Непрерывное образование человека труда существовало всегда. В прошлые века любой ремесленник, будь то гончар, будь то лудильщик, будь то рисовальщик, испытывая и внедряя новые приёмы производства, тем самым постоянно совершенствовал своё мастерство, развивался сам и передавал этот опыт своим подмастерьям и ученикам. В советское время существовала система обязательной и регулярной профессиональной переподготовки рабочих, специалистов и руководителей. В той ещё форме, обязательное повышение квалификации сохранилось и поныне в профессиональной среде врачей и педагогов.

Любая система, в том числе система профессионального образования, эффективна только тогда, когда каждый элемент этой системы согласован внутрисистемными механизмами. Если это не так, то система перестает быть таковой и просто напросто вырождается. Сейчас в России стройной системы непрерывного профессионального образования не существует. Каждый участник рынка образовательных услуг действует на нём, исходя из своих представлений, которые, как показывает практика, далеко не всегда служат решению действительных задач профессиональной подготовки и повышению профессиональной квалификации людей труда.

В 1637 году в Лейдене было опубликовано небольшое по объему, но многомерное в своей перспективе произведение Рене Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках». В этом труде Р. Декарт сформулировал четыре правила названного метода, которые, как оказалось впоследствии, несли на себе следующие три функции: во-первых, они раскрывали проблему достоверности знания, во-вторых, – описывали механизмы умственной деятельности (разума) человека, и, в-третьих, эти правила образовали стройную методологию последующего развития всех наук. Надо сказать, что образование, исходящее в своём содержании из соответствующих научных направлений, не могло не опираться на указанные выше правила. Действительно, если мы рассмотрим любую образовательную методу, или подход, мы должны будем согласиться с тем, что в своих основаниях эта метода, или этот подход опираются на правила, сформулированные Декартом.

Истинный метод «для познания всего того, к чему способен человеческий ум» с точки зрения Декарта сводится к следующим четырем правилам: « Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению. Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» 1, с.100.

Развивая далее свои идеи о методе познания, Р. Декарт пишет: «При изучении природы различных умов я заметил, что едва ли существуют настолько глупые и тупые люди, что они не способны ни усвоить хороших мнений, ни подниматься до высших знаний, если только направлять их по должному пути»1, с.145. Если исходить из этого последнего тезиса Декарта, то мы должны признать, что существующие ныне трудности образования проистекают не из ограниченных способностей человека к овладению знаниями, а из самой системы образования, которая сейчас перестала уже соответствовать предельно высоким образовательным запросам людей, заинтересованным в получении качественного образования, и, в том числе, образования профессионального.

На наш взгляд, выход из кризиса, в котором пребывает, увы, не только российское профессиональное образование, возможен на пути действительного преобразования профессионального образования, придав ему непрерывный характер. В нашем Институте Непрерывного Профессионального Образования уже в течение трех лет, практически со дня его основания, идея непрерывности профессионального образования реализуется на основе педагогической концепции триединства субъектной, процессуально-целевой и духовно-нравственной составляющих образования (автор концепции – С. В. Чернов). В рамках настоящей статьи мы не можем подробно представить названную концепцию, но всё же дадим здесь краткую её характеристику.

Педагогическая концепция триединства имеет универсальный характер, поскольку ориентирована на: 1) различные предметные области общего образования; 2) различные специальности профессионального образования; 3) различные возрастные группы обучающихся; 4) различные уровни образования: дошкольное образование, общее образование, профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование, дополнительное профессиональное образование; 5) непрерывность образования вообще и профессионального образования, в частности.

Структура составляющих образования представлена в нашей концепции следующим образом.

Субъектные составляющие образования:

  • ученик (воспитанник, обучающийся, студент);

  • учитель (воспитатель, наставник преподаватель);

  • образовательная среда, включающая в себя содержание и форму образования, а также другие необходимые атрибуты образовательного процесса.

Процессуально-целевые составляющие образования:

  • воспитание;

  • развитие;

  • обучение.

Духовно-нравственные составляющие образования:

  • любовь;

  • ответственность;

  • творчество.

В свою очередь, педагогическая концепция триединства основывается на следующих принципах:

  • системность;

  • структурное триединство;

  • содержательное триединство;

  • духовность;

  • созидательность;

  • творческость;

  • этичность;

  • эстетичность;

  • универсальность;

  • непрерывность образования;

  • высший синтез.

