Аннотация. Настоящая статья продолжает программу авторских исследований, основывающихся на развиваемой автором концепции богочеловеческой антропологии (термин Н.А. Бердяева), где предметом исследования является не природно-социальный психологический человек, а человек духовный онтологический (см.: «Философская школа» № 3, 2018, с.8-41). Впервые в научно-философской литературе св. ап. Павел рассматривается не только как апостол Иисуса Христа, миссионер и проповедник, а, прежде всего, как религиозный гений-творец. В статье представлена оригинальная авторская версия откровения, испытанного и принятого Павлом, обосновывается положение о том, что в самой судьбе иудея Савла, в его становлении уже как апостола Христа, перед нами ясно разворачивается эманация божественного провидения, которое и делает пророка пророком, святого святым, а гения гением. Основываясь преимущественно на анализе текстов Нового Завета, автор представляет апологию творчества и любви, развёртываемую в учении св. ап. Павла, которое в основаниях своих опирается на универсальные идеи благого, возвышенного и прекрасного. Развиваемая в этом и других трудах автора концепция богочеловеческой антропологии несёт в себе назначение охранения христианской истины созидающего творчества, правды-справедливости и безусловной любви.

Ключевые слова: концепция богочеловеческой антропологии, св. ап. Павел, религиозный гений-творец, откровение, Новый Завет, учение апостола Павла, безусловная любовь, творчество, универсализм, христианская истина созидающего творчества.

Аннотация. Неудача – форма жизни. Стремление осмыслить ее с позиции аномалии приводит лишь к дихотомии «счастье-горе». Возведение невротического ощущения счастья в культ современностью и погоня за ним, заставляют человека чувствовать себя неудачником при малейшем несоответствии «успешному» образу, которое создало общество. Вместе с тем, неудача сама является частью успеха, если видеть в ней ценность опыта. Актуальность исследования неудачи в жизни человека заключается в парадоксальном невнимании науки к неуспешной стороне жизни. Наша работа посвящена восполнению теоретического пробела в осмыслении неудачи как ценности, приносящей человеку опыт, возможность открыть в себе новые ресурсы, жизненные силы. Жизнь представляет собой синусоиду из взлетов и падений, ситуации кольцуются в циклы событийности. В зависимости от выбора жизненного сценария человек выбирает путь обострения неудачной событийности, не признавая неудачу, чувствуя вину за свой неуспех. Альтернативный вариант – продуктивное переживание опыта неудачи. В первом случае человек транслирует социальному окружению чувства страха, неуверенности, обиды, гнева. Сильные негативные чувства закрепляют неудачу в событийном рисунке жизни, возвращая человека к неприятным событиям в течение жизни. Принятие неудачи в качестве ценного опыта, благодарность за возможность понять свой потенциал, любовь «пережигает» чувства страха, превращая неудачу в будущий успех.

Ключевые слова: социология счастья, успех, переживание неудачи, гибридный методологический комплекс, событийный подход, гуманистически-смысловой анализ, социальный смысл неудачи, жизненный опыт, социальная роль неудачника.

Аннотация. Данная статья продолжает цикл работ по созданию единой философской модели поэзии как уникального явления, сущности и системы. Вводится понятие сферы поэзии, рассматриваются вопросы и проблемы взаимодействия сферы поэзии с другими сферами, имеющимися как в социуме, так и в природе, причем в «первой природе» и во «второй природе», то есть с геосферой, биосферой, социосферой, техносферой и ноосферой. Предлагаются философские концепции, позволяющие рассматривать «музыку сфер» как продукт взаимодействия сферических структур со сферой поэзии. Центральной философской инновацией исследования представляется введение и исследование сферы поэзии как объекта шестимерного пространства, заключенного в каре из четырех базовых философских сущностей, а именно: «пространство», «время», «информация», «энергия». Авторами предпринимается попытка рассмотреть стихотворение как информационно-энергетическую капсулу, изучить процессы ее капсулирования и раскапсулирования. Рассматривается понятие кванта действия в сфере поэзии и предлагается квазиквантовая теория поэтического поля, раскрывающая природу поэтического потенциала. Подчеркнем, что данная работа является лишь продолжением цикла философских исследований под общим названием «Размышления о поэзии», включающего в себя хронопоэтику, полипоэтику, топологию поэзии, геопоэтику, технопоэтику, биопоэтику и социопоэтику.

Ключевые слова: сфера поэзии, философское моделирование, энергоинформационная поэтическая капсула, квант действия, геосфера, биосфера, техносфера, музыка сфер, нелинейное программирование, искусственный интеллект.

