Печать
Категория: Философская школа, 2019, №9
Просмотров: 416

Аннотация. Проблема причин и предпосылок появления гениев имеет огромную протяжённость во времени. И это проблема чрезвычайной значимости и актуальности. Если Человек подтверждает себя творчеством, то Гений подтверждает правомерность существования земной цивилизации, её жизненность и перспективность. В результате многолетних исследований автор приходит к репрезентативному, достаточно обоснованному выводу об исключительной значимости социального фактора, обуславливающего появление феноменально одарённых личностей, т.  е.  гениев.

Ключевые слова: гений, одарённость, В.П. Эфроимсон, биологический фактор, социальный фактор, список гениальных лиц, переходный период, Ренессанс, рывковая теория развития русской культуры, гениями становятся.

Известный исследователь феномена одарённости людей Владимир Павлович Эфроимсон в своей работе «Генетика гениальности» приходит к категоричному однозначному выводу: «Изучение биографий и патографий  гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются» [7,  с.21].

Так, в частности, в упомянутой работе В. П. Эфроимсон относит к гениям:

Все перечисленные исторические личности принадлежат к особам, занимающим высокие места в так называемой табели о рангах. Кроме того, перечисленных лиц объединяет общая болезнь – подагра. Мы же, со своей стороны, не уверены в том, что высокое занимаемое положение в союзе с подагрой – гарантии гениальности. В самом деле, если гении подтверждают себя в творчестве (а другого варианта, как мы полагаем, не существует), то  можно ли сказать о списке Эфроимсона, что всех в нём характеризует высшая степень одарённости?

Исследуя феномен гениальности в контексте соотношения двух факторов – биологического и социального, – мы провели своё исследование, включив в наш список феноменально одарённых, т. е. гениальных лиц, хорошо известных во всём мире:

  1. Микеланджело Буонарроти.
  2. Леонардо да Винчи.
  3. Рафаэль Санти.
  4. Альберт Эйнштейн.
  5. Людвиг ван Бетховен.
  6. Пётр Ильич Чайковский.
  7. Иоганн Себастьян Бах.
  8. Владимир Иванович Вернадский.
  9. Исаак Ньютон.
  10. Анна Павловна (Матвеевна) Павлова.
  11. Джакомо Пуччини.
  12. Иоганн Штраус (сын).
  13. Джузеппе Верди.
  14. Александр Сергеевич Пушкин.
  15. Огюст Роден.
  16. Никколо Паганини.
  17. Вольфганг Амадей Моцарт.
  18. Фёдор Иванович Шаляпин.
  19. Иоганн Вольфганг Гёте.
  20. Джоакино Антонио Россини.
  21. Рихард Вагнер.
  22. Лев Николаевич Толстой.
  23. Диего Родригес де Сильва Веласкес.
  24. Рембрандт Харменс ван Рейн.
  25. Фридрих Францишек Шопен.
  26. Лев Давидович Ландау.
  27. Эрнест Резерфорд.
  28. Константин Эдуардович Циолковский.
  29. Оноре де Бальзак.
  30. Франсиско Гойя-и-Лусьентес.

Таким образом, в нашем списке гении находятся в солидном временном диапазоне – от XV до XX веков.

В этом списке находим выдающихся физиков (Ландау, Резерфорд, Эйнштейн), естествоиспытателей (Вернадский, Ньютон, Циолковский), композиторов (Бах, Бетховен, Верди, Моцарт, Пуччини, Россини, Чайковский, Штраус), художников и скульпторов (Гойя, Веласкес, Микеланджело, Леонардо, Рафаэль, Рембрандт, Роден), музыкантов -исполнителей (Паганини, Шаляпин).

Поставим перед собой первый вопрос: Сколько гениев родилось в семьях не бедных, с определённым достатком? Отталкиваясь от биографий уникумов, получаем ответ: 25 и 30 (83%) родились в семьях не бедных, в которых был определённый достаток. В бедных семьях родились лишь трое из тридцати (10 %); Ф. И. Шаляпин, А. Павлова, Н. Паганини).

