Печать
Категория: III Общероссийская научно-практическая конференция «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия — XXI век»
Просмотров: 1875

Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками. Деятельность определяется как «философская, социологическая и психологическая категория, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками; взаимодействие человека с окружающей действительностью, в процессе которой человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и себя. Это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и человека» [1, с. 59]. В педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение деятельности: это «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в холе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [11, с. 68].

Деятельность — основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Современная педагогика и психология утверждает, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности.

Схемой осуществления деятельности является «субъект – объект». В качестве субъекта может выступать один человек или группа людей, а в качестве объекта предметы или другие субъекты. Сущность деятельности заключается в том, что деятельность свойственна только человеку или группе людей – это будет формой активности. Основными элементами любой деятельности, которые составляют её содержание являются мотивы, которые побуждают к деятельности, цели, результаты, на достижение которых направлена деятельность, средства, с помощью которых осуществляется деятельность. В соответствии с этим «в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операции». Таким образом, психологическая структура деятельности сводится к следующему: цель – мотив – способ – результат. Основными единицами деятельности являются акт деятельности, действия и операции. Когда у человека появляется цель и стремление к её достижению (мотив), тогда начинается акт деятельности. Завершается акт деятельности, когда мотив получает своё удовлетворение, т. е. достигается цель действия. Человек ставит промежуточные цели на пути достижения сознательной цели. Категория деятельности является главной в понимании человека, его сущности, его социальных характеристик. Она одна из самых кардинальных проблем, непосредственно связанных с личностью человека, представляющая собой форму взаимоотношения с объективным миром — природой, социальной средой, вне которых немыслима сама жизнь человека.

Основным видом человеческой деятельности является труд, который сыграл решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека. На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает умственный труд как особая общественно необходимая теоретическая деятельность. Теория деятельности опирается на труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Исследования учёных-психологов показали, что протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от её мотивов, целей и средств осуществления. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность — это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека. При познании действительности человек воздействует на мир с целью добывания новых знаний. Но и природа оказывает обратное влияние на человека, и это приводит к появлению у него определённого опыта, к выработке конкретного способа воздействия на природу в зависимости от условий, то есть к выработке необходимых умений и навыков. Таким образом, главным условием появления познавательных умений и навыков человека является взаимодействие его с окружающим миром с целью познания. Формирование человека как личности неотрывно от процесса деятельности.

Деятельность – философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция в том смысле, что деятельность – это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «деятельность по самому существу её рационализма непостижима, ибо деятельность есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что ещё не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества» (П. А. Флоренский). В самом общем смысле деятельность можно представить, как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин) [6, с. 81].

Психологическая теория деятельности разработана в трудах А. Н. Леонтьева, который определяет деятельность следующим образом: «Мы называем деятельностью процессы, которые характеризуются психологически тем, что, то на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. с мотивом» [7, с. 518-519]. Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, необходимости в чём либо. «Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определённость только в предмете деятельности. Она должна как бы найти себя в ней. Поскольку потребность находит в предмете свою определённость («опредмечивается» в ней), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает её» [7, с. 312].

Рассмотрим вопрос о видах деятельности. В философской и психологической литературе выделяется пять основных видов деятельности: познавательная, преобразовательная (практическая и проектирующая), ценностно-ориентировочная, общение, эстетическая. «В этом аспекте, – подчёркивает А. М. Новиков,– разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень развития способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности или, иначе говоря, развития потенциалов личности, соответствующих всем этим пяти основным видам деятельности» [10, с. 199].

В психологической литературе раскрывается вопрос об основных чертах деятельности. Так, согласно классификации И. А. Зимней, первой чертой деятельности является предметность, предмет входит в качестве основного элемента в психологическое содержание деятельности.

