Аннотация. В предлагаемом читателю обзоре отражены наиболее репрезентативные выступления участников двух научных симпозиумов, посвящённых философии спорта. Данная тема нова для исследовательских коллективов Института философии РАН и, надо заметить, до сих пор не приобрела должного веса в отечественной академической среде. В этом наблюдается отставание, как от философских исследований советского периода, так и от современных философско-теоретических тенденций на Западе. Проведённые симпозиумы, а также ряд публикаций, подготовленных сотрудниками сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН, призваны не только устранить указанное отставание, но и задать новый исследовательский вектор в отношении философских проблем спорта. Каждый раз симпозиумы имели определённую тематическую заострённость, которая вызывала интерес у представителей различных научных дисциплин. Особенно ценно, что в числе участников каждый раз были не только учёные-теоретики, но и спортсмены, педагоги-исследователи. В контексте исследовательских проектов сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН были затронуты проблемы, ставшие актуальными для философии спорта в последние два десятилетия. Речь идёт о сциентизации и технологизации, экспансии био- и информационных технологий, технологий «улучшения человека» в спорт как сложный и масштабный социально-антропологический феномен. Применение подобных технологий в спорте порождает вопросы этического и философско-антропологического характера. Современный спорт концентрирует в себе много культурных функций, некоторые из которых претерпевают значительные изменения. Надо заметить, что помимо указанной тематики, были представлены актуальные исследования социокультурного и социально-экономического направлений.       

Ключевые слова: философия спорта, философская антропология, смыслы спорта, гуманизм, применение технологий, биотехнологии, модели спорта, рекорд, телесность, соперничество.    

За последние два года сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН расширил спектр своих исследовательских проектов, обратившись к теме, во многом созвучной темам и проблемам, разрабатываемым коллективом данного научного подразделения ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– прямого наследника Института человека, созданного когда-то академиком И.Т. Фроловым. Речь идет о философии спорта, проблемы которой требуют комплексного, междисциплинарного подхода. Этим проблемам и были посвящены симпозиумы, проведенные в сотрудничестве с кафедрой этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в марте 2018 и июне 2019 годов в стенах Института философии РАН. В преддверии третьего симпозиума мы хотели бы кратко осветить проблемы и исследовательские направления, которые были предложены на состоявшихся  научных форумах.

 Первый симпозиум (28.03.2018) был посвящен памяти д.ф.н., чл.- корр.  РАН Б. Г. Юдина, долгие годы возглавлявшего сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики. Тематически этот форум был сориентирован на социогуманитарную экспертизу физической культуры и спорта. Так, предполагалось рассмотреть физкультурно-спортивные практики с различных дисциплинарных точек зрения, акцентируя внимание на перспективах и рисках применения технологий и, в частности, биотехнологий.  Речь идет о поведении человека на грани и за гранью естественных, природных качеств, об исследованиях такого поведения и о нормативных (моральных и правовых) оценках тенденций его динамики. Примечательно, что в работе симпозиума приняли участие не только философы, но и спортсмены, спортивные педагоги и психологи.  

 Симпозиум своим докладом открыл председатель оргкомитета, доктор философских наук А. А. Воронин (Институт философии РАН).  Охарактеризовав своеобразную суперструктуру спорта, в которой всё большую роль играют технологические компоненты, автор предложил трактовку спорта как социального института, подобного лаборатории, где «испытуемым» является не только организм спортсмена, но и сам спортсмен. В связи с сотворением «второй» природы, прогрессирующим выходом человека из сферы естественно-природных усилий, технологического облегчения существования человека, функции спорта представляются как неутилитарные. В то же время, наблюдается двоякий процесс: на смену прежней «доблести», «аретэ», пафосу мифологического героизма приходит метрически фиксируемый рекорд. И весь спорт высоких достижений можно представить как «институт рекорда». Докладчик противопоставил спорт и физкультуру, описав различные идеологические, мотивационные, организационные и правовые характеристики того и другого. Идеология «рекорда» подчиняет имманентные ценности физической культуры «идолам рынка». Соответственный характер приобретает и героизация спортсмена. Интересной представляется мысль о том, что эмансипация и деполитизация Олимпийских игр возможна, если их участники будут представлять клубы и спортивные объединения, а не страны. 

