В настоящее время всё больше и больше возрастает востребованность в активизации национальной элиты в нашей стране. В связи с этим, возникает вопрос: могут ли национальные вузы, следуя доброй традиции отечественной высшей школы «доболонского» периода, внести свой вклад в формирование этой важной составляющей современного общества. Существуют различные группы элит. Как правило, государственная элита может иметь собственные интересы, отличающиеся от интересов народа, которым она управляет. Но внутри государственной элиты может проявиться внутренняя группа, чьи интересы максимальным образом совпадают с чаяниями народа, понимающая, что её благополучие зависит от благосостояния жителей страны. Поэтому именно этой группе свойственно отстаивать независимость, благосостояние народа и национальные интересы страны. Особый интерес представляет наличие у национальной элиты прежде всего высокой нравственности и приобщения к традиционным культурным ценностям. Такую элиту называют национальной элитой.

Участие национальной элиты особенно необходимо в тех областях национального достояния, которые связаны с природными богатствами страны. Поэтому в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина проблема воспитания национальной элиты и формирования этических принципов будущих специалистов является важной частью образовательного процесса ([5], [7]). Ведь будущая профессия студентов связана с недрами, природными богатствами земли, а прикосновение к ним, а тем более их освоение требуют не только профессиональной подготовки, но и высокого нравственного чувства. Получение выгоды от несметных богатств и быстрой прибыли в ущерб природе и совести – характерной тенденции предпринимательства и государственной политики 1990-х годов – на сегодняшней день, к счастью, уже мало актуально.

Большую роль в воспитании у студентов личностных качеств, среди которых надо отметить чувство ответственности, благородное отношение к природным ресурсам, играют гуманитарные знания, формирующие «базисную культуру», без которой, как известно, невозможно стать образованным человеком и хорошим специалистом. Можно с уверенностью сказать, что этот очень важный аксиологический аспект вызревается при наличии истинной образованности, кстати, которой славилась отечественная высшая школа, развивавшаяся до революции 1917 г. и вплоть до 1990-х гг. [4]. В то время всем было понятно, что только истинно образованный человек способен понимать свою профессию как служение и откликаться на нужды и запросы Отечества.

Однако и в настоящее время есть повод для оптимизма. В формировании «базисной» культуры участвует весь корпус гуманитарных дисциплин, преподаваемых в РГУ нефти и газа. Но особенно важны те дисциплины или те разделы гуманитарных предметов, которые воспитывают патриотизм как глубоко нравственное чувство любви к родине: культурным корням, традициям и природе.

Пути постижения этой «душевной науки» многообразны. Один из них – этнокультурная идентификация, просветительская деятельность в области народной культуры и традиционных ценностей. Формирование и развитие образованного специалиста невозможно без диалога поколений, изучения народных традиций, их нравственных истоков и художественно-эстетических особенностей [8]. Развивающийся быстрыми темпами глобализм как образ жизни и мировосприятие современного студенчества, оторванность от этнических корней и национальной культуры, и как следствие – равнодушие и недооценка роли и значения корневой культуры, разрушение связей со всем родным наследием, требуют от высшей школы определённых усилий в приобщении студентов к древним основам культурных традиций. Необходимо подчеркнуть, что особенно остро эта проблема стоит в технических высших учебных заведениях, в которых не представляется возможным ввести в образовательный процесс данную компоненту из-за информационной перегруженности студентов, внедрения компьютерных технологий.

Однако в стенах РГУ нефти и газа сложились благоприятные условия для просвещения студентов в этом направлении. В нефтегазовом вузе будущим высококвалифицированным специалистам, которым предстоит работать в различных областях, организациях и компаниях нефтегазовой отрасли преподаются такие дисциплины, как философия, история, социология, деловая этика и корпоративная культура, психология, экономика. Все они способствуют гуманитаризации образовательного процесса в техническом высшем учебном заведении. Повышению гуманитарной культуры и естественной коммуникации также способствует проведение различных социально-культурных проектов.

Среди гуманитарных дисциплин особое место занимает культурология. Программа данного предмета позволяет отнести его к числу гуманитарных дисциплин, формирующих чувство любви к Отечеству. Существенным (по объёму и содержанию) разделом культурологии является «Культура регионов России». Благодаря этой дисциплине и одноимённому музею, сложившемуся на базе культурологии, появилась возможность распространения знаний и овладения «базисной» культурой, связанной прежде всего с национальными культурами, их духовно-эстетическими ценностями.