В 2-х случаях из 30-ти (7%) сложно сказать о достатке в  семьях будущих гениев – Д. Верди и О. Родена. Так, из книги Д. Тароцци «Верди» [5] мы узнаём, что в Италии, в Ле Ронколе, где родился Великий Верди в октябре 1813 года, у его отца – владельца трактира, не было конкурентов. Родители Джузеппе были в состоянии купить своему сыну, проявлявшему очевидный интерес к музыке, старый спинет. У родителей были средства, позволявшие Джузеппе окончить в Ле Ронколе начальную школу, а в дальнейшем, в Буссето, поступить и окончить гимназию и городскую музыкальную школу.

В отношении великого скульптора Родена известно, что его отец был мелким служащим, а мать работала горничной. Семья не была нищей, но и особого достатка здесь не было. А когда Огюсту исполнился 21 год, в это время у него на руках была вся семья: отец -  пенсионер, мать, младшая сестра.

В нашем исследовании (30 гениев) лишь трое происходили из бедных семей – Фёдор Шаляпин,  Никколо Паганини, Анна  Павлова. Все трое, как известно, исполнители, артисты. Вместе с тем, 25 из 30-ти гениев родились в семьях с достатком (83%). Иными словами, у большинства были реальные, хорошие условия для полноценного детства, успешного воспитания, образования и развития. Между тем, наличие достатка в семье – это социальный фактор и, в данном случае, он доминирует.

Хорошо известно, что в судьбах людей очень много зависит от чуткого, пристального внимания родителей к своим детям. Тщательное знакомство с биографиями 30 сверхталантов приводит к следующему результату: положительные ответы на поставленный нами вопрос составляют 86,6%. И в данном случае вновь заметим: внимание родителей к своим детям, их зарождающимся интересам, создание благоприятных условий для проявления и развития этих интересов - это тоже фактор социальный и он снова доминирует.

Далее мы решили выяснить: сколько гениев (из 30) наследовали профессии своих родителей. При этом мы допускали под продолжением профессии возможность наследования будущими гениями хотя бы части генетической программы своих родителей. Более осторожно можно сказать, как, например, в отношении Александра Сергеевича Пушкина, о наследовании интересов. Как известно, отец и дядя гения писали стихи. Более того, дядя (Василий Львович) был известным поэтом. Вместе с тем, как известно, в Царскосельском Лицее первого выпуска (1811-1817) стихи писали все лицеисты (30 человек). Известно и другое: многие родители лицеистов на заре своей жизни тоже писали стихи. Гениальным же поэтом суждено было стать из  всех лицеистов только Пушкину.

В рамках нашего исследования, после обращения к биографиям 30-ти гениев, мы получили следующие результаты: профессии (интересы) родителей продолжили 10 человек (Моцарт, Пушкин, Бетховен, Рафаэль, Бах, Вернадский, Штраус, Шопен, Россини, Пуччини). Итого: 33,5 % гениев продолжили семейные династии, 66, 5 % избрали свой путь.

Получается так, что и по последнему критерию (продолжение семейных, профессиональных династий) объективной доминантой логично рассматривать социальный фактор.

Если всё же прислушаться к нашим оппонентам, ставящим, несмотря ни на что, на первое место фактор биологический, то есть, наследственность, то почему бы не предположить, что дети гениев тоже должны быть феноменально одарёнными, т. е. тоже гениальными?

Тщательное изучение биографий 30-ти гениев, составивших наш список, свидетельствует: никто из прямых наследников 30-ти не поднялся до уровня своих великих родителей. Тем не менее, многие наследники гениев, безусловно, люди, заслуживающие уважения.

