Печать
Категория: Общероссийская научно-практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование в России: Проблемы. Задачи. Перспективы»
Просмотров: 1718

Повышенный интерес к профессиональному образованию закономерен: образование рассматривается как фактор экономического роста, социального и экономического благосостояния, конкурентоспособности страны. Другими словами, богатства России прирастают образованием народа. За более чем 310-летнюю историю развития профессионального образования в России отечественная система подготовки кадров для государственных и общественных нужд претерпела целый ряд реформ, большая часть которых соответствовала потребностям государства на определенном этапе его развития. Попробуем взглянуть на эти реформы, как состоявшиеся, так и не состоявшиеся, через призму времени.

 Точкой отсчета истории профобразования принято считать создание по Указу великого реформатора - Петра I школы математических и навигацких наук 14 января 1701 года в Москве и открытие горнозаводских школ при олонецких и тульских заводах, на Урале и Алтае. Школу математических и навигацких наук современные исследователи истории образования называют первым реальным училищем в Европе. Петровские реформы первой половины XVIII века определили роль и назначение профессиональных учебных заведений, открыли доступ к образованию представителям низших сословий. Российская система профессионального образования в начале XVIII в. была направлена прежде всего на подготовку технически грамотных специалистов, владеющих основами инженерных знаний в различных областях.

Особой заслугой Петра, является тесная связь профессиональной школы с экономикой и производством. В послании Никите Демидову от 6 декабря 1702г. Петр I вменял в обязанности будущему родоначальнику уральской горнозаводской империи строительство рядом с заводами церкви и школы. Установка Петра действовала на протяжении двух веков – завод, училище(школа) и церковь составляли единое целое. В наше же время оторванная от экономики современная профессиональная школа России становится «мертвою», не отвечающей запросам работодателей. Логичный путь решения этой проблемы на новом витке развития российской экономики – развитие корпоративного профессионального образования, посредством интеграции НПО, СПО и производства.

Дальнейшее развитие профессионального образования шло по пути не только роста количества учебных заведений, но и расширения профилей подготовки специалистов и повышения качества и квалификации.

Реформы Петра Первого продолжила Екатерина II, при которой сохранялся принцип сословности и профессиональное образование того времени можно охарактеризовать как сословно-профессиональное. Главной реформой Екатерины в области образования с целью преодоления сословности стало создание главных и малых народных училищ, одной из задач которых было обучение «нужным и полезным знаниям», в том числе и «правилам хозяйствования». Не способствовала развитию профессионального образования и реформа государственного управления России, предпринятая Александром I в 1803 году. Созданные на основе «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», приходские и уездные училища и гимназии были по сути общеобразовательными, а не профессиональными учебными заведениями. До второй половины XIX века в России продолжали создаваться отдельные профессиональные учебные заведения, но детский труд и ученичество оставались главной формой профессиональной подготовки кадров. Также нужно признать, что заботы правительства о профессиональном образовании в XVIII-XIX вв. зачастую сводились лишь к поощрению усилий частных лиц и общественных организаций в создании и содержании средних и низших специальных учебных заведений. Как правило, правительство открывало такие специальные учебные заведения только тогда, когда городские власти или отдельные лица обязывались их содержать. В редких случаях средние и низшие профессиональные учебные заведения получали субсидии от государственного казначейства.

Вторым этапом развития профессионального образования и профессионально-педагогической мысли является эпоха индустриального становления России со второй половины XIX века до 1917 года. В этот период происходит формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального и технического образования. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х г. XIX века создали условия для перехода России к капиталистическому способу производства. Возникло противоречие между стремительно развивающейся экономикой и уровнем общего и профессионального образования населения страны. С начала 60-х гг. XIX века в России началась подготовка новой школьной реформы, которая нашла свое отражение в таком документе, как новый «Устав гимназий и прогимназий», утвержденный в ноябре1864 г., согласно которому гимназии разделились на классические и на реальные. В1872 г. был издан «Устав реальных училищ», в соответствии с которым гимназии были преобразованы в новый тип учебного заведения – реальное училище, которое давало как общее, так и специальное образование.

Самые значительные изменения в промышленном развитии России произошли в 80—90-е гг. XIX века. Эти изменения потребовали повышения уровня профессионального образования промышленных рабочих и специалистов. Второй раз после Петра I государство поворачивается лицом к профессиональной школе, осознает государственную значимость профессионального образования. Одновременно и в промышленных кругах становится все более очевидным, что научный и технический прогресс требует иного взгляда на систему, содержание, формы и методы профессиональной подготовки рабочих и техников производства. Эти вопросы обсуждаются на всероссийском съезде фабрикантов (1870), Торгово-промышленном съезде в Нижнем Новгороде (1896) и на других форумах фабрикантов и заводчиков, а также на съездах русских деятелей по техническому образованию.

В целом для профессионального образования в России второй половины XIX века, как отмечают исследователи, характерно:

1) появление отраслевых учебных заведений;

2) преобладание практических форм обучения;

3) подготовка в промышленных учебных заведениях специалистов для мелкого ремесленного, а не фабрично-заводского производства;

4) преобладающая роль общеобразовательной школы, в которой профессиональная подготовка рассматривалась как дополнение к учебному процессу;

5) создание профессиональных учебных заведений преимущественно на основе частной или общественной инициативы;

6) развитие специальных учебных заведений по индивидуальным уставам, при отсутствии общих документов, регламентирующих деятельность таких учебных заведений;

7) отсутствие целенаправленного надзора и руководства со стороны государственных органов управления.

