динамичность коннотации «genius». В авторском самосознании английских художников и поэтов ключевую роль в формировании образа автора играют концепты «природный гений», «великий гений». Категория «гений», развиваясь в контексте просветительского мировоззрения, наполняется его ценностями: гений – залог свободы в творчестве, особый настрой рациональной природы человека, непосредственная связь с природой, то есть, особый талант одномоментно постигать ее законы и реализовывать их в своем творчестве. Понятие «гений», заимствованное из античной культуры, наполнилось в культуре Просвещения новыми коннотациями и сформировало вокруг себя пространство для новых идей, получивших развитие уже в сознании романтиков.

Ключевые слова: автор, авторское самосознание, эпоха Просвещения, английские просветители, августианцы, природный гений, великий гений, эстетическая мысль, XVIII век.

Аннотация. Данное эссе содержит личные, глубоко субъективные соображения  автора по тем проблемам исследования феномена гениальности, которые принципиально  неоднозначно трактуются философским сообществом. Эссе не содержит решения вышеназванных проблем, но может послужить отправной точкой для содержательной философской дискуссии по обозначенным в нём темам. Что это за темы? Гениальность и психические девиации, выделение науки о гениальности в качестве самостоятельной научной дисциплины, рассмотрение гениальности как вещи в себе с упором на фиксацию   гениальности как состояния, гендерные проблемы гениальности и ряд других актуальных для философии гениальности тем.

Ключевые слова: гениальность, генионика, гендерный анализ, личность, божий дар, третья волна, время, технологии, монофония, полифония, талант, биоконтур.

Аннотация. В статье показана эволюция идеи С.С. Брюхоненко осуществить искусственное кровообращение теплокровного животного: от опытов с поддержанием жизни изолированной головы собаки (1925) до попыток оживления человека (1940–1952). Но господствовавшие в СССР в середине ХХ в. физиологические взгляды на танатогенез привели к тому, что эти попытки оказались безуспешными. Идею С.С. Брюхоненко, которую можно назвать гениальной, современники ее автора трансформировали в различных направлениях: Н.Н. Теребинский – в хирургию сердца под контролем зрения (1940), В.П. Демихов – в создание механического сердца (1937) и пересадку биологического сердца (1946), В.А. Неговский – в технологию оживления человека в периоде агонии или клинической смерти (1943) и в создание реаниматологии (1962). Однако многие врачи и учёные, осуществлявшие эксперименты с искусственным кровообращением, не поднимали в своих трудах нравственные и этические вопросы этой идеи и разработанных на её основе технологий поддержания жизни изолированных частей тела, пересадки жизненно-важных органов, оживления человека. Эти вопросы, ответы на которые не столь очевидны, как это может показаться на первый взгляд, впервые высказал А.Р. Беляев в своем романе «Голова профессора Доуэля» (1938). Именно нравственные и этические стороны гениальных идей являются тем фактором, который призван сдерживать их осуществление на практике, поскольку подобные технологии касаются жизни не только конкретного человека, но и всего человечества.

Ключевые слова: гениальность, история медицины, идея искусственного кровообращения, С.С. Брюхоненко (1890-1960), Н.Н. Теребинский (1880-1959), А.Р. Беляев (1884-1942), нравственные аспекты научного открытия, В.П. Демихов (1916-1998), В.А. Неговский (1909-2003), технология искусственного кровообращения, создание реаниматологии.

Аннотация. Статья продолжает цикл работ автора, посвящённых анализу творческой жизни гениальных людей разных времён и народов, ранее опубликованных в журнале «Философская школа» под общим названием «Образ личности гения. Искатели совершенства» (№ 2, с. 72-105; № 4, с. 106-132). Новизна  исследования заключается, прежде всего, в том, что здесь впервые были представлены особенности уникального во всех отношениях гения (Абу Али ибн Сины) (Авиценны), до этого никогда и никем из отечественных и зарубежных исследователей не рассматриваемые. Автор развивает представление об универсальном энциклопедизме Авиценны и представляет необычные до парадоксальности механизмы  и приёмы творческой деятельности этого выдающегося мыслителя Востока. В частности, автором был проведён анализ таинственного феномена разрешения проблемы (открытия), происходившие у самих первооткрывателей во время соответствующих сновидений. В науке известны факты подобных открытий (периодическая система элементов Д.И. Менделеева, фабула комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова). Это тем более важно, что сам Ибн Сина неоднократно, как следует из его автобиографии, испытывал подобное на себе, и дал этому феномену объяснение. Не обходит автор вниманием анализ творческого наследия Ибн Сины в целом, и, в частности, его «Канон медицинской науки». Особо обращает на себя внимание представление философии Авиценны в части, развиваемой им, нравственной философии, а также проанализированный в исследовании  «Трактат о любви», где сам мыслитель представляет любовь как естественный и необходимый порядок бытия любой “индивидуальной субстанции”, тем самым придавая любви онтологический смысл.  Автор статьи побуждает читателя окинуть новым взглядом, с нового ракурса оценить уже много раз читанное творческое наследие Абу Али ибн Сины.

Ключевые слова: образ личности гения, Абу Али ибн Сина (Авиценна), творческая жизнь гения, универсальный энциклопедизм, мыслитель-исследователь-практик, «божественное сновидение», нравственная задача человека, «Канон медицинской науки», «Трактат о любви», онтологический смысл любви.

Аннотация. Давным-давно я читала книгу Стефана Цвейга «Бальзак». Очень впечатлило. Даже как-то запало в душу. О гении Бальзака я тогда и не задумывалась. Прочитав очерк С.В. Чернова о Бальзаке, который автор подготовил для своей новой монографии,  я согласилась с автором. Так идти к своей цели мог только гений! Его пример – другим наука. И сразу строки родились: Прочитала очерк о Бальзаке, И сказала автору я так – Поучаствовать хочу в словесной «драке»: Очень мне понравился Бальзак. Он достоин, чтоб его читали, И достоин всем трудом своим – Многое вы в жизни потеряли, Если вы не восхищались им… И ниже приводится итог моих поэтических размышлений.

Ключевые слова: гений, Бальзак, безмерный труд, без устали вперёд, поиски Абсолюта, жажда творчества, воля к гениальности, свершения, Бальзак-человек, художник-гений.