Содержание материала

VI

Итак, на примере тех гениальных людей, которые были представлены в настоящем исследовании, мы видим, что все они были внутренне, духовно готовы и нашли в себе силы совершить поступок, впоследствии полностью определивший их творческую жизнь, и раскрывший возможность для становления их гения. Не только обыкновенные, но и даже высокоталантливые люди оказываются неспособны на подобное. Гений Ломоносова никогда бы не состоялся, если бы он, как все порядочные молодые люди его деревни, женился, как это полагается человеку в его возрасте, и остался «на хозяйстве» своего зажиточного отца, как того и хотел последний. Мы никогда бы не увидели картин, созданных гением Гогена, если бы он не оставил свою прежнюю жизнь, дом, жену, детей, которых он безумно любил, и по-прежнему занимался бы коммерцией, как того хотела и всячески добивалась его жена. Люди никогда бы не узнали гениальных «впечатлений», «импровизаций» и «композиций», созданных гением Кандинского, если бы Тартуский университет получил в свои стены ординарного профессора политической экономии, как того хотело руководство университета. Заметьте, эти люди не бежали от опасности, напротив, все они находились в достаточно комфортном с точки зрения обывателя положении. Первый – единственный наследник, рано или поздно получивший бы немалое наследство, второй – преуспевающий коммерсант, имеющий накопления, дом, прекрасную семью, третий – талантливый учёный, которому была обеспечена карьера и приличный доход. Ан нет, они отказываются от всего этого и как в омут бросаются в неизвестность. В чем дело, почему множество других талантливых людей не поступают подобным образом? А может быть гений только и раскрывается в поступке?

Если бы Оноре Бальзак остался под патронажем своего отца, который, как известно, был исключительно оборотистым дельцом, он, учитывая его энергию и трудоспособность, вне сомнения смог бы составить значительное состояние, но тогда люди навсегда лишились бы «Человеческой комедии», порождённой гением Бальзака. А если вспомнить о Бенедикте Спинозе вся жизнь которого была соткана из поступков, которые по плечу далеко не каждому, то мы со всей очевидностью поймём, что гений раскрывается только лишь в поступке, который, в свою очередь, является ключевым моментом становления гения.

История человеческого гения знает и ещё более драматические примеры. Джордано Бруно взошёл на костёр, отказавшись признать ошибочность своих взглядов, как того требовали его судьи-инквизиторы. Лев Николаевич Толстой не побоялся церковной анафемы и отлучения от церкви и остался верен своему уникальному пути в религии.

Подобных примеров из жизни гениальных людей можно привести множество, но есть в истории человеческого «величия» и другие примеры. Вспомним Наполеона, которого и по сей день многие считают гением, и вспомним, как этот самый Наполеон стремглав бежал из Москвы, бросив на произвол судьбы свою армию. Куда же испарился его гений? Ведь гений, как мы уже знаем, скорее выберет смерть, чем предаст своё дело и скорее презрит всякие блага, чем откажется от назначения своего. Следовательно, прав был Л. Н. Толстой, когда отказывал Наполеону и ему подобным в гениальности, и совершенно обоснованы были наши предположения, когда мы вводили соответствующие ограничения для многих из тех кого сегодня продолжают незаслуженно возводить в ранг гения.

Можно считать доказанным, что человек, добившийся выдающихся результатов на каком либо поприще, человек, ориентированный при этом на достижение своих личных и сугубо прагматических целей не может считаться гением. Только лишь достижение выдающихся результатов отнюдь не является достаточным критерием гениальности. В свою очередь можно считать доказанным, что поступок, подобный описанным выше, который открывает путь для становления гения и который подтверждает «волю к гениальности», является одним из важнейших критериев человеческого гения. Человек, совершающий поступок, которым он отвергает внешнее обывательское благополучие, или того больше идёт на риск, опасность, подвиг, но тем самым отстаивает и утверждает свободу своего духовного творчества, такой человек открывает путь для становления своего гения, такой человек – уже гений. Следовательно, становление гения берёт своё начало в поступке, который широко открывает ворота души для реализации творческого дара гения в его уникальном во всех отношениях назначении.

