Печать
Категория: Философская школа, 2019, №9
Просмотров: 2088

Аннотация. Настоящая статья представляет собой обзор цикла лекций проф. С.В. Чернова «Тайна гения – тайна человека», посвящённого проблемам изучения гениальности.  С.В. Черновым предлагается вниманию научного сообщества оригинальный подход, исходящий из точки зрения, что гениальность есть явление трансцендентное, а «гениальный человек – это созидатель, ищущий совершенства». Социологически аргументирована целесообразность и актуальность появления данного цикла лекций в российском научном сообществе, особенно в областях наук, изучающих феномен гениальности. Актуальность обусловлена преобладанием среди теоретических моделей к рассмотрению гениальности биологического и генетического подходов и отсутствием трансцендентного подхода, предполагающего провидческую роль гениев в человеческой истории, в культурных и научных сферах. Научная новизна настоящей публикации состоит в том, что с помощью информационных технологий (IT) были собраны и типологизированы социальные представления о феномене гениальности в российском обществе на июль 2019 г. Проведён контент-анализ 100 наиболее часто набираемых запросов в «Яндексе». Выборочная совокупность единиц анализа – 10 067 запросов за месяц. Все лекции С.В. Чернова были прослушаны автором статьи в оригинальной полнообъемной видеозаписи.

Ключевые слова: гений, гениальность, обзор, цикл лекций, Сергей Васильевич Чернов, трансцендентный подход к гениальности, провидческая роль гения, информационные технологии, Яндекс Вордстат, типологизация.

С 30 марта 2019 года по 22 июня 2019 года в Федеральном музее профессионального образования, филиале Московского политехнического университета в городе Подольске, в Каминном зале Усадьбы Ивановское прошёл цикл лекций профессора Сергея Васильевича Чернова, посвящённый теме гениальности и носящий название «Тайна гения – тайна человека» [14].

Цикл состоял из семи лекций, на протяжении которых автор цикла поэтапно проводил «расколдовывание мира» [2, с. 713] представлений о гениальности, систематически трансформируя образ данного духовного, культурно-исторического и социального явления. Прежде всего, видим необходимым сказать о причинах, побудивших взяться за написание данной статьи, а также о том, почему данная тема представляет значимость для современного российского общества.

Для реализации последнего обратимся к статистике программы (WEB-приложения) «Яндекс. Вордстат», которое показывает, сколько пользователей «Яндекса» ежемесячно проявляют интерес к данной теме. В рамках статьи, под понятием «пользователь» подразумеваются индивиды, использующие поисковую строку в Интернете как инструмент для нахождения необходимой информации. Мы видим (см. рис. 1), что запрос «гениальность» в период с 22.06.2019 по 22.07.2019 суммарно набирали 10 067 раз [16]. Стоит отметить, что это не означает, что им интересовалось именно столько пользователей «Яндекса», поскольку данная статистика фиксирует лишь число обращений, а не уникальных пользователей. Так, например, какой-либо исследователь феномена гениальности мог ежедневно проявлять интерес к данной теме, отслеживая новые материалы по ней, что могло зафиксироваться в статистике, допустим 45-50 запросами в месяц.

 

 

Рис. 1. Суммарное количество запросов, связанных с тематикой гениальности (запрос «гениальность»), которые набирались в Интернете («Яндекс», 22.06.2019 – 22.07.2019)

 

Добавим. Набираемый запрос мог иметь разные окончания, например,  мог иметь следующую полную форму: «гениальности», «гениальностью» и т.п. Наконец, данная статистика не представляет всю совокупность пользователей Интернета, поскольку, помимо «Яндекса» существует «Google», и примерно половина пользователей российского Интернета [17] пользуется им, что позволяет справедливо помножить цифры в таблице в 1,5-2 раза.

Как правило, статистика по каждому запросу в отдельности мало что скажет любознательному исследователю, поэтому имеет смысл предварительно провести типологизацию наблюдаемых в ней запросов. Также, в случае высокой заинтересованности данной темой, полезно повторить то же самое с запросом «гений», представляющим собой более часто набираемый запрос (252 518 запросов с 22.08.2019 по 22.09.2019) и являющийся менее специализированным в научной среде.