Учитывая особенности студенческой среды и юношеского возраста, склонного к нигилизму и бунтарству, отрицанию «базисной» культуры как отжившей и необязательной, необходимо тщательно и продуманно выбирать методы преподавания. Одним из эффективных методов является непосредственное изучение произведений народного искусства, которые в процессе взаимодействия раскрываются как блистательные образцы мудрого отношения предков к природе, как примеры единства нравственного и эстетического, формы и содержания, сакрального и бытового.

Опыт показывает, что студентов трудно убедить исключительно дидактическими методами и сухим изложением информации. Им требуется самостоятельный поиск, завоевания которого они высоко ценят. Через взаимодействие студента с произведением искусства, через постижение его художественных достоинств, запечатлённых в красках, материале, форме и технике, студентам легче усвоить особенности мировоззрения, менталитета и лучшие свойства национальной культуры. Немаловажным является воздействие художественного материала на социальную адаптацию и развитие личностных качеств молодого специалиста [8]. Он помогает проникнуться ощущением порядка и почувствовать преемственность поколений – высшего условия существования «базисной» культуры.

Как уже говорилось, в нашем случае важно не только что преподаётся, но и как, каким методом. Так, используется несколько уровней усвоения материала: теоретический, методический, художественно-практический, досугово-праздничный. Все эти уровни в реальном образовательном пространстве переплетаются, взаимодействуя друг с другом. В едином образовательном процессе объединяются теоретические знания с практическими занятиями в музеях, сочетаются аудиторные и внеаудиторные формы обучения.

Большое внимание в обучении уделяется самостоятельности студентов: так, студенты вовлекаются в научно-исследовательскую работу по проблемам этнических традиций и художественной культуры различных народов России. В это же творческое пространство входит досугово-праздничная деятельность студентов, целью которой является постижение и использование духовного и эстетического потенциала этнических образов.

К числу действенных методических приёмов преподавания упомянутой гуманитарной дисциплины можно отнести сопровождение лекционного материала показом «живых» объектов искусства и непосредственное взаимодействие с ними. Исключительно важной составляющей данной методики является сбор предметов народного творчества и национального искусства, в котором принимают участие сами студенты.

Большое значение на занятиях придаётся самостоятельным заданиям, способствующих развитию, с одной стороны, аналитических способностей, а с – другой, зарождению тёплого чувства духовного родства с какой либо культурой через эстетическое переживание. Часто студентам предлагается проанализировать с точки зрения утилитарных и художественных достоинств предмет национального искусства, а также раскрыть духовно-символический смысл вещи. В ходе данной работы студент получает ценный эмпирический опыт, проникается интересом к предлагаемому произведению, эмоциональным личным отношением к объекту своего изучения.

Большим потенциалом в воспитании патриотического чувства обладает самостоятельная работа по «экзистенциональной» культурологии [2]. «Национальный образ в пяти чувствах» - так называется домашнее задание – позволяет студентам творчески проявить себя, осмыслить свою идентичность, осветить самые характерные, определяющие черты выбранной для анализа культуры. Работы, сделанные студентами, представляют большой интерес с точки зрения определения своего собственного места в национально-культурной среде. Будет уместно привести отдельные выдержки из одной студенческой работы: «Туркменистан – это моя родина. Если бы не он, то я бы не стал тем, кем я являюсь. Я просыпаюсь от света, который бьёт мне прямо в глаза. Это солнце палит из окна, раскинув свои золотые лучи по всей моей комнате. Открываю окно и вижу бескрайние просторы, пески, великолепные горы. Слышен шум реки, поющих птиц, роящихся в норах грызунов и ползающих змей. Барханы, оазисы, равнины и возвышенности. Я слышу. Я захожу в большой зал, а на полу лежит ковёр. Совсем обычный, ничем не примечательный, один из тысячи ковров, которые делают у нас. Но поверьте, каждый ковёр - произведение искусства. Я ступаю на него и чувствую, сколько в него вложено любви, терпения и труда. Каждое волокно, каждая нить наполнена этим. Нет ничего приятнее после вкусного обеда лежать на туркменском ковре. Это моё осязание» [1].

Выдержки из другой работы тоже пронизаны глубоко личным отношением: «Я часто вижу в глазах у людей недоумение, когда они меня спрашивают, какой я национальности. Я – гагауз. Если выйти на улицу в какой нибудь гагаузской деревне, то что можно увидеть? Кругом виноградники. Во дворе ветвится виноград, рядом растут черешня, груша, вишня и, разумеется, цветы. Если вы хотите почувствовать аромат моей Родины, зайдите в самую середину поля с подсолнухами, прижмите их к своей груди …» [1]. Несомненно, эти работы проникнуты особым чувством, которое называется любовью к Родине.

