Печать
Категория: III Общероссийская научно-практическая конференция «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия — XXI век»
Просмотров: 3655

Училища олимпийского резерва – это профессиональные образовательные организации, являющиеся унитарной некоммерческой организацией, созданной для достижения, образовательных, научных, социальных, культурных и управленческих целей, для удовлетворения потребностей общества в области физической культуры и спорта, подготовки спортивного резерва сборных команд страны, иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

На сегодняшний день в нашей стране всего 56 училищ олимпийского резерва из них 11 федерального и 45 регионального подчинения.

Училища олимпийского резерва или как принято их называть УОР, осуществляют подготовку спортивного резерва, кандидатов в сборные команды России и спортивные сборные команды субъектов Российской Федерации в режиме круглогодичного тренировочного сбора с обеспечением питания, проживания, медицинского и психологического сопровождения, а также реализуют программы среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта как социальной защиты спортсмена и использования им полученных знаний в тренировочном процессе.

Развитие спорта и спортивного движения в нашей стране всегда рассматривалось как дело государственное; перед учреждениями спорта стояли и стоят две основные задачи – воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений.

Понятие «спортивный резерв» в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в воспитании молодёжи, развитии массовой физической культуры и спорта, а также демонстрации высшего спортивного мастерства, завоевании ведущих позиций на международной спортивной арене. В более узком понимании, «спортивный резерв» – это спортсмены, достигшие определённого, в соответствии с возрастом и поставленными задачами, уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов.

Сейчас принята следующая классификация спортивного резерва:

действующий резерв – контингент перспективных спортсменов высокого класса, являющихся кандидатами или членами сборных команд страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на чемпионатах мира, Европы и других международных соревнованиях олимпийского цикла (4 года);

ближайший резерв – контингент одарённых спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближайшего спортивного резерва учитывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спортивных результатов, а также возможность успешного выступления на юношеских и юниорских первенствах мира, Европы и других международных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближайшего резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модельным характеристикам;

потенциальный резерв – контингент юных спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, спортивных секциях общеобразовательных школ, спортивных коллективах.

Современная подготовка спортивного резерва ведётся на основе программ спортивной подготовки и федеральных стандартов по видам спорта разработанных Миниспортом России. Результаты исследований последних лет внесли положительный вклад в совершенствование организационно-методических основ подготовки спортсменов. Основные методические положения предусматривают преемственность задач, средств и методов занятий с детьми, подростками, юношами, юниорами и взрослыми, неуклонный рост объёма средств общей и специальной подготовки при соблюдении оптимального их соотношения на разных квалификационно-возрастных этапах, должную взаимосвязь объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, строгое соблюдение принципа постепенности в процессе многолетней тренировки.

История училищ олимпийского резерва начинается в 1971 г., когда в нашей стране начали работу первые общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля (ОШИСП), созданные по примеру бывшей ГДР. В условиях школы-интерната дети находились круглосуточно на полном обеспечении. Условия компактного проживания юных спортсменов и возможности более рациональной организации учёбы, быта, тренировок и восстановительных мероприятий позволяли повысить эффективность подготовки спортивного резерва.

Сеть ОШИСП постоянно расширяли, их укрепляли наиболее квалифицированными тренерскими кадрами. Создавали ОШИСП, как правило, в крупных спортивных центрах (чаще всего – областных), при наличии современной материальной базы. Кадровый вопрос помогала решать и весьма выгодная система начисления заработной платы тренерам-преподавателям ОШИСП при условии совмещения тренерской и воспитательной работы.

С 1989 г. все ОШИСП были преобразованы в училища олимпийского резерва (УОР), по существу с сохранением их структуры, но с некоторым изменением состава решаемых задач. Под крышей УОР теперь объединены три организации: общеобразовательная и спортивная школа, а также среднее профессиональное учебное заведение, где помимо подготовки спортсменов осуществляется подготовка физкультурно-спортивных кадров среднего звена (педагогов по физической культуре и спорту). Такие организационные изменения позволяют начинать работу с более старшими, по возрасту и квалификации спортсменами – учащимися старших классов и продлить срок обучения сильнейших спортсменов в стенах училищ до возраста 21-22 года и старше.

