Аннотация. Статья представляет собой содержательно-смысловой анализ авторского цикла лекций профессора Сергея Васильевича Чернова «Тайна гения – тайна человека: парадоксы гениальности». Лекции проводились в Федеральном музее профессионального образования (филиал) Московского политехнического университета в г. Подольске, в Каминном зале музея-усадьбы Ивановское в марте-июне 2019 года. Содержание лекций было выстроено на результатах оригинального авторского исследования гениальности, уникальность которого определяется системным подходом, интегрирующем в себе культурно-исторические, философско-антропологические, и психолого-феноменологические подходы познания человеческого гения [напр.: 5, 6, 8]. В лекциях освещались культурно-воспитательное, философско-мировоззренческое, познавательно-просветительское значение исследования гениальности и важность проведения подобных просветительских циклов, в особенности в настоящую эпоху культурного излома. Участники встречи получили редчайшую возможность поразмышлять о высоком предназначении человека, о том, какая ответственность перед обществом и собой возлагается на людей, творчески одарённых, как важно созидать, а не разрушать, о вечных вопросах человеческого бытия, которые заставили каждого из участников лекций понять важность и значимость доверительного разговора о гениальности в наши дни. И хотя лекции носили очень серьёзный философский и научный характер, лектору за счёт редкого ораторского искусства, высокого педагогического мастерства и умения владеть аудиторией, удалось донести до слушателей все те идеи необходимости духовного роста, творческого совершенствования, нравственного развития, которые непосредственно проистекают из исследований автора лекций о гениальности. В ходе лекций возникла идея об организации в городе Подольске на базе Федерального музея профессионального образования Школы Творчества, призванной стать объединением лиц, нацеленных на духовное развитие, творческий рост и нравственное совершенствование.

Ключевые слова: тайна гения, С.В. Чернов, парадоксы гениальности, творческость, образ личности гения, совершенствование личности, смысл человеческого бытия, творческий дар и назначение гения, воля к гениальности, Школа Творчества.

Цикл лекций «Тайна гения – тайна человека» Сергей Васильевич Чернов начал с того, что выделил три парадокса гениальности.

Первый парадокс заключается в том, что за гениальность нередко принимают то, чем она в действительности не является.

В реальности это проявляется в следующих двух аспектах. Первый аспект: имя гения присваивается любому человеку, который либо имеет широкую общественную известность, либо отличается наиболее высокими достижениями в какой-либо сфере человеческой деятельности. При этом истинные гении нередко предаются забвению. Всему виной – общественная культивация успеха, которая сводится к формуле: «Если ты знаменит и успешен, то ты – гений».

К примеру, в списке «Ста гениев современности», опубликованном консалтинговой компанией Synectics (рейтинг сформирован на основе опроса четырёх тысяч человек, проведённого летом 2007 года в Великобритании), первую строчку занимает Альберт Хоффман (химик, Швейцария) — изобретатель сильнейшего наркотического вещества ЛСД, а третью — биржевой спекулянт Джордж Сорос (миллиардер, США). Наряду с несомненно талантливыми людьми, например Григорий Яковлевич Перельман (математик, Россия),  Авраам Ноам Хомский (философ, лингвист, США), Стивен Хокинг (физик, Великобритания), в этот список были включены международный террорист Усама бен Ладен (Саудовская Аравия), американский боксёр Моххамед Али и конечно же американский миллиардер Билл Гейтс.

Лектор усомнился в том, что люди, заслужившие свою публичную известность финансовыми спекуляциями, мордобоем, терроризмом, плутовством, миллиардными состояниями, но при этом непричастные к созданию уникальных продуктов духовной культуры, имеют какое-либо культурно-историческое будущее.

Второй аспект этого же парадокса в том, что гениальность отождествляется, смешивается или сравнивается с такими свойствами, качествами, состояниями человека, которые к гениальности никакого отношения не имеют. Один из самых ярких примеров, когда гениальность отождествляется или сопоставляется с помешательством, сумасшествием или безумием. Автор лекций обоснованно показал противоречивость этой, так называемой, психопатической теории гениальности [подр. см.: 9].

Резюмируя, лектор поставил закономерный вопрос: «Как же можно смешивать (рассматривать в единой системе понятий, отождествлять, выстраивать вероятностную зависимость) гениальность с психозом? Ведь это полное безумие не видеть принципиального различия между гениальностью, как вершинной мерой духовности, и психозом, как искажённым сознанием и бредом. Но парадокс в том, что эта абсурдная и во многом надуманная идея о связи гениальности с помешательством (сумасшествием, бредом, психозом) совершенно необоснованно стала не только предметом научных выводов, но и достоянием общественного сознания». Надо полагать, что работа С.В. Чернова «О противоречиях психопатической теории гениальности» [9] позволит, наконец, расставить правильные акценты в этой «психопатической теории гениальности».

