Печать
Категория: III Общероссийская научно-практическая конференция «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия — XXI век»
Просмотров: 1569

В ходе реализации воспитательной цели, связанной с возвращением в молодёжную среду духовных и культурных ценностей, выработанных российским народом за более чем тысячелетнюю историю, приобретает особую значимость деятельность музеев образовательных учреждений профессионального образования.

В ходе уточнения целей руководители образовательных учреждений учитывают, что музеи образовательных учреждений профессионального образования предназначены для проведения работы в целях воспитания и организации возрождения российской духовности и традиций. Колледжу более нужны музеи трудовой славы, учебные профессиональные музеи. Они объединены общностью основных задач и принципов деятельности и являются составной частью системы воспитания граждан России.

Важным педагогическим условием актуализации содержания воспитательной деятельности музеев истории, боевой и трудовой славы образовательных учреждений профессионального образования является постановка и обоснование основных педагогических задач процесса воспитательной работы музеев, направленных на формирование и развитие у обучающихся личностных качеств.

Реализация обозначенного педагогического условия предполагает разработку воспитательных задач на основе принципа системности и комплексности. Кроме того, педагогическая наука требует дифференцированного подхода к определению воспитательных задач музеев образовательных учреждений профессионального образования с учётом специфики их воспитательной деятельности и направлений работы.

Важное педагогическое значение при обосновании задач имеет учёт особенностей объекта воспитательной деятельности. Определение и обоснование задач воспитательной деятельности требует от музеев образовательных учреждений профессионального образования учитывать в своей деятельности потребности граждан, проживающих в непосредственной близости и их влияние на качество воспитательной работы на указанные выше объекты воспитания. Данная категория граждан, как объект воспитания, может подразделяться на работников: администрации местных органов власти; сферы обеспечения и обслуживания; дошкольных и школьных образовательных учреждений; жилищно-коммунального хозяйства; других сфер в зависимости от специфики конкретного населённого пункта.

Практика колледжа в течение пяти лет показала, что эффективность и действенность воспитательной работы, направленной на формирование личностных качеств у обучающихся будет значительно выше, если руководители или заместители по учебно-воспитательной работе будут планировать и проводить воспитательную работу с учётом потребностей всех, представленных выше, категорий и рассматривать их (каждую категорию в отдельности), как объекты своего непосредственного воздействия.

Эффективная реализация педагогического условия постановки и обоснования воспитательных задач музеев образовательных учреждений профессионального образования зависит и от многих других факторов: состояния воспитательной базы, наличия высококвалифицированных музейных работников, района расположения образовательного учреждения, наличия культурных и иных связей с другими музеями и органами государственной власти и др.

Одним из основных условий эффективной реализации педагогического пути актуализации содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования является выявление и наполнение педагогическим содержанием основных функций процесса воспитания обучающихся, исходящее из понимания сущности и содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования, её предназначения в целом и ориентации применительно к сложившейся ситуации в обществе в современных условиях.

Функциональное предназначение музеев образовательных учреждений профессионального образования представлено различными видами:

Важным педагогическим условием актуализации содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования является определение педагогического содержания основных направлений деятельности музеев, комнат трудовой славы образовательного учреждения по формированию у обучающихся личностных качеств, необходимых им для эффективного обучения и профессионального роста.

Основными направлениями деятельности является: воспитательная, гражданско-патриотическая, информационно-просветительная и профессионально-творческая работа.

Осуществляя свои функциональные задачи, музеи боевой и трудовой славы проводят воспитательную работу:

А) в области воспитательной и гражданско-патриотической работы:

В связи с этим музеями боевой и трудовой славы:

Б) В области информационно-просветительской работы:

В) В области профессионально-творческой работы:

Важным условием эффективной реализации содержания воспитания обучающихся средствами музейной работы является педагогическое условие обоснования педагогического содержания перспективных и текущих планов организации и проведения воспитательной работы музеев образовательных учреждений профессионального образования.

Основными компонентами обеспечения педагогического содержания перспективного и текущего планирования выступает осуществление планирования содержания деятельности работы музеев образовательных учреждений профессионального образования по следующим направлениям:

При таком планировании содержания воспитательной работы музеев образовательных учреждений профессионального образования уровни показателей сформированности личностных качеств у обучающихся значительно возрастают.

В интересах улучшения воспитательной работы с обучающимися, повышения престижа образовательного учреждения, мы планировали мероприятия, направленные на поддержание и укрепление взаимодействия с органами государственной власти, общественными и иными организациями и объединениями граждан, трудовыми коллективами, ветеранами и родителями обучающихся. Рекомендуется предусмотреть проведение традиционных ритуалов и мероприятий, посвящённых дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооружённой защиты Отечества, памятным датам в истории образовательного учреждения, района, города, и т. п. Планировать и проводить совместные мероприятия с другими музеями и общественными организациями района и города в интересах повышения престижа образовательного учреждения и сплочения учебных коллективов.

Целенаправленно планировать в ходе воспитательной деятельности работу по взаимодействию с религиозными объединениями, в содержательном плане строить её на основе российского законодательства, использовать в интересах возрождения российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству. Тем не менее, право граждан на свободу совести и вероисповедания реализовывать без ущерба для учебной деятельности и решения общественноучебных задач.

Таким образом, основными педагогическими условиями эффективной реализации содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования выступают:

 

 

Источник: Борисычева М. В. Эффективная реализация педагогических условий актуализации содержания воспитательной деятельности музея колледжа по формированию гражданственности обучающихся // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 63-69.