Аннотация. Монография «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси» проф. Сергея Васильевича Чернова – это первая книга, открывающая издательскую серию Института Непрерывного Профессионального Образования «Ломоносовской проект» и посвящённая исследованию творческой жизни и гениальности М.В. Ломоносова. Оригинальность и научная новизна названного труда заключается в том, что в основу исследования были поставлены не отдельные виды (наука, поэзия, просвещение, общественная деятельность) или конкретные направления (физика, химия, металлургия, филология, история, география и др.) творческой деятельности М. В. Ломоносова, традиционные для большинства исследований, выполненных, в том числе, в рамках ломоносоведения, а сама сущность человеческого гения, явленная в самом гении Ломоносова. За книгу «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси» проф. С.В. Чернов удостоен звания лаурета Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2017 года.

Ключевые слова: история гениальности в России, М.В. Ломоносов, автор С.В. Чернов, природа и сущность гениальности, отечественная духовная культура, русский творческий дух, характерология гениальности, самобытный сподвижник просвещения, первопроходец-созидатель, первооткрыватель-исследователь.

 

 

Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси. Монография. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017 – 422 с. – (Серия «Ломоносовский проект»).

Задача, – представить образ личности гениального М.В. Ломоносова и раскрыть ключевые аспекты его творческой жизни[1] во всём их значении для современной русской духовной культуры, которую ставил себе профессор С.В. Чернов в монографии «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси», – исполнена автором вполне оригинально, в достаточно полном научном объёме и с присущим автору талантом исследователя.

Прежде всего, следует обратить внимание на название первой части исследования по истории гениальности в России – «Университет всея Руси», навеянного автору А.С. Пушкиным, который, как известно, назвал Ломоносова «нашим первым университетом». Уже в самом этом тезисе, составившим название книги, заложена глубокая идея, которую С.В. Чернов последовательно проводит через всё содержание своей монографии, где Ломоносов выступает как настоящий первопроходец, созидатель и духовный вдохновитель первой в России и самой крупной в истории (как отечественной, так и зарубежной) научной школы, обширной и плодотворной почвой для которой явилась по сути вся формирующаяся в России научно-образовательная среда практически на два столетия вперёд. При этом М.В. Ломоносов представлен как «самобытный сподвижник просвещения», с которого, собственно, и начинается новая история становления и развития отечественного образования. Заметим, что ни одна другая европейская наука не имела подобного прецендента в истории своего становления и развития.

«Опираясь на достижения мировой (прежде всего, европейской) науки и культуры, – пишет в выводах к своей монографии С.В. Чернов, – Ломоносов ввёл в русскую науку те принципы, на которых оная вначале сделала свои первые шаги, а затем крепко утвердилась и продолжала несокрушимо стоять и в XIX, и в XX веках. Тем самым Ломоносов явился первым создателем русской научной школы, впоследствии родившей таких русских научных гениев как Н.И. Лобачевский, Д.И. Мендеелеев, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, имена которых навечно вошли не только в русскую, но и в мировую науку» [9, с.309-310].

Как свидетельствует история научных школ мирового уровня – жизнь каждой из них ограничена во времени. Напротив, научная школа Ломоносова, влияние которой на развалины отечественной науки, основательно потрёпанной за последние три десятка лет, сохраняется и по сей день. Поэтому гений Ломоносова представляет собой совершенно уникальное в своём роде явление во всемирной истории человеческого гения.

С полным на то основанием, привлекая соответствующую научную доказательную базу, автор убеждён, что в настоящую посткультурную эпоху «…наступило самое время задуматься и вспомнить о том, чему учили нас наши святые и наши гении, которые так долго, настойчиво и с огромной любовью возводили храм русской духовной культуры…» и действительно настало время «…вспомнить, чему нас учил Ломоносов: “Всякое беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла”» [9, с.25].

Взяв на себя предельно сложную задачу, – писать о М.В. Ломоносове, о жизни и творчестве которого написано множество научных статей, монографий, биографических материалов и диссертационных работ, – автор, вместе с тем, провёл совершенно оригинальное и самобытное монографическое исследование, объектом которого является личность гения, где «гений есть одновременно и творение и творец духовной культуры (в данном случае – культуры российской), а предметом является «исследование творческой жизни гениальных людей России (в данном случае – в лице М.В. Ломоносова) с точки зрения тех непреходящих ценностей, которые гениальные люди принесли своему народу и своему Отечеству; того значения, которое гениальные люди имели в развитии самосознания своего народа; с точки зрения того влияния, которое гениальные идеи, гениальные открытия, и труды гениальных людей России оказали на становление и развитие русской духовнолй и материальной культуры» [9, с.20].