Педагогическая концепция триединства предполагает использование, – в системе образования любого уровня, – различных форм, способов, подходов средств и методов образования для достижения целей воспитания, развития, обучения, и, соответственно, профессионального образования личности. Говоря иначе, для достижения личностью высшего уровня профессионализма и творчества. В соответствии с педагогической концепцией триединства, Миссия Института Непрерывного Профессионального Образования предполагает – высший синтез профессионализма и творчества для духовно-нравственного преображения человека в ценностях созидательного труда, моральной ответственности и безусловной любви к ближнему.

Таким образом, научно-педагогическая и образовательная деятельность Института основывается, во-первых, на методологических основаниях и принципах педагогической концепции триединства субъектной, процессуально-целевой и духовно-нравственной составляющих образования, во-вторых, разворачивается в соответствии с указанной выше миссией Института, и, в-третьих, опирается на два базовых принципа: профессионализм и творчество, определяющих собственно само лицо Института, или, говоря рыночным языком, бренд Института.

Институт Непрерывного Профессионального Образования как автономная некоммерческая организация науки и дополнительного профессионального образования получил Свидетельство о государственной регистрации 27 февраля 2010 года. Однако свою историю Институт по сути начал на много раньше этой даты, когда автор настоящей статьи в далёком 1988 году жил в славном городе Ташкенте и преподавал на славной кафедре психологии в славном Ташкентском государственном университете им. В. И. Ленина (ТашГУ). Итак, в 1988 году группа молодых преподавателей кафедры психологии ТашГУ, среди которых были Сергеев Александр Михайлович, Чернов Сергей Васильевич и Шаповалов Владимир Иванович, организовали при Госкомсоцтруде Узбекской ССР «Исследовательско-консультационную службу по психологии, экономике, праву» (ИКСПЭП), главной целью которой было развитие системы корпоративного обучения и консультационных услуг для предприятий и организаций республики. Бессменным руководителем всех инновационных образовательных проектов ИКСПЭП стал С. В. Чернов. Надо сказать, что в те дни деятельность ИКСПЭП была совершенно новым словом в системе дополнительного профессионального образования Советского Союза, и поэтому от заказчиков не было отбоя.

В период 1987–1988 гг. С. В. Чернов и В. И. Шаповалов разработали и успешно внедрили в практику «Систему социально-психологической оценки руководителей и специалистов предприятий и организаций» см.: 2, аналога которой тогда в нашей стране не существовало. Названная система основывалась на экспертной оценке, которую давали действующим руководителям их подчиненные, руководители того же управленческого уровня и вышестоящее руководство1. Причем, реализация названной системы оценки сопровождалась образовательными программами, которые проводили у заказчиков преподаватели и специалисты ИКСПЭП см.: 6. Заказчиками этой инновационной консультационно-образовательной программы, стали ряд предприятий Минэнерго УзССР, Миндортранса УзССР, а также Главный информационно-вычислительный центр Агропрома УзССР, Ташкентский авиаотряд, ТашКБМ среднего машиностроения, Среднеазиатское проектное конструкторско-технологическое бюро энергетики, Мубарекский газовоперерабатывающий завод и многие другие предприятия республики см.: 6, 7.

Понятно, что с развалом Советского Союза деятельность ИКСПЭП была приостановлена. Все ёе активные участники и сотрудники были вынуждены покидать места жительства, бросать любимую работу и искать своё место либо в Российской Федерации, либо за рубежом. Для нас, переселенцев, эмигрантов в собственной стране, которых никто нигде не ждал и которым в то время никто не помогал, не поддерживал и не выдавал никаких компенсаций, это было трудное время.

Но творческий дух, высокий профессионализм, личностная энергия и устойчивость в критических ситуациях всегда составляли силу и славу русского народа. В 1995 году, после официального завершения деятельности ИКСПЭП, С. В. Чернов, уже в одиночку, без партнеров и соратников, организовал в городе Воронеже «Консультационно-диагностический учебный центр» (КДУЦ), который продолжил традиции, заложенные ещё в Ташкенте. Первым крупным заказчиком Центра стало ОАО «Борхиммаш» (Борисоглебский завод химического машиностроения). На заводе была запущена программа тренингов для специалистов и руководителей среднего и высшего звена, а также параллельно проводилась деловая оценка персонала организации с целью формирования кадрового резерва. С этой организацией Центр сотрудничал более трех лет, вплоть до кризиса 1998 года. Впоследствии КДУЦ работал по направлениям инновационно-образовательной и консультационной деятельности с такими компаниями как «Росгосстрах Воронеж», «Страховая компания Астро-Дон», «Строительная компания Диамонд» и др.

