В любом комплексном генеалогическом исследовании изучение брачных союзов является важной составляющей, не только при рассмотрении отдельной фамилии, но и при рассмотрении целого рода или семьи. В поле зрения исследователя попадает значительное число фамилий, родов и семей, которые могут быть объединены общим сословным происхождением, местом проживания и другими факторами.

Ряд источников, в том числе метрические книги, исповедные ведомости, ревизские сказки, клировые ведомости, делопроизводственные документы духовной консистории позволяют установить брачные союзы клириков. Наиболее точными являются метрические книги, именно в них можно найти точную дату заключения брака. Во второй части о бракосочетаниях фиксировалось имя, фамилия, место жительства, социальное положение, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак и каким по счету браком. Затем записывались биографические сведения поручителей: фамилии и имена, социальное положение [3, с.64-67].

Одним из недостатков данного источника является то, что они охватывают очень небольшой исторический период и плохо сохранились. Находятся метрические книги с 1865 по 1917 г. Они сгруппированы в дела (по 4-5 приходов), в основном в алфавитном порядке. Неполную сохранность источников можно объяснить тем, что в советское время метрические книги относились к фондам 3 категории, что обусловило небрежность хранения [2, с.179].

Некоторые из брачных союзов священно-церковнослужителей и членов их семей остались не рассмотренными, что обусловлено состоянием источниковой базы. Что касается ревизских сказок, то в данном источнике отсутствует точная дата заключения брака. Но по ним можно проследить состав семьи, возраст ее членов и социальное происхождение. Причины отсутствия точных дат заключения матримониальных союзов можно объяснить тем, что у данного источника было другое предназначение.

Мало сведений ревизские сказки дают о женском населении. Можно выделить 3 главы. В первой записывалось имя и фамилия, чьей женой или дочерью являлась. Вторая глава «во временной отлучке». Третья глава «ныне на лицо» [4, с.46-47]. Таким образом, приведенные ниже материалы не дают полной картины, но позволяют судить об общих тенденциях в матримониальных связях духовенства.

Выделим в первую очередь браки, заключённые между детьми священников, диаконов, причетников, псаломщиков. Интересна в этом плане потомственная семья священно-церковнослужителей г. Волоколамска Некрасовых. В семье священника с. Покровское Николая Ивановича Некрасова было 6 детей. Некоторые продолжили дело отца и служили при церкви. Так его сын Пётр был псаломщиком при Возмищенской церкви г. Волоколамска, а его дочь Александра была просфорницей в церкви с. Амельфино. Наиболее знаменитым из его детей был Николай, 1862 года рождения. Он стал священником Волоколамского Воскресенского Собора.

18 мая 1883 года был заключён брак между производящимся во диакона к Волоколамскому Воскресенскому Собору, Николаем Николаевичем Некрасовым, 21 года и Волоколамского Воскресенского Собора, умершего диакона Федора Алексеевича Скворцова дочерью девицей Александрой Федоровной, 16 лет [5, Л.288 об.-289].

Николай Николаевич немалого добился на ниве духовного просвещения. В 1882 г. он окончил Вифанскую семинарию по 2 разряду и был назначен надзирателем в Волоколамское Духовное училище. В 1883 г. произведён во диакона к Волоколамскому собору. С 1886 по 1887 г. состоял учителем в соборной церковно-приходской школе, с 1889 по 1915 г. законоучителем в той же школе. С 1905 по 1909 г. состоял в должности казначея Волоколамского уездного отделения епархиального училищного совета. В 1894 г. награждён Библией от Св. Синода. В 1901 награждён серебряной медалью «За усердие». В 1905 награждён набедренником, в 1909 –скуфьей, в 1913 –камилавкой, в 1915 –орденом Святой Анны 3 степени, в 1916 –наперсным крестом. В 1902 г. рукоположен во священника к Волоколамскому Воскресенскому собору. С 1911 по 1914 г. состоял в должности заведующего соборной церковно-приходской школой. С 1912 по 1913 г. был помощником благочинного[1, с.132].

