Стратегия устойчивого развития (сохранение биосферы, как колыбели Жизни) закреплена в Декларации по окружающей среде – одном из пяти итоговых документов Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (РИО-92).

Этот документ известен и как «Императив Рио», поскольку в основу стратегии УР положены нравственные принципы, подчинённые общечеловеческим, а не личностным, ценностям:

  • люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

  • право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы удовлетворять потребности не только ныне живущих поколений людей, но и их потомков.

В третье тысячелетие мы вступили с огромным багажом знаний об окружающем мире, однако, как отметил академик Н.Н. Моисеев: «Высшая школа во всём мире становится похожей на Вавилонскую башню, строители которой всё хуже и хуже понимают друг друга и уж совсем мало представляют архитектуру башни и цель строительства! Избыток и неструктуризованность информации рождают инфомационный хаос. А он – эквивалент невежества, потери видения истинных ценностей» (Моисеев, 1996).

К истинным ценностям относится экологическая культура, включающая в себя научные знания об окружающем мире. Еще четыре тысячелетия назад жрецы Древнего Египта предрекли человечеству печальную участь надписью на знаменитой пирамиде Хеопса: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами Природы и от незнания истинного мира». Главная задача образования – передача накопленных человечеством знаний последующим поколениям, чтобы в своём бесконечном приближении к Истине люди могли умело пользоваться силами Природы и быть в гармонии с ней.

Одним из примеров постройки «Вавилонской башни», возводимой специалистами в области гуманитарных наук, достаточно оригинально трактующими учение В.И. Вернадского, служит концепция ноосферного образования, разработанная доктором психологических наук Н.В. Масловой. Данная концепция заявлена автором как «государственная экспериментальная образовательная модель», способствующая развитию экологического (универсального, биосферного, здорового, естественного, гармоничного, цельнодинамического) мышления, «согласованного с естественными законами Вселенной». Такое мышление, по мнению Н.В.Масловой, не приводит «к возмущению биосферы», поскольку в мыслительный процесс с помощью рекомендуемых методик вовлекаются «совокупно левое и правое полушария мозга человека» [2]. Однако, «экологическое мышление», инициированное совокупной деятельностью левого и правого полушария, вряд ли приблизит человечество к познанию истинного мира. Скорее, это напоминает сюжет из известной пьесы Мольера: мещанин, пожелавший стать дворянином, восторгается методикой извлечения звуков, которой обучает его приглашенный учитель философии.

Сам термин «ноосфера» в контексте ноосферного образования означает «взаимодействие людей и окружающей среды таким образом, что разумные действия человека являются основным источником развития. Так же считается, что ноосфера – это развитая часть биосферы, точнее говоря, её наивысшая эволюционная точка, которая имеет взаимосвязь с развитием общества. Она имеет философско-религиозный характер, хотя иногда её называют информационной оболочкой Земли, то есть через неё происходит обмен информации всех разумных живых существ» (http://noospherecity.com/sitemap). Данное определение созвучно гипотезе ноосферы, разработанной Тейяр-де-Шарденом, но не поддержанной его учителем В.И. Вернадским.

В термин «ноосфера» В.И. Вернадский вложил совсем иной смысл. Он заключается в работе живого вещества, которое «охватывает всю биосферу…, является самой большой силой …, определяет… все идущие в ней процессы…, создавая основную геологически проявляющуюся силу…, мощность которой сейчас еще количественно учтена быть не может, но, возможно, превышает все другие геологические проявления в биосфере…» [1, с.248]. «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества – цивилизованного человечества – на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу» [1, с.252].

Мощность «геологической силы» живого вещества, меняющего лик Земли, количественно учтена в работах А.Е. Ферсмана (1955), А.И. Перельмана (1966), М.А. Глазовской (1988), О.П. Добродеева (1996), С.П. Горшкова (1998), В.В. Добровольского (2003), которые творчески дополнили и обогатили учение В.И. Вернадского о биосфере.

Однако, влияние человечества, как «одного видового живого вещества», скорее не созидательное, а разрушительное в отличие от других форм Жизни. Жизнь – этот удивительный и уникальный феномен Вселенной – заслуживает почтительного обращения с большой буквы. Известный российский эколог Н.Ф. Реймерс определил Жизнь как «процесс самоподдержания, самовоспроизведения и саморазвития больших систем, состоящих из сложных органических молекул» [1990, с.127]. Жизнь проявляет себя через живые организмы – сложнейшие открытые неравновесные биологические системы, запрограммированные на самовоспроизводство и самоподдержание. Совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих как нечто единое, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе и в энергии и связанное с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением В.И. Вернадский назвал «живым веществом». Известный ученый-геохимик А.И. Перельман (1966) предложил называть такой переход химических элементов из окружающей среды в живые организмы и обратно биогенным кругооборотом атомов (БИК) и эта аббревиатура прочно закрепилась в современной научной литературе.

Приведем несколько примеров в подтверждение ведущей роли Жизни в управлении биосферой.

