Уважаемые коллеги, друзья!

Редакция журнала «Философская школа» планирует в 2019 году подготовку и издание тематического выпуска журнала по теме: «Проблема гениальности - 2019» и приглашает к сотрудничеству постоянных и новых авторов, философов, учёных, педагогов, религиозных и культурных деятелей, писателей, поэтов, критиков, публицистов, художников, имеющих собственную точку зрения, оригинальные исследовательские разработки, вопросы для всестороннего обсуждения и задел для философской рефлексии загадочного и редчайшего в истории человеческого рода явления гениальности.

Аннотация.

В настоящей статье автор проводит критический анализ психопатологической (психопатической) теории гениальности и, тем самым, продолжает цикл работ по развитию идеи гениальности, разработке проблемы гениальности и изучению гениальности как явления (см.: Философская школа. – 2018. – №5. – С.15-37). Статья посвящена Павлу Семёновичу Гуревичу (1933-2018), который в беседах с автором неоднократно и настоятельно рекомендовал обратиться к разработке, намеченной в настоящей статье темы. Противоречия, обнаруженные автором в трудах классиков указанной теории (Чезаре Ломброзо, Макс Нордау, Эрнст Кречмер), остро ставят вопрос о правомерности положений, утверждающих прямую или вероятностную связь гениальности и психопатологии («безумия», «сумасшествия», «помешательства»). Подчёркивается опасность принятия названных положений без их критической оценки в работах современных авторов, поскольку такой подход лишь усугубляет системный кризис современной культуры, ведущий к варваризации и духовной деградации современного человека. Представляются причины живучести псевдонаучных положений о связи гениальности и помешательства (безумия). Автор настаивает, что творческие силы деятелей культуры, философии, науки и образования сегодня должны быть направлены на преодоление катастрофических процессов в важнейших сферах духовной жизни человека, ведущих в итоге к уничтожению человечности в человеке. Выдвигается гипотеза, что возрождение идеи гениальности способно стать одним из ключевых факторов преодоления массовой варваризации современного общества, носящей все черты жесточайшей массовой психопатии. Именно гений и есть та выраженно-стойкая сила, воплотившая в себе энергию провиденциальности, нравственности, творческости, способная создать заслон для массовой психопатии варварства. Ведь недаром варварство своими продуктами посткультуры, – в которых прекрасное подменяется безобразным, на место правды-истины выставляется обман и ложь, а вместо возвышенного плодится плоское, примитивное, низкое, – объявило настоящую войну выдающимся произведениям духовной культуры, создаваемой вековыми трудами человеческого гения.

Ключевые слова: гениальность, психопатия, психопатологическая теория гениальности, противоречия, Чезаре Ломброзо, Эрнст Кречмер, Макс Нордау, природно-социальный человек, посткультура, массовая психопатия варварства, сверхличностные ценности, духовный человек.

Аннотация. Статья посвящена философской трактовке «вещи», которая обрела в истории мысли неожиданные и противоречивые коннотации. Традиционное представление о вещи, восходящее к Аристотелю, относит её к природным основаниям. Поэтому в трактовке античного философа вещь обладает автономией и служит источником движения и покоя. Предметы, созданные искусственным путём, как показывал Аристотель, онтологически менее значимы и в большей степени ущербны. В классической традиции, как утверждается в статье, мир вещей переживается как мир падший. Он влечёт за собой и отчуждение того, кто его создал. Таков фундаментальный принцип: подчинять — значит не просто видоизменять подчиняемый элемент, но и видоизменяться самому. Антропологическая трактовка вещи содержится в работах И. Канта. Его мысль связана с противопоставлением вещи и человека. Подчеркивая, что нельзя человека судить по аналогии с вещью, Кант возвышает статус человека. Глубокая экспертиза вещи содержится в работах М. Хайдеггера. Немецкий философ обращает внимание на ценность и особость вещи. Трактуя вещь как сущее, он в то же время отмечает, что в событии мира как мира, в вещественности мира издалека даёт о себе знать приближение самого бытия. Очередная метаморфоза вещи содержится в работах Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, Сл. Жижека. Они отвергают право человека относиться к животному как к вещи. Полной контроверзой этим концептам служит современная тенденция преобразить человека, превратить его в вещь, выполняющую определённую функцию в социуме.