В 2001 году С. В. Чернов перебрался в Москву, и уже здесь при поддержке своих бывших учеников Шейкина Владимира Александровича2 и Эминова Юрия Холматовича3 был организован Институт Непрерывного Профессионального Образования, который сохранил все те традиции, которые были заложены ещё в далеком 1988 году в славном городе Ташкенте. В 2011 году к реализации образовательных и консультационных программ Института подключился Владимир Иванович Шаповалов4, который взял на себя обязанности первого проректора Института и являясь одновременно заведующим кафедрой психологии менеджмента и управления персоналом разрабатывает теоретико-методологические и основы и практические приложения психологии менеджментасм.: 8. В настоящее время Институт объединяет специалистов, учёных, педагогов и практиков, как имеющих значительный профессиональный опыт, так и совсем молодых людей, которые только начинают свой путь в науке, образовании и проектной деятельности. Но такое сочетание опыта и молодости всегда, как мы знаем, очень полезно для успешности любого дела и для формирования эффективной команды.

В настоящее время наш Институт, основываясь на педагогической концепции триединства, развивает несколько инновационных направлений непрерывного профессионального образования.

Первое направление. Корпоративная образовательная технология: «Профотбор и деловая оценка персонала» (руководители проекта: С.В. Чернов, В.И. Шаповалов), которая предполагает, во-первых, оценку кандидатов на вакантные должности, и, во-вторых, оценку уже работающих сотрудников при проведении аттестации. Этот курс исключительно актуален для компаний любой отрасли, которые серьезно занимаются развитием персонала – того ресурса, который наиболее значим для развития любого бизнеса. Здесь следует напомнить, что из всех разделов вузовского курса «Управление персоналом» раздел «Деловая оценка персонала» проработан в наименьшей степени – на него отводится минимальное количество часов, хотя реализация компанией программы деловой оценки персонала дает максимальный бизнес-эффект.

Названный курс, реализуемый Институтом, не имеет аналогов на российском рынке образовательных услуг по следующим причинам.

1. Курс адаптируется под специфику бизнеса компании-заказчика, которая учитывается следующим образом. На основе базовых методов и подходов управленческого консультирования по вопросам управления человеческими ресурсами [3, с.85-102], а также с учётом принципов управления производительностью труда специалистов, линейных менеджеров и руководителей компании [2], устанавливаются: 1) цели набора новых сотрудников; 2) корпоративные критерии набора новых сотрудников; 3) цели аттестации персонала компании; 4) критерии измерения эффективности уже работающих сотрудников.

2. Программа курса разрабатывается с учётом социально-экономических реалий российского бизнеса и особенностей российского менталитета.

3. Содержание курса основано на многолетнем практическом опыте (постоянно подкрепляемым инновационными инъекциями) профессорско-преподавательского состава, специалистов-практиков и консультантов Института.

4. На 80% курс основывается на активных практикоориентированных формах обучения: деловые игры, тренинги, проблемное проектирование, ситуационный анализ, проработка кейсов.

5. Все методики профотбора и деловой оценки персонала отрабатываются слушателями курса на практике и после окончания курса все участники программы на 100% готовы к самостоятельной и эффективной работе с этими методиками.

Второе направление. Корпоративная образовательная технология: «Управление коммерческой недвижимостью» (руководители проекта: С.В. Чернов, С.П. Зуева, генеральный директор Компании «Индустрия недвижимости», партнер Института). Это отраслевая образовательная программа, направленная на повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей, специалистов и линейных менеджеров отраслевых управляющих компаний. Названная программа реализуется совместно с ООО «Индустрия недвижимости», имеющий значительный опыт управления коммерческой недвижимостью. Такое сотрудничество, организованное на основе сетевой формы реализации образовательных программ (ст. 15 ФЗ «Об образовании») [4], обеспечивает практическую направленность образовательной программы и её привязку к реальным потребностям и запросам рынка коммерческой недвижимости. Программа названного курса включает в себя следующие разделы:

  • правовые основы экономики и управления коммерческой недвижимостью;

  • технико-технологическое обеспечение объектов коммерческой недвижимости;

  • стратегия маркетинга в управлении коммерческой недвижимостью;

  • управление арендными отношениями;

  • основы управления торговой недвижимостью с учётом специфики объектов (ТЦ, ТРЦ, МФЦ)5;

  • особенности управления офисной недвижимостью;

  • главные задачи и принципы управления складскими помещениями.

Каждый из разделов курса имеет практическую привязку к российскому рынку недвижимости и предполагает интенсивную работу участников программы с реальными задачами, которые ставит рынок, проблемными ситуациями и кейсами. Занятия по курсу включают деловее игры и коммуникативные тренинги, позволяющие слушателям освоить практические приемы взаимодействия участников рынка управления коммерческой недвижимостью. По завершении курса участники программы выполняют курсовой проект по тематике, актуальной для российского рынка коммерческой недвижимости.

