Вышел из печати сборник Научные Труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№ 2/2014): Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в России: Проблемы. Задачи. Перспективы» / Под научной редакцией профессора С. В. Чернова. (доступен для скачивания внизу статьи).

Настоящее издание содержит материалы Общероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в России: Проблемы. Задачи. Перспективы»1, организованной и проведённой Институтом Непрерывного Профессионального Образования в Москве 19–20 февраля 2014 года. Концепция конференции в полной мере соответствует Миссии, которую проводит Институт в своей научно-педагогической деятельности: «Высший синтез профессионализма и творчества для духовно-нравственного преображения человека в ценностях созидательного труда, моральной ответственности и безусловной любви к ближнему».

В работе конференции приняли участие ведущие учёные и педагоги, руководители научных и образовательных организаций, представители реальной экономики и члены общественных организаций из различных регионов Российской Федерации, а также аспиранты и студенты российских вузов и колледжей. В сборник вошли статьи, подготовленные на основе докладов, с которыми выступили участники конференции.

Первый раздел сборника «Теория и методология профессионального образования» открывается статьёй директора Института психоанализа и социального управления, доктора философских наук, профессора П. С. Гуревича «Философия образования», в которой ставится важнейшая проблема философского обоснования образования вообще и профессионального образования в частности. Человек, – пишет П. С. Гуревич, – является единственным на свете существом, который транслирует полученное им знание следующим поколениям. Образование – это нерв культуры, это архитектура грядущего и поэтому нельзя решать вопросы обучения и воспитания без широкого обсуждения этой проблемы научной общественностью, деятелями культуры, педагогами, учителями, воспитателями, а не чиновниками от образования, которые сегодня играют в нём далеко не последнюю роль (П. С. Гуревич, с. 15–34).

В статье генерального директора компании «Индустрия недвижимости» С. П. Зуевой «Кадры решают всё: старая проблема – новый взгляд» рассматриваются актуальные вопросы профессиональной подготовки кадров с учётом современных запросов реальной экономики. Автор заявляет, что запущенный в России процесс по разработке и внедрению профессиональных стандартов, может в скором времени принести свои первые плоды и поможет решить как кадровые вопросы для бизнеса, так и вопросы эффективной организации российского профессионального образования (С. П. Зуева, с. 35–39).

Вопросы гуманитаризации современного образования поднимаются в одноимённой статье заведующего сектором истории антропологических учений Института философии РАН, доктора философских наук Э. М. Спировой. Автор указывает, что во всём мире по этому вопросу ведутся бурные дискуссии, в которых аргументируется недопустимость снижения в образовании удельного веса гуманитарного знания. Вместе с тем, государство финансирует преимущественно те дисциплины и образовательные программы, где экономическая отдача возникает быстро и основательно. Однако, общественное сознание не обманешь, оно всё отчётливее формулирует идею приоритета гуманитарного знания (Э. М. Спирова, 40–58).

В статье директора Федерального музея профессионального образования, кандидата педагогических наук Т. А. Тархановой в исторической ретроспективе представлена государственная политика России в сфере профессионального образования. Автором выделены основные периоды развития этого процесса за последние почти 300 лет и те проблемы, которые существуют перед профессиональным образованием в наши дни. Автор отмечает, что в России сохраняется серьёзный качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Компетенции работников не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования продолжает развиваться в собственной логике, не сопряжённой с логикой рынка труда (Т. А. Тарханова, с. 59–66).

Ректор Института Непрерывного Профессионального Образования, кандидат педагогических наук, профессор С. В. Чернов представил в своей статье педагогическую концепцию триединства субъектной, процессуально-целевой и духовно-нравственной составляющих образования в соответствии с которой реализуется научно-педагогическая деятельность Института. Названная концепция имеет универсальный характер, поскольку ориентирована на:

  1. различные предметные области общего образования;
  2. различные специальности профессионального образования;
  3. различные возрастные группы обучающихся;
  4. различные уровни образования: дошкольное образование, общее образование, профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование, дополнительное профессиональное образование;
  5. непрерывность образования вообще и профессионального образования, в частности.

Основываясь на своей концепции, автор намечает конкретные задачи, решение которых позволит системе российского профессионального образования, основательно разрушенной за последние два десятилетия, получить мощный потенциал развития (С. В. Чернов, с. 67–77).

В статье доктора педагогических наук, профессора В. И. Шаповалова поднимается проблема формирования конкурентоспособности специалиста инструментами инновационного педагогического менеджмента. На основе собственных исследований автор показывает, что модели конкурентоспособного работника и модели управления конкурентоспособным поведением могут быть полезными для решения проблемы формирования конкурентоспособного специалиста и предлагает конкретные пути формирования целостной конкурентоспособной личности компетентного профессионала (В. И. Шаповалов, с. 78–84).