Второй парадокс, озвученный лектором, показался слушателям ещё более парадоксальным: гениальные люди – это самые малоспособные из всех человеческих существ.

Дело прояснилось благодаря следующим разъяснениям Сергея Васильевича: «Все люди рождаются потенциально уникальными и эта уникальность каждого рождённого индивида есть не что иное, как потенциальная гениальность. Однако, подавляющее большинство людей имеют высокую способность к природной адаптации и социализации в обществе, а это есть не что иное, как способность к усреднению, способность к растворению в массах, к деуникализации личности, а свою потенцированную гениальность реализуют лишь те люди, которые такой способностью не обладают. Таким образом, проявившиеся гении – это самые малоспособные из всех рождающихся человеческих существ – они менее всего способны к усреднению, к деуникализации своей индивидуальности. Именно поэтому гениальные люди и сохраняют свою провиденциальную, нравственную и творческую индивидуальность, т.е. гениальность. Но сохранить, ещё недостаточно, надобно проявить ещё и волю к гениальности».

Третий парадокс заключается в том, что гениальные люди не признаются, выдавливаются на периферию общественных отношений, а в худшем случае, уничтожаются обществом, современным гению.

Действительно, гениальные идеи, рождённые пытливым умом гения, являются одним из важнейших источников культурного развития человеческого общества, однако, именно общество является первым гонителем гениев. Гений создаёт поток творческой энергии, находящий своё выражение в творческих идеях, но чаще проходят десятилетия, а порой и века, прежде чем эти идеи найдут своё понимание и признание. Культурная среда общества, которая является главным источником его развития, не может существовать без творческих гениальных идей, но при их вбрасывании в духовно-интеллектуальную ноосферу, именно общество выступает тем мощным и порой необоримым тормозом для жизни гениальных идей. Но самое обидное в том, что множество гениальных идей, рождённых умом безвестных гениев, погибает навсегда по тем же причинам.

Личность гения не способна растворяться в массах, гений не способен разделять меркантильные интересы толпы, он очень далёк от того, чтобы следовать нормам рационального практицизма и потому массы выталкивают гения на периферию общественных отношений и тем самым надолго лишают себя возможности пользоваться плодами его трудов. Лектор привёл много примеров. Это и Поль Гоген, закончивший жизнь в глубокой нищете, это и Джордано Бруно, сожжённый на костре инквизиции за свои убеждения, это и Лев Толстой, объявленный ересиархом, и многие-многие другие.

В завершение своей первой лекции Сергей Васильевич задаётся следующими сакраментальными вопросами:

«Разве не одухотворён сиянием гения (духа) человек, когда он обращает все свои помыслы к Богу, когда он замирает в упоении красотой солнцедышущего восхода, когда он любуется плодами созидательно-творческого труда и сам, обращаясь к таким трудам – становится человеком-созидателем, когда он несёт другим людям ничего иного кроме безусловной любви и добра?

И куда же уплывает гений (дух), когда человек подсчитывает свой доход от продажи, когда он вместо любви к ближнему, жёстко конкурирует с ним, высвобождая “место под солнцем” лишь для “себя любимого”, или когда он отдаёт на заклание своего ближнего ради сохранения собственного благополучия, или когда он отрицает Бога?

Вопрос, вопрос и ещё раз – вопрос!

Каждый человек, – резюмирует С. В. Чернов, – рождается с потенцией личностной уникальности, которая есть не что иное, как потенцированная, заложенная в тенденции чистая духовность, могущая достичь своей вершинной меры – гениальности.

 Духовный человек (личность), проявивший волю к гениальности, принявший свой творческий дар и осознавший призвание-назначение своё как “Божью идею о каждом человеке” (Н.А. Бердяев), реализуется как гениальный человек. Тем самым человек подтверждает формулу сотворения “по образу и подобию Божию”, представленную в Библии – в Величайшей Книге всех времён и народов».