 

Содержание и структура

цикла лекций «Тайна гения – тайна человека»

 

Цикл лекций «Тайна гения – тайна человека» состоял из семи лекций, задача каждой из которых была в поэтапном раскрытии феномена гениальности в его духовном, культурно-историческом и социальном аспектах и, в том числе, на примерах творческой жизни выдающихся гениальных личностей среди которых: религиозный гений-творец Св. ап. Павел, Преподобный Андрей Рублёв, философы-мыслители Бенедикт Спиноза, Блез Паскаль, Артур Шопенгауэр, Вл. С. Соловьев, Н.А. Бердяев, художники-мыслители Леонардо да Винчи, Поль Гоген, В.В. Кандинский [9]. Содержание лекций было следующим.

1.«Парадоксы гениальности». В данной лекции С.В. Чернов рассказывал о трёх наиболее показательных парадоксах гениальности, в какой-то степени их даже можно назвать мифами о жизни гениев. Примерами для аргументации утверждений в данной лекции служили творческие биографии и высказывания писателей А.С. Пушкина, А.А. Блока и Оноре де Бальзака, психолога А. Анастази, философа Вл. С. Соловьева и учёного М.В. Ломоносова;

2.«Способности. Талант. Гениальность». В данной лекции С.В. Чернов давал определения трём уровням предметного мастерства индивида – одарённости, таланту и гениальности – и описывал соотношения между ними. В этой же лекции автор цикла сформулировал следующее определение гениальности: «Гений есть созидатель, ищущий совершенства». Примерами для аргументации утверждений служили творческие биографии и умозрения философов-мыслителей А. Шопенгауэра и О. Вейнингера, писателей А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева, учёного-энциклопедиста и мыслителя М.В. Ломоносова, музыкантов В.С. Высоцкого и А. Хаделиха;

3.«Провиденциальность. Святость. Гениальность». В данной лекции С.В. Чернов провел типологизацию духовной жизни индивида и представил три духовные вершины – провиденциальность, святость и гениальность – тем самым обозначив гениальность как один из пиков человеческого (в его духовном аспекте), жизненно-творческого мастерства. Примерами для аргументации утверждений служили биографии и высказывания русских философов-мыслителей Вл. С. Соловьева, Н.А. Бердяева и Св. Апостола Павла [10];

4.«Образ личности гения». В данной лекции С.В. Чернов выделил три основных атрибута гениальной личности – 1) феномен поступка, раскрывающий волю к гениальности; 2) творческий дар гения; 3) призвание-назначение гения – тем самым показав слушателям, что именно отличает истинного гения от эволюционно предшествующих, двух других уровней предметного мастерства, т.е. одарённости и таланта. Примерами для аргументации утверждений служили творческие биографии и высказывания философа Б. Спинозы, писателя Оноре де Бальзака [8], художников П. Гогена и В. В. Кандинского;

5.«Творческий дар и призвание-назначение гения». В данной лекции С.В. Чернов рассматривал гениальность как духовное дарование и способ выражения универсальных идей благого (любовь), возвышенного (истина), прекрасного (красота). Автор цикла также сформулировал три смысла иконы «Святая Троица» и предложил вниманию слушателей оригинальный социологический закон гениальности. Примерами для аргументации утверждений в данной лекции служили произведения преподобного Андрея Рублёва (прежде всего, содержательный смысл его иконы «Святая Троица»), Св. апостола Павла и Св. апостола Иоанна Богослова, писателя Оноре де Бальзака, художника В.В. Кандинского;

6.«Триадическая диалектика гениальности». В данной лекции С.В. Чернов ввёл концепцию трех типов ума (созидательно-творческий, позитивно-изобретательский и утилитарно-практический), а также обозначил шесть признаков гениальной идеи. Примерами для аргументации утверждений служили произведения и высказывания преподобного А. Рублёва, философов Платона, Плотина, И. Канта, поэта К.Н. Батюшкова;

7.«От познания гениальности к самосовершенствованию». В данной лекции С.В. Чернов представил вниманию слушателей трёхуровневую концептуальную модель проявления гениальности в творческой жизни человека и трёхуровневую антропологическую модель гениальности, представив здесь личностные типы человека как творца. Примерами для аргументации служили творческие биографии и высказывания писателей А.С. Пушкина и А.А. Блока, философа Н.А. Бердяева.

