Кафедра психологии и педагогической антропологии

Заведующий кафедрой - кандидат педагогических наук, профессор С. В. Чернов

 

Впервые в отечественной науке проблема гениальности разрабатывается в ходе междисциплинарного исследования на основе интеграции философско-антропологического, культурно-исторического и психолого-феноменологического подходов, что позволяет разработать проблему гениальности в контексте фундаментальных вопросов постижения природы человека и смысла его бытия; ответить на вопросы о роли гениальности в развитии духовной культуры как в исторической ретроспективе, так и исторической перспективе; представить образ личности гения на личностно-характерологическом, личностно-типологическом и содержательно-феноменологическом уровнях. 

Новизна исследования заключается в разработке и обосновании интегрального критерия гениальности, в основу которого положены три универсальные триады: любовь – истина – красота; благое – возвышенное – прекрасное; человечность – творческость – созидательно-творческий ум. Гениальность представляется автором как особый вид сущего, как принцип, определяющий саму сущность человека и его природу, и обеспечивающий творческое многообразие смысла бытия личности. В научных публикациях представлены: Концептуальная модель разработки проблемы гениальности в ходе междисциплинарного исследования; Концептуальная модель проявления гениальности в творческой жизни человека; Интегрально-личностный критерий гениальности, позволяющий идентифицировать проявленную гениальность человека. Определены субстанциональные основы гениальности (воля к гениальности, творческий дар гения, назначение гения, поиск идеала, созидательно-творческий ум). Определены начала и основания нового оригинального научного направления, – характерология гениальности, – предметом которого является исследование творческой жизни гениального человека в системном триединстве творческого пути, творческой деятельности и творческого наследия гения (Чернов С. В. Книга о гениальности. Человеческий гений: Природа. Сущность. Становление; Чернов С. В. Проблема гениальности в контексте философской антропологии; Чернов С. В. Новый взгляд на природу гениальности; Чернов С. В. Начала учения о человеческом гении; Чернов С. В. Идеи к разработке проблемы гениальности). В рамках характерологии гениальности проведены исследования творческой жизни Леонардо да Винчи, Бенедикта Спинозы, М. В. Ломоносова, Оноре де Бальзака, В. В. Кандинского, Н. А. Бердяева, В. В. Маяковского (Чернов С. В. «Самобытный сподвижник просвещения»; Чернов С. В. Характерология гениальности: Образ личности гения (на примере исследования творческой жизни Оноре де Бальзака); Чернов С. В. Образ личности гения: опыт исследования творческой жизни А. Н. Бердяева; Чернов С. В. Творец воспоминаний о вечности; Дудин С. В. Опыт исследования творческой жизни и гения Михаила Васильевича Ломоносова; Лемешева Ю. В. Маяковский. Был и остаётся;).

Разработана Концептуальная педагогическая модель триединства субъектной, целевой и духовно-нравственной составляющих непрерывного образования. Определены и описаны базисные элементы названной модели. Выявлены основные факторы, препятствующие перспективному развитию субъектной и духовно-нравственной составляющих образования в России, главные среди которых: формализация, технологизация, глобализм (Чернов С. В. Перспективы развития непрерывного профессионального образования в России; Чернов С. В. Наука и образование в ракурсе XXI века; Чернов С. В. Человек и образование в эпоху глобальных перемен; Дудин С. В. Проектная деятельность в образовании).

В ходе теоретического анализа выявлены значительные трудности социализации лиц с ограничениями по слуху (Харламенков А. Е., Формирование коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха). Проанализирована проблема взаимосвязи языка и формирования менталитета (Харламенков А. Е., Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих). Выявлены физиологические проблемы обучающихся жестовым языкам и разработана методика их преодоления (Харламенков А. Е., Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рук в процессе освоения дактильной и жестовой речи). Разработана методика применения Русско-жестового толкового словаря в формировании коммуникативной компетентности лиц с нарушением слуха в образовательном процессе (Харламенков А. Е., Электронная справочно-аналитическая система «Русско-жестовый толковый словарь»). Проведено исследование по формированию коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха посредством Русско-жестового толкового словаря. Установлена эффективность использования электронной справочно-аналитической системы «Русско-жестовый толковый словарь» в образовательном процессе лиц с нарушение слуха. На основе опыта применения данного словаря разработан новый курс основ русского жестового языка для магистров Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) по направлению «Жесто-мимический интерфейс “SurdoJet”» (Харламенков А. Е., Учебно-методическая разработка по курсу: «Основы русского жестового языка для разработчиков Жесто-мимического интерфейса “SurdoJet”»). Установлены особенности поведения лиц с нарушением слуха в процессе социализации (Кузьмин В. В. О нарушении слуха и его влиянии на поведение. Харламенков А. Е. Адаптация глухих и реакция социума).