У Николая Николаевича и Александры Федоровны была большая семья, 9 детей: Любовь (р. 1885), Елена (р. 1887), Сергей (р. 1890), Евгения (р. 1892), Надежда (1894-1904), Вера (р. 1896), Николай (1899-1904), София (р. 1904), Николай (1905-1910) [5, Л.383 об.-384, 498 об.-499; 6, Л. 122 об.-123, 223 об.-224, 326 об.-327; 7, Л. 15 об.-16, 153 об.-154; 8, Л. 64 об.-65, 152 об.-153]. Три ребенка: Надежда, Николай, Николай умерли, не дожив и до десяти лет [8, Л.115 об.-116; 9, Л. 343 об.-344].

Не все дети пошли по стопам отца, так сын Сергей получил духовное образование, закончил Вифанскую Семинарию и Духовную Академию, затем ушёл на службу прапорщиком в действующую армию [1, с.132].

Николай Николаевич свою первую дочь Любовь отдал замуж за представителя другой социальной группы, а именно купечества. Так 7 января 1905 года был заключён брак между сыном Волоколамского купца, личным почётным гражданином Георгием Филипповичем Волковым, 25 лет, и дочерью священника Волоколамского Воскресенского Собора Любовью Николаевной Некрасовой, 20 лет [9, Л.1 об.-2].

Николай Николаевич свою вторую по старшинству дочь Елену отдал замуж за сына священника. Так, 17 февраля 1910 г. был заключён брак между Александром Александровичем Борисовым и Еленой Николаевной Некрасовой. Александр Александрович окончил курс Вифанской Духовной Семинарии, состоял учителем Буйгородской земской школы, сын священника, 22 года. Елена Николаевна Некрасова окончила курс Мариинского женского училища, состояла учителем Буйгородской земской школы, дочь священника Волоколамского Воскресенского Собора, 22 года [9, Л.325 об.-326].

4 сентября 1891 года был заключён брак между Сергеем Ивановичем Соловьёвым и Еленой Петровной Лебедевой. Сергей Иванович определён к Волоколамскому Воскресенскому Собору в псаломщики, сын священника, окончивший 1 класс Вифанской Духовной Семинарии, 22 года. Елена Петровна являлась дочерью умершего диакона Воскресенского Собора Петра Ивановича Лебедева, 27 лет [6, Л.189 об.-190].

В дальнейшем у них родились 4 ребенка: Николай (р. 1892), Сергей (р. 1894), Михаил (р. 1895), Василий (р. 1898) [6, Л.230 об.-231, Л. 324 об.-325, Л. 380 об.-381; 7, Л. 99 об.-100]. Но один сын Василий умер в возрасте 3 месяцев [7, Л.135 об.-136].

Так же диакон Христорождественской церкви, позже священник в церкви с. Матренино Тимофей Иванович Субботин взял в жёны Евдокию Ивановну Смирнову. Она являлась дочерью диакона Христорождественской церкви [1, с.143-144].

Браки часто заключались с лицами, имевшими духовное образование, но не несшими духовное служение. Прежде всего, это представители сельской и городской интеллигенции, которые работали учителями, начиная с церковно-приходских школ и заканчивая училищами.

Так 27 января 1895 года был заключён брак между Александром Васильевичем Лавровым, первым браком, 24 года, и Марией Ивановной Белокуровой, первым браком, 20 лет. Александр Васильевич был учителем Ивановского Земского начального училища Волоколамского уезда, окончившего курс второго разряда в Вифанской Духовной Семинарии. Мария Ивановна являлась дочерью заштатного пономаря Волоколамского Воскресенского Собора Ивана Петровича Белокурова [6, Л.388 об.].

Интересно отметить поручителей этого союза. Со стороны жениха им выступил его брат диакон Покровского Хотькова монастыря Николай Васильевич Лавров и воспитанник 6 класса Вифанской Духовной Семинарии Павел Лавров. Со стороны невесты выступил ее брат Серпуховского уезда, села Бутурлино, псаломщик Владимир Иванович Белокуров [6, Л.389].