Так, например, сын Фёдора Ивановича Шаляпина – Борис –  стал известным художником-портретистом (1904-1979); дочь – Лидия – стала певицей (меццо-сопрано), умерла в Нью-Йорке, будучи профессором нью-йоркской консерватории (1901-1975); другая дочь – Ирина – стала драматической актрисой, в начале карьеры училась в забытой сегодня Шаляпинской студии в Москве (1900-1978); ещё один сын – Фёдор (1905-1992) – снимался в Голливуде, в дальнейшем работал в Риме. Мы видим, что дети великого певца успешно проявили себя в сфере искусства и, безусловно, их можно идентифицировать как таланты. Но ни один из них не поднялся в своём творчестве до уровня гениального отца. Между тем, другие дети Фёдора Ивановича Шаляпина – Татьяна, Марина, Марфа, Дарья – ярко себя не проявили.

Но есть и ещё один серьёзный аргумент в пользу исключительной роли социального фактора. В настоящей статье мы впервые озвучиваем результаты наших многолетних исследований феномена гениальности. В результате мы приходим к выводу, что на переходных этапах развития общества создаётся, по-видимому, особенно благоприятная социальная атмосфера для появления гениев. В этой связи, для обоснования вывода, обратимся хотя бы к трём знаменательным периодам в истории Италии и России.

Первый период – это Возрождение (Ренессанс) в Италии, протяжённость этого периода во времени составляет три столетия – с XIV по XVI века. Это был действительно переходный период. И хотя в политическом и социально-экономическом отношениях, да и хронологически, Возрождение в целом остаётся в границах Средневековья, в рамках феодализма, это время, эту эпоху можно считать переходной. В контексте собственно культуры Возрождение составляет совершенно особую, переходную эпоху от Средневековья к Новому времени.

Основными чертами Культуры Возрождения стали: антифеодальная и антиклерикальная направленность, очевидное  преобладание светского и рационального начала над церковным, религиозным. Конечно, религия при этом не исчезала, но ее кризис фактически означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Отличительной особенностью культуры Возрождения стал гуманизм. Всё больше укреплялась вера в человека и в его беспредельные возможности. Само небо не казалась людям того времени слишком высоким, и они искренне считали, что могут непосредственно общаться с богами. У человека есть всё достаточное и необходимое, чтобы стать творцом своей судьбы, полностью полагаясь на себя. И эта мажорная, жизнеутверждающая атмосфера в обществе пронизанная и одухотворенная верой в Человека, не могла не способствовать появлению феноменально одаренных людей.  В итальянском Ренессансе знаковыми фигурами стали Франческо Петрарка (1304-1374),  Данте Алигьери (1265-1321), Джотто (1266/67-1337). Всех троих исследователи относят к итальянскому Проторенессансу (вторая половина XIII века – XIV век). Высокое Возрождение (конец XV – первая треть XVI вв.). Титанами  Высокого Ренессанса стали три гения:  Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564),  Рафаэль Санти (1483-1520). Два первых в книге Р. К. Баландина «100 великих гениев» [4] отнесены к категории универсальных гениев с учетом масштабности творческого диапазона.

Между тем, было и Северное Возрождение, нашедшее отражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471-1528), Франсуа Рабле (1494-1553), Мигеля де Сервантеса (1547-1616), Уильяма Шекспира (1564-1616),

Обратимся еще к одному переходному периоду, на этот раз в истории России. Остановимся на рубежном времени конца XIX – начала XX веков. После реформ 60-70-х годов XIX века Россия стремительном пошла по капиталистическому пути и к началу XX века уже обгоняла многие страны по важным экономическим показателям – приросту производительности труда, степени концентрации и производства, и др. Именно в это рубежное время Россия вступает в высшую стадию капитализма – империализм. Появляется финансовая олигархия, в руках которой производство и банковское дело.

В общественном сознании, среди политиков, ученых, художественной интеллигенции было явственно распространено понимание рубежного времени как переходного. В 1899 году А. С. Суворин записал в «Дневнике»: «Мы переживаем какое-то переходное время. Власть не чувствует под собой почвы и не стоит того, чтобы её поддерживать. Беда в том, что общество слабо, общество ничтожно, и может произойти кавардак невероятный» [6, с. 214].