 Ключевые слова: человек, вещь, животное, человечность, животность, сущее, бытие, артефакт, вещественность, деструктивность.

Аннотация. В настоящем исследовании проанализированы факторы углубления процессов карнавализации социального пространства современного общества, последовательно рассмотрены и исследованы изменения и деформации процесса межпоколенческой трансляции значимого социокультурного опыта как основного компонента процессов воспитания и образования. Актуальность данного исследования прежде всего связана с несомненной реальностью целого ряда процессов, внешне незаметно, но в глубинных слоях своего протекания в значительной степени деформирующих механизмы межпоколенческой трансляции значимого культурного  опыта, вслед за которыми начинает деформироваться и сама социальная реальность, внешне репрезентируемая для индивидов как нечто такое, чем на самом деле она не  является, и что во все большей и большей степени приобретает статус всеобщей конвенции, негласно навязываемой индивидуальному сознанию извне. Особое внимание уделено исследованию психологических факторов влияния на процессы социальной интеграции и инкультурации детей и подростков в процессе их взросления и вовлечения в пространство карнавальной массовой культуры мира взрослых. Исследование завершается анализом реальных особенностей функционирования механизмов массового воспроизводства карнавальных форм мышления, общения и поведения в поколении детей, обобщающим результатом действия которых и явилось возникновение феномена «детей карнавала». Научная новизна настоящего исследования в значительной степени основывается на целостном, системном подходе и выделении единой, крайне многообразно репрезентируемой внутри социокультурогенеза современного общества причине, инспирирующей возникновение многоликой феноменологии карнавализации не только в самой социальной реальности, но и в индивидуальном сознании современного «карнавального человека», прогрессирующе утрачивающим в последние десятилетия навыки свободного аналитического мышления, самостоятельного и чуждого многочисленным клише и стереотипам.

Ключевые слова: карнавальная массовая культура, неототалитарный карнавал, распад субъектности, деиндивидуализация, модели имитации, карнавальные аскрипции, статусно-ролевая мимикрия, онтология имитации, «карнавальный человек», «дети карнавала».

Аннотация. В тексте, который является фрагментом книги «Апология культуры. Три прочтения «Времени и рассказа» Поля Рикера проводится сравнение философий Ж.-П. Сартра и П. Рикера в их антропологическом аспекте, а более конкретно – интерпретации обоими авторами ситуации выбора человеком того или иного плана действий или решения. Радикальной позиции сартровского экзистенциализма, в соответствии с которой человеческое решение не может быть обусловлено предшествующими обстоятельствами, Рикер противопоставляет более осторожную позицию, согласно которой обусловленность в той или иной степени всегда существует, но это никак не умаляет человеческой свободы в принятии решения. В статье показано три аспекта, в которых расхождение между позициями Рикера и Сартра выглядит более рельефным: это оценка Рикером и Сартром взаимосвязи категорий «прошлое», «настоящее», «будущее»; понимание Рикером и Сартром взаимоотношения понятий «реальное» и «воображаемое»; интерпретация каждым из авторов литературного творчества. Сравнение всех тех аспектов показывает значительное сходство обоих авторов, суть которого заключается в том, что и Сартр, и Рикер рассматривают категорию будущего, способность воображения и литературное творчество в их проективном аспекте, творческом аспекте, а отнюдь не как воспроизведение, или «отражение» чего-то, уже существующего. Однако в философии Сартра будущее противопоставлено прошлому, воображаемое – реальному, поэзия – прозе. С точки зрения Рикера, противопоставление во всех этих случаях – неверный подход, поскольку отказ от существующего лишает, по его мнению, творчество его проективных возможностей, которые, с точки зрения Рикера, как раз и проявляются в продуктивном диалоге с прошлым.

Ключевые слова: решение, экзистенциализм, континуальность, герменевтика себя, прерывность, инициатива, воображаемое, темпоральность, антиномия

Аннотация. Экономическая деятельность людей в эпоху научно-технической революции превращается в  деятельность, включающей в себя временной ресурс. Раньше при определении стоимости производимой продукции временной фактор учитывался политэкономами только в одном смысле − в смысле уплотнения времени. Имеется в виду заполнение готового времени более интенсивными движениями, более интенсивной работой. А вот согласно подготовленному проекту социалистической политэкономии время в трудовом процессе субъекта подвергается трансформации, из него выделяются (извлекаются) созидательные элементы (временной ресурс). Наличие их обусловлено тем, что временная стихия включает в себя прямой и обратный ход времени. Открытие обратного течения времени подтверждается современной экспериментальной практикой в области квантовой физики, о чём приводятся сведения  во второй части предложенной статьи. Сформулированная  автором концепция квантования времени служит теоретическим основанием такой экспериментальной практики. 