Уже 27 декабря 1895 года родился сын первенец Иван, крещенный 29 декабря [6, Л.384 об.-385]. Что же касается поручителя Павла Лаврова, то вероятней всего он был родственником, а не однофамильцем.

Еще один брак был заключён 27 января 1893 года между дочерью псаломщика Александрой Николаевной Басовой, 29 лет, и учителем Евграфом Петровичем Соколовым, 26 лет. Отец Александры Николаевны являлся псаломщиком Волоколамского Воскресенского собора, и долгое время находился на службе при этом соборе. Евграф Петрович Соколов являлся сыном Петра Евграфовича Соколова, родом из Ярославской губернии, Романово-Борисоглебского уезда, состоял учителем Корневского сельского начального училища [6, Л.288 об.-289].

9 февраля 1897 г. был заключён брак между Василием Ивановичем Богоявленским, 26 лет и Глафирой Дмитриевной Смородиной, 21 год. Василий Иванович был учителем церковно-приходской школы, окончил курс в Московской Духовной Семинарии. Глафира Дмитриевна являлась дочерью псаломщика Волоколамского Воскресенского собора Дмитрия Ивановича Смородина [7, Л.71 об.-72].

В семье потомственных священнослужителей Волоколамского Воскресенского Собора Стеблевых двух дочерей так же выдали замуж за лиц с духовным образованием. Их отец Иван Львович Стеблев долгое время являлся священником этого собора.

Первую дочь Елизавету Ивановну выдали за Сергея Александровича Новосёлова, который был кандидатом богословия и преподавателем Волоколамского духовного училища. Вторую дочь Ольгу Ивановну 15 апреля 1901 года выдали за Дмитрия Дмитриевича Смирнова, который был надзирателем Волоколамского духовного училища и студентом Московской Духовной Семинарии [6, Л.289 об.-290].

Что касается матримониальных союзов представителей духовенства с посадским населением (купцами и мещанами), то сведений об этом крайне мало. За исключением только нескольких, когда священник Николай Николаевич Некрасов отдал замуж свою дочь Любовь замуж за сына купца [9, Л.1 об.-2].

И известен ещё один матримониальный союз с представителем мещанства, он был заключён 26 октября 1830 года. Женился проживающий в городе Волоколамске Московский мещанин Анастасии Никифоровой сын Сергей Алексеевич Виноградов первым браком. И Волоколамской округи села Ивановского Знаменской церкви священника Никиты Евграфова дочь девица Агрипина.

Как правило, все матримониальные связи выстраивались вокруг старинных священно-церковнослужительских родов Волоколамска. В родстве состояли многие представители волоколамских священно-церковнослужителей. Духовенство некоторым образом являлось обширным семейно-родственным кланом. В большинстве своём браки в среде священно-церковнослужителей носили внутрисословный характер и заключались между членами семей духовенства.

 

Литература

 

  1. Пэнэжко О. Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов. Владимир. 2008.

  2. Разумов С.А. Метрические книги Волоколамского уезда: историографический анализ // Студенческая молодежь Подмосковья и общественные науки: Материалы IV областной научной конференции. Коломна, 2010.

  3. Разумов С.А. Метрические книги Волоколамского уезда как исторический источник // Проблемы отечественной и зарубежной истории. М., 2009.

  4. Разумов С.А. Ревизские сказки Волоколамского уезда как исторический источник // Проблемы отечественной и зарубежной истории. М., 2010.

Источники

Волоколамский муниципальный архив.

Ф. 431. Оп. 1.

  1. Д. 2. Метрические книги Волоколамского Воскресенского Собора за 1878-1887 г.

  2. Д. 3. Метрические книги Волоколамского Воскресенского Собора за 1888-1895 г.

  3. Д. 4. Метрические книги Волоколамского Воскресенского Собора за 1896-1902 г.

  4. Д. 5. Метрические книги Волоколамского Воскресенского Собора за 1903-1905 г.

  5. Д. 6. Метрические книги Волоколамского Воскресенского Собора за 1905-1910 г.

Источник: Разумов С. А. Матримониальные связи Волоколамского православного духовенства в  XIX – начале  XX  вв. // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск третий (№3/2014) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. С.102-106.