Печать
Категория: III Общероссийская научно-практическая конференция «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия — XXI век»
Просмотров: 2474

Введение

Изучением особенностей эмоционального развития ребёнка в период дошкольного детства занимались такие отечественные психологи, как Л. И. Божович, Г. В. Бурменская, Л. С. Выготский, А. Д. Кошелева, И. Ю. Кулагина, Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько, Л. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский, В. Л. Леви, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Р. В. Овчарова, А. М. Прихожан, Г. А. Урунтаева, О. В. Хухлаева, Д. Б. Эльконин. Эмоциональное развитие старших дошкольников связано, прежде всего, с проявлением новых интересов, мотивов и потребностей, самосознания.

В психологической литературе старший дошкольный возраст называется периодом наибольшей выраженности страхов, что связано не столько с эмоциональным, сколько — с когнитивным развитием дошкольников. В этот период резко возрастает понимание детьми опасности.

На современного дошкольника обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных существенно повлиять на развитие его эмоционально-личностной сферы. Поэтому в дошкольной психологии проблеме страхов уделяется большое внимание и многие работы отечественных психологов посвящены данной тематике (Л. И. Божович, Г. В. Бурменская, Л. С. Выготский, А. Д. Кошелева, И. Ю. Кулагина, Е. А. Панько, Л. Н. Леонтьев, В. В. Лебединский, В. Л. Леви, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Р. В. Овчарова, А. М. Прихожан, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин и др.).

В последние годы число детей с разнообразными страхами и тревожностью существенно увеличилось, что вызвало интерес у современных психологов. Речевые нарушения заняли одно из первых мест в численности среди современной детской популяции. Изучение эмоциональных особенностей дошкольников с различными недостатками речевого развития очень актуально для отечественной специальной психологии.

Особенности проявления страхов у дошкольников с недостатками речевого развития

Нами было проведено исследование, посвящённое психологическому изучению страхов у дошкольников с недостатками речевого развития. В контингент исследуемых детей вошли дошкольники с заиканием и общим недоразвитием речи. В исследовании была изучена и анализирована специфика возникновения и проявления эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста с речевыми проблемами.

Психологическое исследование страхов осуществлялось в процессе обследования 154 дошкольников г. Люберцы и г. Москвы в возрасте 5-7 лет.

Экспериментальную группу составили 47 дошкольников с ОНР, 47 дошкольников с заиканием и 60 детей с нормальным речевым развитием. Все дети, принявшие участие в эксперименте, были включены в коррекционно-образовательный процесс, посещали дошкольные учреждения, г. Люберцы и центр патологии и нейрореабилитации речи, г. Москва.

В диагностический комплекс были включены следующие методики:

Полученные в ходе психологического обследования результаты интерпретировались по количественным и качественным показателям.

Количественный анализ позволил нам определить среднее число возрастных страхов у исследуемых дошкольников. В качестве нормативного сравнительного показателя страхов у детей в возрасте 5-7 лет, не посещающих школу, были использованы данные А. И. Захарова (1982, 1986, 2004). По мнению автора, среднее число страхов у дошкольников в этот период составляет: у девочек — 11-12, у мальчиков — 9. Слишком большое количество страхов у детей (свыше 14 — у мальчиков и 16 — у девочек) указывает на «развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения» [4].

Сопоставление среднего числа страхов у детей с результатами, полученными в настоящем исследовании, позволило нам сделать следующие выводы. Показатель выявленных страхов у нормально развивающихся дошкольников составляет 13 страхов, в то время как у детей с заиканием – 13 страхов, у дошкольников с ОНР – 14 страхов. Следовательно, старшие дошкольники всех трёх групп показывают большее число страхов предопределённых возрастной нормой. Это свидетельствует о необходимости организации психокоррекционной работы по преодолению эмоциональных трудностей, как с детьми с недостатками речевого развития, так и с нормально развивающимися дошкольниками.

Рис. 1: Распределение дошкольников в зависимости от количества страхов.

 

Особенности проявления возрастных страхов у детей, принимавших участие в исследовании, наглядно представлены на Рис. 1.

