Аннотация. Статья посвящена анализу прошедших в 2019 году в городе Подольске публичных лекций профессора Сергея Васильевича Чернова, в основу которых были положены результаты фундаментального исследования автором явления гениальности. Название статьи достаточно точно отражает характер плодов работы профессора, ведь ему удалось наглядно осветить ключевые вопросы зарождения, происхождения, становления гениальности с яркими примерами и убедительными доказательствами, а также доступно передать суть исследований слушателям. Стоит особо отметить, что труды исследователя вовсе не являются добычей бесполезных архаичных истин, как может на первый взгляд показаться избалованному массовой культурой скучающему читателю или слушателю. Напротив, исследование являет на свет настолько злободневные проблемы и перекосы нравственности, духовности и образования, что делает научные и творческие усилия С.В. Чернова остроактуальными в исторической перспективе на многие годы вперёд.

Вдохновляясь результатами многолетних исследований профессора и учитывая острую социальную проблематику, в настоящей статье высказываются мысли по возрождению и совершенствованию  отечественного образования.

Ключевые слова: гении и гениальность, С.В. Чернов, исследование гениальности, авторский цикл лекций, идеалы, ложные ориентиры, общество, молодёжь, переоценка ценностей, образование.

Аннотация. Статья представляет собой содержательно-смысловой анализ авторского цикла лекций профессора Сергея Васильевича Чернова «Тайна гения – тайна человека: парадоксы гениальности». Лекции проводились в Федеральном музее профессионального образования (филиал) Московского политехнического университета в г. Подольске, в Каминном зале музея-усадьбы Ивановское в марте-июне 2019 года. Содержание лекций было выстроено на результатах оригинального авторского исследования гениальности, уникальность которого определяется системным подходом, интегрирующем в себе культурно-исторические, философско-антропологические, и психолого-феноменологические подходы познания человеческого гения [напр.: 5, 6, 8]. В лекциях освещались культурно-воспитательное, философско-мировоззренческое, познавательно-просветительское значение исследования гениальности и важность проведения подобных просветительских циклов, в особенности в настоящую эпоху культурного излома. Участники встречи получили редчайшую возможность поразмышлять о высоком предназначении человека, о том, какая ответственность перед обществом и собой возлагается на людей, творчески одарённых, как важно созидать, а не разрушать, о вечных вопросах человеческого бытия, которые заставили каждого из участников лекций понять важность и значимость доверительного разговора о гениальности в наши дни. И хотя лекции носили очень серьёзный философский и научный характер, лектору за счёт редкого ораторского искусства, высокого педагогического мастерства и умения владеть аудиторией, удалось донести до слушателей все те идеи необходимости духовного роста, творческого совершенствования, нравственного развития, которые непосредственно проистекают из исследований автора лекций о гениальности. В ходе лекций возникла идея об организации в городе Подольске на базе Федерального музея профессионального образования Школы Творчества, призванной стать объединением лиц, нацеленных на духовное развитие, творческий рост и нравственное совершенствование.

Ключевые слова: тайна гения, С.В. Чернов, парадоксы гениальности, творческость, образ личности гения, совершенствование личности, смысл человеческого бытия, творческий дар и назначение гения, воля к гениальности, Школа Творчества.

Аннотация. Настоящая статья представляет собой обзор цикла лекций проф. С.В. Чернова «Тайна гения – тайна человека», посвящённого проблемам изучения гениальности.  С.В. Черновым предлагается вниманию научного сообщества оригинальный подход, исходящий из точки зрения, что гениальность есть явление трансцендентное, а «гениальный человек – это созидатель, ищущий совершенства». Социологически аргументирована целесообразность и актуальность появления данного цикла лекций в российском научном сообществе, особенно в областях наук, изучающих феномен гениальности. Актуальность обусловлена преобладанием среди теоретических моделей к рассмотрению гениальности биологического и генетического подходов и отсутствием трансцендентного подхода, предполагающего провидческую роль гениев в человеческой истории, в культурных и научных сферах. Научная новизна настоящей публикации состоит в том, что с помощью информационных технологий (IT) были собраны и типологизированы социальные представления о феномене гениальности в российском обществе на июль 2019 г. Проведён контент-анализ 100 наиболее часто набираемых запросов в «Яндексе». Выборочная совокупность единиц анализа – 10 067 запросов за месяц. Все лекции С.В. Чернова были прослушаны автором статьи в оригинальной полнообъемной видеозаписи.

Ключевые слова: гений, гениальность, обзор, цикл лекций, Сергей Васильевич Чернов, трансцендентный подход к гениальности, провидческая роль гения, информационные технологии, Яндекс Вордстат, типологизация.