Кафедра психологии менеджмента и управления персоналом

Заведующий кафедрой – доктор педагогических наук, профессор В. И. Шаповалов

Разработаны теоретико-методологические основы психологии менеджмента. Определены место и роль человеческого фактора в системе управления современной организацией, выявлены психолого-педагогические условия совершенствования организационной структуры и корпоративной культуры организации (Шаповалов В. И. Теоретико-методологические основы теории менеджмента). Показана эффективность реализации образовательных программ, основанных на Концепции творческого менеджмента в образовании (Шаповалов В. И., Чернов С. В.). Разработана коммуникативная модель публичного выступления руководителя организации, обеспечивающей создание мотивации к достижению организационной цели и формирования ясной картины совместной деятельности производственной группы (Махмудов И. И. Коммуникативная модель публичного выступления руководителя). Разработана методика, процедура и содержание инновационного коммуникативного тренинга, обеспечивающего эффективность решения корпоративных задач, предполагающих повышение эффективности бизнеса корпорации. Проведена лабораторная адаптация программы инновационного тренинга и полевые испытания, показавшие его высокую результативность в сравнении с традиционными процедурами коммуникативного тренинга (Чернов С. В. Инновационный тренинг: технология решений корпоративных бизнес-задач).

Кафедра общей физической географии и специальных исторических дисциплин

Заведующий кафедрой – кандидат географических наук А. А. Шильнов.

Культурно-исторические ландшафты (КИЛ) бассейна Нижней Оки обладают очень большим рекреационно-туристическим потенциалом. За последние 5-10 лет многие из них – Выксунский, Дивеевский, Касимовский, Арзамасский КИЛ превратились в весьма привлекательные и интересные объекты внутреннего туризма. Появились новые, пока ещё не до конца сформировавшиеся, территории с многочисленными памятниками истории и природоохранными объектами, которые в ближайшие годы могут составить существенную конкуренцию вышеупомянутым КИЛ. Это небольшие городские и сельские культурно-исторические ландшафты, расположенные как непосредственно в бассейне Нижней Оки, так и её притоков – Тёши, Велетьмы, Серёжи и т. д. Данные ландшафты претерпели существенные изменения из-за последствий крупных лесоторфяных пожаров 2010 года. Многие из них оказались безвозвратно потерянными, но большая часть сохранилась. Были подробно исследованы механизмы влияния стихийных природных явлений недавнего прошлого на структуру и динамику развития культурно-исторических ландшафтов бассейна Нижней Оки (Шильнов А. А. Формирование, структура, динамика культурно-исторических ландшафтов бассейна Нижней Оки и влияние лесоторфяных пожаров 2010 года на экологическую ситуацию в регионе).

Сотрудники кафедры проводят разностороннюю научно-исследовательскую работу на базе школьных (муниципальных) и федеральных музеев. Предлагаются методические разработки проведения научно-практических семинаров, лекций, тренингов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в рамках истории России на базе музеев. Очень любопытные мероприятия авторы предлагают проводить на базе федерального музея-усадьбы «Остафьево», где, вместе с тем, показаны серьёзные проблемы, возникающие в процессе реставрации и расширения музейного комплекса в начале XXI века. (Красавин В. А., Кирсанов Р. Г. Роль исторических музеев в патриотическом воспитании подрастающего поколения; Красавин В. А. Музей, который потеряла Россия; Шильнов А. А. Опыт организации учебно-методической и воспитательной работы по проведению уроков истории России на базе школьного музея).

В архивных исследованиях, проводимых кафедрой, рассмотрен широкий круг актуальных вопросов как новейшей Отечественной истории, так и истории античного мира. Рассмотрена такая страница истории Великой Отечественной войны как степень влияния советской идеологии на значение Боевого Знамени для воинов Красной Армии в боевых условиях. В новом ракурсе рассмотрены проблемы развития врачебного дела во времена Римской империи (Децюк А. Р. Боевое знамя в период Великой Отечественной войны: степень влияния идеологии; Децюк А. Р. Плиний-младший о врачебном деле в эпоху Траяна (конец I в. н. э. – начало II в. н. э.).