Вместе с тем необходимо отметить, что немало работ, в которых автору нечего сказать, его чувства молчат. Тогда необходимо применять другие методы, призванные пробудить драгоценное чувство идентичности. Одним из эффективных способов, доказавших свою результативность – это перформансы на этнико-национальную тему. Каждому студенту – участнику этно-представления предлагается выбрать понравившийся ему национальный костюм из музейного фонда «Культура регионов России» и подобрать к нему сопровождение (соответствующую музыку, визуальный ряд), а также написать текст, раскрывающий особенности той или иной культурной традиции. Живой обмен эмоциями, желание как можно лучше «подать» себя в этническом наряде, поощрение со стороны однокурсников заставляют задуматься, увлечься, найти в себе возможности воспринимать этот материал хотя бы как достойный внимания.

В состав «базисной» культуры входит и духовно-нравственная компонента. Вместе с изучением и осмыслением национальных культур студенту приходится задумываться о своей конфессиональной принадлежности. Для тех студентов, для которых вопрос о вере уже решён, остаётся воспитать в себе толерантное отношение к другим религиям, при этом оставаясь на твёрдых позициях своего религиозного исповедания [6]. Внутри молодого человека должны быть выстроены эти рубежи обороны, причём выстроены должны быть очень творчески. Через прикосновения с материалом по национальной культуре необходимо научить студента быть достаточно открытым к восприятию того, что несёт ему современный мир, а также ближайшие и дальние соседи, и одновременно быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, сохраняя свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохраняя нравственную систему ценностей. Российский государственный университет им. И. М. Губкина – это многонациональное и поликонфессиональное учебное заведение, в силу чего в преподавание материала по национальным культурам привносится многообразие и богатство содержания [1]. Это сложившееся положение позволяет сделать широкие выводы, которые сводятся к тому, что наибольшую активность проявляют студенты, относящиеся к национальным меньшинствам [3].

Все выше рассмотренные задания учат студента свободно мыслить, смело выражать свои чувства, самостоятельно делать выбор и причислять себя к той или иной национальной самобытности и религиозной конфессии, не боясь быть непонятым, что способствует воспитанию уважающей себя личности.

В заключении ещё раз хочется подчеркнуть, что внедрение в образовательный гуманитарный процесс этнокультурной компоненты способствует усвоению общечеловеческих ценностей, выработанных традиционной культурой, благотворно влияющих на формирование личностных качеств молодых людей. Особенно это важно для будущих специалистов, от которых зависит, будет ли в России нефтегазовое дело с нравственным лицом, придут ли сюда специалисты, которых мы сможем назвать национальной элитой.

Литература

  1. Большова С. И., Роль гуманитарных знаний в решении проблем социализации и взаимодействия различных этнических групп студентов, С. 23-27. // В кн: Гуманитарные науки и профессионализация знаний: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвящённой 85-летию РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина (Москва, 13 февраля 2015 г.). – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2015. – 177 с.
  2. Гачев Г. Д., Космо-психо-логос: национальные образы мира. 3 е издание – М.: Академический проект, 2015. – 546 с., ISBN 978-5-8291-1810-5.
  3. Зязиков М. М., Традиционная культура ингушей: история и современность. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. – 321 с., ISBN 5-87872-302-6.
  4. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней / С. Г. Кара-Мурза. – М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2005. – 768 с.
  5. Матвейчук А. А., Фукс И. Г., Истоки российской нефти: Исторические очерки. – М.: Древлехранилище, 2008. – 416 с., ISBN 978-5-936-137-8.
  6. Патриарх и молодёжь: разговор без дипломатии. – М.: Даниловский благовестник, 2009. – 208 с., ISBN 978-5-89101-381-0.
  7. Стрелков А. В., История нефтяной и газовой промышленности России (регионально-отраслевой аспект). Учебное пособие. // Под. Ред. В. В. Калинова, Изд. 3 е, доп. М., 2012. – 232 с. ББК 65.304.13-03я73 С84.
  8. Ткалич С. К., Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: моногр./ Моск. Гос. Обл. Ун-т. – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – 212 с., ISBN 978-5-7017-1759-4.

 

Источник: Большова С. И. Роль гуманитарных знаний в образовательном процессе РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина (к вопросу воспитания национальной элиты в нефтегазовой отрасли) // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 55-61.