 С докладом «Биоэтика и спорт» выступила руководитель сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, к.ф.н. О. В. Попова. Спорт, как утверждает автор, воплощает общекультурные тенденции сциентизации, технологизации и коммерциализации, что в рамках либеральной мировой парадигмы  приводит к коммодификации тела. «Естественная данность человеческого тела превращается в артефакт, продукт знания и технологий, в вещь, которую можно успешно продать на рынке спорта». Современные биотехнологии становятся особым средством «производства спортсмена-победителя». С одной стороны, наблюдается  эстетизация и перфекционизм в процессе конструирования тела, но в то же время, экстремальные режимы функционирования в спорте требуют постоянного превозмогания боли, превозмогания тела. Методы «улучшения спортсмена» приводят к испытанию на прочность не только тела, но самой человеческой природы, как утверждает автор доклада. Высокие результаты, а главное, напряженная зрелищность современного спорта подвигают спортсменов к применению биотехнологий, эффекты которых, как выясняется, заслуживают гуманитарного, философского анализа. Обращение докладчика к теме допинга послужило толчком к расширенной дискуссии среди участников симпозиума.

  Доклад «Потенциал общефилософских подходов и перспективы антропологической проблематики в философии спорта» представил мастер спорта, к.ф.н. М. Ф. Лановский (Институт философии РАН). В плане историко-философского обзора было освещено становление и развитие философии спорта на Западе и в СССР. Многочисленные работы авторитетных исследователей были представлены как с точки зрения разнообразия философских проблем спорта, так и с точки зрения различия теоретико-методологических подходов. Существовала, и по сей день существует, некоторая неопределенность относительно того, в чем фундаментальное различие предметных сфер анализа, и что же является сущностью спорта. Особое внимание было уделено трудам отечественных исследователей, которые представляют несколько направлений: построение спортивной науки, философская критика западных концепций и антропологически ориентированные программы. Последним была свойственна комплексность и эмпирический характер. Как заявил докладчик, отличительные особенности физкультурно-спортивной деятельности и её сложный компонентный состав подвигают философию спорта к формированию междисциплинарных связей, что соответствует современным научно-теоретическим тенденциям. Был затронут вопрос об отношении философии спорта и философской антропологии, а также  предложены новые аспекты онтологического и эпистемологического анализа спорта. Учитывая всё возрастающее проникновение в спорт техники и технологий (биотехнологий), был предложен интересный вариант анализа взаимодействия тел живых и неживых – конститутивного для спорта.        

 Связи спорта и политики был посвящен доклад профессора кафедры этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ф.н. Разина А. В. Как показал докладчик, новое толкование генезиса Олимпийских игр и целей олимпийского движения может быть предложено, если принять во внимание религиозно-политическую принадлежность самого основателя современных Игр, барона Пьера де Кубертена. А именно, его принадлежность к эзотерическим союзам иллюминатов и масонов. По сути дела, Пьер де Кубертен создал первую в мире международную организацию антимилитаристского и просветительского характера, при помощи которой, однако, определенная группа планомерно расширяет своё влияние и претензии на мировое господство. Несмотря на изначально заявленную аполитичность олимпийского движения, реализовать это на практике так и не удалось. Более того, современная реализация созданных в рамках МОК правовых институтов, кодексов и механизмов производит сильные политические эффекты, часто заранее спланированные. Международная спортивная арена оказалась ареной и политического противостояния. Как показывает практика последних лет, спортсмены всё чаще отождествляются со своими государствами и принципы справедливости спортивной борьбы могут вытесняться политико-правовым подходом.

 С докладом «Генетическое тестирование в спорте. Состояние, перспективы и проблемы» выступил врач, медицинский генетик А. О. Резник. Выступления специалистов подобного рода были очень значимы с точки зрения междисциплинарного характера симпозиума. Контекстом обсуждаемых проблем стали колоссальные успехи в генетических технологиях, их значительное удешевление за последние годы и появление так называемой «потребительской генетики». Пионером на этом рынке стала биотехнологическая компания «23 and Me», предлагавшая генетическое тестирование любого человека. Как пояснил исследователь, в результате такого тестирования могут быть определены моногенные болезни, риски предрасположенности к многофакторным заболеваниям, а также, как об этом стали заявлять в последние годы, генетические основы спортивной одаренности. Вот этот последний момент и порождает интерес потребителей. Докладчик заметил, что информация, содержащаяся в ДНК и полученная в результате тестирования, может иметь самое разное применение, в том числе обращенное против носителя этой информации. Поэтому за последние годы регулирующие органы на западе (к примеру, Food and Drug Administration в США) создали протоколы и конвенции о правилах проведения таких исследований. По данным докладчика, к 2018 году 39 компаний занимались генетическим тестированием в спорте. При этом маркетинговые технологии и «шумиха» (hype) опережают достижения науки. В действительности речь идет об определении всего лишь двух генов, указывающих на предрасположенность к тому или иному виду тренировки (тренировка силы или выносливости). Однако маркетологи биотехнологического рынка обещают гораздо большую отдачу от тестирования на спортивную одаренность, особенно детей. В последнем случае возникает ряд проблем, относящихся к сфере биоэтики. Надо заметить, что сочетание научности и доступности материала способствовало широкой дискуссии по теме доклада.

