Аннотация. История русской цивилизации насчитывает несколько глубочайших социальных катаклизмов и гуманитарных катастроф, следствием которых становились многомиллионные эмиграционные потоки. При этом эмигрантская среда зачастую выдвигала выдающихся деятелей русской культуры и литературы, которые вносили неоценимый вклад в сокровищницу русской мысли, оставаясь при этом в поле чужеродной им иностранной культуры. В данной статье исследуются тексты, жизнь и творчество русского писателя Вадима Ивановича Фадина, который в 1996 году эмигрировал в Германию и по настоящее время проживает в Берлине. В качестве философского метода исследования используется герменевтика, а в качестве философского жанра  «письма к другу». Показаны некоторые закономерности и законы преемственности в организации социальной жизни русской литературы за рубежом.

Ключевые слова: человек, Россия, Германия, Берлин, литература, эмиграция, Вадим Фадин, герменевтика, экзистенция, Армагеддон.

Аннотация. В статье анализируется современная геополитическая ситуация. Отмечается, что в нынешнюю эпоху стержнем противостояний выступает не нация, не государство, а цивилизация. Разумеется, эта тема давно обсуждается в социальной философии, однако она получила в наши дни особую остроту. Прежде всего, многое изменилось в самом содержательном толковании понятия «цивилизация». Многие стороны социальной жизни в былые времена, по мнению современных исследователей, были организованы гораздо целесообразнее и даже цивилизованнее, чем в современном социуме. В практике древних обществ обнаружены ценные идеи и достижения, которые в значительной мере наносят удар европоцентризму. Встреча цивилизаций стирает особенности разных культур. Неслучайно многие исследователи, представляя локальные культуры, говорят именно об особом укладе жизни и необычном духовном опыте. Среди претендентов на мировое господство остаётся, судя по всему, евроатлантическая цивилизация. Но это вовсе не означает, что евроатлантическая цивилизация имеет все шансы на универсальность.

Ключевые слова: культура, цивилизация, варварство, европоцентризм, глобализация, культурная антропология, культурно-исторические типы, духовность, ценности, конфликт цивилизаций, пассионарность.

Аннотация. В статье анализируется этноантропологическая концепция Ж.-Ж. Руссо. Автор отмечает, что этот мыслитель имеет своеобразную концепцию, которая относится к феноменологии этноса. Его взгляд на эту тему отличается от европоцентристской установки просветительского сознания XVIII в. Опираясь на работы этнографов, Руссо радикально переосмысливает понятие самотождественности человека. Французский мыслитель дистанцируется от концепции Декарта, которая усматривает самопостижение личности во внутренней работе «я». Руссо полагает, что представление человека о самом себе, так же как и этноса о своей сущности, невозможны без оглядки на другого человека или этнического образования. В контексте такого сравнения само понятие «я» значительно сужается, поскольку, принимая на себя образ другого, человек, в той же мере и как этнос, осознает относительность своих представлений. Расшифровка другого приводит к тому, что человек пытается увидеть себя в зеркале иного существа или иной культуры. Именно поэтому К. Леви-Стросс назвал Руссо основателем гуманитарных наук. Представление о сложностях самоопознавания своей и чужой культуры, изложенная Руссо, получила развитие в постмодернистской философии.

Ключевые слова: философия, культура, идентичность, этнос, человек, этнография, этноантропология, европоцентризм, различие, рационализм.

Аннотация. В статье рассмотрена концепция живого вещества, разработанная академиком В. И. Вернадским в контексте ее дальнейшего развития. Особое внимание уделено «механизму» биосферы, основанному на бике – биогенном круговороте атомов. Отмечена огромная роль лесов в трансформации солнечной энергии и поддержании глобального круговорота воды.

Ключевые слова: В. И. Вернадский, биосфера, живое вещество, Жизнь, биогенная миграция атомов, биологическая архитектоника, леса, биотический насос, дестабилизация климата.