Вторая черта деятельности – её мотивированность. Всё, что делает человек, он делает почему либо и ради чего либо. В структуру деятельности входят внутренние и внешние мотивы. И. А. Зимняя подчёркивает, что «наряду с внутренними деятельность побуждается и внешними, широкими социальными или узко личными мотивами. Например, мотивы престижности работы в данном учреждении, соблюдение общественных требований, долга, собственного роста и т. д. являются внешними по отношению к деятельности человека. Они могут быть очень действенными. Однако, будучи сильными побудителями общественного поведения, в целом, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включение, например, в учебную деятельность эффективного усвоения учебного материала» [5, с. 79]. Это утверждение автора представляет большой интерес для нашего исследования.

Третья черта деятельности человека – её целеположенность, или целенаправленность.

Интегрирующим началом деятельности является её цель. По мысли А. Н. Леонтьева, цель деятельности всегда связана с мотивом, человек осознает отношение мотива и цели. «Конкретно - психологически такой сознательный смысл создаётся отражающими в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, что его действие направлено как на непосредственный результат. Другими словами, сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» [8, с. 300].

В процессе совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ мы опирались на принципы иерархичности, целостности деятельности, коммуникативности.

Рассмотрим сущность данных принципов более подробно.

  1. Сущность принципа иерархичности заключается в том, что деятельность в зависимости от личностных качеств человека осуществляется на разных уровнях её иерархии: операционном, тактическом, стратегическом.

На операционном уровне человек выполняет только отдельные технологические операции (при этом технология понимается в самом широком смысле); на тактическом уровне человек выполняет полный технологический процесс, используя разнообразные способы и средства деятельности. Тактический уровень требует от человека владения способностью к быстрой ориентировке в изменяющихся ситуациях, умения планировать свои действия, пользоваться справочной литературой, умения распределять роли в процессе коллективной деятельности; на стратегическом уровне человек ориентируется во всех окружающей среде, экономических, технологических и общественных отношениях, определяет цели деятельности. «Стратегический уровень деятельности наряду с овладением, естественно, операционными и тактическими уровнями, требует развития ещё и целого ряда других качеств личности: высокоразвитых познавательных изменений, творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кругозора, коммуникативности и т. д. Условно можно сказать так: операционный уровень – это педагог-исполнитель, тактический - деятель, стратегический – творец» [10, с. 198].

  1. Принцип целостности (интегративности).

Деятельность является целостной (интегративной), если включает в единстве такие компоненты, как способность самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести необходимые знания, правильно выбрать цель деятельности, определить конкретные способы и средства действий, уметь их усовершенствовать. «Если человек сам ставит цели своей деятельности, имеет активный, в том числе и творческий характер. Если цель задаётся человеку извне кем то другим: учащемуся - учителем, студенту - преподавателем, учителю - руководителем и т. д., то такая деятельность пассивная, исполнительская» [10, с. 199].

Выделяются различные виды интерактивной деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная (или оценивающая), преобразовательная, коммуникативная, эстетическая.

Для нашего исследования важны вопросы о всех выделенных видах деятельности, например, преобразовательная деятельность направлена на преобразование окружающей действительности и самого человека, его самовоспитании, саморазвития. «Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух плоскостях, аспектах – реально или идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая» [10, с. 201].

Не менее важен для нашего исследования вопрос о коммуникативной деятельности (общении), которая обусловлена социальной природой человека и является условием познания, труда, выработки системы ценностей.

При совершенствовании педагогического творчества воспитателей ДОУ мы учитывали положение о том, что «коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами общительности личности, характером, формой и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми».

Таким образом, подлинно человеческая деятельность, деятельность, где человек может раскрыть все свои потенциальные возможности – это такая деятельность, в которой будут достаточно полно представлены в единстве все перечисленные виды деятельности. Причём, ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность.

  1. Принципы коммуникативности.

Сущность данного принципа заключается в том, что практическая деятельность связана множеством связей с деятельностью других людей, затрагивает их интересы, так же как деятельность других людей непосредственно или опосредованно влияет на практическую деятельность данного человека [10, с. 203].

В своей практической деятельности человек выступает во взаимодействии с другими людьми. В частности, в педагогической деятельности воспитатель вступает во взаимодействие с детьми, дети находятся во взаимодействии друг с другом, воспитатель взаимодействует с родителями детей, с руководителем ДОУ.