Николай Александрович Бердяев назвал Рубежное время конца XIX – начала XX в. в. серебряным веком. Нелишне заметить, что к своему определению он больше не возвращался. Более того, в одной из последних своих работ он оценил Рубежное время как «культурный, духовный ренессанс».

В отечественной историографии сложилась устойчивая традиция оценивать первую половину XIX века как Золотой век русской культуры, а, соответственно, конец XIX – начала XX веков– как серебряный век. Убеждены в том, что эти оценки далеки от истины, не соответствуют действительности, противоречат конкретным фактам.

Можно ли называть николаевскую ночь над Россией, когда всё живое было прибито к земле, когда жестоко подавлялось любое инакомыслие, когда были сломаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры России, золотым веком русской культуры? Все свершения этого времени в области культуры состоялись вопреки печально известному времени. На месте Дантеса в его дуэли с Пушкиным мог оказаться любой другой. Как и на месте Мартынова в его дуэли с Лермонтовым также мог оказаться любой другой. Реальность такова, что и Пушкин, и Лермонтов уже были обречены, кольцо сжималось вокруг них по милости императора – вешателя, превратившего Россию в страну голубых мундиров, то есть жандармов.

Между тем, беспрецедентному расцвету русской культуры в Рубежное время объективно способствовали ряд обстоятельств и, в том числе, уже упоминавшиеся, реформы 60-70-х годов XIX века, и невиданный, не имеющий аналога в мире, расцвет меценатства и благотворительности, и многое другое.  На самом деле, именно конец XIX – начало XX веков   было временем Золотого века русской культуры, временем расцвета Русского Ренессанса.

Невозможно переоценить поистине эпохальное воздействие Русского Ренессанса на мировую культуру [2]. Это было время рождения сверхталантов. Назовем лишь некоторые имена:

Мы назвали лишь некоторых сверхталантов, живших в России в рубежное время. И вот принципиально важный вывод: сверхталанты родились в разные годы, но у большинства пик творческой активности объективно приходится именно на рубежное время. Обратимся к фактам.

Фёдор Иванович Шаляпин поднимается на свой Олимп после абсолютного триумфа в марте 1901 года, когда он выступит в десяти спектаклях в опере А. Бойто «Мефистофель». После этих спектаклей Шаляпин (гастроли проходили в Италии, в «Ла Скала») будет удостоен титула «король бельканто». Никто из великих оперных певцов Италии такого титула не удостаивался.

Анна Павлова и Вацлав Нижинский обретут мировую славу во время Русских сезонов 1907-1911 годов, организованных в Париже выдающимся пропагандистом русского искусства Сергеем Павловичем Дягилевым  (1872-1929).

Два выдающихся русских учёных именно в Рубежное время получают Нобелевские премии: Иван Петрович Павлов (1904 г.) и Илья Ильич Мечников (1908 г.).

Создатель отечественного радио Александр Степанович Попов сделал доклад о своём изобретении 7 мая 1895 года в Петербурге на заседании Русского физико-химического общества. Он будет награждён золотой медалью на Всемирной выставке 1900 г. в Париже.

14 октября 1898 года  начинается замечательная история Московского Художественного театра. Его создатель Константин Сергеевич Станиславский в дальнейшем, в 1900-е годы, создаёт театральную систему, которую возьмут на вооружение многие страны мира.

Именно в 1900-е годы создаёт свою бессмертную «демоническую» серию Михаил Александрович Врубель. Многие искусствоведы полагают, что если бы за свою короткую трагическую жизнь (1856-1910) художник написал бы только «Демона сидящего», его надо было бы объявить гением.

В 1903 году Константин Эдуардович Циолковский публикует свою статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Начало космонавтики было положено.

Петр Николаевич Лебедев впервые получил (1895) и исследовал миллиметровые электромагнитные волны, установил их отражение, двойное лучепреломление, интерференцию и другие явления.