Примечательно, что по всему циклу лекций, точно «золотой нитью», проходит число три, определяющее следующие содержательно-смысловые триады:

три парадокса гениальности: 1) «за гениальность принимают то, чем она в действительности не является»; 2) «гениальные люди – это самые малоспособные из всех человеческих существ»; 3) «гениальные люди не признаются, выдавливаются, а в худшем случае уничтожаются обществом» [подр. см.: 13];

три уровня предметного мастерства личности: одарённость, талант, гениальность [подр. см.: 14, с. 63];

три вершины духовной жизни: провиденциальность, святость, гениальность;

три атрибута гениальной личности: парадоксальность, универсальность, вневременность [подр. см.: 14, с.66-70];

три смысла иконы «Святая Троица»: 1) «как самобытно-уникальное иконописное выражение сущности духовного вéдения»; 2) «как ярчайшая эманация русского религиозного сознания»;3) «как выдающееся по своему провиденциальному, нравственному, творческому значению произведение искусства» [подр. см.: 8, с. 102-103];

три типа ума: созидательно-творческий, позитивно-изобретательский, утилитарно-практический [подр. см.: 13, с.1757-1758; 14, с. 62-65];

три уровня в антропологической модели гениальности: 1) «созидатель, мыслитель, художник»; 2) «первооткрыватель, первопроходец, первовидец»; 3) «изобретатель, исследователь, проповедник» [подр. см.: в 7, с. 51-52].

И эта указанная триадность не случайна, а закономерна, поскольку автор цикла лекций опирается в своих исследованиях на триадическую диалектику гениальности, раскрытую и представленную им в одной из своих статей [14].

 

Типологизация заинтересованности явлением гениальности

 

Итак, приступим к типологизации имеющихся запросов (см. табл. 1). Нам удалось суммарно насчитать 17 982 ключевых запроса со словом «гениальность», причём статистику по самому слову (10 067 запросов/мес.) мы не брали, поскольку оно крайне неоднозначно и несёт в себе одновременно несколько подзапросов (смыслов, вкладываемых пользователями).

Нами была проведена типология запросов по шести основаниям, а именно:

1) тип научного подхода, то есть то, с позиции какой научной парадигмы рассматривается феномен гениальности. Исходя из первичных данных, нами были обнаружены только два научных подхода: биологический и генетический;

 

Таблица 1.

Контент-анализ первых 100 запросов «Яндекса» с ключевым словом «гениальность» в период с 04.07.2019 по 04.08.2019 (с типологизацией запросов)

 

Название

Показов в мес. (ед.)

Показов в мес. (%)

1

Тип научного подхода

1.1

Отсутствует

12991

72,24

1.2

Биологический

4745

26,39

1.3

Генетический

246

1,37

2

ФИО идеолога

2.1

Отсутствует

10016

55,7

2.2

М. Леви

2975

16,54

2.3

Ч. Ломброзо

2952

16,42

2.4

С.В. Савельев

1489

8,28

2.5

Т.В. Черниговская

304

1,69

2.6

В.П. Эфроимсон

246

1,37

3

Уровень источника информации

3.1

Отсутствует

6798

37,8

3.2

Художественный

6193

34,44

3.1

Научный

4991

27,76

4

Тип источника информации: широкий тип

4.1

Книга

7255

40,35

4.2

Статья

5894

32,78

4.3

Видео

3383

18,81

4.4

Отсутствует

1052

5,85

4.5

Игра

398

2,21

5

Тип источника информации: специальный тип

5.1

Отсутствует

6666

37,07

5.2

Науч. книга

4280

23,8

5.3

Худ.книга

2975

16,54

5.4

Худ.фильм

2672

14,86

5.5

Науч. видео

711

3,95

5.6

Комп. игра

398

2,21

5.7

Худ.цитаты

280

1,56

6

Интересующий аспект гениальности

6.1

Ненаучные источники информации о гениальности

6461

35,93

6.2

Точка зрения ученых о гениальности

4991

27,76

6.3

Понятие гениальности

4232

23,53

6.4

Как определить гениальность в себе

949

5,28

6.5

Использование понятия «гениальность» не по назначению

636

3,54

6.6

Методики развития гениальности

326

1,81

6.7

Интерес к гениальности выдающихся индивидов

216

1,2

6.8

Гениальность у ребенка

171

0,95

6.9

Отсутствует

0

0

 