Литература

1. Бальзак Оноре. Иисус Христос во Фландрии // Бальзак, О. Собрание сочинений в 24 т. Т.19. – М.: Издательство «Правда», 1960. – С. 27–37.

2. Бальзак Оноре. Луи Ламбер // Бальзак, О. Собрание сочинений в 24 т. Т.19. – М.: Издательство «Правда», 1960. – С. 208–316.

3. Бальзак Оноре. О художниках // Бальзак. Собрание сочинений в 24 томах. Т.24. – М.: Библиотека «ОГОНЕК»; Издательство «ПРАВДА», 1960. – С.17–31.

4. Бальзак Оноре. Поиски абсолюта // Бальзак. Собрание сочинений в 24 томах. – М.: Библиотека «ОГОНЕК»; Издательство «ПРАВДА», 1960. Т.20. – С.5–189.

5. Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. – М.: Издательство «Наука», 1977. – 608 с.

6. Ван Гог. Письма. – Л.– М.: Искусство, 1966.

7. Виндельбанд, В. Прелюдии / Пер. с нем. и вступ. статья С. Франка. – М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. – 400 с. Серия «КАНОН ФИЛОСОФИИ».

8. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа. – М.: Мысль, 1977. – 471 с. (АН СССР, Ин-т философии. Филос. Наследие).

9. Гоген П. Ноа Ноа / Пер. с фр. Н. Рыковой, Л. Ефимова. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 256 с.

10. Грифцов Б. Как работал Бальзак. – М.: Советский писатель, 1937. – 157 с.

11. Гумилёв Н. Г. Два салона. – Весы, 1908, май.

12. Дюхтинг Хайо. Василий Кандинский: Революция в живописи. – М.: Издательство АРТ-РОДНИК, 2007. – 96 с.

13. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. – 108 с.

14. Кандинский В. В. Текст художника. Ступени / Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 240 с.

15. Кашен, Франсуаза. Гоген / Ф. Кашен; Пер с франц. З. Федотова. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 196 с.: ил.

16. Лебедев Е. Н. Ломоносов. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 602[6] с., ил. – (Жизнь замечательных людей. Серия биогр. Вып. 705).

17. Ломоносов М. В. Письмо Шувалову И. И., 4 января 1753 г. // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 10. – С.475.

18. Ломоносов, М. В. Письмо Шувалову И. И., 31 мая 1753 г. // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 10. – С.481–482.

19. Лосев А. Ф. «Мне было 19 лет…». Дневники. Письма. Проза / Сост., предисл., комм. А. А. Тахо-Годи. – М.: Русские словари, 1997. – 352 с.

20. Львович-Кострица А. И. Михаил Ломоносов. Его жизнь, научная, литературная и общественная деятельность // Ломоносов. Грибоедов. Сеньковский. Герцен.: Биогр. повествования. – Челябинск «Урал», 1997. – 576 с. – (Биографическая библиотека Флорентия Павленкова; Т.22).

21. Маковский С. Страницы художественной критики. – СПб., 1913.

22. Материалы для истории императорской Академии наук. – СПб., 1885, т.2.

23. Павлова Г. Е., Фёдоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). – М.: Наука, 1986. – 465 с., ил. – (Научно-биографическая литература).

24. Пекарский П. История императорской Академии наук в Петербурге. Т.2. – СПб., 1873.

25. Письма В. В. Кандинского к А. И. Чупрову / Публикация С. В. Шумихина. – Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1981. – Л., 1983.

26. Платон. Диалоги. Книга первая // Платон; [пер. с древнегреч. М. С. Соловьёва, Я. М. Боровского, А. В. Болдырева, В. С. Соловьёва, С. П. Маркиша, С. А. Ошерова, Т. В. Васильевой, С. К. Апта, А. Н. Егунова, С. А. Ананьина, Н. Н. Томасова; вступ. ст. к 1–2 тт.¸ ст. к диалогам, помещённые в коммент., А. Ф. Лосева; примеч. к диалогам и указ. Сост. А. А. Тахо-Годи]. – М.: Эксмо, 2008. – 1232 с. – (Антология мысли).

