Печать
Категория: III Общероссийская научно-практическая конференция «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия — XXI век»
Просмотров: 2905

Развитие постиндустриального общества в настоящее время характеризуется интенсивным развитием информационной среды (сферы), характеризующейся совокупностью субъектов её составляющей таких как: информация, субъектов информационного взаимодействия, информационной инфраструктуры и собственно информации и отношений, возникающих в связи с преобразованием, хранением и распространением информации. Информационная среда есть информационное средство общения, взаимодействия, является важнейшим фактором социализации человека, формирования индивидуального и общественного сознания, оказывает влияние на формирование ценностей, социального поведения и личности. Информационная среда оказывает различного рода воздействия на личность, общество и страны в целом.

Бурные темпы информатизации общества все более обостряют проблемы установления гармонии отношений человека и общества с информационной средой. Особое внимание здесь необходимо уделить индивидуальному и массовому сознанию людей, которое подвержено агрессивным информационным воздействиям, что наносит ущерб психическому здоровью людей, оказывает дестабилизирующее влияние на моральные нормы общества.

Приходит осознание того, что личность, общество и государство оказались не готовы к защите своих интересов в информационной среде. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры негативных воздействий на психику через информационную среду, которые способствуют скрытому захвату властных полномочий граждан, искусному втягиванию их в финансовые аферы, оболваниванию через СМИ, разрушению духовных и культурных традиций и устоев, разжиганию этнических, религиозных, политических, региональных и других конфликтов, навязыванию неадекватных представлений и выгодного кому то образа жизни и многое другое таит в себе угрозы сопоставимые по масштабам с угрозами ядерной и экологической катастроф [7].

Каково же современное понимание информационно – психологической безопасности личности, общества, государства в целом?

В 1995 году по инициативе Совета безопасности России и представителей ряда институтов Российской академии наук было сформировано новое междисциплинарное научно-практическое направление «Информационно-психологическая безопасность» /ИПБ/ [1], [10], которое за эти годы прошло несколько этапов становления и развития и в настоящее время оказывает ярко выраженное гуманистическое влияние на разнообразные аспекты организации информационной среды общества.

ИПБ развивается как научно практическое направление, ориентированное на обеспечение защищенности основных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с воздействиями информационной среды на психику граждан [11].

Если обратимся к понятию безопасности по ГОСТ 1.1 - 2002, заметим, что понятие «безопасность» определяется как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, информационная же безопасность согласно ГОСТ Р. ИСО/МЭК 13335 - 1 - 2006 (ISO/IEC 27002:2005) подразумевает рассмотрение аспектов, связанных с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, допустимости, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки [9].

К доминирующему направлению при определении понятия информационно – психологической безопасности (ИПБ) следует отнести проблемы психосоциального взаимодействия в системе «Человек - информационная среда», выполняющую интегрирующую междисциплинарную функцию, связывая решение задач в различных пограничных сферах деятельности. Асмолов А. Г. определяет «информационную безопасность» как один из основных факторов, определяющих состояние информационного общества, наряду с социальным равенством и благосостоянием.

Определяя понятие психологической безопасности, обратимся к работе Кабаченко Т. С. «Методы психологического воздействия», в которой автор определяет понятие психологической безопасности как такое состояние среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое обеспечивает целостность, адаптивность, функционирование и развитие социальных субъектов, как отдельного человека, так и групп и общества в целом [5]. Баева И. А. в работе «Обеспечение психологической безопасности» в образовательном учреждении» отмечает, что социальным приоритетом является создание безопасности, состояние защищенности и готовности человека отражать неблагоприятные внутренние и внешние воздействия [2].

Информационная безопасность составляет важнейший аспект психологической безопасности детей. В статье 2 Федерального закона России от 29 декабря 2010 г. № 436 - Ф3 информационная безопасность детей определена как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [12].