 Сильный спортсмен-любитель, финишер престижных гонок (Challenge Roth, Tour TransAlp) и в то же время – ученый, к.э.н., доцент МГТУ им Н.Э. Баумана, А. С. Адельфинский выступил с докладом «Право на участие. О массовом спорте, экономике и этике». Данный доклад являлся сжатым изложением содержания книги «Назло рекордам», написанной А.С. Адельфинским по результатам его многолетнего экономического и социологического исследования любительского спорта. Книга увидела свет незадолго до симпозиума. Помимо того, что в исследовании пересекаются экономические, социологические и социально-психологические подходы, его преимуществом является метод включенного наблюдения, примененный автором, или, как он сам об этом сказал, «собственный опыт социального предпринимательства по развитию массового спорта». Разведение спорта высоких достижений и массового спорта, и характеристика последнего как «общедоступного» явилось отправным пунктом исследования.  Общедоступность была обоснована демократичностью в экономическом отношении определенных видов спорта, отличающихся и массовостью участия. Здесь нет селекции по критериям возраста или спортивного мастерства. В этом спорте функционируют две модели, две «социальные нормы» – экспрессивная (удовольствие) и рекордистская (победа/«прибыль», для формальных любителей). Да и сама организационная модель такого спорта (широко практикуемая на Западе) явным образом приносит пользу обществу, не теряя привлекательности для элитных атлетов. Однако общедоступность этого спорта и оказалась проблемой из-за рыночного подхода к его организации,  «эксплуатации» его эгалитарной модели и определенных мотиваций спортсменов-любителей. Само участие теперь выступает как «продукт», коммерческая услуга. Такая коммерциализация массового спорта, как заявляет докладчик, порочна, поскольку превращает его в спорт для богатых. Элитные же спортсмены, как профессионалы, так и любители (формальные), становятся элементом маркетинга, способствуя продаже экипировки и тренерских услуг. Надо заметить, что как в монографии, так и в докладе присутствуют полемичные тезисы. Однако исследование интересно своей методологией, адекватной современным проблемам спорта, но ещё не находящей применения в отечественных исследованиях.

 Интересный в антропологическом плане доклад представил именитый спортсмен, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, судья международной категории, 6-ти кратный чемпион мира по парашютному спорту, педагог-исследователь Владимир Борисович Гурный. Более сорока лет он отдал большому спорту. В последние годы Владимир Борисович занят спортивно-педагогической работой с самыми юными – детьми в возрасте от полугода до 4-х лет! Как утверждает исследователь, «основы будущего совершенствования в спорте высших достижений закладываются в младенческом возрасте». На основе физиологического учения Сеченова-Павлова, исследований психофизиологов и нейрохирургов В.Б. Гурный подходит к организации процесса обучения, связывая его с решением двигательных задач. Необходимо брать в расчёт процессы пренатального онтогенеза, формирование нейронных связей в дородовый период и в самые первые месяцы жизни ребенка, когда темпы роста познавательных способностей самые большие. Ребенок в каждый момент своей жизни сталкивается с новыми ситуациями, задачами, которые поставляют «материал» для его первичных знаний. В решении этих задач взрослый может помочь ему своим примером. Как утверждает педагог, основой для овладения знаниями является способность концентрации внимания, которая и требует специальной тренировки. В связи с закономерностями онтогенетического формирования психики и моторики, познавательных способностей, постановка двигательных задач (тренировка) выступает как практика обучения концентрации внимания. При этом наиболее трудным моментом представляется поддержание мотивации для концентрации внимания у ребенка. С концентрацией внимания связан другой аспект – быстрота мышления. Как утверждает автор доклада, «опыт работы по совершенствованию спортсменов – это опыт работы по ускорению быстроты мышления».  