Одну из своих лекций С. В. Чернов начал со слов П. Я. Чаадаева: «Всякий человек живёт, но только человек гениальный… имеет настоящую историю». И очень прозорливо заметил, что для любого народа история его гениальности в лице его гениальных представителей имеет первостепенную значимость для сохранения целостности и культуры этого народа. Далее лектор познакомил слушателей со своей монографией «История гениальности в России. Книга первая: Университет всея Руси» (2017), посвящённой Гению Ломоносова, который своими гениальными идеями, деяниями и созидательно-творческим трудом во славу Отечества создал целую эпоху в развитии русской науки и отечественного образования и тем самым определил развитие русской духовной культуры практически на два столетия вперёд [4, 10]. Более того, гениальный дух нашего Ломоносова навечно запечатлелся в ментальности российского народа. Автор рассказал слушателям, что эту книгу он писал почти десять лет и постоянно откладывал её публикацию, т.к. раз за разом чувствовал её незавершённость, потому что такая фигура как М.В. Ломоносов, несмотря на, казалось бы, множество выполненных исследований, так и остаётся ещё неразгаданной с точки зрения уникальных особенностей гения Ломоносова.

Автор признался, что в настоящее время продолжает работу над серией трудов по Истории гениальности в России, которые, по словам самого автора, призваны стать настоящей эпопеей русского творческого духа, того удивительного феномена – русского гения, который дал миру Пушкина и Тютчева, Гоголя и Толстого, Лобачевского и Менделеева, Соловьева и Бердяева, Павлова и Вернадского, и многих других гениальных людей, составляющих настоящую, безусловную, абсолютную честь и славу своего народа.  

Сергей Васильевич постоянно задавался вопросами: «Кто же такой гений? Что же на самом деле представляет собой гениальность? В чём её сущность и назначение?», и рассматривал идею гениальности с разных ракурсов: с позиции философской антропологии, с культурно-исторической точки зрения, представлял гениальность как явление, постепенно раскрывая перед слушателями таинственные миры гениальности. Автор лекций определяет гениальность как вершинную меру духовности и подчёркивает, что гений – это всегда созидатель, ищущий совершенства, во многом определяющий духовное преображение человеческого рода. Чернов подчеркнул, что гениальный человек – это всегда и мыслитель, и художник, и творец в одном лице. И, если, например, к созидательно-творческой деятельности человека применимы эти три антропологических атрибута: мыслитель, созидатель, творец, то кем бы этот человек ни был по роду своей деятельности – поэтом, философом, проповедником, учителем, плотником, – то этот человек заслуживает носить это светлое имя – Гений [подр. см.:1, 2, 5]. Но если деятельность человека не носит созидательно-творческого характера, если к нему не могут быть применены указанные антропологические атрибуты, то, несмотря на какие-либо выдающиеся достижения на каком-либо либо поприще (война, политика, коммерция пр.), было бы и ошибочно и преступно называть этого человека именем гения. Ведь присваивая имя гения людям отнюдь не гениальным, мы тем самым дискредитируем и профанируем саму идею гениальности [подр. см.: 7]

Следует отметить, что Сергей Васильевич опирался в своих лекциях на результаты собственных оригинальных исследований гениальности, которые он в философско-историко-культуролого-психологическом контексте проводит вот уже второй десяток лет, хотя его интерес к проблемам гениальности возник ещё в 14-летнем возрасте, когда он, по его собственным словам, запоем прочитал известную книгу Стефана Цвейга «Бальзак» и уже тогда, в далёком детстве, у него зародилась пока ещё недостаточно осознанная, пока ещё смутная идея быть летописцем гениальности. Труды Сергея Васильевича, его монографии и статьи, с которыми он познакомил слушателей, отчётливо показывают, что смутная детская идея преобразовалась в созидательно-творческую деятельность проф. С.В. Чернова, которая не просто актуальна, но жизненно необходима для нашего общества, поражённого многими тяжелейшими недугами. Труды Сергея Васильевича одухотворяют слушателей, заставляют их задуматься над смыслом человеческого творчества и ещё раз очень отчётливо понять, что «не хлебом единым жив человек», и  что смысл человеческого бытия заключается «не в брюхе, а в духе» (Вл. С. Соловьев).

Несмотря на то, что интерес человека к познанию гениальности имеет многовековую историю, вместе с тем гениальность представляет собой самую большую тайну человеческой природы и самой сущности человека. Автор аргументирует положение о том, что гениальность есть вершинная мера духовности, где духовность понимается как система провиденциально-нравственно-творческих атрибутов человеческой личности. А познание явления гениальности призвано стать «второй копернианской революцией», назначенной раскрыть тайну человека и смысла человеческого бытия.

