Что от отцов ты получил в наследство

Добудь трудом, чтоб овладеть им вновь...

Иоганн Вольфганг фон Гёте

I

Главное достоинство человека, возможность реализации своего творческого дара, равно как и оправдание назначения своего, – есть труд. Однако не всякая деятельность человека может быть названа трудом. Труд – это преобразовательная и созидательная деятельность. Результатом труда является его продукт – то новое, что произведено в процессе самого труда. Следовательно, труд не может быть непродуктивным. В свою очередь, разрушение не может быть продуктом труда, разрушение может быть только результатом произведённой работы. Работа может не иметь продукта. Работа – это лишь инструмент труда. Переложил предмет с одного места на другое – это уже работа. Чиновники могут целыми днями заниматься подобной работой, перекладывая бумаги с одного места на другое или составляя доклады и документы посредством компиляции или копирования.

Исследование творческого наследия Михаила Васильевича Ломоносова, в основу которого положена авторская концепция исследования человеческого гения, ясно показывает, что вся его научная, литературная и общественная деятельность были направлены единственно на строительство того пути, по которому впоследствии пошли и русская наука и российское просвещение. 

«Индивидуальность объясняется только сама из себя»
Алексей Фёдорович Лосев

I

Исследования человеческого гения, предпринятые нами ранее (С. В. Чернов, 2007-2015) и проведённые в проблемном поле философской антропологии, блестяще представленном в трудах П. С. Гуревича (Философская антропология, 2010; Философская интерпретация человека, 2013), приводят нас к следующим выводам.

Первое. Все существующие на сегодняшний день психологические теории гениальности (психоаналитические теории, теории качественного превосходства, теории количественного превосходства) не могут вполне определённо объяснить этот феномен (Л. П. Гримак, 1996). Некоторые из этих теорий в лучшем случае описывают блестящий талант, но совсем не гений. Исходя из этого, проблема гениальности, поставленная ещё в трудах Гераклита, Платона, Плотина и других античных писателей и продолженная в произведениях Шеллинга, Гегеля, Артура Шопенгауэра, Френсиса Гальтона, Отто Вейнингера, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, В. П. Эфроимсона и других современных авторов, вместе с тем не может считаться окончательно разрешённой, оставаясь при этом однозначно актуальной.

Доклад профессора С. В. Чернова «Характерология гениальности как новое оригинальное направление русской науки»

21 июня 2014 года в городе Москве в Институте Непрерывного Профессионального Образования профессор С. В. Чернов прочитал доклад «Характерология гениальности как новое оригинальное направление русской науки» для участников Общероссийской научно-практической конференции «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия – XXI век».

В докладе был определён предмет и были представлены основания нового научного направления, которое автор определяет как «Характерология гениальности». Найти доступ к жизни гениального человека, – это значит пройти по пути его творческих изысканий и попытаться передать то самое лучшее и самое совершенное, о чём могли поведать потомкам гениальные люди всех времён и народов. И для решения этой задачи автор обращается к исследованию опыта творческой жизни Бенедикта Спинозы, Михаила Васильевича Ломоносова, Оноре де Бальзака, Поля Гогена и Василия Васильевича Кандинского.