Второй раздел сборника «Прикладная педагогика и образовательные технологии» представлен работами следующих авторов: Е. Ф. Баранова, М. Н. Воробьёва, С. В. Дудин, А. Н. Захаров, А. А. Захарова, Н. В. Курбатова, О. В. Мартьянова, А. Г. Орлова, Е. Н. Панкратова, Н. С. Титова, В. А. Шейкин. Здесь поднимается ряд актуальных тем, связанных с проблемами воспитания и оценивания в системе профессионального образования, рассматриваются вопросы применения активных форм обучения и границ применения дистанционных образовательных технологий, а также другие вопросы теории и методики профессионального образования.

В разделе «Вопросы политики, права, социологии и экономики» представлены следующие статьи: В. А. Красавин «Проблемы современного политического образования»; И. К. Кулачёнкова «Исследование возможности трудоустройства специалистов-архитекторов на российском рынке труда»; Д. В. Тонкова «Профессия «архитектор» в России: требования времени»; А. С. Чернова «Понятие устойчивости в современной экономической науке»; Е. Н. Щепеткина «Принцип свободы договора и его ограничение (на примере образовательной деятельности)».

Следующий раздел сборника «Специальные исторические исследования» был подготовлен профессорско-преподавательским составом кафедры специальных исторических дисциплин Института Непрерывного Профессионального Образования (зав. кафедрой А. А. Шильнов, кандидат географических наук) и молодыми учёными Молодёжного научного общества города Москвы и Московской области (председатель А. Р. Децюк). Авторы статей: А. А. Барбашов, М. В. Валиева, А. Р. Децюк, И. Ю. Долуев, А. А. Захарова, О. И. Лисицынв, С. А. Разумов, В. Е. Сеничев, А. Ю. Янковский, раскрыли широкий (от древних времён и до наших дней) круг проблем, которые интересуют российскую историческую науку и показали высокий потенциал российского исторического профессионального образования.

Не были забыты актуальные для современных условий «Проблемы экологии и здоровьесберегающие технологии». По этим вопросам свои исследовательские работы представили В. В. Комаров, И. В. Крючкова, А. А. Шильнов.

Раздел сборника «Обучение и развитие лиц с ограниченными возможностями здоровья» был представлен статьями двух авторов. В. В. Крючков вынес на рассмотрение научно-педагогического сообщества авторскую методику изучения поведения людей с проблемами по слуху и представил результаты собственных эмпирических исследований. А. В. Харламенков в своей статье «Адаптация глухих и реакция социума» раскрыл социальные и нравственные проблемы, которые возникают при обучении глухих людей и те трудности, которыми сопровождается социальная адаптация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Традиционно, в сборник Научных трудов Института был включён раздел «Духовное наследие», представленный статьёй С. Н. Труфанова (с. 277–298), где раскрывается учение Гегеля о сознании и основные положения его концепции исторического процесса, а также статьёй С. В. Чернова (с. 299–325), где проблема профессионализма и творчества2 рассматривается в связи с авторской концепцией человеческого гения.

В Резолюции Общероссийской конференции (с. 326–327) участники конференции согласовали общую научную и практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений реализации задач развития и совершенствования непрерывного профессионального образования в России и высказали следующие рекомендации:

  1. обращать большее внимание на проблему саморазвития и самоорганизации личности в процессе получения профессионального образования;
  2. привлекать к вопросам развития непрерывного профессионального образования общественные структуры и общественные организации напрямую не связанные с системой образования, но оказывающие на неё косвенное влияние;
  3. использовать в системе непрерывного профессионального образования сетевую форму реализации образовательных программ, основанную на взаимодействии образовательных учреждений, научных организаций и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере реальной экономики;
  4. обеспечивать настоящее взаимодействие системы профессионального образования и реальной экономики с учётом запросов рынка труда и потребностей работодателей, которые и являются главными заказчиками высококвалифицированных компетентных специалистов.

Участники конференции отметили высокий организационный и научно-методический уровень проведения Общероссийской конференции и высказались за необходимость ежегодного проведения Общероссийской научно-практической конференции, посвящённой вопросам развития и совершенствования российской системы непрерывного профессионального образования.

 

С. В. Чернов, кандидат педагогических наук, профессор, ректор Института Непрерывного Профессионального Образования, заслуженный работник науки и образования

 


 

1 Научные Труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№ 2/2014): Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в России: Проблемы. Задачи. Перспективы» / Под научной редакцией профессора С. В. Чернова. – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – 332 с.

 

2Профессионализм и творчество – это два базовых принципа, на которые опирается Институт Непрерывного Профессионального Образования в своей научной и образовательной деятельности; более того, эти принципы собственно и определяют само лицо Института, или, говоря иначе, бренд Института.