На встречах с С.В. Черновым состоялись живые дискуссии – как оказалось, отдельные тезисы лекции вызывали потребность совместных размышлений. И это было не праздное времяпровождение, не игры ума, не обременённых заботами людей. Это было заинтересованное обсуждение вечных вопросов, которые заставляют каждого понять важность разговора о гениальности в наши дни, ибо гениальность как явление, не только направляет общество в будущее, но и призывает человека задуматься над тем, каковы его внутренние идеалы, что он формирует в себе (совокупно – в обществе). Участники творческих встреч, благодаря лекциям проф. Чернова, получили редчайшую в наши дни возможность поразмышлять о высоком предназначении человека, о том, какую величайшую роль играет в каждой судьбе стремление к совершенствованию, как важно созидать, а не разрушать, и какая ответственность перед обществом и собой возлагается на людей творчески одарённых, так как «именно гениальность прокладывает новые пути для жизни, для культуры, для человека».

Каждая лекция вызывала много вопросов. На вопрос одного из слушателей: «Могу ли я стать гениальным?», лектор ответил следующим образом: «Воспитайте себя творческой личностью, подавляйте волю к бездарности, реализуйтесь как творческий созидатель, а о вашей гениальности предоставьте судить истории».

В лекциях проф. Чернова звучало множество оригинальных идей, приведём далее некоторые из них.

«Культурно-исторический анализ гениальности позволяет актуализировать познание человеческого гения для целей восстановления целостного образа человека в противовес постмодернистским тенденциям в философии, науке и искусстве, порождающим фрагментарность представлений о человеке и разрывающим на лоскуты его целостный образ».

«Поскольку человек воспитывается преимущественно на достойных подражания примерах, то изучение духовной жизни гениальных людей разных времён и народов представляет собой настоящую школу созидающего творчества и нравственного совершенствования для людей, нацеленных на саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование».

«Если “задача философии состоит в возможно конкретном познании идеала и указании пути к его осуществлению” (С.Н. Трубецкой), то исследование гениальности позволит обнаружить новые смыслы в постижении человека как особого рода сущего, а сама гениальность, как изначальное в своём бытии сущее, окажется ключом, отмыкающим тайну трансцендентной (божественной) природы человека».

 «Человек всегда и при всяких условиях стремится к познанию истины не только в наличной действительности, но и в трансценденции, где тайна человеческого гения (его природы, его сущности, смысла его бытия),  и сама идея гениальности занимают одно из центральных мест».

«Познавая жизнь и творчество, характеры и мотивы, идеи и труды, цели и ценности конкретных гениальных людей, и, изучая особенности их многомерной созидательной деятельности, любой причастный к этому человек приобщается к вечности, – нравственно, интеллектуально и духовно растёт. И самое главное – такой человек становится способен пробудить в себе дремлющее под спудом понимание своей имманентно-трансцендентной индивидуальности – своего творческого дара и призвания-назначения, которые даны человеку от момента сотворения».

На одной из лекций, представляя особенности созидательно-творческого ума гения, автор раскрыл понятие гениальной идеи, выделил её основные признаки [подр. см.: 3; 11,с. 65-66] и объяснил это на очень показательных примерах. Вот один из них. Автор представил слушателям гениальную идею колеса, объяснив, что в этой идее налицо синтез двух принципов: принцип круглости и принцип перемещения в пространстве. И, человек, объединив эти два принципа в единое целое, пришёл к идее колеса, которая продолжает свою жизнь вот уже много тысячелетий. Поистине, гениальные идеи бессмертны.

Не забыл здесь лектор упомянуть глубоко и искренне им любимого М.В. Ломоносова, рассказав об одном его гениальном изобретении – ночезрительной трубе, которая явилась первым в истории науки прообразом прибора ночного видения. Аналогом для этого изобретения Ломоносову послужили особенности строения глаза совы, обладающей способностью видеть в темноте. Фактически – это открытие Ломоносова было первым в истории прообразом науки бионики, официальное рождение которой датируется ХХ веком (!), т.е. более чем через два столетия после Ломоносова [4].

Анализируя итоги цикла лекций «Тайна гения – тайна человека», можно всё время возвращаться к услышанному и понимать, насколько значимыми и актуальными оказались эти встречи. Что же всех так захватило, что вызвало живой отклик ума, эмоций, почему тема так взволновала, заставила размышлять, удивляться, задавать вопросы? Прежде всего, благодаря яркой личности Сергея Васильевича, сумевшего глубоко и аргументировано заинтересовать слушателей темой своего оригинального научного исследования. Акценты, расставленные учёным в понимании явления гениальности и приводимые им примеры гениальных людей в их созидающем творческом труде, позволили осознать значимость существования в обществе гениальных людей, понять их отличительные особенности; разобраться в парадоксах гениальности, ведь гениальность как феноменальное явление в истории человеческого духа, не только направляет общество в будущее, но и призывает человека задуматься над тем, каковы его внутренние идеалы, что он формирует в себе.