Чтобы наглядно сопоставить массу живого вещества с массами геосфер планеты (литосферой, атмосферой и гидросферой), американский геохимик В.М. Гольдшмидт сравнил массу живого вещества с массой почтовой марки, плавающей на поверхности воды (гидросферы), налитой в каменную чашу (литосферу) весом в 13 фунтов, на дне которой лежит медная монетка (атмосфера). Однако, такая «почтовая марка» с реальной массой 6,5×1012 т смогла весомо заявить о себе, создав и постоянно поддерживая через БИК комфортные условия существования живых организмов в экосистемах разного уровня вплоть до биосферы. Что почву делает «почвой» во всем ее многообразии – от примитивных почв полярных пустынь до тучных степных черноземов? Что делает реку – «рекой», например, могучей Волгой, пересекающей на своем пути несколько ландшафтных зон от тайги до пустыни? Что делает тайгу непохожей на пустыню? Ответ уже зашифрован в вопросах: все эти природные системы относятся к категории биокосных, т.е. сформированных при участии живых организмов. Горная порода никогда не превратится в почву, если на ней не поселятся накипные лишайники, готовящие субстрат для высших растений. Река «захлебнётся» в собственных наносах и превратится в мутную канаву в отсутствии зоопланктона – фильтратора взвесей. Ландшафтные зоны потеряют свой специфический облик в отсутствии растений-эдификаторов с их характерными жизненными формами – этими внешними проявлениями гармоничных отношений живой и неживой материи.

Жизнь контролирует глобальный круговорот биогенных элементов, из которых состоит живое вещество. На нисходящей ветви БИКа сложные органические молекулы, воплощенные в конкретные жизненные формы, распадаются до простых минеральных соединений. Если зольных элементов в разлагающемся опаде много и они преобладают над органическими кислотами, то рН почвенных растворов будет щелочным, если зольность опада мала, то реакция почв будет кислой. Таков в общих чертах механизм поддержания щелочно-кислотного равновесия в почвах. Окислительно-восстановительную обстановку в них контролирует кислород, образующийся в ходе фотосинтеза на восходящей ветви БИКа. Таким образом, Жизнь формирует щелочно-кислотную и окислительно-восстановительную обстановки окружающей среды и этим предопределяет миграционную способность химических элементов вовлекаться в глобальные биогеохимические циклы [4, с.37].

В ходе своей жизнедеятельности фитопланктон Мирового океана продуцирует диметилсульфониопропионат (ДМСП), который разлагается бактериями до диметилсульфида – летучего соединения, поступающего в атмосферу. Окисляясь до серной кислоты, он способствуют образованию облаков, влияющих на радиационный баланс Земли. Этот механизм участия серы биогенного происхождения в глобальном гидрологическом цикле был приведен Джеймсом Лавлоком в пользу своей гипотезы, рассматривающей Землю (Гею), как саморегулирующуюся систему, в которой живое вещество играет роль «вечного двигателя» [7, с.382].

В 2014 году заканчивается «Десятилетие образования для устойчивого развития», старт которому был дан в 2005 году в Вильнюсе на заседании Европейской экономической комиссии ООН. Основная идея ОУР – переход от простой передачи знаний и навыков к готовности действовать и жить в условиях быстро меняющегося мира, к активному участию граждан в сохранении высокого качества окружающей среды – во многом остаётся декларативной, не подкреплённой конкретными образовательными программами.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, развитое и дополненное ведущими российскими учеными: Н.Н.Моисеевым, Н.Ф. Реймерсом, М.А. Глазовской, В.И. Даниловым-Данильяном, Г.А. Заварзиным, С.П. Горшковым и др., должно стать основой экологического мировоззрения, главные составляющие которого [6, с.141]:

  • представление о Земле, как экопланете, поддерживающей существование Жизни через глобальные экологические функции геосфер;

  • понятие «живого вещества», которое отражает взаимодействие живых организмов с окружающей средой через биогенный круговорот атомов (БИК);

  • ведущая роль Жизни в сохранении высокого качества окружающей среды через глобальные экологические функции, в первую очередь – растений и микроорганизмов;

  • устойчивость биосферы основана на глобальном биогенном круговороте атомов при ведущей роли органического углерода – главного элемента Жизни;

  • нарушение БИКа в результате антропогенного воздействия (техногенеза) приводит к дестабилизации экосистем и биосферы в целом.

Экологическое мировоззрение способствует налаживанию конструктивного диалога Человека и Природы через формирование целостного представления о механизмах функционирования биосферы и путях преодоления глобальных экологических кризисов. Только в таком контексте «ноосферное образование» будет работать на реализацию итогового документа «РИО+20» с оптимистичным заглавием «Будущее, которого мы хотим».

 Литература

 

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 576 с.

  2. Маслова Н.В. Общая характеристика концепции ноосферного образования.

  3. Моисеев Н.Н. Кризис современного образования / Н.Н.Моисеев // Наука и жизнь, 1996. №6.

  4. Черняго Л.С. Геоэкология и Жизнь / И.А.Горбунова, Л.С.Черняго // Экология и жизнь, 2004. №5. – С.36-39.

  5. Черняго Л.С. К эволюции знаний о географической оболочке Земли / Л.С.Черняго // Вестник Московского государственного областного университета, сер. «Естественные науки». – 2010. №4. – С.100-106.

  6. Черняго Л.С. Концепция биосферы В.И.Вернадского как составная часть географического мышления / Л.С. Черняго // Сб. Всероссийский съезд учителей географии в МГУ 28-29 октября 2011г. – М.:МГУ, 2011. – С.140-141.

  7. Черняго Л.С. Учет пирогенных и эвапотранспирационных потоков серы в прогнозах глобального изменения климата /Л.С.Черняго // Сахаровские чтения 2012 года: экологические проблемы ХХI века: материалы 12-й междунар. науч. конф., 17-18 мая 2012г. – Минск: МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2012. – С.382.

Источник: Черняго Л. С. учение В. И. Вернадского о биосфере в контексте образования для устойчивого развития // Научные туды Института Непрерывного Профессионального Образования / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. 2016. № 3. С. 240-244.


 

//