Печать
Категория: Философская школа, 2020, №11
Просмотров: 1014

Аннотация. Настоящая работа рассказывает о наиболее значимом и важном Научно-просветительном Проекте, который запущен и реализуется Институтом Непрерывного Профессионального Образования в 2020 году – открытие Школы Творчества в Подольске. Символично, что Школа Творчества была открыта и начала свою деятельность в канун десятилетнего юбилея со дня создания Института НПО, а именно – в феврале 2020 года. Поэтому настоящая статья посвящена этой знаменательной дате. Статья рассказывает об открытии профессором С.В. Черновым Школы Творчества в стенах Федерального музея профессионального образования в городе Подольске Московской области. Началу работы Школы предшествовал авторский цикл публичных лекций профессора под названием «Тайна гения – тайна человека: парадоксы гениальности», отзывы о котором были опубликованы в предыдущем выпуске журнала (Философская школа – 2019. – №9. – с.103-126 [1-3]). Таким образом, многолетние исследования позволили автору (проф. Чернову) не только раскрыть  ключевые вопросы зарождения, происхождения, становления гениальности с яркими примерами и убедительными доказательствами в цикле лекций, но и создать общность, платформу, на почве которой любой желающий сможет проявить свою творческость и «волю к гениальности». Настоящая статья расскажет о содержательной стороне занятий и о впечатлениях от участия в созидательно-творческих встречах Школы Творчества.

Ключевые слова:  С.В. Чернов, цикл лекций, Школа Творчества, творческость,  вдохновение, коллектив, синергия, единение, диалог, искренность, концепция воспитания человека-созидателя.

Творящий бедности не знает.

Далёкий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят,

Он из души их достаёт.

Л. Болеславский

В последний зимний день, 29 февраля 2020 года в стенах музея-усадьбы «Ивановское» города Подольска была проведена первая встреча Школы Творчества, учреждённой профессором Сергеем Васильевичем Черновым при поддержке руководства и коллектива музея-усадьбы. Это очень символично. Будто Школа является вестником новой весны, расцвета и обновления.

До известных вынужденных ограничений общественных мероприятий в связи со сложной эпидемической обстановкой, Школа Творчества провела всего две встречи, но я, как их активный участник, уже могу уверенно заявить – Школа Творчества является поистине уникальной в своём роде.

Школа Творчества появилась недавно, но имеет свою историю. Во многом она является органичным продолжением авторского цикла открытых лекций профессора С.В. Чернова «Тайна гения – тайна человека: парадоксы гениальности». У меня даже есть основания полагать, что Сергей Васильевич принял окончательное решение о необходимости учреждения Школы в том числе и потому, что многие слушатели лекций, несмотря на убедительные аргументы лектора, так и продолжали высказывать сомнения в том, что все мы от природы наделены возможностью творить, что творческость заложена в каждом из нас и нужно лишь проявить волю к её развитию, высвобождению.

Вот как описал базовую концепцию Школы Творчества сам её основатель.

«Школа Творчества объединяет людей заинтересованных в личностном духовном росте и оказании содействия в этом всем своим ближним, желающим приобщиться к этому процессу.

Деятельность Школы Творчества направлена на воспитание человека-созидателя, на развитие его творческих, нравственных и провиденциальных качеств и опирается в этом на универсальные идеи благого, возвышенного, прекрасного и следует указанным ниже принципиальным положениям:

– воспитывать и развивать в себе и других человека-созидателя;

– активизировать творческий потенциал – свой и своих ближних, изъявивших к этому личную тягу и осознавших соответствующую необходимость;

– учиться творчеству на достойных подражания примерах – на примере людей,

являющих собой вершинную меру провиденциальности, нравственности и творческости;

– учиться самому и учить других;

– учиться творчески мыслить;

– осваивать науку и практику нравственного и духовного роста;

– постигать и осуществлять в своей жизни и деятельности принципы творческого созидания;

– разрабатывать и реализовывать программы творческого роста и нравственного

совершенствования;

– проектировать, организовывать и проводить творческие сессии, творческие

встречи, уроки творчества, творческие практикумы, тренинги духовного роста, творческие мастер-классы и другие мероприятия, соответствующие настоящей концепции».

Профессором также были озвучены и основные принципы, что также внесло важнейший вклад в атмосферу деятельности Школы с самого её начала. Вот они.

Принцип партнёрского общения. Партнёрским является такое общение, при котором учитываются интересы участников взаимодействия, а также их эмоции, чувства и переживания, признаётся ценность личности другого человека. Мы уважаем, желаем добра, с любовью относимся к другому человеку.