Все лекции С.В. Чернова сопровождались наглядными слайдовыми материалами – схемами, таблицами, художественными иллюстрациями, что, безусловно, способствовало большей доступности в осмыслении понимания сути нового оригинального исследования гениальности и свидетельствовало о глубокой проработанности автором научного материала и сформулированных им идей. Музей осуществил видеозапись всего цикла лекций, которые хранятся в информационных фондах Музея.

На лекциях присутствовали люди разных возрастных групп, различных мировоззрений, разных профессий и разного рода занятий, однако общее отношение слушателей к лекциям проф. С.В. Чернова можно кратко выразить несколькими  словами: исключительно интересно, очень познавательно, необходимо каждому.

Вот, например, отзыв о лекциях, данный одной из участниц – Сенькиной Еленой Николаевной – аналитическим психологом, директором центра ИРИС (г. Подольск): «Тема гениальности, как я услышала от Сергея Васильевича Чернова, касается каждого из нас. И это отнюдь не про славу, известность, почести и богатства. Это о том, чему мы служим в своей душе – вечным истинам любви, созидания и творчества или обслуживаем нарциссизм нашего общества. Каковы наши идеалы, какие личности ассоциируются с именем “гения”? Для чего я живу? И эти вопросы актуальны в нашей жизни как никогда. Ведь по-настоящему счастлив только тот, кто слышит и слушает зов духа и голос души. Вот поэтому нам нужно научиться находить в обыденной суете время на такие лекции и на таких лекторов. Огромное спасибо Сергею Васильевичу за пример служения Большему».

На лекциях С.В. Чернова присутствовала корреспондент «РИАМО в Подольске» Галина Добрынина. В своей статье «Исследователь гениальности об идеале, творческом даре и божьей искре» [15] она представляет материалы интервью, взятого ею у Сергея Васильевича Чернова, несколько фрагментов из которого мы здесь приводим.

Г.Д. – Чем вас заинтересовал Подольск?

С.В. – Мне интересен любой город, где есть заинтересованные слушатели. В Подольске они нашлись – пусть их пока немного. Но если есть слушатели, то и мне есть что сказать им, передать те знания, которые сам приобрёл в своих исследованиях, тяжело и упорно трудясь. <...>

Г.Д. – У вас есть планы, связанные с Подольском?

С.В. – Следующим этапом я бы создал в Подольске Школу творчества, но не по типу художественных или музыкальных, узкоспециализированных школ, а на основе изучения опыта гениальных, талантливых, выдающихся людей, оставивших свой след в истории России и всего мира. Если мне удастся найти в Подольске заинтересованных партнёров, которые станут моей точкой опоры, то, как говорил Архимед, «мы перевернем мир».

Школа творчества актуальна для такого большого городского округа, где численность населения приближается к 400 тысячам. Если она будет создана, то станет первой в своём роде.<…>

Школа творчества для тех людей, независимо от их возраста и профессии, которые хотели бы актуализировать свою творческую индивидуальность – тот потенциал, который изначально заложен в каждом человеке. В нашей Школе творчества люди будут учиться творчески мыслить и раскрывать свой творческий дар человека-созидателя! Я вижу это как Школу для всех, кто хочет расширить границы своего сознания, кто ищет совершенства и стремится к идеалу совершенства. Если человек хочет стать созидателем и творцом, то двери Школы всегда будут ему открыты. Уникальность такой Школы будет сама создавать специфическую целевую аудиторию.

Я считаю, что сейчас наступил системный кризис в культуре, образовании, науке и нравственности. Выход из него может быть, в том числе, через познание совершенных образцов и примеров гениальности и нравственности и воспитание на этих достойных подражания примерах. Нужно обратиться к познанию феномена творческого созидания, присущего человеку, и многое станет понятным. Например, какой путь истинно разумен, творчески и нравственно обоснован, а какой может завести в бездну [15].

В завершение нашего краткого обзора лекций проф. С. В. Чернова, скажем, что его идея о создании в Подольске Школы Творчества показалась очень интересной руководству и сотрудникам Федерального музея профессионального образования, и возникла мысль, что такая Школа может быть создана, например, на базе Музея в сотрудничестве с Институтом Непрерывного Профессионального Образования.