2) Ф.И.О. идеолога, поскольку было замечено, что 44,3% от всех запросов со словом «гениальность» опираются на фамилии ряда конкретных авторов либо названия их работ (монографий или др. произведений), что представляет собой отдельное основание для выделения типа, требующее тщательного рассмотрения. Под понятием «идеолог» подразумевается лидер мнений, который формирует общий образ отношения к феномену гениальности среди российского социума;

3) уровень источника информации. Поскольку 62,2% от всех запросов связаны с поиском научных либо художественных форм подачи информации (книгами, фильмами, видео-лекциями и т.д.), то это обоснованно требует выделения в качестве отдельного типа. Стоит также отметить, что мы выделили данное основание ещё и для того, чтобы понять, к какому качеству (уровню) информации стремятся индивиды, чтобы познать тему гениальности. Ведь художественные и научные работы в корне отличаются друг от друга: для первых более характерно некоторое приукрашивание и идеализация действительности, тогда как для вторых, наоборот, максимально объективная оценка происходящего;

4) тип источника информации: широкий тип. Здесь мы намеревались выявить то, посредством каких форм подачи информации индивиды, чаще всего, формируют представление о гениальности (с помощью книг, видео, статей или т.п.);

5) тип источника информации: специальный тип. Данное основание отражает то же, что и в п. 4 данного упорядоченного списка (см. выше), но только с большей степенью детализации;

6) интересующий аспект гениальности. Данное основание является финальным и учитывает некоторые предшествующие основания. Оно позволяет понять, какие именно цели, как правило, преследует индивид, обращаясь к поисковой строке «Яндекса», какой вопрос или проблему он хотел бы для себя разрешить, интересуясь тематикой гениальности.

С детализацией первичных данных, на основе которых была проведена типологизация, можно ознакомиться по ссылке в конце настоящей работы [6].

 

Интерпретация типологизации интереса к явлению гениальности

 

Поскольку цикл лекций С.В. Чернова был опубликован и на настоящий момент присутствует не в вакууме, а во вполне конкретном историческом, российском отрезке времени, то самое первое, на что следует обратить внимание – это то, что в Интернете не представлен ни один автор, который бы рассматривал феномен гениальности не с только с позиции биологического (4 745 запросов/мес.) или генетического (246 запросов/мес.) строения выдающихся индивидов, а с позиции их трансцендентной, провиденциальной роли для социума. Именно поэтому оригинальные исследования С.В. Чернова, осуществляемые им в данной тематике на протяжении более чем 17 последних лет [12], заслуживают внимания и интеграции с текущими социальными и, в особенности, научными представлениями о гениальности.

Следующее, на что следует обратить внимание, – это соотношение запросов между художественными и научными источниками данных о гениальности. Результаты контент-анализа ключевых слов указывают на долевое превосходство художественно оформленного, идеализированного типа информации над научным типом, на превосходство кажущейся иллюзии над действительными фактами, что свидетельствует о преобладающем желании индивидов смотреть на феномен гениальности как на нечто чудесное, нежели реалистичное. Так, например, уровень художественных произведений, включающий в себя художественные книги, художественные фильмы, цитаты из художественных произведений и использование понятия «гениальность» в компьютерных играх, имеет долю 6 193 запроса/мес., тогда как уровень научный имеет лишь 4 991 запросов/мес., что соответствует пропорции 1,24 к 1.

Тенденция к использованию индивидами художественных произведений для сознательного или бессознательного формирования представлений о гениальности присутствует не только на уровне общих запросов, но и на уровне их стремления узнать точку зрения идеологов в тематике гениальности. Например, об авторе М. Леви на просторах русскоязычной Сети (или т.н. «Рунета»), в рамках, представленных в «Google» первых 10 сайтов, невозможно найти хотя бы какие-либо сведения об уровне образования данного автора. В самом названии его книги «Гениальность на заказ: Лёгкий способ поиска нестандартных решений и идей» [4], а также содержании глав можно видеть, что её автор не опирается на позицию какой-либо из существующих научных школ, а, скорее, целенаправленно занимается профанацией мировоззрения читателей в отношении данного вопроса, преподнося гениальность как результат познания и применения в жизни неких «лёгких способов». Как следствие М. Леви (2 975 запросов/мес.) идет практически наравне с классиком научного, биологического подхода к исследованию феномена гениальности, Ч. Ломброзо (2 952 запросов/мес.).