Принцип сотрудничества предполагает, что мы учимся и трудимся вместе и одновременно с другим человеком, другими людьми. При этом мы не конкурируем, а помогаем друг другу, не отторгаем, а ценим друг друга, не критикуем, а принимаем предложения друг друга.

Принцип созидательной творческой активности. Три отличительных признака созидательной творческой деятельности: 1) создание нового, оригинального, когда из небытия рождается бытие; 2) творчество – это всегда созидательная деятельность; само происхождение этого слова происходит от слов «творец», «творение», «порождение»; 3) в ходе творческого акта всегда создаётся благоевозвышенное и прекрасное. Если деятельность человека сводится к производству деструктивного, низкого и безобразного – это не творчество, а разрушение, снижение порядка бытия [4, 5].

Уже сама концепция с её высокими принципами и устремлениями интригует! Рассказав об идейном фундаменте Школы, нельзя не перейти от предыстории и анонсированных стремлений к непосредственным впечатлениям.

В первую очередь я бы хотел сказать о создателе, сердце Школы Творчества – это профессор Сергей Васильевич Чернов. Благодаря ему она была создана и начала свою работу. Ранее я посещал множество курсов, семинаров, лекций. В наш век цифровизированной паутины какие только сказки не расскажут вам рекламные щиты и электронный почтовый ящик. Но личность Сергея Васильевича стоит особняком. Такая культура речи, такой умелый педагогический подход, способность так искусно вызвать живой интерес в участниках встречи и расположить их к открытому диалогу – это яркое отличие профессора С.В. Чернова. Он действительно педагог от Бога, каких мало, а значит и направления концепции не кажутся уже такими сложными и недостижимыми.

Конечно, это стало возможным при безусловной и искренней поддержке руководства и коллектива музея. Особенно приятно и показательно, что сотрудники музея не ограничились предоставлением помещений и решением организационных вопросов, но и лично участвовали во всех без исключения творческих занятиях Школы. А ведь в музее работают передовики фронта сохранения культурного наследия нашего города и области. Видеть их среди постоянных участников – это высокая оценка.

Кстати говоря, не первоочередным, но важным преимуществом Школы является идея организации учебного пространства в музее-усадьбе «Ивановское». Это место известно любому жителю города и в этих стенах проводится множество интереснейших культурно-массовых мероприятий городского и областного уровня. В случае со Школой Творчества это имеет особое значение. Расположен музей в очень живописном месте на высоком берегу реки Пахры, имеет свою уединённую территорию. Величественная постройка, строгость русского классицизма отличают архитектурный стиль усадьбы. Двести лет назад «Ивановское» славилось балами и театральными представлениями. Как заметил писатель того времени Болеслав Маркевич: «Вся Москва съезжалась сюда». Представьте: поднявшись по широкой белокаменной лестнице, вы попадаете из вестибюля в просторный двухсветный парадный зал. Он оформлен в классическом стиле и отличается строгой симметрией и торжественностью. Вокруг, характерное для классицизма, оформление потолка зала и комнат в технике декоративной росписи «гризайль». И именно в этом зале, именуемом каминным, проходила уже вторая встреча Школы Творчества, что создавало у участников интересные в своём сочетании ощущения торжественности и таинства творчества.

Читателю может показаться, что Школа Творчества должна иметь какой-то строгий отбор для включения в свои ряды и внушительную стоимость обучения, как это бывает в элитных учебных заведениях. Но укорить в этом Школу нельзя, так как её двери открыты для любого желающего, независимо от пола, возраста и любых других критериев. Никаких жёстких требований к участникам нет. При этом сами занятия, что окончательно удивительно и кому-то может даже показаться подозрительным – абсолютно бесплатны. Единственным условием является желание участвовать в регулярных, проходящих два раза в месяц встречах с удобной и продуктивной продолжительностью около двух часов, включая один перерыв.

Придя в Школу Творчества однажды, уже не захочется её покидать. Удивительное чувство единения, искренняя радость открытого диалога участников и необычные задания, которые моментально включают воображение и, несмотря на кажущуюся простоту, заставляют глубоко задуматься. Например, на первой встрече участников Школы Сергей Васильевич предложил всем познакомиться, но очень оригинальным способом. Нужно было назвать своё имя, причём именно так, как человеку хотелось бы, чтобы его называли. Затем необходимо было назвать три свои черты, но которые обязательно начинаются на первую букву имени. И повторить имена и черты двух предыдущих участников. Сам я представился Никитой и назвал, кажется, следующие качества: неординарный, напористый, независимый. Интересный способ знакомства, не правда ли? Казалось бы, всё просто. Но получается моментальное сплочение людей в весьма дружной и весёлой обстановке. Конечно, мне повезло, с приставкой «не» легко было что-то придумать. Если же к нам в Школу придёт Йоган, ему придётся попотеть!