Перечень аналогичных примеров, конечно же, может быть продолжен. Совершенно очевидно, что переходное (по многим параметрам) время конца XIX – начала XX веков  стало благоприятным временем в России для многих феноменальных творческих достижений, получивших и мировой резонанс.

Особая, пронизанная ожиданием грядущих перемен, наполненная исключительной энергетикой, атмосфера, сложившаяся в России в Рубежное время, объективно способствовала активизации творческого потенциала сверхталантов.

Но разве не этой удивительной атмосферой, разве не теми социальными переменами в стране объясняются знаменательные совпадения во времени историко-культурных событий на рубеже веков. В самом деле, можно ли считать случайным появление на свет выдающихся русских поэтов –  в пределах небольшого временного  отрезка.

Приведем даты рождения поэтической когорты:

И, наконец, обратимся ещё к одному переходному периоду, ещё более короткому во времени, чем предыдущий. В данном случае речь пойдет о хрущёвской Оттепели (1954-1964 годы) [3]. С точки зрения нашей так называемой рывковой теории развития русской культуры это был пятый по счету рывок, обусловленный переходом от тоталитаризма  сталинского образца к государству определенной либерально-демократической направленности. И, поскольку на самом деле ничего случайного не бывает, вспомним хотя бы о некоторых феноменальных достижениях этого периода:

Разве можно считать случайным совпадением то обстоятельство, что именно в короткий по времени период Оттепели многие отечественные учёные стали обладателями Нобелевской премии и, в частности:

Именно в годы Оттепели начинается Космическая эра, время практического освоения космоса. 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли. А 12 апреля 1961 года именно в нашей стране был выведен в космос  космический корабль с человеком на борту.  И им стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Именно Оттепель открыла гениального актера – Иннокентия Михайловича Смоктуновского (1925-1994), гениального режиссера Георгия Александровича Товстоногова (1913 - 1989), выдающихся литераторов  В. М. Шукшина (1929-1974), А. В. Вампилова (1937-1972), В. Г. Распутина (1937-2015), А. В. Быкова (1924 - 2004), Ю.В. Бондарева (род. 1924), выдающихся оперных певиц И. К. Архипову (1925-2010), Е. В. Образцову (1939-2015),  Т. И.  Синявскую (род. 1943), выдающихся мастеров балета М. Э. Лиепу (1936-1989), В. В. Васильева (род. 1940), Е. С. Максимову (1939-2009), Н. И. Бессмертнову (1941- 2008), Ю. В. Соловьева (1940-1977), Р. Х. Нуреева (1938-1993), выдающихся мастеров бардовской песни В. С.  Высоцкого (1938-1980), Ю. И. Визбора (1934-1984), Б. Ш. Окуджаву (1924-1997), Ю. Ч. Кима (род. 1936)  и многих, многих других.

Это было прорывное время во многих слагаемых целостного культурного процесса.

На основе наших многолетних исследований мы вновь и вновь приходим к корректному, обоснованному выводу: социальный фактор играет решающую роль в появлении гениальных личностей, – гениями становятся.

Список литературы

 

  1. Аронов А.А. Вклад России в мировую культуру: Биографический энциклопедический словарь. – М.: Профиздат., 2002.
  2. Аронов А.А. Культурный ренессанс в России. – М.: Экон-Информ, 2006.
  3. Аронов А.А. «Оттепель» в истории отечественной культуры. – М.: Экон-Информ, 2008.
  4. Баландин Р.К. 100 великих гениев. – М.; Вече, 2004.
  5. Тароцци Д. Верди. – М.: Молодая гвардия, 1984.
  6. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Ф. Культура России IX – XX вв. – М.: Простор, 1996.
  7. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. – М.: Тайдекс Ко, 2002.

Источник: Аронов А. А. Иерархия факторов появления гениев  //  Философская школа. – № 9. – 2019.  – С. 15–21. DOI.: 10.24411/2541-7673-2019-10925