В оригинальном ракурсе показан образ малого города. Актуальность этого исследования обусловлена тем, что большинство населения России проживает в небольших населённых пунктах. Определён вклад населения малого города в формирование мировоззрения, образа жизни и стереотипов поведения обычного гражданина страны. Выявлены психолого-педагогические аспекты бытия малых городов Российской Федерации (Шильнов Александр Анатольевич. Образ малого города: психолого-педагогические аспекты).

Список опубликованных работ сотрудниками Института Непрерывного Профессионального Образования

Монографии

Чернов С. В. Идеи к разработке проблемы гениальности. Монография // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 7. 86 с. (5,75 а. л.).

Чернов С. В. Книга о гениальности. Т.1: Человеческий гений: Природа. Сущность. Становление. Монография. Воронеж-М.: «АНО Институт духовной культуры и свободного творчества», 2010. 562 с. (29,61 а.л.).

Шаповалов В. И. Теоретико-методологические основы психологии менеджмента. Сочи: Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела, 2010. 144 с. (8,31 а. л.)

Научные статьи

Волгин Д. А. Опасные концентрации тяжёлых металлов в почвах Московской области // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2015. № 5. С. 251-255.

Децюк А. Р. Боевое знамя в период Великой Отечественной войны: степень влияния идеологии // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 190-195.

Децюк А. Р. Плиний-младший о врачебном деле в эпоху Траяна (конец I в. н.э. – начало II в. н.э.) // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 72-76.

Дудин С. В. «Алиса в стране чудес»: источник парадоксов и абсурдов для размышления // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 171-178.

Дудин С. В. Метод проектов и его место в современном образовании Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 159-163.

Дудин С. В. Опыт исследования творческой жизни и гения Михаила Васильевича Ломоносова // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2015. № 5. С. 393-402.

Дудин С. В. Проектная деятельность в образовании как средство развития профессиональных компетенций студентов // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 96-102.

Душабаев З. Р. Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе// Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. 2011. № 1. С. 145-167.

Душабаев З. Р., Чернов С. В. Сенсорный интеллект: феномен понимания ощущений // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 5. С. 87-95.

Красавин В. А. Законодательное закрепление и применение смертной казни в России в Средние века и Новое время // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 86-102.

Красавин В. А. Музей, который потеряла Россия // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2015. № 5. С. 139-147.

Красавин В. А. Проблемы современного политического образования // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 147-152.

Красавин В. А., Кирсанов Р. Г. Роль исторических музеев в патриотическом воспитании подрастающего поколения // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 191-196.

Кузьмин В. В. Образ времени в жестовых языках мира // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 196-202.

Кузьмин В. В. О нарушении слуха и его влиянии на поведение // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 261-268.

Лубнин Д. А. Инновационные технологии в образовании // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 173-177.

Махмудов И. И. Коммуникативная модель публичного выступления руководителя // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 50-57.

Махмудов И. И. Типология индивидуально-психологических особенностей сотрудников в управлении персоналом // Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. 2011. № 1. С. 208-224.

Сеничев В. Е. Культ меча у древних германцев – функция оружия в сагах // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 217-221.

Харламенков А. Е. Адаптация глухих и реакция социума // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 269-273.

Харламенков А. Е. Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рук в процессе освоения дактильной и жестовой речи // Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 44-49.

Харламенков А. Е. Формирование коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 234-241.

Харламенков А. Е. Электронная справочно-аналитическая система «Русско-жестовый толковый словарь» // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 24-43.

Харламенков А. Е. Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2014. № 5. С. 191-218.

Чернов С. В. Бог, человек и структура // Психология и психотехника. 2010. № 5. С. 44–52.

Чернов С. В. Гений как художник, как мыслитель, как творец // Психология и психотехника. 2011. № 1. С. 34–44.

Чернов С. В. Диалектика и феноменология человеческого гения // Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. 2011. № 1. С. 99-142.

Чернов С. В. Духовный смысл труда // Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. 2011. № 1. С. 287-364.

Чернов С. В. Из истории исследования человеческого гения: «гениальные идеи о гениальности» Отто Вейнингера // Психология и психотехника. 2010. « 2. С. 44-50.

Чернов С. В. Инновационный тренинг: технология решения корпоративных бизнес-задач // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С.84-102.