Таким образом, взаимодействие является главным составляющим компонентом деятельности и одним из важных условий совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ.

Так, В. С. Безрукова определяет понятие «педагогическое проектирование» следующим образом: «Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов» [4, с. 95]. Наиболее полно проблема педагогического проектирования представлена в исследованиях Г. Е. Муравьевой. Г. Е. Муравьева рассматривает педагогическое проектирование как вид педагогической деятельности. «В этом случае проектирование представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение преподавателем будущего образовательного процесса. Главными элементами в проектировании как виде деятельности являются построение технологического процесса – моделирование учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания образования и планирование способов управления этим процессом – обучающей деятельности преподавателя. Данное положение автора служило основой при создании воспитателями творческих проектов.

Г. Е. Муравьева выделяет главные особенности проектирования как вида педагогической деятельности:

  1. творческий характер проектирования, предполагающий продуцирование каждый раз абсолютно или относительно нового знания в виде проекта;
  2. индивидуальный характер проектирования, то есть отражение личности педагога в проекте образовательного процесса [9, с. 89].

Применительно к нашему исследованию, проводимому на уровне дошкольного образования, задача состояла в выделении особенностей проектировочной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Все рассмотренные положения автора послужили основой при создании воспитателями творческих проектов.

Человеческая активность – важнейшая специфическая черта личности, характеризующая её стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности, активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни и т. д. [3, с. 10].

Следует заметить, что профессиональная деятельность воспитателя имеет свои особенности по сравнению с деятельностью школьного учителя. Основная цель деятельности воспитателя ДОУ – воспитание детей дошкольного возраста, их обучение и развитие. Поэтому совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения следует рассматривать как важную цель и одновременно показатель успешности методической работы дошкольного образовательного учреждения, как непрерывный педагогический процесс. Личность воспитателя играет очень большую роль в процессе развития дошкольников. Анализ литературы позволил нам выделить такие аспекты, как личностные качества воспитателя, факторы поведения воспитателя, взаимосвязь между воспитателем и ребёнком, общение как часть педагогического творчества.

Всякая деятельность – это сознательная активность, которая имеет свою мотивацию, свой предмет. Воспитатель, организуя детскую деятельность, отвечает за психологически оправданное сочетание её средств и условий, оценивая также её результат. Я. А. Пономарев подчёркивает, что педагогическая ситуация является относительно законченным образом или моделью такой деятельности, где воспитатель должен оценить не только прямой продукт – что получилось в итоге. Итогом данной деятельности является побочный продукт, связанный с развитием личности в результате такой деятельности.

Литература

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н., Новый словарь методических терминов и понятий.– М.: Издательство ИКАР, 2009.– 448 с.
  2. Акишина А. А., Учим читать быстро и эффективно. Путь к педагогическому мастерству / А. А. Акишина, В. И. Шляхов.– М., 1991.
  3. Байков Ф. Я., Ученье и творчество: Исслед.передового опыта работы учителей Псковск.обл. – Л.: Лениздат, 1979. – 149 с.
  4. Безрукова В. С., Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / В. С. Безрукова. – Екатеринбург, 1996.– 344 с.
  5. Зимняя И. А., Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя.–Изд. второе, доп., испр., и перераб. – М.: Логос, 2005. –384 с.
  6. Зинченко В., Деятельность. Знание. Духовность / В. Зинченко // Высшее образование в России № 5, 2003. – с. 81-91.
  7. Леонтьев А. Н., Деятельность, сознание, личность.– М.: 1975.
  8. Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции.– М.: Изд-во МГУ, 1971, 40 с.
  9. Муравьева Г. Е., Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: Монография / Г. Е. Муравьева / Под ред. доктора пед. наук, проф. М. М. Левиной.– М.: Прометей, 2002.– 200 с.
  10. Новиков А. М., Российское образование в новой эпохе / А. М. Новиков.– Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.– 264 с.
  11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.– 528 с.

 

Источник: Колесникова Г. Г. Деятельность как основа совершенствования педагогического творчества личности // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 71-78.