Аннотация. Эта статья была подготовлена автором для одного из предыдущих выпусков «Философской школы», но по просьбе самого автора была снята с этого выпуска, в пользу публикации в этом выпуске другой своей статьи. Теперь эта статья, сохранившаяся в редакционном портфеле, публикуется в первоначальной редакции самого автора. Статья посвящена эволюции и динамике феномена человека.  Автор показывает эволюцию философской антропологии и ее трансформацию, связанную с историческими разломами. В период своего возникновения философская антропология вынашивала идею антропологизации философского знания. Предполагалось, что любая философская рефлексия, – о природе, социуме или познании, – должна исходить из осмысления феномена человека. Однако эта установка претерпела серьезные испытания. Знание о человеке распалось на множество разных версий, не обеспечивающих выработку единого взгляда на человека. Затем возникло разочарование в самом человеке. Апофатическая антропология пришла к выводу об устарелости человека вообще. Еще большие потери философская антропология понесла в результате размежевания классической и неклассической антропологии. В результате предмет этой дисциплины стал зыбким и мерцающим. В таком контексте идея антропологизации философского знания потеряла все ориентиры. В статье показаны продуктивные попытки синергийной антропологии восстановить статус философской антропологии.

Ключевые слова: философская антропология, человек, классическая антропология, неклассическая антропология, антропологизация, гуманитарное знание, сущность человека, апофатический проект, кризис, устарелость человека.

Аннотация. Предпринята попытка исследования взглядов Ф. Ницше на проблему целостности человека и дана их критическая оценка. Немецкий философ одним из первых указал на мучительную фрагментарность человека, на расколотость его бытия. Тварь и творец, дикий зверь и приручённое домашнее животное, раб и господин – всё соединено в нём воедино, но в то же время выступает источником тяжелейших метаний и трагических коллизий. Несмотря на важность темы для всего строя мысли Ницше, философ нигде не даёт её развёрнутой трактовки. Отчасти это вызвало критику Ж. Батая, сравнение со взглядами которого приводится в работе. В статье используется сравнительный и историко-философский анализ, методы герменевтики и философского постижения человека. Делается вывод о том, что Ницше рассматривает проблему целостности как безоговорочно достижимую. Показано, что целостность не предзадана человеческой природой, но она обретается в процессе поиска относительной завершённости и служит ориентиром на пути к самому себе. Значимость подходов как Ф. Ницше, так и Ж. Батая определяется их пониманием целостности не как аккумулирования разрозненных частностей, а как исхождения из себя, из центра своей личности, предчувствия собственных способностей, неустанного саморазвития.

Ключевые слова: Ф. Ницше, Ж. Батай, целостность человека, расколотость человеческого бытия, философская антропология, фрагментарность человека, саморазвитие, философия постмодерна, становление, воля к власти.

Аннотация. В статье рассматриваются философские идеи Ч. С. Пирса, содержащиеся в его ранних журнальных публикациях. В 1868–1869 гг. мало кому известный тогда американский логик, математик и естествоиспытатель выступил с критикой рационализма Декарта и классического сенсуализма, выдвинул ряд теоретических положений, ставших краеугольными для традиции прагматизма. В частности, ранний Пирс оспаривает картезианский принцип сомнения как отправной точки философствования и одновременно отвергает эпистемологический «миф» о долингвистическом непосредственно-достоверном знании, не обусловленном каким-то другим (предшествующим) знанием. Всякая мысль, утверждает Пирс, предвосхищая семиотический, лингвистический, историцистский и прочие «повороты» западной философии ХХ в., обозначает то, что мыслилось в предыдущей мысли; каждая модификация сознания – внимание, ощущение и понимание – представляет собой вывод (inference). Эпистемологическому субъективизму и индивидуализму философской традиции, восходящей к Декарту, будущий классик прагматизма противопоставляет идею «сообщества исследователей» (подчеркивая тем самым социальный, коллективный характер научного знания), а истину определяет как «верование, которому суждено получить окончательное согласие тех, кто занят исследованием». Спустя 150 лет после выхода в свет сочинения раннего Пирса прочитываются и интерпретируются историками философии совсем иначе, чем современниками мыслителя, едва удостоившими их внимания. Можно с определенностью утверждать, что эти работы знаменуют начало «классического периода» в развитии американского прагматизма.

Ключевые слова: прагматизм, Пирс, Декарт, сомнение, интуиция, индивидуальное сознание, сообщество исследователей, фаллибилизм, невыводное знание, феноменализм.

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию жизни и творчества шотландского психоаналитика, одного из основоположников теории объектных отношений Рональда Фэйрберна. Прослеживаются особенности царившей в его семье атмосферы, определившей его характер, а также его последующее развитие в качестве доктора медицины, психоаналитика фрейдовской школы, а впоследствии создателя собственной теории объектных отношений, в которой развитие личности основывается на переживаниях младенца в его ранних взаимоотношениях внутри семейного окружения, а не на разрядке интенсивных напряжений, порождаемых исключительно внутри индивида, как это было характерно для классической фрейдовской точки зрения. Исследуется проведенная Фэйрберном кардинальная критика классического фрейдовского психоанализа. Используемый в данной статье метод исследования заключался в тщательном изучении жизни и творчества Фэйрберна, а также основных его трудов, с опорой на английские источники, переведенные для этой цели на русский язык и частично опубликованные. На основании проведенного исследования взглядов Фэйрберна автор статьи приходит к выводу, что он первым среди психоаналитиков предложил в систематической форме коперниканское изменение основ психоаналитической теории развития человеческой личности. Он заменил точку зрения науки XIX века, занимавшейся исследованием закрытой системы, концепциями открытой системы, в которых все время приходилось принимать во внимание вклад сопутствующего окружения.

