Аннотация. Настоящая статья систематизирует, продолжает и обобщает исследования автора разных лет, выполненные в рамках того направления русской религиозной философии, которое в 30-х годах прошлого века было обозначено Н. А. Бердяевым как «богочеловеческая антропология», где предметом является не «природный, психологический человек», а человек «онтологический, духовный». Основой для исследования послужили, во-первых, тексты Нового Завета; во-вторых, идеи выдающихся представителей русской религиозной философии: П. Бакунина, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва,  С. Н. Трубецкого,  П. А. Флоренского Л. И. Шестова; и, в-третьих, анализ тех глобальных прогрессистских процессов, которые не только меняют мировоззрение и самосознание современного человека, но, более того, грозят необратимыми изменениями в самой природе человека, разрушая его человечность и изменяя его, человека, сущность как «образа и подобия». Статья включает в себя следующие тематические разделы: «Божественное начало и духовная жизнь человека», «Бог, человек и структура», «Вера и знание», «Что есть Истина?», «Путь к богочеловечеству». В статье проводится идея о том, что секуляризованное общество движется в «постчеловеческое будущее»: к разложению, упадку и полной деградации культуры, к уничтожению человечности; и наоборот, источником спасения общества, сохранения культуры и возрождения человечности должен стать возврат человека к Богу, к сакральным человеческим ценностям, выражаемым абсолютными идеями любви, истины и красоты и к деяниям человека, направленным на преображение злого в доброе посредством созидательного творческого труда.

Ключевые слова: Бог, богочеловеческая антропология, человек природный, человек духовный, богочеловечество, совершенная нравственность, творчество, любовь, истина,  созидательный творческий труд, нравственный гений, творческий гений.

Аннотация. Интерес к проблеме человека в мировой философии обнаруживался всегда. Нет такой эпохи, когда мыслители вообще перестали бы тревожно и пытливо исследовать данную тему. Однако иногда философское постижение человека не рассматривалось как первоочередная задача. Напротив, некоторые мыслители считали, что увлечение данной темой мешает глубокому истолкованию других, более значимых, как им казалось, проблем. В статье проводится различие между классической и неклассической антропологией. Рассматриваются базовые категории классической антропологии и их преображение в новой парадигме. Раскрывается смысл современной антропологической катастрофы. Особое внимание уделяется постмодернистской трактовке человека.

Ключевые слова: человек, философия, философская антропология, человеческая природа, идентичность, пересотворение человека, разум¸ сущность человека, социальность, духовность.

Аннотация. В статье предпринята попытка создания общей теории поэзии. Поэзия рассматривается, как явление, сущность и система. Введены и обоснованы понятия поэтической среды, поэтического пространства, поэтического поля, поэтического потенциала, поэтического дара. Проанализированы основные признаки поэзии, как явления, системы и сущности. Данная работа лежит в русле междисциплинарных философских исследований общих законов развития и функционирования  искусства на примере поэзии. В том числе исследуется антиутопия, содержащая сценарий гибели поэзии. Статья представляет собой первую часть серии трудов по философии поэзии.    

Ключевые слова: философия, поэзия, феноменология, ноуменология, явление, сущность, система, поэтическая среда, поэтическое пространство, поэтический дар, творчество, искусство.

Аннотация. В работе представлен новый подход к вечному вопросу о тайнах творчества. Автор рассматривает фантасмогорию «Голос», как некую матрицу, куда можно внести разных творцов: Пушкина и Лермонтова, например; или, скажем, Леонардо и Микеланджело, и предлагает свою точку зрения, свой взгляд на два пути создания произведений искусства. Автор называет одного из своих героев Людвиг Фон Бетховен, а не Людвиг ван Бетховен, как это принято,  во-первых, потому, что Бетховен и сам себя так часто называл, во-вторых, фон – это что-то громадного масштаба, как и его музыка, тогда как приставка ван указывает на принадлежность к определённой местности. Иллюстрация к тексту – Нины Тугариной.

