Медленно, но верно электронный текст съедает печатный. Интернет-журналы растут, как грибы. Время общественного реагирования на любые события в социуме сжимается, как шагреневая кожа. Телевизионные камеры на пожаре раньше пожарных, на войне раньше военных, на месте варварских казней раньше палачей. Летопись дорожно-транспортных происшествий напоминает репортажи с поля битвы, а освещение всенародных выборов практически ни чем не отличается от описания забега рысаков на ипподроме, гонки болидов на трассах «Формулы-1» и обзора панорамы страстей на полях футбольных сражений чемпионата мира по футболу. Сиюминутность становится королевой бала, где от каждого требуется немедленное эмоциональное сопереживание.

Аннотация. В статье представлена проблема незаменимости философии в человеческом познании. Философия рассматривается как предостережение от необдуманных и опасных экспериментов, способных изменить и сам облик человека и природу человеческого рода. Только мудрец способен предостеречь человечество от посягательства на таинство жизни и смерти. Только философ благодаря своему признанию обязан представить на суд специалистов древние интуитивные предостережения, результаты огромной интеллектуальной работы мыслителей, толкующих о загадках жизни и смерти. Лишь фило­софу надлежит придать проблеме обострённое метафизическое звучание. Проводится демаркационная линия между философией и наукой. При этом философия определяется как специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, которая пытается ответить на коренные вопросы человеческого существования, раскрыть общие принципы жизни универсума.

Ключевые слова: философия, наука, человек, метафизика, технократ, любомудр, универсальная проблема, вечная философия, возрождение философии, статус философской антропологии.

Аннотация. В статье рассматривается особый вид творчества – философское творчество, выделяются его специфические особенности. Одна  из особенностей философского творчества заключается в том, что оно, используя научный аппарат в качестве инструмента, всё же носит глубоко субъективный характер. Другая особенность философского творчества состоит в том, что почти каждая новая философская система декларирует с одной стороны свою полноту и завершенность, с претензией на окончательное, бесповоротное и исключительное объяснение всего сущего, а с другой стороны явную несостоятельность всех предшествующих философских систем. Рассматриваются «старые» и «новые» философские концепции, могущие определить будущее развитие философской мысли. В своих новых изысканиях философия проблематизирует то, что до её вмешательства казалось  непроблемным, завершенным и законченным. Причём, различные направления философской мысли по разному видят будущее философии. Автор утверждает, что в будущем человека ждёт так называемая «нереальная реальность». Ростки будущего, посеянные в прошлом, прорастают через настоящее. Ставится задача развития такого важного направления философской мысли, как футурология самой  философии.

Ключевые слова: философия, философское творчество, наука, интернет, алфилософия, нереальная реальность, абсолют, философская антропология, философия будущего, футурология.

Аннотация. Гениальность представлена автором как особый вид сущего, как принцип, определяющий саму сущность человека и его природу, и обеспечивающий творческое многообразие смысла бытия личности. Интеграция философско-антропологического, культурно-исторического и психолого-феноменологического подходов позволяет разработать проблему гениальности в контексте фундаментальных вопросов постижения природы человека и смысла его бытия; ответить на вопросы о роли гениальности в развитии духовной культуры, как в исторической ретроспективе, так и в исторической перспективе; представить личность гения на образно-личностном, личностно-типологическом и деятельностно-смысловом уровнях. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании идеально-смыслового критерия гениальности, основанного на трёх универсальных триадах: любовь – истина – красота; благое – возвышенное – прекрасное; человечность – идеал совершенства – созидательно-творческий ум.

Ключевые слова: гениальность, философско-антропологический подход, культурно-исторический подход, психолого-феноменологический подход, образ личности гения, человечность, творческость, созидательно-творческий ум, смысл бытия личности, критерий гениальности.

Аннотация. Статья посвящена анализу фундаментального исследования о гениальности, представленного в монографии профессора С. В. Чернова «Книга о гениальности», вышедшей в 2010 году. В книге развивается оригинальное представление о природе, сущности и становлении человеческого гения, рассматриваются вопросы универсальной и нравственной природы гения, соотношения таланта и гения, святости и гениальности, творческого дара и назначения гения. Исследуется проблема труда и духовного творчества гениальных людей, где творчество последних рассматривается как призвание и откровение; выделяются сущностные основания, личностные атрибуты и духовные признаки гениальных людей. Образ личности гения представлен автором в следующем образном триединстве: гений как творец, мыслитель и художник в одном лице.