Ключевые слова: Фрейд, Кляйн, Фэйрберн, объектные отношения, шизоидные факторы, Самость, плохие объекты, эндопсихическая структура, динамическая структура, внутренние объекты.

Аннотация. Проблема эмиграции в значительной степени носит характер «утечки умов». Это – известное явление, имеющее место во многих странах. В этом плане Россия не только не является исключением, но и выступает мировым лидером в области эмиграции ученых. Сама по себе такая проблема, как эмиграция ученых не нова. Но особую актуальность она приобрела в нынешних российских реалиях, что вызвано изменением социально-политической и культурной ситуации в современной России. Эмиграция ученых тесно связана и со многими вопросами современного гуманитарного знания, особенно в связи с происходящими в мире процессами модернизации и глобализации. Говоря об эмиграции ученых как объекте исследования отечественных специалистов, надо отметить, что эта проблема многие годы находилась на периферии внимания научного сообщества. Однако с конца 80-х гг. стали появляться работы по проблеме интеллектуальной миграции. Но в них практически не затрагивалась проблема эмиграции из России, интеллигенции, занятой в научной сфере деятельности. С середины 90-х гг. проблема эмиграции ученых стала одной из наиболее дискутируемых в отечественной научной литературе. Однако до сих пор недостаточно обобщающих работ, освещающих в комплексе наиболее важные проблемы, связанные с названной темой. Между тем эта проблема (кстати, весьма обширная) требует специального рассмотрения. Предметным полем исследования нами была определена четвертая, современная волна эмиграции ученых. В статье на основе социального и философского анализа определяются существенные параметры функционирования научной деятельности в России, социальные и культурные статусы науки и ученых в России, выявляются социокультурные последствия эмиграции ученых, как для развития науки в России; предлагаются меры по сохранению интеллектуального потенциала нашей страны. При исследовании данной проблемы мы опирались на современный уровень разработки этой проблемы и анализ реальных процессов, происходящих ныне в российской науке. Анализируя проблему эмиграции ученых из новой России, мы пришли к выводу, что она является следствием неблагоприятной ситуации, в которой ныне находится наука, особенно фундаментальная. Данная проблема остается актуальной как объект исследования до тех пор, пока не произойдут позитивные изменения в научной политике государства по отношению к науке, не появятся компетентные, высокопрофессиональные люди, отвечающие за её развитие.

Ключевые слова: эмиграция, ученый, государство, финансирование, престиж, статус, возраст, научно-техническое отставание, разрушение, материальные потери

Аннотация. В данной статье предлагаются новые точки развития социологии с позиции междисциплинарного взгляда и возможностей молодого поколения исследователей, родившихся в 1990-2000 гг. и заставших пик развития компьютеризации и информатизации российского общества в 2010 г., которые позволят социологии как системе продолжить эволюционирование, благодаря своевременной адаптации к новым условиям и возможностям. Впервые в современной отечественной социологии предлагается начать рассматривать социум как совокупность факторов, способствующих развитию личностных свойств индивидов (качеств характера), а социально-политические условия жизни в стране как систематическое, воспитательное воздействие, имеющее продолжительность в целую жизнь. Также впервые предлагается разработать более сложную, детализированную систему анализа социальных страт индивидов, содержащую не 3-5 социальных уровней (например, «рабочие», «средний класс», «капиталисты»), а до 100 социальных уровней, которая будет базироваться на количественном и качественном видах анализа больших данных, пришедших в российскую социологию вместе с появлением Интернета.

Ключевые слова: проблемы социологии, перспективы социологии, информационные технологии, иерархия индивидов, морально-нравственный диагноз, новые формы коммуникации, адаптация социологии к капитализму, И.М. Валлерстайн, М. Вебер, Ф.У. Тейлор.

Аннотация. Я много раз слышал, что история не имеет сослагательного наклонения. А мне кажется, что их бесконечное множество, и мы живём в одном из них. Существуют, возможно, параллельные миры, где жизнь проложила себе совсем другой путь. Например, битву при Ватерлоо выиграл Наполеон. Что, если Россия ограничилась Февральской революцией? Ну, да ладно, – это, конечно, домыслы. Просто, в какой-то период моей жизни мне захотелось побывать на пиратском корабле, совершить с Магелланом кругосветное плавание, пообедать с Иваном Грозным, встретиться лицом к лицу с Нострадамусом... Вот я и попытался. А что из этого получилось судить не мне.

Ключевые слова: история, флибустьер, гусары, Грозный, Страдивари, вызов, Магеллан, видения, пусть время рассудит.