Таким образом, понимая ИБ как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства и, следовательно, безопасности информационного обеспечения жизненных интересов личности. Говорить о нарушении информационной безопасности нужно учитывая негативное информационное воздействие и в случае дефицита или отсутствия необходимой информации.

В. Е. Лепский, в статье «Информационно-психологическая безопасность и экологическая психология» определил, что объектами негативного воздействия может быть познавательная деятельность, направленность личности, а именно мотивы, установки и убеждения, эмоционально – волевая сфера, процессы саморегуляции, самоконтроля, самоопределения, индивидуальный психологический потенциал, а угрозы ИПБ могут проявляться через психологическое давление и принуждение, манипуляции различно рода.

Основными объектами обеспечения информационно - психологической безопасности по определению Г. В. Емельянова, В. Е. Лепского, А. А. Стрельцова являются сфера индивидуального сознания, сфера группового сознания и сфера массового сознания. Основным объектом обеспечения информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, своё место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определённые убеждения и принимать решения в соответствии с ними.

В этом случае основной угрозой будет нарушение этой способности путём применения к человеку без его согласия средств и способов воздействия на его подсознание и сознание. Одним из источников угроз индивидуальному сознанию российских граждан является агрессивная реклама, «оккультные науки». Следствием проявления данной угрозы может быть как нарушение психического здоровья людей (ст. 41, п. 1 Конституции России), так и действия граждан во вред интересам общества и государства (ст. 55, п. 3).

Основными объектами информационно-психологической безопасности в сфере группового сознания являются общие интересы группы, составляющие цель её создания, правила поведения, их способность к удовлетворению интересов и достижению поставленной цели и готовность к противодействию существующим угрозам этим интересам.

Угрозы могут проявляться в виде противоправных информационных воздействий со стороны других групп, общественных или государственных организаций с целью разрушения общности интересов группы, созданию трудностей на пути реализации этих интересов, дискредитации членов группы, оказания психологического давления на них.

Источниками угроз групповому сознанию являются недобросовестная конкуренция со стороны других групп, криминальные «переделы» собственности, конфронтационные отношения между религиозными конфессиями, этническими группами.

Основными объектами информационно-психологической безопасности в сфере массового сознания являются его консервативная и динамическая составляющие. Угрозы консервативной составляющей массового сознания реализуются в виде насильственного насаждения чуждых данной ассоциации интересов, ценностей и нравов. Следствием их проявления может быть разрушение нравственного здоровья ассоциации, установившихся общественных отношений и её распад как единого целого. Угрозы динамической составляющей массового сознания заключаются, прежде всего, в искажении информации о происходящих событиях, манипулировании данной информацией с целью формирования необходимой эмоциональной оценки заданных событий.

Следствием проявления этих угроз является нарушение массового сознания данной человеческой ассоциации восприятия окружающей действительности. Неадекватность восприятия в зависимости от установившихся стереотипов поведения в данной ассоциации может проявляться в форме социальной апатии или агрессивности по отношению к внешнему миру.

Источниками угроз массовому сознанию в условиях продолжающегося экономического кризиса и неразвитости гражданского общества в России являются неопределённость нравственных ценностей, защищаемых государством, несогласованность действий органов государственной власти и общественных организаций, предпринимаемых в данной области, отсутствие заметных успехов в области проведения экономических и социально-политических преобразований российского общества, социальной направленности этих преобразований [4].

Навязывание отдельно взятой личностью, обществом, СМИ и т. д. определённой системы взглядов, ценностных ориентаций и установок, провоцирование различных действий создаёт условия неадекватности восприятия окружающей действительности, является нарушением национальных интересов, в частности интересов личности, тем самым демонстрируя факт возникновения угроз со стороны информационной среды. Основные источники угроз ИПБ, факторы, усиливающие угрозы и их последствия достаточно полно описал Лепский В. Е. в работе «Информационно – психологическая безопасность избирательных компаний – стратегия оздоровления общества / Информационно – психологическая безопасность избирательных компаний».