27. Поль Гоген. Взгляд из России. Альбом-каталог. – М.: Издательство «Советский художник», 1990. – 368 с.

28. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т.VII. – М.: Издательство АН СССР. – 1958.

29. Реизов Б. Г. Бальзак. – Л.: Издательство ЛГУ, 1946.

30. Сарабьянов Д. В. Кандинский и русский символизм // Серия литературы и языка. Том 53 – № 4, 1994.

31. Сиприо, Пьер. Бальзак без маски / Пер. с фр. Е. А. Сергеевой; Вступ. статья А. П. Левандовского. – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 503 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.; Вып. 840).

32. Соловьёв В. С. Понятие о Боге (В защиту философии Спинозы) // Вопросы философии и психологии. Кн.38, 1897. – С.383–414.

33. Спиноза, Бенедикт. Избранные произведения. Т.2. – М., 1957.

34. Спиноза, Бенедикт. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей // Спиноза Б. Сочинения. – Калининград: ОАО «Янтар. Сказ», 2005. – 432 с. – С.134.

35. Сюрвиль Л. Бальзак, его жизнь и произведения по его переписке // Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: «Художественная литература», 1986. – С.22–101.

36. Фишер, К. История новой философии: Бенедикт Спиноза: [пер. с нем.] / К. Фишер. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 557,[3] с. – (Philosophy).

37. Цвейг С. Бальзак / Пер. с нем. Александра Голембы; Под ред. Е. Закс. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1961. 496 с. – («Жизнь замечательных людей». Серия Биогр.; Вып. 6(320)).

1Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. – С.82.

2Там же, С.77.

3Платон. Диалоги. Книга первая. – С.687.

4Спиноза Бенедикт. Трактат об усовершенствовании разума // Спиноза Б. Сочинения. – Калининград, 2005. – С.133-134.

5См.: Спиноза Б. Трактаты. – М., 1998. – С.417.

6Виндельбанд В. Прелюдии. – М., 2007. – С.83.

7Там же.– С.102.

8Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. – М., 2005. – С.42–43.

9Там же. – С.49–52

10Фишер К. Указ.соч.– С.52.

11Там же. – С.54–55

12Там же. – С.54.

13Там же.– С.107.

14Там же.

15Спиноза Бенедикт. Избранные произведения. – М., 1957. Т.2. – С.563–564

16Там же. – С.565.

17Фишер К. Указ.соч. – С.96–97.

18Там же.– С.99.

19Соловьёв В. С. Понятие о Боге // Вопросы философии и психологии, 1897. Кн.38– С.414.

20Лебедев Е. Н. Ломоносов. – М., 1990.

21Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. – М., 1977. – С.30.

22Лебедев Е. Н. Указ.соч. – С.21.

23Ломоносов, М. В.Письмо Шувалову И. И., 31 мая 1753 г. // Ломоносов М. В. ПСС. Т. 10. – С.481–482.

24«Спасскими школами» во времена Ломоносова в просторечии звалась Славяно-греко-латинская академия, которая помещалась в Заиконоспасском монастыре. В академии обучались будущие служители православной церкви, а также осуществлялась подготовка чиновников для государственных учреждений. В то время – это было одно из лучших высших духовных учебных заведений Москвы.

25Павлова Г. Е., Фёдоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. – М., 1988. – С.44.

26Пекарский П. История имп. Академии наук в Петербурге. – СПб., 1873. Т.2. – С.278.

27Обшевни – розвальни, широкие сани, обшитые лубом (Словарь В. Даля).

28Из академической биографии М. В. Ломоносова (1784). – Цит. по: Львович-Кострица А. И. Михаил Ломоносов. – Челябинск, 1997. – С.18–19.

29Материалы для истории имп. Академии наук. – СПб., 1885. Т.2. – С.7.

30Павлова Г. Е., Федоров А. С. Указ.соч. – С.61.

31Вольф лично знал Лейбница и состоял с ним в переписке.