Из диаграммы видно, что у большего числа исследуемых старших дошкольников с недостатками речевого развития наблюдается многообразие возрастных страхов, отражающее специфические трудности их эмоционального развития. У половины исследуемых нормально развивающихся дошкольников отмечается повышенное количество возрастных страхов, указывающее на их индивидуальные особенности эмоционального развития.

Наше исследование гендерных отличий показало, что мальчики с заиканием и нормальным речевым развитием более невротизированы, чем девочки. Большее количество мальчиков с заиканием (54%) показывают повышенное количество страхов, чем девочки (18%). Мужская половина дошкольников без речевых проблем (50%), так же имеет большие показатели страхов, чем девочки (16%). Дети с ОНР, с повышенным количеством страхов, не показывают гендерных различий, но число мальчиков имеющих небольшое превышение возрастной нормы страхов больше (34%), чем девочек (14%). Эти данные говорят о большей предрасположенности к невротизации в популяции детей у мальчиков.

Данные полученные с помощью методики «Уровни страхов» и позволили составить перечень основных групп страхов старших дошкольников (Таблица 1). Определение наиболее распространённых страхов позволило выделить доминирующие страхи для 3-х исследуемых групп: В ходе анализа детских страхов необходимо отметить специфические отличия в содержании страхов у испытуемых групп детей с заиканием, ОНР и нормальным речевым развитием. Подробное описание детских страхов представлено в Таблица 1. Частота (в %%) наиболее выраженных страхов выявлена частотным анализом. В таблице указаны страхи, встречающиеся чаще, чем в (60%) случаев.

 

Таблица 1: Сравнение доминирующих страхов дошкольников исследуемых групп

Доминирующие страхи

Нормальное речевое развитие

ОНР

Заикание

опасение

Высокий уровень страха

Опасение

Высокий уровень страха

опасение

Высокий уровень страха

Страх собственной смерти

1,7%

98,3%

2%

98%

6,4%

93,6%

100%

100%

100%

Боязнь смерти родителей

8,6%

91,4%

7,8%

90,2%

0

95,7%

100%

98%

95,7%

Боязнь стихийных бедствий

31%

43,1%

33,4%

43,1%

31,9%

44,7%

74,1%

76,5%

76,6%

Боязнь нападения бандитов и криминальных инцидентов

31%

41,4%

19,6%

56,9%

26,6%

48,9%

72,4%

76,5%

75,5%

Страх потерять своё здоровье

55,2%

17,2%

49%

15,7%

46,8%

12,8%

72,4%

64,7%

59,6%

Боязнь сказочных персонажей

25,9%

44,8%

19,6%

54,9%

17%

42.6%

70,7%

74,5%

59,6%

Страх страшных снов

43,1%

27,6%

17,6%

37,3%

30%

27,7%

70,7%

54,9%

57,4%

Боязнь пожара

43,1%

27,6%

27,4%

37,3%

36,1%

27,7%

70,7%

64,7%

63,8%

Страх животных

22,4%

44,8%

33.3%

37,3%

27.7%

38,3%

67,2%

70,6%

66%

Страх войны

42,8%

24,1%

23,3%

35,5%

19,1%

44,7%

66,9%

58,8%

63,8%

Новообразованием 6-7 летнего возраста является страх собственной смерти и боязнь за жизнь родителей. Ребёнок осознает, что он сам и люди вокруг него смертны, это бывает для него серьёзным потрясением, возникновение этого страха означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Отсутствие страха за жизнь родителей, указывает на сложные детско-родительские отношения. Страх смерти является 100% для всех дошкольников в исследуемых группах. Боязнь за жизнь родителей испытывают 100% дошкольников с нормальным речевым развитием, в отличие от дошкольников с заиканием, у которых определённый процент детей не испытывает переживаний из-за потери родителей, но 95,7% бояться потерять своих близких. Дошкольники с ОНР так же не все испытывают переживания за жизнь своих родных людей (98%). Значит у некоторых дошкольников с речевыми нарушениями имеются определённые трудности во взаимоотношениях с близкими взрослыми, которые они переживают достаточно сильно и это сказывается на их эмоциональном состоянии.

Страх смерти тесно связан со страхами нападения, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, войны. Эти страхи является типичными страхами старшего дошкольного возраста, все эти страхи связаны с причинением физического ущерба и в своей мотивации они несут угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого либо (в том числе животных), также как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью, то же относится к пожару, урагану, грозе, войне.