Аннотация. Пожалуй, редко у какого жанра русской литературы есть такие глубокие традиции, как у философской поэзии. Ей отдали дань все великие и высокие поэты  России, начиная с Тредиаковского и Ломоносова и далее  Твардовским, Волошиным, Ахматовой. Особую дань философскому поэтическому размышлению отдали наши поэты нобелевские лауреаты: Бунин, Пастернак и Бродский. И в рамках этих традиций в поле зрения философской поэзии всегда были два космоса: внутренний мир поэта, со всеми перипетиями его бытия, и ойкумена, или та внешняя, освоенная человечеством часть реальности, которая включала и творения технического прогресса, и плоды научных изысканий, и созданные воображением миры. Именно такой охват философской, и одновременно поэтической тематики свойственен  подборке стихов  Михаила Пластова. Не больше, но и не меньше. Михаил Пластов автор 33 книг, в том числе и перевода феноменальной книги стихов великого Джеймса Кларка Максвелла, сотен статей, включая естественнонаучные, искусствоведческие, философские, публицистические, политические представляет на суд читателя подборку элегантных философских стихотворных миниатюр. А последнее слово всегда не за автором, не за редактором или издателем, а за читателем.

Ключевые слова: историческое время, психологическое время, биологическое время, физическое время, жизнь и смерть, знания, убеждения, золотая середина.

Аннотация.  В плеяде современных российских поэтов, работающих в стиле неоклассики, и принадлежащих к течению «Нового Ренессанса», поэтический голос Сергея Антипова выделяется, прежде всего, искренностью интонации и широтой диапазона чувств. От шепота молитвы до гневного обличения социальных пороков и нравственных изъянов ближнего окружения. На этом пути у поэта есть как несомненные удачи, так и досадные промахи, связанные с декларативностью и жесткой прямолинейностью нравственной  оценки. Философские стихи Сергея Антипова – удивительный пример необычного поэтического эксперимента. Под маской прямоты лирического высказывания и простоты поэтической формы скрывается необычная для нашего времени философия постэклектики многомерного восприятия бытия. Перед нами микс любовной лирики, социального протеста и философии реального поступка в рамках православного восприятия реальности. Лирический герой Сергея Антипова выражает новейшее в нашей поэзии ощущение мозаичного сознания, когда на глазах читателя, благодаря философскому дискурсу, лирический герой трансформируется в лирических типаж.

Ключевые слова: космос, судьба, путь, любовь, квант бытия, Господь, молитва, надежда, мечта, переход, вера.  

Аннотация. Работой «Сквозь время» самого молодого автора «Философской школы» открывается новая рубрика нашего журнала – «Философская проза». Поскольку художественное произведение говорит само за себя, скажем лишь следующее. Настоящий рассказ был написан более десяти лет назад (2006 год) совсем ещё юной девочкой и публикуется впервые. Источником вдохновения для автора и основой для построения символики созидания, представленной автором в настоящей художественно-философской работе, послужила картина «Дыхание вечности», иллюстрация которой представлена на вкладке.

Ключевые слова: Бог, Вселенная, создатель, война людей, жизнь, смерть, течение времени, солнце, дуб, дитя Земли.

Аннотация. Исследование выполнено в рамках характерологии гениальности – оригинального направления в науках о человеке, развиваемого автором, где основополагающим методом является представление образа личности гения.  В статье представлены результаты изучения творческой жизни Андрея Рублева, Леонардо да Винчи, Бенедикта Спинозы, Иоганна фон Гёте, Оноре де Бальзака, Н. А. Бердяева, созидательная деятельность которых являет собой целостную картину неустанных поисков идеала совершенства. Гениальность указанных персоналий идентифицировалась на основании идеально-смыслового критерия гениальности, разработанного автором (см. статью Чернова С. В в журнале «Философская школа», № 1, 2017). В ходе исследования, указанный выше критерий гениальности, без ущерба самому этому критерию, был сформулирован более обобщённо и предельно кратко следующим образом: гений есть созидатель, ищущий совершенства.

Ключевые слова: образ личности гения, Андрей Рублев, Леонардо да Винчи, Бенедикт Спиноза, Иоганн фон Гёте, Оноре де Бальзак, Николай Александрович Бердяев, созидание, совершенство, человечность.