Ключевые слова: «Книга о гениальности», С. В. Чернов, гениальность и  модальность, гениальность и потенциальность, гениальность и кинетичность, гениальность и святость, гениальность и нормальность, аксиоматика, становление гения, учение о гениальности.

Аннотация. Труд не является сам по себе безусловной гранью человеческого бытия. Он имеет этот статус только в том случае, когда можно говорить о сохранении человеческой природы, об уникальности человека как особого рода сущего. В протестантской эпохе не просто утверждается достоинство труда и подчёркивается низость праздности. Труд рассматривается как судьба, как призвание человека, как его предназначение. Признаётся богоугодность трудового призвания. В православии, как и в протестантизме, значительное место занимало уважение к труду. Оно благословляло стремление человека сделать этот мир более благоустроенным, соотнесённым и с мирскими потребностями человека. Вместе с тем православие настаивало на великодушии, укреплении достоинства человека. Труд – неизменный спутник человеческого бытия. Однако его роль в разных обществах оказывается особой, зависимой от аксиологического измерения конкретной культуры. Сама человеческая активность имеет много уровней, соответственно различен и характер труда, его сложность, его специфика. В любом случае жизнь без труда оказывается пустым, ни к чему не обязывающим существованием.

Ключевые слова: труд, культура, протестантский этос, капитализм, успех, западная культура, ростовщичество, православие, русская культура, нестяжательство.

Аннотация. В статье рассматривается структура «Критики чистого разума» И. Канта и даётся авторский вариант доступного изложения содержания её первого раздела – «Трансцендентальной эстетики».

Ключевые слова: трансцендентальная эстетика, И. Кант, познание, созерцание, мышление, рассудок, пространство, время, опыт.

Аннотация. Евангельские темы пронизывают всю русскую поэзию чуть ли не с момента Крещения Руси. Со временем философское значение Учения Христа только возрастает. В настоящей работе известного московского поэта и философа Михаила Пластова представлено философско-поэтическое осмысление Евангельских сюжетов.

Ключевые слова: Иисус Христос, благая весть, синедрион, Понтий Пилат, Никодим, Иоанн Креститель, Иосиф, вера, истина, распятие.

Аннотация. В связи с угрозой глобальной экологической катастрофы, проблема сохранения мира и человечества выходит на передний план размышлений философов и учёных. При этом значительный интерес представляет анализ взаимосвязи философии, религии и экологии. Религия,  философия и экология пытаются найти ответ на вопрос о том, что необходимо предпринять для сохранения жизни на Земле. В статье подробно рассматриваются основные положения, сильные стороны и противоречия столь сложного, оригинального и неоднозначного учения В. И. Вернадского о биосфере и переходе её в новое качество – ноосферу, где тесно переплелись современные философские, научные и религиозные концепции.

Ключевые слова: философия, религия, экология, В. И. Вернадский, биосфера, ноосфера, цивилизация, человечество, научная мысль, природный ландшафт.

Аннотация. Рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования конкурентоспособности руководителя. Актуальность совершенствования конкурентоспособности управленческого персонала обеспечивается тем, что руководитель (менеджер) является решающим фактором эффективного функционирования организации, что отражается в стратегической политике управления. В статье предлагается теоретическая модель, основанная на системной взаимосвязи двух направленностей руководителя: на дело (профессиональные компетенции) и на людей (социальные компетенции), проявляющихся в конкурентоспособности руководителя в их системном единстве. В практическом плане выделяются сущностные (интегральные) признаки конкурентоспособности; приводится схема расчет индекса конкурентоспособности и диаграмма, отображающая интегральные качества высокого, среднего и низкого индексов конкурентоспособности руководителя.

Ключевые слова: конкурентоспособность руководителя, человеческий фактор, менеджмент, системный подход, классификация концепций управления персоналом, типы конкурентоспособности, компетентностный подход, модель конкурентоспособности, индекс конкурентоспособности, интегральных качества конкурентоспособности.