ХАРАКТЕРОЛОГИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ: ФЕНОМЕН ПОСТУПКА
С. В. Чернов Институт Непрерывного Профессионального Образования

Древние и блаженные мужи, которые были лучше нас и стояли ближе к Богу.
Платон.

Творениям гения, в отличие от выдающихся, но преходящих результатов деятельности таланта, присуща некая внутренняя продуктивность, которая сама по себе веками будоражит и стимулирует умы и направляет волю не только исключительных, но и обычных людей. Сила духа, которой подчиняются мысли и идеи, воображение и труд гения позволяет его творениям (продуктам творческой деятельности) сохранять свою непреходящую значимость, безусловную оригинальность и абсолютную неповторимость в столетиях и служит достойным примером (образцом, правилом, законом, идеалом) для подражания, творческих усилий и изысканий многочисленных потомков. Однако это не самое главное. Главное заключается в огромном воспитательном значении гения, как уникального явления духовной жизни, влияния творческого пути и судьбы гениальной личности на пробуждение и преображение духа в роду человеческом.

Рассматривая вопросы духовного развития, Г. В. Ф. Гегель писал: «Индивидуум должен подняться на такую степень развития, чтобы противопоставить себя всеобщему как в-себе-и-для-себя-сущему, готовому к устойчивому предмету, – должен постигнуть себя в своей собственной самостоятельности»1. В свою очередь, высшую форму развития собственной самостоятельности и индивидуальности можно наблюдать в личности гениального человека, который ставит перед собой великие цели и, несмотря на величайшие препятствия, добивается их реализации. «Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других…»2. Можно утверждать, что изучая жизнь и творчество гениальных людей и познавая особенности их уникальной по своей глубине и широте созидательной деятельности, любой причастный к этому человек приобщается к вечности, – нравственно, интеллектуально и духовно растёт. Поэтому, исследование и познание духовного опыта гениальных людей несёт в себе не только огромное интеллектуальное и познавательное значение, но и содержит глубокий духовный и нравственный смысл.

Оноре де Бальзак сказал о своей жизни так: «моя жизнь – это мои произведения». Это заявление гениального художника в полной мере может быть отнесено к жизни и творчеству и всех других гениальных людей. Найти доступ к жизни гениального человека, – это значит пройти путём его творческих изысканий и попытаться выявить те идеи, которые являются ведущими и определяющими для этого творчества, ухватить то, что раскрывается в этом творчестве, то, как оно разворачивается, и то, как оно пребывает в постоянном становлении, а автор настоящего исследования выступает здесь проводником, готовым провести читателя по тем тропам творчества, по которым проходили в своё время и сами гениальные люди. Для решения этих задач мы обратились к изучению опыта духовной жизни Бенедикта Спинозы, Михаила Васильевича Ломоносова, Оноре де Бальзака, Поля Гогена и Василия Васильевича Кандинского.

Подбирая материал для настоящего исследования, мы опирались на следующее положение, высказанное ещё Платоном: «И если кто желает отыскать причину, по которой что либо рождается, гибнет, или существует, ему следует выяснить, как лучше всего этой вещи существовать, действовать или самой испытывать какое либо воздействие. Исходя из этого рассуждения, человеку не нужно исследовать ни в себе, ни в окружающем ничего иного, кроме самого лучшего и самого совершенного»3. Поэтому мы попытались здесь передать то самое лучшее и то самое совершенное, о чем нам могли поведать наши гениальные собеседники и их выдающиеся летописцы и тем самым попытались раскрыть перед читателем самые начала начал характерологии гениальности как нового направления в современной русской науке.