Здесь важно отметить, что С.В. Чернов в ряде своих работ показал серьёзную опасность профанирования идеи гениальности путём подмены этой идеи «лёгкими способами» достижения успеха, или наречения именем гения лиц, которые гениями не являются [7, 13, 14],  а также выявил серьёзные противоречия в психопатической теории гениальности Ч. Ломброзо и его последователей. «Связь гения с патологией, – пишет С. В. Чернов, – это связь не вероятностно-положительная– как это пытались представить и Чезаре Ломброзо… и Эрнст Кречмер… и Макс Нордау… и другие сторонники психопатической теории гениальности, – а напротив, – это прямая отрицательная связь. Или, другими словами, гениальность, как реализация исконно заложенного в человеке творческого дара вкупе с осознанным им самим призванием-назначением, и есть, по сути, преодоление психопатического начала, которое, возможно, также гнездится в каждом человеке. Последнее со всей очевидностью подтверждается лавинообразным наступлением массовой психопатии вырождения человечности, в её провиденциальных, нравственных и творческих проявлениях [11, с. 16-17]. В своих лекциях проф. Чернов аргументированно показал слушателям правомерность представленных здесь положений.

 

Феномен гениальности в контексте технологических достижений

 

Позвольте Вам показать (см. рис. 2) различные ракурсы изображения лица ребёнка, полностью спроектированного с помощью компьютерных технологий [19]. Взгляд на данное изображение позволяет справедливо заметить, что человечество достигло той стадии развития, когда стало способным моделировать внешние формы себе подобных, причём со значительно более высокой степенью детализации и точности, чем это можно видеть в работах мировых художественных классиков, будь то Леонардо да Винчи, Поль Гоген и др.

 

 

Рис. 2.3D-модель ребенка, полностью созданная с помощью информационных технологий

в программе «Autodesk 3ds Max».

 

Причём человечество научилось не только проектировать, но и делать первые шаги к оживлению себе подобных, что выражается в анимировании персонажей, и даже моделировать различные пути их жизненных обстоятельств. Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить кинотеатр, сеанс любого 3D-фильма, например, «Король Лев» (пер. с англ. «TheLionLing») [18], где минимизировано участие актёров, а все герои спроектированы с помощью 3D-технологий. Либо можно посетить любой компьютерный клуб, где игроки ежечасно выбирают судьбы своих героев, проходя всё новые уровни компьютерной игры.

Однако данный пример был приведён не для того, чтобы умалить масштаб гениальности вышеперечисленных деятелей художественных искусств. Напротив, данный пример призван акцентировать внимание читателя на том, что именно составляет секретный элемент, отличающий живого человека от иллюзорной проекции такового. Этим элементом является т.н. «дух», понятие наиболее характерное для направления социологии религии [3, с. 25]. В зависимости от научного направления познания действительности и состоявшегося в ней понятийного аппарата, данный термин может обозначаться по-разному. Но именно то, что за ним стоит, на наш взгляд, составляет то самое, без чего изучение феномена гениальности, становится невозможным.

Невозможно технологически запрограммировать результат музыкальной гениальности В.А. Моцарта или И.С. Баха. Невозможно спроектировать индивида, способного создавать такого уровня литературные творения, которые подобны литературной гениальности Л.Н. Толстого или А.С. Пушкина. Однако невозможно это лишь до тех пор, пока мы не начнём иметь всех необходимых вводных данных, требующихся для подобного творения.

Таким образом, автор данной статьи исходит из гипотезы, что программирование гениальности есть явление возможное и свободно реализующееся уже на протяжении множества веков, где каждый век рождается плеяда выдающихся индивидов: А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, К.Э. Циолковский, Д.И. Менделеев и др. Но данное конструирование, на наш взгляд, возможно лишь на более высоких уровнях осмысления действительности. Ведь подобно тому, как не окрепший в должной степени ребенок не способен спроектировать величественное высотное здание, входящее в структуру «Moscow City» (совокупность самых высоких архитектурных сооружений в г. Москва), так и не прошедший большого количества ступеней эволюции индивид не способен спроектировать не просто физическое тело, а целое живое существо, у которого есть свободная воля выбора и которое обитает в таких условиях существования, где разные векторы развития приводят к эволюции либо в одном направлении, либо в другом, а то и, наоборот, ведут к деградации.