Но далеко не только оригинальные, весёлые, сплачивающие группу вопросы и задания станут причиной любви к Школе Творчества. Каждая встреча проходит совершенно без спешки и суеты, в очень комфортном ритме и какой-то удивительно располагающей, дружеской, тёплой атмосфере взаимоуважения, принятия и поддержки. Обычно занятия проходят в кругу, в котором все чувствуют себя равными, на одной волне. Спокойный ритм даёт возможность вдумчивого анализа, сосредоточения на задании, что способствует проявлению творческости наряду с процессом самопознания и узнавания других. Первыми могут говорить те, кто посмелее, но это окончательно располагает к ответной открытости всех остальных. Этакое творчество и диалог с открытым забралом! И Сергей Васильевич делает всё, чтобы этот диалог состоялся, чтобы он не прекращался на протяжении всего времени встречи, что очень ценно!

На этой важной характеристике Школы Творчества хотелось бы остановиться отдельно. Анализируя две прошедшие встречи, мне вспомнились школьные и институтские годы с их многочисленными поездками в лагеря, на слёты активов. Во время этих поездок я часто сталкивался с лагерным ритуалом – «вечерняя свечка» или просто «свечка». Это когда весь отряд собирается в круг в небольшой комнате, в центре которой горит свеча. Каждый должен рассказать о своих впечатлениях, поделиться радостью или тревогой. Обсудить всё честно и открыто. И вся обстановка к этому располагает. Согласно правилам слово передается по кругу от одного к другому. Каждого внимательно слушают не перебивая. И вот я будто вернулся на несколько лет назад, в подмосковный лагерь «Мечта», в круг первой в моей жизни «свечки». Говорил я одним из последних. Признался, что под впечатлением от этого «ритуала», поблагодарил всех за проведённое вместе время, рассказал о своих впечатлениях и искренне пожелал, чтобы подобная свечка проходила как можно чаще, а не только в ночь перед отъездом по домам. Это потрясающе сблизило всех, мы узнали друг друга по-новому за буквально один час. Обиды забылись, но чувство единства и дружбы запомнилось навсегда.

И вот тот самый огромный плюс Школы Творчества – постоянная возможность и даже необходимость говорить, а значит выражать себя, открываться перед другими, чем располагать их к взаимному доверию и открытости, а значит и смелости творить. Стоит отметить, что получать обратную связь в виде отзывов, оценки ощущений и чувств Сергей Васильевич просит почти после каждого упражнения и обязательно в конце каждого занятия. Возможно, это во многом и определяет комфорт и открытость участников Школы, их желание прийти вновь. Обе встречи Школы я как бы вновь переносился в лагерь к горящей свече, снова наблюдая пример потрясающего педагогического уровня и умения сплотить коллектив, сделав из него дружную, слаженную, сильную команду.

Стоит отдать должное и всем участникам Школы. Их тактичность вне всяких похвал. Если один человек берёт слово, то он может рассчитывать на внимание слушателей и отсутствие критики. А ведь именно это, как правило, пугает не привыкших держать слово перед большим количеством людей. Во многом этому способствовали названные концепция и принципы Школы Творчества.

Единственное, что вызывает тревогу – это возможное резкое увеличение количества участников Школы. Позволит ли оно сохранить все те плюсы, о которых говорилось выше, не столько по причинам субъективным, в виде нежелания новых членов соблюдать сложившиеся правила взаимоуважения и поддерживать располагающую атмосферу, сколько по объективным причинам невозможности выслушать десятки людей в рамках одного упражнения? Конечно, можно сократить количество упражнений и заданий, но это неизбежно снизит эффективность в целом. На мой взгляд, это основной проблемный вопрос, который рано или поздно потребует решения.

Было бы несправедливым указать в настоящей статье лишь свои впечатления о деятельности Школы Творчества, минуя мнения иных участников.

