Цикл лекций проф. С.В. Чернова в Федеральном музее профессионального образования (г. Подольск, Усадьба Ивановское, март-июнь, 2019), созданный на основе оригинального авторского исследования гениальности, проводится впервые и включает в себя следующие темы:

1. Парадоксы гениальности: Введение в проблему познания гениальности. Три парадокса гениальности. Гениальность как вершинная мера духовности.

2. Способности. Талант. Гениальность: Общность и различие. Возможно ли прогнозирование и формирование гениальности?

3. Провиденциальность. Святость. Гениальность: Три грани духовной природы человека. Пророк, святой и гений как образы человека, являющие собой вершинную меру духовности.

4. Образ личности гения:: Гений как созидатель, мыслитель и художник. Гений как первопроходец, первооткрыватель и первовидец. Гений как исследователь, изобретатель и проповедник.

5. Творческий дар и назначение гения: Воля к гениальности. Гениальность и смысл человеческого бытия.

6. Особость гениального ума; О трёх родах людей, трёх видах дарований и трёх типах человеческого ума. Что такое гениальная идея?

7. От познания гениальности к самосовершенствованию личности: Кто мы? Откуда? Куда теперь идём? Можно ли развить в себе начала гениальности?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ГЕНИАЛЬНОСТИ ОБ ИДЕАЛЕ, ТВОРЧЕСКОМ ДАРЕ И БОЖЬЕЙ ИСКРЕ:

Интервью проф. С.В. Чернова для РИАМО в г. Подольске (Усадьба Ивановское, 13 апреля 2019 г.)

– Чем вас заинтересовал Подольск?

– Мне интересен любой город, где есть заинтересованные слушатели. В Подольске они нашлись – пусть их немного, пока немного. Но если есть слушатели, то и мне есть что сказать им, передать те знания, которые сам получил, тяжело и упорно трудясь. Готов к общению в любом формате – как в индивидуальном, так и в групповом – в виде бесед, лекций, тренингов развития личности.

Города Подмосковья привлекают меня своей публикой. Если человек пришёл – значит, тема точно его интересует. В Москве приходит много случайных людей, а здесь лишь те, кто искренне заинтересован. Подольск как один из самых крупных, красивых и развитых городов Московской области заинтересовал меня в первую очередь.

– Как вы впервые оказались в Подольске?

– Несколько лет назад я пригласил на международную конференцию, проводимую нашим Институтом, Татьяну Тарханову – сотрудника Федерального музея профессионального образования, который расположен в усадьбе «Ивановское» в Подольске. Ее выступление на конференции вызвало значительный интерес.

Когда в музее профобразования проводили конференцию, посвященную профотбору, меня пригласили выступить с установочным докладом. Затем предложили прочитать цикл лекций, тематику я выбрал сам, и она связана с исследованием гениальности.

Впервые я побывал в Подольске в декабре 2018 года. А с первой лекцией выступил уже 30 марта 2019 года. С музеем у нас сложились партнерские отношения, и мне он очень нравится, просто замечательный! В усадьбе, где размещается музей, кажется, еще витает дух ее прежних владельцев и их гостей, дух XIX века – чистый, радостный и светлый. Это вдохновляет!

– У вас есть планы, связанные с Подольском?

– Следующим этапом я бы создал в Подольске Школу творчества, но не по типу художественных или музыкальных, узкоспециализированных школ, а на основе изучения опыта гениальных, талантливых, выдающихся людей, оставивших свой след в истории России и всего мира. Если мне удастся найти в Подольске заинтересованных партнеров, которые станут моей точкой опоры, то – как говорил Архимед – мы перевернем мир.

Школа творчества актуальна для такого большого города, где численность населения приближается к 400 тысячам. Не каждый областной центр имеет столько жителей. Если она будет создана, то станет первой в истории.

Ее предшественником я вижу Царскосельский лицей, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин. Воспитанники лицея учились мыслить, и из его стен вышло немало талантливых людей и один гений. В нашей Школе люди будут учиться мыслить и раскрывать свой творческий дар!

У нас сейчас множество лицеев и гимназий, но творчества в них мало – в основном подготовка к сдаче ЕГЭ практически с первого класса. Это настоящая беда, потому что развитие человека не должно иметь границ в творческом плане.

Школа творчества для тех людей, независимо от их возраста и профессии, которые хотели бы актуализировать свою творческую индивидуальность – тот потенциал, который изначально заложен в каждом человеке. Я вижу это как школу для всех, кто хочет расширить границы своего сознания, кто ищет совершенства и стремится к идеалу. Если человек хочет стать созидателем и творцом, то двери Школы всегда будут ему открыты. Уникальность такой Школы будет сама создавать специфическую целевую аудиторию.