 

Историческая роль

цикла лекций «Тайна гения – тайна человека»

 

Довольно сложно рассуждать об исторической роли того или иного социального явления при невозможности обозревать его в ближайшей и, тем более, удалённой перспективе. Однако уже сейчас мы можем видеть несколько новых идей, которые присутствуют в привнесённом исследовательском вкладе проф. С. В. Чернова:

1) в цикле лекций «Тайна гения – тайна человека» впервые предлагается системный подход к исследованию гениальности, что требует представить гениальность как категорию духовную, культурно-историческую и антропологическую, фактически определяющую сущность человека, и его природу не только как существа биологического, психологического и социального, но прежде всего, как существа духовного. В свою очередь культурно-исторический подход к исследованию гениальности требует наделять именем гения конкретных личностей лишь по прошествии длительных, исторических периодов времени, измеряемых даже не  десятилетиями, а столетиями и тысячелетиями;

2) исследователь С.В. Чернов предложил в качестве основного метода исследования явления гениальности метод, определенный автором как «характерология гениальности». В основе метода лежит идея, что гениальность должна исследоваться только посредством комплексного изучения творческого пути, творческой деятельности и творческого наследия конкретных гениально-одарённых личностей, учитывая при этом записанные самими гениальными людьми мысли и идеи, приоткрывающие завесу тайны человеческого гения.

Не будем утверждать, что данная идея является совершенно новой, поскольку ещё в 1994 г. Г.С. Альтшуллером [1], др. исследователем феномена гениальности, в монографии «Как стать гением» был применён схожий подход. Г. С. Альтшуллер исследовал гениальность посредством выявления и систематизации основных личностных качеств и образа жизни выдающихся индивидов, способствующих сохранению «следов» гениев в истории общества.

Однако если Г.С. Альтшуллер исследовал происхождение гениальности преимущественно в сфере создания технических изобретений, то С.В. Чернов обратил внимание слушателей на гениальность в области не только технических наук (М.В. Ломоносов), но и в сфере гуманитарного знания (Н.А. Бердяев), а также в областях создания произведений искусства (Леонардо да Винчи, Поль Гоген, Оноре де Бальзак) и религиозно-духовного просвещения человека (Св. ап. Павел). Последнее, исходя из объема текущих, имеющихся исследований по данной тематике, безусловно, дополняет интеллектуальное и культурное российское наследие;

3) подход автора цикла лекций в корне отличается от всех предшествующих ныне известных подходов к изучению гениальности. Речь идёт о биологическом и генетическом подходах. С.В. Чернов анализирует гениальность не как результат сочетания эволюционно наиболее приспособленных генов или структур мозга, а как явление трансцендентального порядка бытия;

4) также подход С.В. Чернова отличен и в предлагаемых им для исследования гениальности качественных индикаторах. В работе С.В. Савельева, сторонника биологического подхода, прослеживается следующее отношение к феномену гениальности: «Только к концу XVIII в. появились первые естествоиспытатели, которые пытались отыскать в проблеме [гениальности] что-либо более материальное, чем вера в чудеса или манипулирование словами. Родоначальником научного направления в изучении способностей человека стал Франц Иосиф Галль (Franz Josef Gall, 1757-1828). Ф.И. Галль первым попытался доказать, что все психические функции человека обусловлены мозгом» [5, с. 5]. Да, это действительно, так: гениальность проявляется в нейрофизиологии индивида. Однако, авторский подход С.В. Чернова обращает внимание не только на творческую деятельность гениев, но и на их отношение к социуму, отношение к творческой деятельности, морально-нравственные качества и т.д.;

5) С.В. Чернов настаивает и приводит тому соответствующие факты и аргументы, что гениальность – это категория не только историческая, но и категория нравственная, а провиденциальность, нравственность и творческость есть такие же сущностные признаки  (атрибуты) гениальности, как и универсальность, парадоксальность и вневременность [подр. см.:13, с.1758-1761; 14, с.66-70]. Это, пожалуй, важнейший вклад автора в систему новых (оригинальных) представлений о природе и сущности гениальности.