32Цит. по: Львович-Кострица А. И. Указ. соч. – С.39.

33Там же. – С.39–40.

34Там же.– С.40–41.

35Ломоносов М. В.Письмо Шувалову И. И., 4 января 1753 г. // Ломоносов М. В. ПСС. Т. 10. – С.475.

36Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т.VII. – C.285–286.

37Эвелина Ганская – «прекрасная незнакомка», с которой Бальзак долгие годы вёл анонимную переписку, перешедшую впоследствии в не менее продолжительное ухаживание. Переписка Бальзака с Ганской началась в 1833 году и только в 1850 завершилась свадьбой, когда Бальзак был уже смертельно болен.

38Грифцов Б. Как работал Бальзак. – М., 1937. – 103 с.

39Реизов Б. Г. Бальзак. – Л., 1946. – С.5.

40Цвейг С. Бальзак. – М., 1960 – С.167.

41Сиприо П. Бальзак без маски. – М., 2003. – С.498.

42Цвейг С. Указ. соч. – С.164.

43Там же. – С.150.

44Цит. по: Сюрвиль Л. Бальзак, его жизнь и произведения по его переписке // Бальзак в воспоминаниях современников. – М., 1986. – С.50.

45Там же. – С.51.

46Там же. – С.53–54.

47Слова из траурной речи Виктора Гюго на похоронах Оноре де Бальзака.

48Цвейг С. Указ. соч. – С.473.

49Сиприо П. Указ. соч. – С.496.

50Там же. – С.64.

51Бальзак О. О художниках // Бальзак. Собр. соч. Т.24. – М., 1960. – С.26.

52Там же. – С.27.

53Бальзак. Иисус Христос во Фландрии // Бальзак. Т.19. М., 1960.– С.27-37.

54Цвейг С. Указ.соч. – С.52.

55Там же. – С.135.

56Там же. – С.183.

57Там же. – С.185.

58Сюрвиль Л. Указ. соч. – С.100–101.

59Бальзак. Луи Ламбер // Бальзак. Собр. соч. Т.19. – С.208–316.

60Бальзак. Поиски абсолюта // Бальзак. Собр. соч. Т.20. – С.5–189.

 

61Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. – С.387.

62Гоген П. Ноа Ноа. – СПб., 2007. – 247 с.

63Цит. по: Кашен Франсуаза. Гоген. – М., 2003. – С.186.

64Ван Гог. Письма. – Л.– М., 1966. – С.581.

65Гумилёв Н. Г. Два салона. – Весы, 1908, май. – С.103.

66Маковский С. Страницы художественной критики. – СПб., 1913.

67Там же. – С.178–179.

68См.: Поль Гоген. Взгляд из России. Альбом-каталог. – М., 1990. – С.69.

69Там же.

70Кандинский В. В. Текст художника. – С.58.

71Там же. – С.59.

72Кандинский В. В. – цит. по: Сарабьянов Д. В. Кандинский и русский символизм // Серия литературы и языка. Том 53, № 4, 1994. – С.18.

73Кандинский В. В. Текст художника. – С.42.

74Там же. – С.31.

75Там же. – С.36–37.

76Дюхтинг Хайо. Василий Кандинский. – М., 2007. – С.88.

77Письма В. В. Кандинского к А. И. Чупрову // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1981. – Л., 1983.

78Кандинский В. В. Текст художника. – С.5.

79Там же. – С.49–50.

80Там же. – С.494.

81Для своей бессмертной «Композиция VII» (1913) В. В. Кандинский предварительно подготовил более 30-ти эскизов, выполненных маслом и акварелью, а саму идею этой картины художник вынашивал около двух лет.

82Нелишним здесь будет вспомнить, что российские оппоненты художника, ещё в бытность Кандинского в Москве, называли его картины «изуродованным спиритизмом» (Н. Пунин). Верно будет сказано, что оппоненты и критики гениев всегда и везде оказываются единодушно-недальновидны.

83Кандинский В. В. Текст художника. – С.52–52.

84Лосев А. Ф. «Мне было 19 лет…». – М., 1997. – С. 18.

 

//

//