Основными документами организации деятельности училищ олимпийского резерва в России являются – Устав, типовое положение об училище олимпийского резерва, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», закон Российской Федерации «Об образовании», программы спортивной подготовки по видам спорта, Единая всероссийская спортивная классификация и правила соревнований по видам спорта (где, в частности, оговаривается использование того или иного инвентаря в зависимости от возраста занимающихся). Наряду с этим к программно-методическим документам следует отнести разработанную федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и утверждённую Правительством России в августе 2009 г. Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Предметом и целями деятельности УОР являются:

Для достижения указанных целей училища олимпийского резерва осуществляют следующие основные виды деятельности:

Училища олимпийского резерва имеют возможность самостоятельно определять формы и методы организации учебной, тренировочной и воспитательной работы, сроки начала занятий и проведения каникул, вводить ускоренную форму обучения, организовывать группы с углублённой программой по специальным дисциплинам. Кроме работы со своими учащимися УОР имеют возможность организовывать тренировочные сборы с переменным составом спортсменов-кандидатов на поступление в училище общим сроком до 60 дней в году.

Учащиеся УОР обеспечиваются бесплатно общежитием, питанием, учебниками, спортивной экипировкой и средствами восстановления. Для обеспечения учебного процесса в период проведения тренировочных сборов УОР может направлять в места их проведения преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. Такая форма организации занятий позволила подготовить многих выдающихся спортсменов (чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр).

Организация тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва

Училища олимпийского резерва организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией училища по согласованию с Учредителем. В каникулярное время училища могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Тренировочные занятия в отделениях по видам спорта УОР строятся в соответствии с программами спортивной подготовки, а так же этапом спортивной подготовки, на основе которого строится индивидуальный план обучающегося на один соревновательный сезон (календарный год).

Основными формами тренировочного процесса являются:

В училищах олимпийского резерва спортивная подготовка осуществляется по программам спортивной подготовки, разрабатываемым и утверждаемым самим УОР в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта. Училище олимпийского резерва создаёт необходимые условия для лиц, проходящих спортивную подготовку, по освоению образовательных программ, интегрированных со спортивной подготовкой, так же УОР осуществляют круглогодичную организацию тренировочного процесса, который подлежит планированию и включает в себя обязательное систематическое участие в официальных спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, а также обеспечение их спортивной экипировкой, спортивным инвентарём и оборудованием, спортивными сооружениями, питанием, проживанием, медицинским обслуживанием, проездом на спортивные мероприятия.

В училищах олимпийского резерва в основном осуществляются следующие этапы спортивной подготовки:

Для обеспечения этапов спортивной подготовки училище, использует систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов. Порядок и условия зачисления лиц, проходящих спортивную подготовку, на определённый этап спортивной подготовки, наполняемость групп подготовки и объем тренировочной нагрузки определяется локальными нормативными актами УОР в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.

Программы спортивной подготовки разрабатываются инструкторами-методистами и тренерами-преподавателями училищ олимпийского резерва на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором училища олимпийского резерва.

Расписание тренировочных занятий составляется администрацией училища по представлению тренера-преподавателя в целях установления более эффективного режима спортивной подготовки, отдыха и обучения.

УОР самостоятельно устанавливает штатное расписание, исходя из объёма и форм реализуемых образовательных программ, оказываемых услуг и выполняемой работы, определяет численность работников в структурных подразделениях и осуществляет приём на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей. Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учёту работы УОР.

Основными документами, регламентирующим работу училища олимпийского резерва в течение учебного года, является государственное задание на предоставление услуги по спортивной подготовке, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и программы спортивной подготовки по видам спорта.