Третье направление. Инновационная образовательная программа «Дошкольное образование и семейная педагогика» (руководители проекта: А.Р. Децюк, проректор по учебно-методической работе; В.А. Красавин, руководитель Центра социально-экономического проектирования). Эта базовая образовательная программа предназначена для трех категорий слушателей: 1) педагогов, воспитателей и специалистов дошкольных образовательный учреждений; 2) лиц, выполняющих функции нянь, гувернанток, домашних воспитателей или тех, кто желает заняться этим новым для себя видом профессиональной деятельности; 3) заинтересованных родителей, которым небезразлично развитие своего ребенка, его адаптация в обществе и будущая успешность. Названный курс имеет модульный характер, поэтому каждый слушатель может выбирать для себя наиболее актуальные модули из перечисленных ниже.

1. Организационно-правовые и экономические основы управления дошкольным образовательным учреждением.

2. Организация образовательно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

3. Основы психофизического развития ребенка (3–6 лет). Принципы и методы воспитания.

4. Инновационные образовательные и игровые технологии развития и обучения детей дошкольного возраста.

5. Коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста.

6. Организация и приёмы работы домашнего воспитателя.

7. Развивающая семейная педагогика.

Так, например, руководители ДОУ выбирают первый модуль, тогда как педагоги и воспитатели ДОУ выбирают модули, связанные с коррекционной педагогикой дошкольников или модуль по развитию психических функций детей с помощью современных игровых и образовательных технологий. В свою очередь для заинтересованных родителей наибольшей популярностью пользуется учебно-практический модуль «Развивающая семейная педагогика», включающий в себя следующие разделы: 1) кризисы детского возраста: Организация внутренней и внешней среды ребенка; 2) развитие сенсомоторного интеллекта, речевого общения и продуктивной конструктивной деятельности ребенка; 3) практические методы активации творческого потенциала ребенка: Ресурсы. Методики. Инструменты.

Посетив этот практикоориентированный модуль, родители могут самостоятельно проводить первичную диагностику психического развития ребенка даже без обращения к специалистам, лучше понимать своего ребенка, выбирать адекватные воспитательные и развивающие воздействия, узнают как себя вести при наступлении кризисов детского возраста, осваивают современные методики активации творческого потенциала детей 3–6 лет. В свою очередь, родители, имеющие детей с какими-либо задержками или отклонениями в развитии, осваивают практические методы и приемы диагностики и коррекции нарушений речевого общения, слуха, психомоторики, интеллектуального развития, становятся способными правильно подготовить своего ребенка к школе и могут заложить прочную и надежную основу для последующего гармоничного развития ребенка.

Освоение курса «Дошкольное образование и семейная педагогика» (при самостоятельном выборе слушателем определенного набора образовательных модулей), позволяет выпускнику заниматься новым видом профессиональной деятельности в области дошкольного образования6.

Четвёртое направление. Программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году в Институте было создано новое структурное подразделение – Центр профессионального обучения лиц с ОВЗ, который возглавила Лия Владимировна Сосницкая, сурдопереводчик высшей категории, эксперт-практик в обучении лиц с ограничениями и нарушениями слуха (глухих и слабослышащих). Для этой категории обучающихся предлагаются следующие курсы: «Современные рекламные технологии и графический дизайн», «Разработка сайтов и вёрстка веб-страниц», а также довольно сложный по содержанию курс «Моделирование на основе технологии 3d-max».

Надо сказать, что за достаточно короткий период времени, с февраля 2013 года и по сегодняшний день в Институте прошли обучение более 100 обучающихся с нарушениями и полным отсутствием слуха в возрасте от 18 до 38 лет. Для подавляющего большинства обучающихся эти курсы оказались настоящим откровением, поскольку многие из них, по их собственным отчетам, впервые в своей жизни столкнулись с такой системой обучения, которая позволила им в комфортных условиях и с максимальной эффективностью освоить такие профессиональные умения и получить специальные знания, которые при другой организации учебного процесса им просто не удалось бы освоить.

Показателем успешности обучения по этим курсам служат следующие факты: 1) более 50% обучающихся из числа глухих и слабослышащих участвовали в двух и более курсах; 2) около 30% обучающихся нашли возможность использовать полученные профессиональные компетенции в своей профессиональной деятельности; 3) для 18 % из тех, кто прошёл обучение в Институте, этот фактор оказался решающим при их трудоустройстве. А мы с вами хорошо знаем как у нас «любят принимать на работу» людей, которые имеют ограничения по здоровью.

