Аннотация. Интерес к проблеме человека в мировой философии обнаруживался всегда. Нет такой эпохи, когда мыслители вообще перестали бы тревожно и пытливо исследовать данную тему. Однако иногда философское постижение человека не рассматривалось как первоочередная задача. Напротив, некоторые мыслители считали, что увлечение данной темой мешает глубокому истолкованию других, более значимых, как им казалось, проблем. Парадоксальность теоретической ситуации осложняется тем, что сам человек постепенно перестаёт быть объектом философского постижения. Он растворен в «фигурах» и «складках». Окончательно разоблачены претензии философии стать наукой о человеке. Заявлено, что философская антропология может оказаться наукой о человеке, если она потеряет свой предмет. «До тех пор, пока этого не случилось, философская антропология будет выступать в форме социальной алхимии» [3, с.1].

Ключевые слова: человек, философская антропология, классика, антропология, «смерть человека», «негативная антропология», «устарелость человека», «герменевтика субъекта», биологизм, витализм.

Аннотация. В данной статье представлена оригинальная концепция топологии поэтического пространства. Предложены конкретные математические, численные модели, определяющие различные параметры непрерывности и связности поэтических подпространств в случаях художественного перевода, рассмотрения творчества отдельного конкретного поэта и определения точек бифуркации поэтического пространства, при нарушении его информационной устойчивости, связности и непрерывности. Рассматривается общая философия построения образной структуры поэтического пространства. Статья является продолжением работы «Размышления о поэзии» (см.: «Философская школа». 2017. № 2. – С.53-108).

Ключевые слова: образ, математическая поэтика, поэтическое пространство, устойчивость, адекватность перевода, топология, искусство, поэтон, металингвистика, цветовой спектр.

Аннотация. В статье представлены результаты социально-философского анализа ключевых понятий теории национальной безопасности, дано определение национальной безопасности на основе аксиологического подхода к этому сложному явлению. Опираясь на новые нормативно-правовые источники, автор уделяет особое внимание концептуальным основам национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, опасность, угроза, ценность, ущерб, интересы, национальная безопасность, философия безопасности, аксиология.

Аннотация. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – первый крупнейший русский философ религиозного плана, создавший всеобъемлющую философскую систему. Соловьев в течение своей жизни переживал духовную эволюцию. С малых лет он был воспитан в религиозном духе. Однако в 13-летнем возрасте пережил религиозный кризис, который продолжался с 1866 по 1871 гг. В этот период он разочаровался в религии, стал атеистом, выбросил в сад иконы, принял позиции вульгарного материализма Бюхнера. В статье показана духовная эволюция философа. Постепенно под влиянием различных философов он отошел от атеистических воззрений, стал глубоко верующим человеком, создал свою религиозную систему, хотя и не соблюдал религиозные обряды. В статье ставится вопрос: насколько актуальные сегодня идеи В.С. Соловьева. Разумеется, за истекшее время совершенно преобразилась научная картина мира. В области философии сложилась новая парадигма. Нередко пишут о том, что философия В.С. Соловьева утратила свою актуальность.  Между тем философские искания мыслителя весьма созвучны нашему времени. Не тускнеют его размышления о предназначенности философии, ее роли в обществе, ее значимости. По-прежнему актуальны его соображения о философском уме как драгоценном достоянии человека.

Ключевые слова: В. С. Соловьёв, философия, религия, философский ум, всеединство, человек, софийность,  разумное познание, вероучение, истина.

Аннотация. В исследовании проанализированы общественно-исторические и социокультурные причины карнавализации отечественного массового сознания, связаны с периодом масштабных социально-политических преобразований, вполне определенным образом  повлиявших на изменения, произошедшие в культурном пространстве отечественного социума. На примере ряда кинокартин, авторство которых принадлежит некоторым отечественным кинорежиссерам, особенно подробно исследуются художественные способы и приемы реализации карнавальных форм представления и моделирования внешней действительности, а также те базисные правила и принципы карнавала, которые были реализованы этими авторами в своих творениях.

Ключевые слова: карнавализация культурного пространства, неомифологизация общественного сознания, культурная семиотика, вторичный семиозис, культурная семантика, синтаксис культурных моделей, инверсия бинарных оппозиций, жанры современного кинематографа, проблема зрительского восприятия, пространственно-временной хронотоп.

Аннотация. Любое развитие – рост человека, исторические процессы и формирование идей – происходит во времени. На протяжении многих лет в точных науках упрощенно полагалось, что любой процесс должен протекать с неизменным результатом, вне зависимости от того, в какое время дня, года или столетия он был запущен. Это положение ставится под сомнение рядом экспериментальных данных, выявляющих цикличные колебания в физике, в биологии и в истории. В применении к истории культуры, одним из следствий этих работ становится реальность влияния фактора момента рождения человека (как-то конкретной эпохи или века, декады) на его образ мышления и на возможности реализации врожденного потенциала. Проявления этого темпорологического фактора, названного тета-фактором, были описаны в книге «Селестиальные близнецы». В ряде последующих публикаций и в книгах «Часы Феникса» и «Пространство-время в высокоразвитых биологических системах» ударение ставилось на том, как тета-фактор целых поколений сказывался на цикличной смене исторических эпох. В настоящей статье, написанной по материалам авторского доклада в  Доме Ученых Хайфы (18.07.2016) и посвященной 90-летию звукового кино, эффективность применения этих подходов показана на примере рассмотрения истории киномузыки и ключевой роли в ней Ирвинга Берлина и Макса Стайнера – пары селестиальных близнецов, рожденных в час Феникса 1885-1900 годов.