Таким образом, научная новизна книги «Университет всея Руси» заключается в том, что автору, опиравшемуся на феноменологию гения Ломоносова и на факты его созидательно-творческой деятельности,  удалось раскрыть феноменологию гениальности – универсальную, нравственную и духовно-созидательную составляющие человеческого гения и показать, что в личности Ломоносова очень ярко, наглядно и в полной мере раскрывается «строение русского творческого духа» – собственно то самое само, что мы и называем «русским гением» [9, с.27].

Книга состоит из семи глав, каждая из которых представляет, с одной стороны, самостоятельное исследование отдельных сторон творческой жизни М.В. Ломоносова, с другой стороны, все разделы монографии объединяются единым, целостным, системным авторским подходом, определяемым автором как «характерология гениальности», призванным раскрыть образно-личностное, идеально-смысловое и деятельностно-содержательное ядро (образ-идею-эйдос) гениальности Михаила Васильевича Ломоносова. В этом заключается и основное достоинство рецензируемой монографии, и её оригинальная самобытность, и значимость не просто в аспекте какой-либо отдельно взятой науки или специального научного направления, а для системы отечественного гуманитарного знания в целом.

Теоретико-методологическим основанием (см.: Глава первая. Новый взгляд на природу гениальности. Методология исследования) для рецензируемой работы явилась авторская концепция исследования гениальности, развиваемой С.В. Черновым уже более десяти лет и представленной в его многочисленных и содержательных публикациях (Чернов С.В., 2008-2018), в которых не только представляется новый взгляд на природу и сущность гениальности, но и обосновывается, несомненно плодотворная идея необходимости системного исследования этого во многом таинственного явления [2-8; 10-12]. Указанный методологический подход позволил  автору: «…во-первых, представить феноменологию творческой жизни Михаила Васильевича Ломоносова в виде цельной и содержательной картины; во-вторых, рассмотреть гений Ломоносова с породительно-объяснительной точки зрения; в-третьих, раскрыть универсальную, созидательную и духовно-нравственную составляющие  гения Ломоносова; в-четвёртых, окончательно и фактически показать, что сам  М. В. Ломоносов является не только национальным русским гением, но стоит на одной ступени с самыми выдающимися гениальными людьми человеческого рода; в-пятых, определить смысл и значение гения Ломоносова в становлении и развитии российской культуры от времени его физической жизни и до наших дней» [9, с.28-29].

Гений Ломоносова представлен в монографии посредством следующей, сконструированной С.В. Черновым, триадической системы, раскрывающей образ личности гения: 1) гений как созидатель, мыслитель и художник; 2) гений как первопроходец, первооткрыватель и первовидец; 3) гений как исследователь, изобретатель и проповедник. [9, с.51-52].

Обращает на себя внимание научная эрудиция автора, его глубокое знание не только творческого наследия Ломоносова, но и огромного корпуса научных работ, выполненных в  рамках ломоносоведения[2], ставшего в своё время особым направлением в советской науке. Поражает наличие в книге множества идей о гениальности, которые требуют внимательного, аналитико-синтетического и предельно скрупулёзного исследования. И, наконец, самое главное: автор не только хорошо знает творческое наследие Ломоносова, но, несомненно, очень тонко чувствует духовную глубину этого величайшего в нашей отечественной истории человека. Читая книгу Чернова, создаётся впечатление, что автор находился рядом с Ломоносовым в его химической лаборатории, и сам принимал непосредственное участие в выплавке цветных смальт; бродил вместе с Ломоносовым по просторам германской земли, когда последний пытался самостоятельно возвратиться в Россию; автор как будто бы сам присутствовал на тех публичных выступлениях, которые составили славу этого гениального человека; присутствовал при открытии Ломоносовым венерианской атмосферы и непосредственно наблюдал многие другие творческие деяния своего гениального героя. В литературном творчестве названный эффект носит название персонификации. Читая книгу С.В. Чернова можно полагать, что автору удалось настроиться на ту духовную волну, на которой разворачивалась творческая жизнь М.В. Ломоносова во всём её гениально-универсально-парадоксальном многообразии.