Таким образом, факты показывают, что система непрерывного профессионального образования, основанная на педагогической концепции триединства, оказывается весьма эффективной и востребованной, причем не только для вполне здоровых обучающихся, но даже для лиц с ограничениями по здоровью.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы-рекомендации.

  1. В Российской Федерации созрела острая необходимость в создании единой системы непрерывного профессионального образования, которая смогла бы, во-первых, использовать богатейший опыт педагогического наследия нашей страны, и, во-вторых, основывалась бы на твёрдых методологических основаниях и принципах непрерывного профессионального образования, которые представлены в том числе в педагогической концепции триединства субъектной, процессуально-целевой и духовно-нравственной составляющих образования, с учётом доказанности эффективности реализации названной концепции в практической образовательной деятельности Института.

  2. Для совершенствования системы непрерывного профессионального образования необходимо обеспечить более тесные связи между всеми заинтересованными участниками профессионального образования, включая в том числе общественные организации, объединения работодателей и отдельные заинтересованные организации и предприятия реальной экономики.

  3. Образовательным организациям необходимо наладить на основе взаимовыгодного сотрудничества использования производственной базы предприятий и организаций реальной экономики для организации производственной практики обучающихся в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

  4. Шире организовывать взаимовыгодное сотрудничество между образовательными учреждениями разного уровня и организационно-правовых форм, основываясь на сетевой форме реализации образовательных программ (ст. 15 «Закона об образовании в Российской Федерации», 273-фз). Здесь речь не идет о слиянии различных образовательных организаций, которое интенсивно проводится Минобрнауки РФ, которое по имеющимся у нас данным, несёт скорее негативный, чем позитивный эффект. Организации, работающие по сетевой форме должны оставаться самостоятельными, но организовывать свою совместную деятельность, объединяя интеллектуальные, кадровые, материально-технические, организационные и иные ресурсы для достижения максимального педагогического и социально-экономического эффекта в реализации образовательных профессиональных программ.

  5. Активно привлекать в образовательный процесс, направленный на реализацию основных и дополнительных программ профессионального образования, не только высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и методических работников, но также специалистов-практиков, экспертов, научных работников, представителей бизнеса, инженерные кадры и специалистов-технологов.

Только при удовлетворении вышеназванных условия система непрерывного профессионального образования в России получит мощный потенциал развития и начнет возрождаться на новой уже основе эффективной реализации программ непрерывного профессионального образования.

 

Литература:

 

        1. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы: Пер. с лат. и фр. – М.: Академический проект, 2011. – 335 с.

        2. Методические рекомендации по социально-психологической оценке управленческих кадров / Шаповалов В.И., Чернов С.В., Таджибаева Р.Н. – Ташкент: ТашГУ, 1990. – 52 с.

        3. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – 208 с.

        4. Производительность труда «белых воротничков»: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 248 с.

        5. Управленческое консультирование: В 2-х т. Т. 2.: Пер. с англ. – М.: СП «Интерэксперт», 1992. – 350 с.

        6. Чернов С.В., Шаповалов В.И., Сергеев А.М. Памятка руководителю трудового коллектива по психологии управления. – Ташкент: ТашГУ, 1988. – 56 с.

        7. Чернов С.В. Психологическая оценка и формирование кадрового потенциала на примере специалистов инженерного профиля // Проблемы формирования и развития управленческого потенциала в условиях перехода к рынку: Тезисы выступлений участников I Международной научно-практической сессии 25-26 июня 1991 г. Ч. II. М., 1991. – С. 112-114.

        8. Шаповалов В.И. Теоретико-методологические основы психологии менеджмента. – Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2010. – 144 с.

1 Методика «360 градусов», в которой реализуется тот же методологический подход, пришла в Россию из США в начале двухтысячных.

2 Шейкин В. А. участвовал в авторских тренингах Чернова С. В., которые последний проводил для студентов Училища олимпийского резерва города Щёлково Московской области (2007–2008 годы).

3 Эминов Ю. Х., будучи студентом Ташкентского государственного университета, слушал лекции и участвовал в экспериментальных исследованиях С.В. Чернова (1988–1991 годы).

4 Шаповалов В.И. – друг, соратник и коллега С.В. Чернова ещё по ТашГУ и ИКСПЭП.

5 ТЦ – торговый центр, ТРЦ – торгово-развлекательный центр, МФЦ – многофункциональный центр.

6 Выпускникам, освоившим программу курса в объёме боле 500 учебных часов (включая самостоятельную работу), выдается Диплом о профессиональной переподготовке, который дает право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Источник: Чернов С. В. Перспективы развития непрерывного профессионального образования в России // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№2/2014) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. № 2. С. 67-77.