В Школе творчества может быть множество направлений. В свое время создатель нового рода живописи Василий Кандинский работал в подобном заведении – в Баухаузе в Германии, где создали экспериментальную школу-мастерскую и применяли новую систему обучения, основанную на синтезе искусств. Он создал там мастерскую, в которой молодые художники стажировались и получали первый опыт личной творческой деятельности. Эта школа была популярна, да и сам Кандинский был великолепным организатором и объединял своей энергией людей.

Я считаю, что сейчас наступил системный кризис в культуре, образовании, науке. Выход из него может быть, в том числе, через познание совершенных образцов и примеров гениальности и нравственности. Нужно обратиться к познанию этого феномена, и многое станет понятным. Например, какой путь разумен, творчески и нравственно обоснован, а какой может завести в бездну.

– Расскажите о своем цикле лекций, посвященных гениальности.

– Жители Подольска первыми услышали цикл лекций «Тайна гения – тайна человека», но у меня есть планы по продвижению этой программы и в других местах. Моя лекционная работа связана с тем, что время от времени я довожу до заинтересованных лиц результаты своих исследований – в том числе в образовательных учреждениях столицы, включая и наш Институт.

Гениальность – это тема, которая нужна любому специалисту. Недаром девиз нашего института: «Профессионализм и творчество» – два фактора, которые необходимы каждому. Проблемы, которыми я занимаюсь в научном плане, актуальны и востребованы и среди студентов, и в научном сообществе. Есть много тех, кто выступает с критикой моих трудов, но это прекрасно – ведь если есть критика, значит есть интерес. Вообще, без критического дискурса развитие науки невозможно.

После первой лекции я снабдил заинтересовавшихся слушателей дополнительной литературой и дал ссылки на полезные источники. Каждый может более глубоко вникнуть в разработки, которыми занимаюсь я, мои коллеги и другие ученые.

Я не делаю из своих знаний тайны, в моей деятельности отсутствует коммерческий интерес. Сам цикл лекций платный, но я готов трудиться и бесплатно, так как труд – это не работа, которая должна обязательно оплачиваться, труд – это исконная потребность человека, он исходит изнутри человека. Труд имеет духовную природу, а работа – социальную. Поэтому я готов трудиться безвозмездно на любых условиях и в любых форматах.

– Почему вы заинтересовались гениальностью?

– Эпиграфом к одной из своих книг я взял слова Оноре де Бальзака: «Первоначальная идея этого произведения предстала передо мной как некая греза, как один из тех невыполнимых замыслов, которые лелеешь, но не можешь уловить. Однако и эта химера, как и многие другие, воплощается. Она повелевает, она наделена неограниченной властью, и приходится ей подчиняться».

Эти слова я прочитал в 14-летнем возрасте, и они уже тогда зародили пока еще смутную и неясную идею моих будущих исследований и много позже подтолкнули меня к изучению гениальности. Затем стал серьезно заниматься этим в научном и философском контексте, в частности в философско-антропологическом, культурно-историческом, психолого-феноменологическом. В этом уникальность моих научных исследований, публичных лекций и мероприятий, которые я провожу.

– Ваше увлечение гениальностью пригодилось вам в жизни?

– В научном плане мне пришлось заниматься зоопсихологией, социальной психологией, маркетингом, вопросами философии. Продолжаю заниматься стратегией развития отечественного образования, педагогической психологией, в том числе педагогикой как таковой и исследованием проблемы гениальности. Шел к этому долго и тяжело, жизнь меня трепала и заставляла разворачиваться в другую сторону, но я снова поворачивался и снова шел по выбранному пути. Я считаю, что это моя задача, мое предназначение, которое дано мне свыше.

– Удалось ли вам раскрыть тайну гениальности?

– Недаром Оноре де Бальзак говорит о химере. Химера, идеал – это то, к чему идешь, но оно недостижимо в принципе. То есть как только достигаешь – это уже не идеал. Поэтому чем дальше я иду по данному пути, тем больше возникает вопросов, но тем интереснее этим заниматься, тем глубже я погружаюсь в проблему гениальности и шире рассматриваю эти вопросы. Это доставляет мне удовольствие, которое не сравнимо ни с каким другим.

– Как вы относитесь к теории пассионарности Льва Гумилева, согласно которой способность индивидов к сверхусилиям связана со вспышками на солнце?

– Концепция Гумилева относится к уровню природно-социального человека. Гениальность же связана с пониманием человека духовного. Я исхожу из концепции творения, что человек – это сотворенное Богом существо. И все мои изыскания исходят из этой главной идеи.

Этот принцип проходит сквозным вектором через все мои исследования.

Потому что Богом каждому дан безмерный духовный источник, и только сам человек либо из этого источника черпает, либо отказывается от этой благодати.

Интервью вела Галина Добрынина.

Источник: https://podolskriamo.ru/article/272118/issledovatel-genialnosti-ob-ideale-tvorcheskom-dare-i-bozhej-iskre.xl