Ключевые слова: Моцарт, Бетховен, Голос, звучащее пространство, оживление Галатеи, создание произведения искусства, творец и каменщик и плотник, диктуй, слабеющий голос, я превращаюсь в камертон.

Аннотация. В этом произведении автор продолжает тему (см.: Чернова А. С. Сквозь время // Философская школа. 2017, №2) метафорического осмысления бытия в идеях жизни и вечности, добра и зла, созидания и разрушения. Здесь представлены последствия иного выбора под влиянием чувства чести и силы веры: вольная фантазия о взаимоотношениях Бога и Адама, последовавших за грехопадением Евы. История о ненависти и любви, об идеальном мире каким он мог бы быть.

Ключевые слова: Бог, Создатель, совершенство, вечность, высший разум, образ и подобие, плод истины, змей, предназначение, тварь.

Аннотация. В статье сделана попытка определить место философии Ф. Ницше в истории антропологического знания. Показано, что идеи Ницше послужили переходным этапом от классической парадигмы к современному неклассическому образу мышления. Немецкий философ нанёс решительный и сознательный удар по метафизике, проделав огромную работу по её преодолению. Он отверг идущее от Платона деление мира на истинный и иллюзорный, утвердив, что подлинной реальностью обладают лишь земля и тело. Он разрушил эссенциалистское понимание субъекта, указав на его синтетический, конструктивистский характер. Критически относясь к нарочитой рассудочности, Ницше внёс серьёзные коррективы в толкование разумности. Сам феномен разума философ анализировал вместе с неразумием. В статье делается вывод, что попытки ряда философов, в том числе М. Хайдеггера, представить Ницше в качестве метафизика несостоятельны, поскольку они предпринимаются из принципиально иной историко-философской перспективы.

 Ключевые слова: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, преодоление метафизики, эссенциализм, безумие, телесность, воля к власти, бытие человека, критика рационализма, философская антропология.

Аннотация. В. Райх является одним из классиков психоанализа. Он развил учение Фрейда, особенно в том направлении, где уже начинала складываться классификация невротических характеров. В его работах это целая галерея невротиков, чьё психосексуальное развитие сказалось на формировании человеческих черт индивида. По Райху, любой тоталитарный строй основан в конечном счёте на сексуальном подавлении, становящемся основой характеров и служащем источником массовых неврозов. В таких случаях становится возможной укоренённость господствующей социальной системы и психической структуры индивида. Утверждая физическую реальность психической энергии, Райх предельно расширил понятие либидо и развил натурфилософское учение об универсальной космической и жизненной энергии – «оргоне». В 60-х гг. XX в. движение «новых левых» объявило его своим идеологом. Многие идеи Райха были развиты в сочинениях Т. Адорно и Э. Фромма.

Ключевые слова: психоанализ, Райх, невроз, мышечный панцирь, фрейдизм, либидо, характер, человеческая природа, сексуальность, оргон, энергия.

Аннотация. В статье приводится краткий анализ различных определений понятия «Бог», принятых в различных философских системах, религиозных монотеистических традициях и в некоторых надконфессиональных учениях, а именно: у Платона, Августина Блаженного, Терезы Авильской, Спинозы, Вольтера, Канта, Спенсера, Бердяева, Эйнштейна, Баха-Уллы, Е.И. Рерих, Рамакришны, Ошо. Делается обоснованный вывод об отсутствии единого понимания Бога, а также о несостоятельности и бессодержательности массы религиозных и околофилософских текстов, опирающихся на термины, не отражающие объективную реальность. Схематично рассматривается несостоятельность так называемых «доказательств бытия Божьего». Автор касается также актуального вопроса о «научности» теологии. Как итог, в виде некоего наиболее приемлемого компромисса между научными и религиозными взглядами предлагается реалистичное понимание Бога как вселенной или природы.

Ключевые слова: Существует ли Бог, есть ли Бог, Бог есть природа, Бог есть вселенная, дихотомия вера – знание, доказательства бытия Божьего, бритва Оккама, наука и религия, разные понимания Бога, русское свободомыслие.