Ниже приводится пилотный вариант Проекта Концепции Школы Творчества в городе Подольске.

 

Проект Концепции Школы Творчества

 

Школа Творчества организуется в Городском округе Подольск Московской области на базе Федерального музея профессионального образования при деятельном участии Института Непрерывного Профессионального Образования в лице Ректора Института, профессора Сергея Васильевича Чернова.

Школа Творчества объединяет людей заинтересованных в личностном духовном росте и оказании содействия в этом всем своим ближним, желающих приобщиться к этому процессу.

Деятельность Школы Творчества направлена на воспитание человека-созидателя, на развитие его творческих, нравственных и провиденциальных качеств и опирается в этом на универсальные идеи благого, возвышенного, прекрасного и следует указанным ниже принципиальным положениям:

– воспитывать и развивать в себе и других человека-созидателя;

– активизировать творческий потенциал – свой и своих ближних, изъявивших к этому личную тягу и осознавших соответствующую необходимость;

– учиться творчеству на достойных подражания примерах – на примере людей являющих собой вершинную меру провиденциальности, нравственности и творческости;

– учиться самому и учить других;

– учиться творчески мыслить;

– осваивать науку и практику нравственного и духовного роста;

– постигать и осуществлять в своей жизни и деятельности принципы творческого созидания;

– разрабатывать и реализовывать программы творческого роста и нравственного совершенствования;

– проектировать, организовывать и проводить творческие сессии, творческие встречи, уроки творчества, творческие практикумы, тренинги духовного роста, творческие мастер-классы и другие мероприятия, соответствующие настоящей Концепции.

 

Список литературы

 

  1. Чернов С.В. Гений как художник, как мыслитель, как творец // Психология и психотехника. – 2011. – № 1(28). – С.34-44.
  2. Чернов С.В. Идеально-смысловой критерий гениальности // Философская школа.– 2017.– № 1. – С. 32-43.
  3. Чернов С.В. Идеи к разработке проблемы гениальности. Монография // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2016. – № 7. – С.7-96.
  4. Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси. Монография. – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017. – 422 с. – (Серия «Ломоносовский проект»). 
  5. Чернов С.В. Книга о гениальности. Т.1: Человеческий гений: Природа. Сущность Становление. Монография. – Воронеж-М.: Издательство Института духовной культуры и свободного творчества, 2010. – 562 с.
  6. Чернов С.В. Новый взгляд на природу гениальности // Психология и психотехника. – 2015. – № 2(77). – С. 159-174.
  7. Чернов С.В. Novum organum к вопросу об исследовании гениальности //  Философская школа. – № 5. – 2018.  – С. 15–37. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10523
  8. Чернов С.В. Проблема гениальности в контексте философской антропологии // Философия и культура. – 2013. – № 12(72). – С. 1757-1769. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.9382.
  9. Чернов С.В. О противоречиях психопатической теории гениальности // Философская школа. – 2019. – № 7.– С.11-19. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10701.
  10. Чернов С.В. «Самобытный сподвижник просвещения»: Опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова // Педагогика и просвещение. – 2013. – № 3. – С. 202-224.
  11. Чернов С.В. Триадическая диалектика гениальности // Философская школа. – 2018. – № 6. – С.61-73. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10643.
  12. Чернов С.В. Характерология гениальности: Феномен поступка // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – № 3. – С. 279-323.
  13. Цикл лекций С. В. Чернова «Тайна гения – тайна человека»: 27 апреля приглашаем на лекцию «Провиденциальность. Святость. Гениальность», сайт Федерального музея профессионального образования: http://www.muz-prof.ru/sobytija/n307.html
  14. Цикл лекций С. В. Чернова «Тайна гения – тайна человека»: 1 июня приглашаем на лекцию «Особость гениального ума. Что такое гениальная идея?», сайт Федерального музея профессионального образования: http://www.muz-prof.ru/sobytija/n324.html
  15. «Исследователь гениальности об идеале, творческом даре и Божьей искре». Интервью 26 апреля 2019 г. на РИАМО в Подольске: https://podolskriamo.ru/article/272118/podolskriamo.ru

Источник: Дудин С. В. , Почекина О. Г. , Чекръкчиева  Н. Г. Это светлое имя – Гений  //  Философская школа. – № 9. – 2019.  – С. 110–117. DOI.: 10.24411/2541-7673-2019-10935