 

«Занятие Школы Творчества проходило в Каминном зале, наполненном необыкновенной атмосферой, аурой тех лет, завораживающей и вдохновляющей на интересную, творческую и созидательную деятельность. Программа, которую осваивают участники, является авторской и проводится под руководством профессора Сергея Васильевича Чернова. Особенностью каждой встречи является загадка того, что нас ждёт: какие формы работы, упражнения, техники применит автор, поскольку при построении структуры каждого занятия применяется индивидуальный подход. Что ещё меня привлекает? Так это тренинговая форма работы, предполагающая частую смену содержания и формы заданий, в ходе которых мы узнаём лучше членов нашего коллектива, и самих себя начинаем видеть в новом ракурсе, что имеет большое значение в самопознании. Перед нами открываются те стороны и аспекты личности, которые ранее нами не осознавались и не выходили во вне из-за имеющихся психологических блоков. На занятиях же через проективные, ассоциативные, творческие методики мы можем взглянуть совершенно иначе на, казалось бы, совершенно привычные вещи и явления.

Мне, как и всем участникам, понравилась коллективная работа в подгруппах, в ходе которой мы составляли рассказ об исполнении самых заветных желаний и, что самое ценное и важное – в ходе творческой работы каждая из подгрупп пришла к единому мнению и пожелания всех участников группы были учтены. В результате получились интересные, наполненные смыслами и добротой рассказы. Наша подгруппа пришла к очень ценному выводу, что для реализации идей важна поддержка и друзья, которые верят, что всё получится и всегда будут рядом. Также мы размышляли над тем, какую бы мы хотели освоить профессиональную роль, чтобы работа могла удовлетворять весь спектр личностных интересов, давала возможности для личностного и профессионального роста, дарила положительные эмоции и светлые чувства. Самое ценное – это дружеская и тёплая атмосфера: атмосфера сотрудничества, партнёрства и уважения друг к другу!»

 

Олечка Сухарева

 

«Впечатлений много и все они очень позитивные. Неожиданно легко сложилась группа из 12 участников, несмотря на разный возраст, профессии, жизненные интересы и личные ожидания, с которыми пришли на первую встречу в Школу каждый из прежде совсем незнакомых людей. Профессор Чернов, без особых раздумий, если можно так сказать, сразу же вовлёк нас в работу, начав с представления друг другу. Мы знакомились весьма оригинальным образом – с позиции личной оценки понимания своей творческости, рассказывая о своих творческих интересах и о том, что хотелось бы в будущем в себе развить. Собственно, с этого уже и начался тренинг «Активизация творческого потенциала».

На протяжении двух необычных по времяпровождению часов мы свободно общались (согласитесь, драгоценная в наши дни возможность!) и я бы сформулировала даже так – мы сближались, раскрывая публично те мысли и чувства, которые вот так сразу, при первом же знакомстве, каждый из нас, возможно, и не высказал бы в другой обстановке. И что удивительно, в этом, как оказалось, азартном раскрытии своих творческих интересов участники не только узнавали друг о друге много интересного, но и в самих себе открывали что-то новое. Мы рисовали, играли, размышляли, разумеется, с поставленной Мастером интересной задачей. В общем, всего не опишешь. Посмотрите на фото – на наших лицах светится искреннее удовольствие!»

 

Ольга Почекина, зав. Методическим отделом музея

 

Итак, что же такое Школа Творчества? Мне сразу вспоминается слово, определение которого в технической литературе наиболее полно отражает его суть. Синерги́я (греч. Συνεργία, от греч. Syn – вместе, ergos – действующий, действие) суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

«Творчество – общее дело, творимое уединёнными», – писала М. Цветаева.             В таком случае синергия сотворчества – общее дело, творимое учениками Школы профессора С.В. Чернова.

 

Список литературы

 

  1. Герасимов Н.Г. Генезис гениальности // Философская школа – 2019. – № 11. – С.103-109. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10934.
  2. Дудин С.В., Почекина О.Г. Чекръкчиева Н.Г. Это светлое имя – Гений // Философская школа – 2019. – № 11. – С.110-117. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10935.
  3. Мосолов Р.В. Расколдовывание мира гениальности // Философская школа – 2019. – № 11. – С.118-127. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10936.
  4. Чернов С.В. О творческом назначении человека // Философия и культура – 2011. – № 1(37). – С.41-49.
  5. Чернов С.В. Инновационный тренинг: технология решения корпоративных бизнес-задач // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск четвёртый (№ 4/2014). – М.: Издательство Института НПО, 2014. С.84-102.

Источник: Герасимов Н. Г. Синергия сотворчества  //  Философская школа. – № 11. – 2019.  – С. 89–94. DOI.: 10.24411/2541-7673-2020-11108