Нестабильность социально-политической и экономической обстановки в стране, частые мировые природные катаклизмы и возможность террористической угрозы подробно иллюстрируются в средствах массовой информации. Динамичные, эмоциональные и яркие "картинки" наводнений, землетрясений, ураганов, военных действий с применением спецтехники и захваты заложников вызывают у дошкольников сначала интерес, а затем беспокойство и страх. У всех трёх групп исследуемых детей достаточно высокие показатели боязни стихийных бедствий и катастроф (заикание – [76,6%], ОНР – [76,5%], нормально развивающиеся дошкольники – [74,1 %]).

Публикации статистики нападений и криминальные новости, постоянно транслируемые по телевидению, увеличение грабежей, изнасилований, убийств, привели население в определённое состояние боязни стать жертвой бандитов и нападения. Опасение выйти на улицу в ночное время, отпустить ребёнка одного погулять является проблемой, из-за страха стать жертвой криминалистических элементов. Всё это переживают взрослые, которые, опасаясь за жизнь своих детей, дают им определённые наставления, стараясь предотвратить трагедию. Тревожная реакция и пессимистические беседы родителей после просмотра новостных программ усиливают ощущение незащищённости и чувство страха у детей. Страх нападения бандитов является одним из доминирующих страхов нашего времени, как у взрослых, так и у детей, он проявляется достаточно большими показателями в трёх исследуемых группах. 72.4% нормально развивающиеся ребёнка боятся бандитов и нападения, так же как и (76,5%) дошкольников с ОНР и (76,6%) детей с заиканием.

Обследование дошкольников с нормальным речевым развитием выяснило, что их в большей степени, чем других исследуемых детей пугает война (норма – [66,9%], ОНР – [58,8 %], заикание – [63,8%], пожар норма – [70.7%], ОНР – [64,7%], заикание – [63,8%]), они в большей степени подвержены страху заболеть, заразиться. Это говорит о том, что дети с речевыми проблемами, посещающие специализированные дошкольные учреждения, имеют медицинское и психологическое сопровождение, а с детьми, без речевых нарушений такая работа не проводится. Кроме того, дети с нормальным речевым развитием в большей степени осознают различные опасения в связи с более развитым вербально-логическим мышлением, в отличие от детей с речевой патологией. Возможности их когнитивного развития позволяют им лучше понимать опасности и их последствия для собственного здоровья и жизни близких людей. Заикающиеся дошкольники (59.6%) в меньшей степени бояться болезней, ведь частые посещения врачей, приемы препаратов и проведение различных медицинских исследований помогли свыкнуться с мыслью о болезни, она не так пугает заикающихся детей, в отличие от других исследуемых групп (норма – (72,4%), ОНР – (58,8%).

Страхи животных и сказочных персонажей являются достаточно выраженными 5-7 лет - это возраст «сказок и фантазий». Последние данные показывают, что современным детям стали свойственны страхи детей более младшего возраста (Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, скелетов и др.) Яркие сказочные и мультипликационные персонажи, фантастические герои, часто агрессивно настроенные, сейчас часто рекламируются средствами массовой информации, переполняя как телеэкраны, так и детскую литературу. У некоторых детей тревожные фантазии проявляются настолько сильно, что начинают проявляться в нарушениях сна, трудностях засыпания и ночных кошмарах. Наше исследование показало, что в большей степени видят и боятся страшных снов дошкольники без речевой патологии (70,7%), дети с речевыми проблемами в меньшей степени видят страшные сны (ОНР – (54,9%), заикание – (57,4%). Многие дети рассказывали и описывали свои кошмары, в основном сюжет был один и тот же – преследование ребёнка чудовищем. Не все родители контролируют количество и качество просмотренной ребёнком информации. В некоторых современных мультфильмах часто преобладают агрессивно-страшные персонажи и сюжеты. Такие просмотры в дальнейшем могут сказаться на психическом состоянии ребёнка и проявиться не только появлением страхов, тревожности, истерических реакций, но и повышением агрессии. (70,7%) исследуемых дошкольников без речевых нарушений пугают сказочные персонажи. Большое количество исследуемых детей с общим недоразвитием речи (74,5%), боятся Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, данные персонажи являются устрашающими для детей более младшего возраста, это говорит о том, что данный контингент детей с речевой задержкой имеет ещё и задержку эмоционального развития. Дошкольники с ОНР - инфантильны, что проявляется в их страхах. Заикающиеся дети в меньшей степени пугаются сказочных персонажей (59,6%), возможно, потому что с этой категорией детей ведётся большая работа по развитию речи, где большое внимание уделяется русскому фольклору. Заикающиеся дети больше бояться монстров, чудовищ, скелетов, пришельцев, чем представителей русских сказок.