Ключевые слова: время, хронология, культурология, киномузыка, селестиальные близнецы, часы Феникса, Ирвинг Берлин, Макс Стайнер, Сергей Прокофьев, цикличность.

Аннотация. В рамках технологического искусства анализируются такие актуальные проблемы философской антропологии как киборгизация и деантропологизация человека. Для анализа изменений места человека рассматриваются три стратегии: снятие оппозиции между человеческим и нечеловеческим; полное или частичное лишение человека возможности контролировать и выполнять свои действия, исходя из своей воли и желаний; попытка исключения человека из пространства искусства, как в роли зрителя, так и в роли художника. Научная новизна статьи состоит в анализе проблем философской антропологии через обращение к художественным стратегиям технологического искусства.

Ключевые слова: технологическое искусство, деантропологизация, современное искусство, философская антропология, киборгизация, «смерть человека», антропоцентризм, антропологические стратегии, Стеларк.

Аннотация. В статье приводится философско‒методологическая концепция рефлексивного диалога, а также  экспериментальное исследование  творческой направленности личности студентов туристского вуза в рефлексивном диалоге. Рефлексивный диалог как инновационное средство творческого развития личности всех субъектов образовательного процесса в вузе  выступает как система релевантностей обучаемых и обучающих, как метаконструкт, созданный их взаимодействием,  обеспечивающий развитие личности и профессиональных компетенций студента. Если представить рефлексивно-диалогическую парадигму в виде новой познавательной альтернативы, то речь идет о феномене поддержки когда ситуация познания строится по модели того, что в психотерапии определяется как «терапевтическая ситуация», а фактическое участие в познавательной процедуре двух человек может быть передано выражением «объединенный познающий субъект». В рефлексивном диалоге процесс образования понимается не как выражение преобразовательного  отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который управляется и контролируется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. В противовес классической парадигме доказательного мышления выступает на авансцену новая – диалогическая ‒ парадигма познания, суть которой можно сформулировать следующим образом: познание есть констелляция углубляющегося процесса межличностного понимания и взаимодействия, где в качестве необходимой предпосылки предстает обретение полноты участия исследователя в таких межличностных отношениях, которые отвечали бы основным критериям качественных  отношений. Фактическое же участие в познавательной процедуре двух человек может быть передано выражением объединенный познающий субъект.

Ключевые слова: рефлексивный диалог, профессиональная культурная идентичность, событийность, культурные медиаторы, дилогическая парадигма, социорефлексика, модель рефлексивно-диалогического взаимодействия, объединенный познающий субъект,  новая парадигма познания.

Аннотация. В настоящей статье, являющейся своеобразным прологом к книге, над которой автор работает уже около тридцати лет, проводится этимологический и семантический анализ нескольких десятков слов немецкого языка, что заставляет автора сделать вывод о его праславянской природе. Статья построена по структуре словаря, где соответствующие слова представлены не в алфавитном, а в тематическом порядке, что позволяет рассматривать каждое исследуемое слово под разными ракурсами и, соответственно, выявлять смысловые корни каждого из этих слов.  Последовательно и доказательно проводится мысль о том, что в основе всех «европейских» и «индийских» языков лежит язык русский. Он-то и является тем первородным, первоисточным языком, праязыком, языком-стволом, от которого затем отпочковались ветви «европейских» и «индийских» языков, включая пресловутый санскрит, которые являли и являют собой искажённые варианты русского языка, языка русов-росов. В своих исследованиях автор опирается не только на собственные оригинальные гипотезы, доказываемые им  посредством аналогий, аналитических сопоставлений и эмпирических наблюдений, но и на труды ведущих знатоков культурно-исторических корней русского языка: В. И. Даля, А. С. Шишкова, А. Н. Афанасьева, М. Фасмера и др. Автор ставит немало актуальных вопросов, которые, несомненно, требуют продолжения настоящего исследования.

Ключевые слова: языкознание, русский язык, немецкий язык, английский язык, славянский язык, санскрит, праязык, компаративистика, этимология, семантика.

Аннотация.  В статье, относящейся к жанру философской публицистики, автор ставит множество непростых вопросов. Причем, вопросы эти не имеют простых и однозначных ответов, поскольку, как утверждает автор, мы знаем всё, кроме самого главного,  кроме сути вещей, кроме самой природы мироздания. Фундаментальная наука, и в особенности космология переживает сейчас не легкие дни. С одной стороны, рождаются и множатся  новые гипотезы и теории, подчас весьма  оригинальные. С другой стороны, одна гипотеза, не успев обрасти аргументами и фактами, сменяется другой, иногда даже более противоречивой. Фактически мы сейчас наблюдаем броуновское движение в самой науке и самой науки, где нелегко разобраться  не только внешнему наблюдателю, но самим  задействованным ученым. В своём исследовании автор обращается к многочисленным и широко известным фактам, не имеющим, однако, своего научного разрешения. Самым непознанным объектом во вселенной является сам человек. С ним всё неясно: его создание или возникновение, его физиология и его духовные составляющие. Мы не можем проникнуть даже в тайну сновидений и объяснить вроде бы такой простой на первый взгляд аспект человеческой жизни. С точки зрения автора, секуляризованная наука, отрицающая вместе с религией и эзотерику, оказывается бессильной для разрешения многих загадок и артефактов, к которым человек постоянно возвращается вот уже на протяжении многих столетий.

Ключевые слова: мироздание, наука, гипотеза, познание, непознаваемое, Земля,  человек, религия, эзотерика, Божественное откровение.