 

Выводы

 

  1. Мы видим, что цикл лекций С.В. Чернова «Тайна гения – тайна человека», так же как его исследовательские разработки в области гениальности, актуальны для общества и обладают научной новизной, что обусловлено отсутствием в российском, научном сообществе трансцендентного подхода к анализу гениальности, предлагаемого автором цикла лекций.
  2. Общественные представления о гениальности, исходя из результатов типологизации, в большинстве случаев, носят поверхностный характер и опираются не на научные источники, а на художественные.
  3. Предлагается рассмотреть гипотезу, что гениальность есть явление прогнозируемое и поддающееся частичному, вероятностному расчёту, что оно напрямую связано с социальным заказом в обществе на определённом отрезке его развития и его потребностью в прогрессе. Однако для учёта и анализа всей совокупности индикаторов, влияющих на судьбу гения – множественность которых свойственна для всякой сложной, динамической системы, каковой является социум – требуется иметь доступ к более высокому уровню мышления, пока не доступному человеку на текущем этапе эволюционирования.
  4. Отдельную благодарность следует выразить С.В. Чернову за высокий уровень и мастерское проведение цикла лекций: на протяжении всего цикла звучала чистейшая, лекторская речь, что позволяло слушать каждую лекцию, подобно фортепианной сонате В.А. Моцарта, звучащей в летний, солнечный день (Mozart, Sonata F-dur 12, K. 332). Данный цикл лекций по праву достоин того, чтобы быть опубликованным и занимать высокие позиции на видеохостинге «YouTube» – главном информационном хранилище видеоматериалов в эпоху информатизации общества.

 

Список литературы

 

  1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Мн.: Беларусь, 1994. – 479 с.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ.ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
  3. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 656 с. (Серия «Книга света»).
  4. Леви М. Гениальность на заказ: Лёгкий способ поиска нестандартных решений и идей. 2-е изд. / Пер. с англ. О. Мацака. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
  5. Савельев С.В. Изменчивость и гениальность. – М.: ВЕДИ, 2012. – 128 с.: ил.
  6. Мосолов Р.В. Типологизация интереса к феномену гениальности в России по данным «Яндекс. Вордстата» с 22.06.2019 по 22.07.2019. Таблица первичных данных // URL: https://yadi.sk/i/wy4J7DXF7ugPVw (дата обращения: 22.09.2019).
  7. Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая: Университет всея Руси. Монография.– М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017. – 422 с. – (Серия «Ломоносовский проект»).
  8. Чернов С.В. Образ личности гения. Искатели совершенства // Философская школа. – 2017. – № 2. – С. 72-105. DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00020.
  9. Чернов С.В. Образ личности гения. Искатели совершенства. Часть II // Философская школа. – 2018. – № 4. – С. 106-132.DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10420.
  10. Чернов С.В. Образ религиозного гения-творца: Св. Апостол Павел // Философская школа. 2019. – № 8.– С.11-21. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10814.
  11. Чернов С.В. О противоречиях психопатической теории гениальности // Философская школа. – 2019. – № 7.– С.11-19. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10701.
  12. Чернов С.В. О творческом назначении человека // Философия и культура. – 2011. – № 1(37). – С. 41-49.
  13. Чернов С.В. Проблема гениальности в контексте философской антропологии // Философия и культура. – 2013. – № 12(72).– С.1757-1769. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.9382.
  14. Чернов С.В. Триадическая диалектика гениальности // Философская школа. – 2018. – № 6. – С.61-73. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10643.
  15. Чернов С.В. Тайна гения – тайна человека: парадоксы гениальности [Электронный ресурс] // URL: https://institutnpo.ru/science/sobytiya/381-chernov-s-v-issledovatel-genialnosti-ob-ideale-tvorcheskom-dare-i-bozhej-iskre (дата обращения: 24.07.2019).
  16. Яндекс Вордстат. Запрос «гениальность» [Электронный ресурс] // URL: https://wordstat.yandex.ru/#!/?words=гениальность (дата обращения: 23.07.2019).
  17. Проникновение Интернета в России (пресс-релиз) [Электронный ресурс] // URL: https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_ Releases/2018/GfK_Rus_Press_Release_Internet_Penetration_in_Russia_2017-2018.pdf (дата обращения: 22.09.2019).
  18. IMDb. The Lion King [Электронный ресурс] // URL: https://www.imdb.com/title/tt6105098 (дата обращения: 05.08.2019).
  19. Turbo Squid. Ben 2_3D model by dmk76 [Электронный ресурс] // URL: https://www.turbosquid.com/3d-models/boy-kid-child-3d-model-1342378 (дата обращения: 24.07.2019).

Источник: Мосолов Р. В. Расколдовывание мира гениальности  //  Философская школа. – № 9. – 2019.  – С. 118–127. DOI.: 10.24411/2541-7673-2019-10936