Ключевые слова: политэкономия, стоимость, продуктивность труда, уплотнение времени, временной ресурс, прямое течение времени, обратное течение времени, квантовые эксперименты, дальнодействие.

Аннотация. Статья посвящена интерпретации экзистенциальным философом Львом Шестовым личности и творчества Ф.М. Достоевского. Автор выделяет наиболее важные для мыслителя идеи и философемы писателя, исследует, как они вписываются в его философию и мировоззрение. Так, наиболее значимым сочинением для Шестова является повесть «Записки из подполья»; философ сближается с Достоевским в своих антропологических построениях, в исследовании психологии «подпольного человека», не замечая близость взглядов писателя к православному представлению о человеке. Философ резко критически относится к историсофским идеям Достоевского, считая, что они противоречат духу его творчества. В статье делается вывод об определенных ограничениях шестовского подхода к исследованию личностей писателей и их сочинений, указывается на схематизм и некоторые упрощения.

Ключевые слова: Лев Шестов, Ф.М. Достоевский, «подпольный человек», философия трагедии, Ф. Ницше, имморализм, «всемство», «Многообразие религиозного опыта», Великий инквизитор, «На весах Иова».

Аннотация. Статья посвящена риторике как социальному и культурному явлению. Риторика долгие десятилетия не преподавалась в нашей стране, поэтому многие испытывают трудности с выражением своих мыслей. Необходимо исправлять ситуацию, и не только с запущенной риторикой, но и тесно связанными с ней культурой речи, логикой, этикой. Язык, как сущностное явление, и такие надстроечные явления, как культура речи, риторика и т.д., необходимы, прежде всего, не как средство общения, а как инструмент мышления. Взгляд на риторику лишь как на красноречие умаляет её роль в развитии личности. Речь становится социально значимой, если способствует изменениям в общественном сознании, влияет на результаты общественной деятельности. Рассматривается необходимость широкой популяризации риторики и культуры речи в современном обществе. Предлагается издавать риторику в удобных форматах, например, брошюры, листовки. Изучение риторики невозможно без ознакомления с её основными категориями, с этой целью были составлены таблицы, освещающие основы риторики и, тесно связанные с нею, логики и культуры речи.

Ключевые слова: риторика, риторический идеал, основные понятия риторики, культура речи, логика, этика, принципы мышления, социально значимая речь, речевое воспитание, речевое воздействие.

Аннотация. Евангельские и библейские сюжеты уже на протяжении многих столетий составляют значительную часть мирового культурного наследия. В настоящий момент в мире несколько миллиардов христиан, принадлежащих к различным христианским конфессиям. В настоящей одновременно философской и поэтической работе предлагается некая философско-историческая реставрация событий, происходивших более двух тысячелетий тому назад. Эти фрагменты стихотворного  философского текста являются продолжением первой части «Иерусалимских свитков», опубликованных в первом номере журнала «Философская школа» за 2017 год.

Ключевые слова: Иисус Христос, Царь Ирод, волхвы, Лазарь Четверодневный, апостолы, Иерусалим, Рим, Бог, Иудея, Храм

Аннотация. Автор продолжает исследование воображения, как одного из важнейших свойств человеческого бытия (см.: Философская школа. – 2018. – №5). Даётся историко-философская ретроспектива воображения в трудах философов от античности до наших дней. Проводится мысль о том, что виртуальная среда, создаваемая во многом благодаря интеграции образов воображения огромных масс современных людей, преобразует реальность, одновременно, внося изменения в самою природу человека.  При этом воображение является важнейшим катализатором и питательной средой науки и искусства. Перспективы настоящего исследования автор видит в необходимости рассмотреть понятие «воображение» в системе следующих сопутствующих понятий «творческий дар», «вдохновение», «интуиция», «озарение», «апперцепция», «гениальность».

Ключевые слова: философская антропология, воображение, фантазия, творческое воображение, образ, идея, визуализация, наука, искусство, гениальность.