Основой механизма соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, т. е. национальных интересов являются Конституция и законы Российской Федерации, международные акты в области прав и свобод человека, ратифицированные Российской Федерацией, концептуальные документы, утверждённые Указами Президента России. Реализация гарантий прав и свобод граждан на деятельность в сфере обеспечения ИПБ является задачей государства, а разработка нормативно – правовой базы обеспечения ИПБ в Российской Федерации и обеспечение контроля над их исполнением является задачей законодательных органов и органов власти.

Г. В. Емельянов, В. Е. Лепский, А. А. Стрельцов отмечают, что объекты обеспечения информационно-психологической безопасности России, угрозы безопасности и государственная политика России противодействия этим угрозам определены в Конституции Российской Федерации. Так, Российская Конституция, с одной стороны, предоставляет гарантии «свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, массовой информации, литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ст. 44), свободы «получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4), с другой стороны, определяет ограничения на эти конституционные гарантии. При этом требует предотвращения «пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ст. 29, п. 2) и предоставляет возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан федеральным законом «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст. 55, п. 3) [4].

Таким образом, нарушение национальных интересов может выражаться через воздействие информационной среды на различные психические процессы личности. Информационная среда оказывает влияния также на индивидуально – личностные объекты как отдельно взятой личности, так и группы и общества в целом. При этом наносится ущерб психическому здоровью личности.

Одна из основных проблем обеспечения информационно – психологической безопасности личности состоит в определении оценок ущерба психическому здоровью и в отсутствии технологического инструментария измерения этих оценок.

На стадии выявления возможных угроз влияния информационной среды и их предупреждения немаловажной проблемой и нерешенной задачей является обеспечение устойчивости психики личности к деструктивному воздействию информационной среды и, соответственно, обеспечение методиками, способами формирования этой самой устойчивости у детей, подростков, а также взрослого населения.

Отдельной проблемой ставится вопрос системы подготовки кадров для обеспечения профилактических мероприятий технического, технологического и правового обеспечения решения задач обеспечения ИПБ.

Не менее сложной проблемой является совершенствование системы массовой информации, оказывающей наиболее существенное влияние на психическое здоровье человека, так как, с одной стороны, отсутствуют достаточно эффективные механизмы воздействия общества на средства массовой информации, а с другой – органами государственной власти медленно проводится работа по формированию открытых информационных ресурсов, обеспечивающих гражданам возможность самостоятельного получения достоверной и полной информации.

Таким образом, обеспечение информационно-психологической безопасности является сложной и актуальной проблемой, от решения которой во многом зависит не только информационная безопасность отдельно взятой личности, но и национальная безопасность России в целом.

Литература

  1. Аносов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно – психологической безопасности / Проблемы информационно – психологической безопасности. М.: Институт психологии РАН, 1996. С.7-11.
  2. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / И. А. Баева. - М.: 2006.
  3. Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждённая Президентом РФ 09.09.2000 № Пр – 1895.
  4. Емельянов Г. В., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России.
  5. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. /Т. С. Кабаченко. – М.: Академия, 2000.
  6. Лепский В. Е. Концепция субъектно - ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. -206 с.
  7. Лепский В. Е. Технократический подход к информатизации общества - источник угроз национальной безопасности России // II Всероссийская научная конференция «Россия – XXI век». М. 1999. С.143-147.
  8. Международный стандарт «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» ГОСТ 1.12002.
  9. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий» ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335 – 1 - 2006; ISO/IEC 27002:2005.
  10. Проблемы информационно – психологической безопасности. / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996. -100 с.
  11. Психология и безопасность организаций. / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1997. -104 с.
  12. Федерального закон Российской Федерации № 436 - Ф3 от 29 декабря 2010 г.

 

Источник: Бастрон А. А. Проблема информационно-психологической безопасности личности // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 23-29.