 В данном обзоре освещены далеко не все доклады, представленные на симпозиуме. Также мы опустили дискуссии по частым вопросам. Подытоживая работу этого научного форума, можно с уверенностью констатировать широкий охват тем и проблем и междисциплинарный подход к их решению.

  Второй симпозиум по философии спорта, состоявшийся 20 июня 2019 года, имел новую проблемную заостренность, коррелирующую с научно-исследовательской работой сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики. В рамках темы «Спорт как моделирование человека» предполагалось рассмотреть уникальную модель человека, которую продуцирует спорт. То есть сопоставить спорт с другими проектами (технологиями) «улучшения человека» и проследить зависимость спорта от новых технологий биомедицины, фармакологии, трансплантологии и протезирования органов с точки зрения открытия новых перспектив и возможностей организма человека. Также конструктивистские тенденции в спорте предполагалось подвергнуть социально-философскому, социокультурному анализу, уделить внимание таким феноменам как цифровизация спорта и Big Data.

 После вступительного слова председателя оргкомитета симпозиума д.ф.н. А. А. Воронина, с докладом «Всё на продажу: евгеника и спорт в обществе потребления» выступил д.ф.н. П. Д. Тищенко (Институт философии РАН). Автор предложил экскурс в историю евгенических идей и практик по обе стороны Атлантики (Германия и США). Интенции улучшения, совершенствования биологического, а в связи с ними – и социального, сущностные для евгеники, обнаруживаются и в спорте 30-40-х годов XX века. Так, спортивные достижения рассматривались как подтверждение превосходства определенной расы, что, конечно же, не имеет никакого научного обоснования, но всецело идеологическое. Метод искусственного отбора,  так вдохновлявший евгенистов прошлого века, казался ключом к совершенствованию человека и общества. Через биологию предполагалось совершенствовать социальное качество человека. Схожие идеи обнаруживаются в эпоху нео-евгеники, или либеральной евгеники (Хабермас), начиная с 70-х годов прошлого столетия. С одной стороны, предполагалась возможность изменения, улучшения определенных качеств при помощи генетических манипуляций, с другой стороны, определенным физическим качествам стали приписывать новые социальные смыслы, социальную сигнификацию. Имеются в виду, к примеру, такие качества, как рост, цвет волос или глаз. Оформляется идея своеобразного «генетического супермаркета», продукты которого востребованы и в спорте. Изначально выбранные и заданные (на генетическом уровне) качества должны кратчайшим путем привести к успеху в определенном виде спорта и – в капиталистическом обществе – к финансовому успеху. То есть в новых условиях возрождаются старые идейные ассоциации евгенического характера: от биологических преимуществ к социальному успеху. 

 Доклад «Спорт и биокапитализм» представила д.ф.н. О. В. Попова (Институт философии РАН). Автор упомянула  идеи американского философа спорта Кристофера Лэша, которые в известной степени составили теоретическую основу для её исследования. Так, дух раннебуржуазного общества обусловил восприятие спорта как работы, труда, приносящего доход. Ритуальная сторона и ценность участия, основополагающие для античной модели и модели де Кубертена, были вытеснены ценностью только лишь победы. В рамках такого подхода и тело стало восприниматься как нечто эксплуатируемое. Однако в отношении тела, организма человека мы сталкиваемся с вполне явными «пределами прочности» (human endurance). В этой ситуации биотехнологии сулят большие перспективы «усиления», «расширения» возможностей тела спортсмена, которое может быть продано как товар. Интерпретируя одну из идей Б.Г. Юдина, можно сказать, что социальный контекст обусловливает наше понимание того, что есть спортсмен. Как видно, спорт тесно связан с практиками «дисциплинирования» (Фуко), которым подвержено и тело, и дух спортсмена. К какому образу (или образцу) спортсмена приведу подобные тенденции? И возможен ли чистый спорт? Такие вопросы ставит исследователь. Возможный ответ на второй вопрос был предложен исходя из рассмотрения совершенно нового явления – спорта среди людей с трансплантированными органами. Возможно, именно в нём участие становится основной ценностью.