Монография С.В. Чернова снабжена солидным научным аппаратом, включающим: категориально-понятийные составляющие и основные методологические положения исследования; научно-обоснованные выводы, в которых представлены основные достижения М.В. Ломоносова на ниве отечественной науки, российского просвещения и русской духовной культуры в целом; три таблицы, каждая из которых представляет собой концептуальную модель, наглядно раскрывающую основные положения методологии исследования; библиографический список из 225 литературных источников, причём, 58 из них – это непосредсвенно сочинения самого М.В. Ломоносова; 32 цветных иллюстрации, посвящённые в основном художественному наследию мозаичной школы Ломоносова; шесть приложений, каждое из которых представляет самостоятельный научный интерес, в особенности Приложение VI «Творческое окружение М.В. Ломоносова: Указатель имён», где представлены не только подробные справочные сведения об учителях, коллегах, корреспондентах Ломоносова, но и отмечаются его творческие, научные, общественные связи с указанными персоналиями.

К недостаткам рецензируемой монографии следует отнести, во-первых, наличие стилистических погрешностей, во-вторых, повторы тех или иных текстовых фрагментов, несколько засоряющих содержание, а также несколько тяжеловатый слог, имеющий место в отдельных фрагментах монографии. Однако отмеченные недостатки не умаляют ни научное, ни историческое, ни общекультурное значение книги С.В. Чернова.

В целом монография выдержана в добротном научном классическом стиле, но при этом содержит немало удачных метафорических конструкций, парадоксальных разворотов и оригинальных полемических экзерсисов. В книге вводятся новые научные понятия, каждое из которых необходимым образом обосновывается. Содержание книги несомненно будет интересно широкому кругу учёных, педагогов и всем тем самостоятельно думающим людям, которым не безразлична проблема сохранения, развития и приращения отечественной духовной культуры.

На наш взгляд, монография С.В. Чернова открывает новую страницу в педагогической науке и образовательной практике, и призвана способствовать возрождению российского образования в тех традициях, принципах и идеях, которые всегда составляли славу российского образования и делали наше отечественное образование одним из наиболее  фундаментальных и потому наиболее эффективных во всём мире. Недаром, поэтому, Чернов Сергей Васильевич был удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2017 года за книгу «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси» в номинации «Гуманитарные науки» (Диплом Фонда развития отечественного образования, Москва-Сочи, сентябрь, 2018 г.).

Пользуясь случаем, хочется поблагодарить Сергея Васильевича Чернова, который провёл творческую встречу со студентами и профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии и межкультурных связей Сочинского государственного университета по теме «Парадоксы гениальности» в сентябре 2018 года, где тема гениальности Михаила Васильевича Ломоносова явилась ключевым лейтмотивом.

Список литературы 

  1. Карпеев Э. П. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь. – М., 2000.
  2. Чернов С.В. О природе человеческого гения // Психология и психотехника. – 2009. – № 9 (12). – С.48-58.
  3. Чернов С.В. «Идея гениальности» в трудах Николая Александровича Бердяева // Психология и психотехника. – 2009. – № 10 (13). – С.41-47.
  4. Чернов С.В. Профессионализм и творчество: Феномен гения // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования – 2014. – № 2. – С.299-325.
  5. Чернов С.В. Характерология гениальности: Феномен поступка // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования – 2014. – № 3. – С.279-323.
  6. Чернов С.В. Характерология гениальности: Святость и гениальность // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования – 2014. – № 4. – С.353-372.
  7. Чернов С.В. Идеи к разработке проблемы гениальности. Монография // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования – 2016. – № 7. – С.7-96.
  8. Чернов С.В. Идеально-смысловой критерий гениальности // Философская школа. – 2017. – Т.1. – № 1. – С.32-41.
  9. Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая: Университет всея Руси. Монография. – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017. – 422 с. – (Серия «Ломоносовский проект»).
  10. Чернов С.В. Образ личности гения. Искатели совершенства // Философская школа. – 2017. – № 2. – С.72-105.
  11. Чернов С.В. Образ личности гения. Искатели совершенства. Часть II // Философская школа. – 2018. – № 4. – С.106-132.
  12. Чернов С.В., Дудин С.В. М.В. Ломоносов как зачинатель и основоположник российского образования Нового времени // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. – 2016. – № 6 (6). – С.147-161.

[1] Творческая жизнь гения понимается автором в системном триединстве творческого пути, творческой жизни и творческого наследия гениального человека [7, 8, 9].

[2] «”Ломоносоведение” – изучение биографии, научного наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс» [1, с.94].

Источник: Шаповалов В. И. Характерология гениальности в ракурсе истории духовной культуры России  //  Философская школа. – № 6. – 2018.  – С. 132–136. DOI.: 10.24411/2541-7673-2018-10650