К 240-летию со дня рождения Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831)

 

Способна ли философия стать наукой? Впервые этот вопрос был поставлен ещё в эпоху Просвещения, но ясного ответа на него нет до сих пор. Нет чёткого понимания того, что такое философия, чем она отличается от других наук, и какова должна быть её собственная научная форма? В рамках вузовского образования такая неопределённость оборачивается тем, что студенты зачастую не понимают ни смысла философии, ни целей её изучения. Данная ситуация не может продолжаться до бесконечности. Чтобы сохранить свой предмет философам рано или поздно придётся дать ответ на эти вопросы.

Наша эпоха нуждается в возрождении самой идеи гениальности.

Николай Александрович Бердяев

I

Если мы считаем гениальных людей определенным, обособленным типом, и выделяем их из среды всех других людей, то придать этому типу жизнь, описывая его, можно только одним способом, – «индивидуализируя» этот тип. Можно говорить и исследовать реальный и вполне конкретный гений Бальзака, но нельзя говорить об абстрактном «гении писателя» и исследовать абстрактную же «гениальность в литературе», можно говорить и исследовать реальный и вполне конкретный гений Ломоносова, но нельзя говорить об абстрактном «гении ученого» и исследовать абстрактную же «гениальность в науке» и т.п.

Аннотация. Гениальность – это наивысшая степень проявления ума, сознания, творческих сил человека, благодаря которой создаются такие качественно новые творения, которые оказывают непреходящее влияние на развитие человеческого рода и духовное преображение человека в идеях любви, истины и красоты. Человеческий гений есть система таких личностных атрибутов и духовных признаков, благодаря становлению которых в индивидуальной творческой деятельности личность обнаруживает, осознаёт и принимает на себя назначение своё и вносит во всеобщую духовную культуру свою личностную волю и духовную глубину.

Аннотация: гениальность как проблема философской антропологии рассматривается, во-первых, как высшее, предельное состояние человеческого духа и, во-вторых, как феномен духовной культуры. Выделяются три типа ума, из которых созидательно-творческий ум гениального человека являет себя в свойствах парадоксальности, универсальности и вневременности. Особость природы человека в её отличии от всех иных живых существ заключается отнюдь не в разуме в его исключительной изолированности, а определяется духом (человеческим гением) бытие которого являет себя в эманациях ума, сознания и творческой деятельности человека в их неразрывной целостности. Доказывается, что человеческий гений и есть то «самое само», с чего начинается человек, запускается человеческая история, разворачивается становление духовной культуры. В свою очередь, гениальность, как главный источник и питательная среда духовной культуры, во всех её известных формах (религия, искусство, философия, наука, образование), есть одновременно и порождение культуры.