Актуальный в культур-философском отношении доклад представил профессор кафедры философии и социологии ведущего российского спортивного вуза – Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) – к.п.н. В. П. Мочёнов: «Современный спорт в парадигме постмодерна». Назрела необходимость раскрыть смысл спорта в современной культуре, культуре постмодерна. Пожалуй, главной отличительной особенностью культуры и мировоззрения постмодерна является утверждение множественности (в противоположность модерной «классической» устремленности к единству). Второй социокультурный тренд постмодерна, глубинным образом определяющий функции и положение спорта, это – ювенилизация. Этот культурно-мировоззренческий сдвиг уловил ещё Х. Ортега-и-Гассет в первой половине XX века. В рамках ювенилизации тело обретает примат на духом, тело символизирует молодость, жизнь, энергию. В таком случае объясним выход спорта на широкую культурную арену, его распространение и закрепление в статусе высокоценной социокультурной практики. Ведь спорт – это решающим образом телесный модус существования, телесная репрезентация антропологического и социального, спорт воплощает идеи молодости и силы. Далее профессор Мочёнов предложил философско-методологическую схему для экспликации общекультурных феноменов и особенностей спорта эпохи постмодерна. Так, было предложено посмотреть, как трансформируются категории онтологии—гносеологии—социальной философии в рамках транзита премодерн—модерн—постмодерн. Последнему свойственны категории множественного характера: виртуальное, «логистика», политтехнологии. Различие спорта модерна и спорта постмодерна это – различие программ П. де Кубертена и Х.-А. Самаранча во всех их аспектах. Сегодняшний спорт концентрирует в себе разные и чрезвычайно значимые социальные функции, суть которых определена конкретной социально-исторической ситуацией.

Заведующий кафедрой философии и социологии РГУФКСМиТ, к.ф.н., д.п.н. А. А. Передельский выступил с докладом «Спорт как религиозный и светский феномен». Данная проблема разрабатывалась А.А. Передельским на протяжении последних лет и результировалась написанием монографии «Двуликий Янус». Надо заметить, что предложенный доклад отличался глубиной теоретико-методологической рефлексии, широким диапазоном историко-философских и культурно-исторических отсылок. Было предложено большое методологическое введение, в котором автор коснулся самого понятия «спорт» и многих его эмпирических моделей. Так, были выделены модели агональная, людусная (лат. – «игровая»), модель де Кубертена, модели национальные и современные экономические. Далее, автор сформулировал свою теоретическую позицию относительно исследовательского подхода. Как он утверждает, лишь направления научной философии могут  добыть значимое знание о спорте. К таковым относятся все типы позитивизма и диалектический материализм. Но именно эти направления до сих пор и не занимались спортом. Научный же статус философии спорта в её настоящем виде представляется проблематичным. Далее, были указаны социально-философские доктрины, которые, по мнению докладчика, нанесли ущерб научно-философскому осмыслению спорта. Это доктрины гуманизма, Й. Хейзинги, П. де Кубертена, Х. Ленка – собственно говоря, основополагающие на протяжении многих десятилетий. Научная философия спорта должна быть методологией спортивной науки, дисциплинарный состав которой строго не определен. По существу проблемы было изложено следующее. Истоками спорта являются три социальных института, сосуществующих с древности: это – институт единоборств, институт физического воспитания, олимпийский спорт. Все они имели культово-обрядный характер, проистекали из сакральных практик и были своеобразным развитием культуры инициаций. Поклонение богам и жертвенность обнаруживаются во многих исторических практиках спорта. Секулярным аспектом спорта являются его коммерческие стороны, обнаруживаемые, по словам докладчика, ещё с античных времен. В завершении выступления А.А. Передельский указал на методологические трудности построения гипотетико-дедуктивной теории спорта.

С докладом «Спорт и риск» выступил сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН, д.ф.н. А. А.  Воронин. Исследователь рассматривает работу с рисками как одну из существенных компонент спорта высоких достижений. Своеобразие спорта по сравнению с другими сферами человеческой деятельности заключается в инверсии логики рискованного поведения: риски обнаруживаются не в конце проекта действия, а в самом начале, как исходная посылка логической последовательности такого проекта. Спорт, с одной стороны, несет заряд соперничества, борьбы, агрессии, – а с другой – бережет соперника, не позволяет довести ситуацию борьбы до беды, до травм и увечий. То есть с самого начала здесь есть игра, но игра серьезная – игра с рисками. Риски размещаются в игровой ситуации, которая «как бы», «понарошку» воспроизводит брутальное соперничество. Работа с рисками позволяет достигнуть небывалого, запредельного результата без неприемлемых ущербов для здоровья спортсмена. Такие институциональные элементы спорта как правила, судейство, регламенты, разряды (даны, лицензии), оборудование, стадионы, допинг-контроль и многие другие создавались и совершенствуются ради безопасного выявления предельных возможностей человеческого организма. Появление экстремальных видов спорта вносит еще одну, радикальную инверсию – риск уже не сопровождает спорт, а становится его непосредственным предметом. Это ломает классическую логику спортивного состязания, а в значительной степени – и саму идею рекорда как запротоколированного заочного достижения в строго регламентированном виде состязания. Тем самым ставится вопрос об институциональной принадлежности экстремальных видов к классическому пониманию спорта вообще.

Сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики, к.м.н. М. А. Пронин в докладе «Философия как экспертиза: герменевтика эвритмии – виртуальный подход» затронул ряд тем антропологического характера. Прежде всего, автор напомнил, что создание и деятельность Института человека были вдохновлены поиском методологии целостного изучения человека, раскрытия целостности. Искомая целостность утверждалась как ценность. Новые идеи связаны с именем советского ученого-кибернетика Н.А. Носова, в начале 90-х годов пришедшего в Институт человека. Его идеи и развивает на протяжении долгих лет М.А. Пронин. Речь идет о виртуалистике. Первоначально исследовательским полем была экстремальная деятельность и состояния психики в рамках этой деятельности. Основным посылом виртуалистики является утверждение многих реальностей, многослойности реальности. К примеру, сознание состоит из множества реальностей: реальности воли, реальности личности, реальности «внутреннего» человека и ещё других. В таком случае, все объекты сознания интегральны, обладают системной сложностью. Виртуальные психологические состояния возникают в деятельности летчиков, спортсменов, музыкантов. Эвритмия («красивое движение) – особый вид телесной практики, применяемый в образовательных целях в некоторых неклассических педагогических системах, создает условия для раскрытия многих планов сознания. В ходе групповых телесных практик у участника должно возникнуть чувство единого пространства как сочетание внутреннего и внешнего плана, что и выступает предпосылкой к раскрытию многих планов сознания. Здесь уместно напомнить, что в работе первого симпозиума по философии спорта принимал участие ученик и коллега М.А. Пронина, профессиональный спортсмен-автогонщик  В.Л. Карпинский. В своём выступлении он описал опыт переживания такой многослойности сознания и единства двух планов, который  получил во время напряженного гоночного тура.

Доклад, посвященный проникновению биотехнологий в спорт, представил к.ф.н. М.Ф. Лановский (Институт философии РАН). Суть затронутой проблемы была выражена метафорически – «От  “Listen to me” к  “Listen to your body”». Обе формулы репрезентируют определенные ситуации взаимодействия в спортивно-педагогическом процессе, который есть субъект-объектное и субъект-субъектное отношение, и в фокусе которого находится деятельность.  Современный спорт, где идеалы улучшения способностей (performance enhancement), соревновательного успеха, максимальной эффективности  и коммодификации тела превалируют над идеалами творческого самораскрытия, дает благодатную почву для технологического стиля мышления и применения «технологий близких к нам», «технологий в нас», «технологий о нас» (Р. ван Эст). В данном случае речь шла о двух типах технологий, всё более проникающих из спорта высших достижений в спорт любительский, массовый. Это генетические технологии и  технологии физиологического мониторинга, сбора данных, персонализации и программирования, международные Big Data.  Технологии типирования  и прогнозирования, контроля максимально индивидуализируются, объективируются, квантифицируются и ускользают из рук субъекта спортивной деятельности.   Тренировочный процесс индивидуализируется и, в то же время, утрачивает педагогическую составляющую. Отпадает необходимость в навыках самоконтроля, в развитии тонких ощущений, развитии специфических пространственных и временных представлений, в организации внимания и напряженном задействовании гностических и волевых способностей. Иными словами, технологии способны выхолостить имманентные смыслы и ценности спорта.

 Оргкомитет симпозиума с удовлетворением отметил, что в работе форума  также приняли участие молодые ученые, аспиранты гуманитарных и медицинских вузов. В результате дискуссии была сформулирована тема следующего симпозиума: «Антропологические основания философии спорта».

Источник: Лановский М. Ф.  Симпозиумы  по  философии  спорта   В  институте  философии  РАН: обзор  //  Философская школа. – № 11. – 2019.  – С. 103–109. DOI.: 10.24411/2541-7673-2020-11110