Чернов С. В. Концептуальные основы исследования человеческого гения // Психология и психотехника. 2010. № 3. С. 45-55.

Чернов С. В. Наследие Серебряного века в возрождении духовной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 1. С. 189-192.

Чернов С. В. Наука и образование в ракурсе XXI века // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 13-20.

Чернов С. В. Начала учения о человеческом гении // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2015. № 5. С. 407-430.

Чернов С. В. Новый взгляд на природу гениальности // Психология и Психотехника. 2015. № 2. С. 159-174. DOI: 10.7256/2070-8955.2015.2.14131.

Чернов С. В. Образ личности гения: опыт исследования творческой жизни Н. А. Бердяева // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 373-404.

Чернов С. В. О творческом назначении человека // Философия и культура. 2011. № 1. С. 41-49.

Чернов С. В. Проблема гениальности в контексте философской антропологии // Философия и культура, 2013. № 12. С. 1757–1769. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.9382.

Чернов С. В. Перспективы развития непрерывного профессионального образования в России // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 67-77.

Чернов С. В. Профессионализм и творчество: Феномен гения // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2014. № 2. С. 299-324.

Чернов С. В. «Самобытный сподвижник просвещения»: Опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова // Педагогика и просвещение. 2013. № 3. С. 202-224. DOI: 10/7256/1999-2793/2013/12/10056.

Чернов С. В. Творец воспоминаний о вечности. Василий Васильевич Кандинский (1866–2011) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3-3. С. 184–189.

Чернов С. В. Характерология гениальности: Образ личности гения (на примере исследования творческой жизни Оноре де Бальзака) // Философия и культура. 2015. № 10. С. 1512-1530. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.10.12942

Чернов С. В. Характерология гениальности: Святость и гениальность // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 353-372.

Чернов С. В. Характерология гениальности: Феномен поступка // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2014. № 3. С. 279–323.

Чернов С. В. Человек и образование в эпоху глобальных перемен // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2016. № 6. С 9-20.

Чернов С. В., Дудин С. В. М. В. Ломоносов как зачинатель и основоположник российского образования нового времени // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2016. № 6. С 141-155.

Шаповалов В. И. Олимпиада в контексте социокультурной реальности города Сочи // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 5. С. 219-228.

Шаповалов В. И. Теоретико-методологические вопросы личностной детерминации конкурентоспособности руководителя // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-3. С. 766-770.

Шаповалов В. И. Постолимпийское наследие как ориентир для дополнительного профессионального образования // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 247-255.

Шаповалов В. И. Предпосылки развития конкурентоспособности личности в глобализированном обществе // Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. 2011. № 1. С. 225-243.

Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособности специалиста в системе инновационного педагогического менеджмента // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 78-84.

Шаповалов Владимир Иванович. Теоретико-методологические основы психологии менеджмента: учебное пособие / В. И. Шаповалов; М-во образования и науки РФ, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2010.

Шаповалов В. И., Шуванов И. Б. Конкурентоспособность как составляющая безопасности личности в современном обществе // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4. С. 152-159.

Шаповалов В. И., Шуванов И. Б. Конкурентоспособность руководителя в обеспечении безопасного управления организацией // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 2026.

Шейкин В. А. Интегративный тренинг в формировании личности будущего учителя // Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. 2011. № 1. С. 244-257.

Шейкин В. А. Особенности применения средств электронного обучения в образовательном процессе училищ олимпийского резерва // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 50-53.

Шейкин В. А. Технологии дистанционного обучения как средство повышения эффективности учебного процесса в училище олимпийского резерва // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 139-144.

Шильнов А. Алекс. Изучение природных особенностей и экономики Республики Крым и Севастополя на уроках географии в 8-9 классах средних общеобразовательных школ Российской Федерации // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 199-204.

Шильнов А. Алекс. Опыт организации учебно-методической и воспитательной работы по проведению уроков истории России на базе школьного музея // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2015. № 5. С. 381-391.

Шильнов А. Алекс. Формирование, структура, динамика культурно-исторических ландшафтов бассейна Нижней Оки и влияние лесоторфяных пожаров 2010 года на экологическую ситуацию в регионе // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 2. С. 245-259.

Шильнов А. Анат. Образ малого города: психолого-педагогические аспекты // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 264-271.

Шильнов А. Анат., Шильнов А. Алекс. Место России в международном туризме // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 3. С. 204-211.