Программы спортивной подготовки включают следующие разделы:

Повышение профессиональных навыков тренерско-преподавательского состава училищ олимпийского резерва является неотъемлемой частью успеха процесса подготовки спортсменов высокого класса и закреплена, законодательством России, а также осуществляется в основном через проведение открытых тренировочных занятий и методическую учёбу. Опыт работы многих училищ показывает, что одна из действенных форм повышения знаний – ежемесячные методические занятия с докладами тренеров по запланированной на год тематике. После обсуждения и внесения корректив тренер готовит презентацию, которая хранится в методическом кабинете. Такой подход даёт возможность в сравнительно короткий срок накопить ценный материал, включающий в себя не только современную научно-методическую информацию, но и опыт работы самих тренеров. Другая форма повышения знаний, все шире практикуемая в настоящее время на занятиях стажировка ведущих специалистов на тренировочных сборах и на соревнованиях.

Организационные аспекты управления тесно связаны с принятием определённых решений. В целях практического осуществления их коллегиальности в училищах олимпийского резерва под председательством директора создаётся педагогический совет, в состав которого входят заместители директора, старшие тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, медицинские работники, представители спортивных организаций и студенческого совета. Педагогический совет собирается не реже одного раза в квартал и обсуждает основные вопросы работы училища, опыт подготовки спортсменов, итоги деятельности по различным направлениям. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, которые анализируют методику подготовки, обсуждают комплектование отделений по видам спорта.

Врачебный контроль за обучающимися, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер не менее двух раз в год, а также дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях и после болезней и травм. Кроме того, необходимо вести контроль по использованию занимающимися, фармакологических средств. В случае наличия в училищах штатных медицинских работников непосредственный медицинский контроль спортсменов во время тренировочного процесса и в период соревнований возлагается на них.

Таким образом, в России на сегодняшний день училища олимпийского резерва – это единственные организации, позволяющие спортсмену добиваться высоких спортивных результатов и быть социально защищённым получая среднее профессиональное образование, позволяющее найти себя, после завершения спортивной карьеры, в качестве тренера или учителя физической культуры в школе.

Литература

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  4. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

  5. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 731 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».

  6. Приказ Минспорта России от 16.08.2013 № 636 «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением организациями, осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки».

  7. Приказ Минспорта России от 16.08.2013 № 645 «Об утверждении Порядка приёма лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку».

  8. Приказ Минспорта России от 27.08.2013 № 674 «Об организации работы по созданию федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва».

  9. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

  10. Приказ Минспорттуризма РФ от 05.05.2010 № 420/1 «Об утверждении Порядка формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования "Олимпийский", "Паралимпийский", "Olympic", "Paralympic" и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями».

  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва. Концепция развития дополнительного образования детей.

  12. Чернов С. В. Инновационный тренинг: технология решения корпоративных бизнес-задач // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 84-102.

  13. Чернов С. В. Наука и образование в ракурсе XXI века // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 13-20.

  14. Чернов С. В. Психоанализ, психологические практики и педагогические технологии в образовании, консалтинге и бизнесе: Международная научно-практическая конференция // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 9-14.

  15. Чернов С. В. «Самобытный сподвижник просвещения»: Опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова // Педагогика и просвещение. 2013. № 3. С. 202-224. DOI: 10/7256/1999-2793/2013/12/10056.

  16. Чернов С. В. Человек и образование в эпоху глобальных перемен // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2016. № 6. С. 9-20.

  17. Шаповалов В. И. Теоретико-методологические основы психологии менеджмента: учебное пособие / М-во образования и науки РФ, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2010.

  18. Шаповалов В. И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 4 (37). С. 113-119.

  19. Шаповалов В. И. Теоретико-методологические вопросы личностной детерминации конкурентоспособности руководителя // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-3. С. 766-770.

  20. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Ярославль, 2008. 448 с.

 Источник: Шейкин В. А. Методические основы реализации программ спортивной подготовки в училищах олимпийского резерва // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 175-185.