67,2% исследуемых дошкольников без речевых проблем находят устрашающими для себя взаимоотношения с животными, так же как и 70,6% детей с ОНР и 66% их сверстников с заиканием. Агрессивных животных, хищников и злых собак нормально развивающиеся дети боятся в меньшей степени, однако брезгливое отношение, боязнь за своё здоровье и жизнь в большей степени вызывают у дошкольников ядовитые укусы змеи, паука или осы, в отличие от них заикающихся дошкольников в большей степени пугают именно собаки и хищные животные.

Исследование показало, что в наименьшей степени детей беспокоят социально-опосредованные страхи (людей, родителей, врачей), которые в той или иной степени связаны с общением и социумом, другие страхи являются специфическими (замкнутого пространства, воды, больших площадей), сюда же входит и страх речи. Этот страх проявился в группах детей с ОНР и заиканием, у детей с нормальным речевым развитием страх речи не был выявлен. В группе заикающихся детей (68,1%) не испытывают страха речи, но (31,9%) детей выявлен страх речи, причём у 21,3 % обследуемых заикающихся он имеет высокий уровень выраженности, дети осознавали, что бояться говорить из-за запинок в речи. У остальных (10,6%) – боязнь проявлялась скорее как неуверенность, фрустрация, встречающаяся только в ситуациях общения, носящая избирательный характер, в которых дети старались промолчать и не вступать в диалог.

Вопреки общепринятому мнению о наличии страха речи у дошкольников с ОНР выяснилось, что у небольшого количества исследуемых детей, (29,4%) имеют страх речи, который проявляется фрустрированностью на речевом дефекте. В отличие от заикающихся детей, только (5,9%) имели высокий уровень этого страха, для остальных (23,5%) это было как опасение по поводу своего дефекта. Это проявлялось в переживании и неуверенности в себе по поводу преодоления речевых проблем, но не сказывалось на речевой активности детей и на их взаимоотношении с окружающими людьми. К сожалению, одной из причин этого являются взрослые, которые акцентируют внимание детей на речевом дефекте, усиливая их переживания, а также дети, которые дразнят своих сверстников имеющих различные речевые трудности.

В процессе анализа результатов исследования были обнаружены существенные различия в характере детских страхов у дошкольников с недостатками речевого развития и их сверстников с нормальным речевым развитием. Страхи детей, имеющих недостатки речевого развития, характеризуются большим разнообразием, устойчивостью и высокой интенсивностью переживания, тесной связью с родительскими страхами и условиями воспитания, а также эмоциональной фиксацией специфических страхов: фрустрированность на речевом дефекте, имеющую различную психологическую природу у дошкольников с заиканием и с ОНР. Более половины опрашиваемых детей имеют превышающее, допустимую возрастную норму, количество страхов, что говорит о невротизации детской популяции. Необходимо вводить в психолого-педагогический процесс работы с дошкольниками мероприятия по профилактике и коррекции страхов у детей.

Литература

  1. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Изд-во «Медицина», 1977. - 272 с.
  2. Колягина В. Г. Психологические особенности страхов дошкольников с речевыми нарушениями // Обучение и воспитание особого ребёнка. – 2011, № 1.- с 68-75.
  3. Колягина В. Г. Особенности возникновения и специфика проявления страхов у дошкольников с речевым дизонтогенезом и нормальным развитием // Дошкольное воспитание. – 2015, № 4.- с. 100-106.
  4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004.-448 с.
  5. Прихожан А. М. Тревожность и страх у младших школьников // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 84-93 с.

 

Источник: Колягина В. Г. Специфика проявления страхов у дошкольников с заиканием и общим недоразвитием речи // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 79-87.