Все эти объективные факторы послужили основанием для подготовки кардинальной реформы профессионального образования России. С конца 70-х гг. профессиональное образование постепенно входит в число государственных приоритетов. В 1878 году Министерству финансов было поручено общее руководство промышленным образованием, а Министерству народного просвещения – составление общего плана технического и профессионального образования. Значительную роль в решении проблем профессионального образования сыграл «Проект общего нормального плана промышленного образования в России» министра финансов И.А.Вышнеградского, который сформулировал общие принципы создания государственной системы профессионально-технического образования в стране. 4 года понадобилось правительству для принятия на его основе в 1888 году закона «Основные положения о промышленных училищах», которые устанавливали в России 3 типа технических училищ (не считая высших): средние технические, низшие технические и ремесленные. В 1903-1907гг. были законодательно оформлены ремесленные и профессиональные отделения при общеобразовательных школах. К концу века были разработаны Положения и Уставы для всех типов профессиональных учебных заведений. Все это способствовало приведению системы профессионального образования в соответствие с потребностями экономики и требованиями педагогической науки.

«Игнатьевские» реформы 1915-1916 гг. частично затронули профессиональное образование и выявили его отставание от тенденций развития промышленности и общества. К разработке проекта закона и положения о профессиональном образовании активно приступили два ведомства, в ведении которых было большинство учебных заведений – министерство народного просвещения и министерство торговли и промышленности с участием МПС. Для интеграции ведомственных проектов, координации и руководства профессиональными учебными заведениями в феврале 1916 года был образован Всероссийский совет по делам профессионального образования, который возглавил Н.П.Игнатьев, министр народного просвещения. Проект Министерства торговли и промышленности, как наименее радикальный, получил поддержку комиссии по народному образованию Государственной Думы. 30 мая 1917 года Временное правительство приняло закон «Об изменении и дополнении действующих узаконений о промышленных училищах и об отделе промышленных училищ Министерства народного просвещения». 9 июня 1917 года Временное правительство издало постановление «Положение о профессионально-технических учебных заведениях». Эта реформа могла бы стать действительно прогрессивной, но в стране произошли глобальные изменения.

Подводя итог дореволюционному периоду можно сказать, что главной ошибкой в образовательной политике России, было стремление консервативной части общества решить проблему подготовки квалифицированных рабочих и специалистов либо за счет профессионализации общеобразовательной школы (в дальнейшем эта ошибка будет неоднократно повторяться), либо только за счет средств частного капитала. Как только государство вплотную подошло к созданию работоспособной системы профессионального образования, изменился сам государственный строй, и эту систему пришлось выстраивать заново.

Постреволюционные десятилетия, годы восстановления и индустриализации советской экономики (1917-1940 гг.) академик С.Я. Батышев называет этапом преобразования и развития системы советского профессионального образования, начальным этапом становления профессиональной педагогики.

29 января 1920 г. создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр). В этом же году предпринимается попытка ввести в стране всеобщее техническое обучение посредством учебной профессионально-технической повинности. Появляется новый тип профшколы – школа ФЗУ и становится основным типом учебного заведения. В 1920 году было принято и «Положение о техникумах», которые возникли на базе лучших дореволюционных средних технических, горных, коммерческих, сельскохозяйственных и др. учебных заведений. Техникумы, в меньшей степени пострадали от реформ и практически в таком виде учреждения среднего профессионального образования оставались до 90-х гг. ХХ века.

Следующей крупной реформой можно считать решения советского правительства, принятые в 1924-1925 годах, которые обязывали предприятия нести расходы по содержанию школ ФЗУ и способствовать укреплению их материально-технической базы. Главным недостатком государственной политики в области ПТО этого периода специалисты справедливо считают отсутствие перспективного планирования подготовки кадров для нужд экономики, что привело в диспропорции в виде «слесарно-токарного уклона».

В 30-е гг. ХХ века разобщенность управления ПТО привела к полному дисбалансу потребностей экономики и подготовки кадров. Это был тупиковый путь развития, поэтому в предвоенный год пришлось принимать экстренное жесткое, но очень своевременное решение о создании государственной системы трудовых резервов. Трудно переоценить значение этого уникального управленческого решения для Победы и восстановления народного хозяйства после войны. Об этом сказано и написано очень много, но это было самое радикальное решение проблемы подготовки кадров в предвоенный и военный период истории профобразования.

Следующая реформа коснулась непосредственно управления трудовыми резервами. 15 мая 1946 года Главное управление трудовых резервов и Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР были преобразованы в Министерство трудовых резервов СССР. Таким образом, подготовка и распределение кадров оказались в одном ведомстве. Это было прогрессивное решение, результатом которого стало расширение функций местных органов управления трудовых резервов, рост численности и укрепление материально-технической базы ремесленных училищ, ЖДУ и школ ФЗО.

В период 50-х-90-х гг. происходит дальнейшее развитие системы профессионального образования в условиях либерализации советского общества и социально-экономических реформ 60-80-х гг., преобразование трудовых резервов в систему профессионально-технического образования, осуществление среднего профессионального образования и переход к всеобщему профессиональному образованию, становление научных центров профессионального образования.

Наиболее позитивные изменения произошли в государственной системе ПТО в 70-е-80-е годы, которые были непосредственно связаны с переходом страны к всеобщему среднему образованию. Этот курс и научно-техническая революция стимулировали поиск новых подходов к теории и практике профессионального образования. ПТУ окончательно сформировались в такой же тип среднего специального образования как техникум (СПТУ). Для этого периода характерна жесткая централизация управления ПТО и образованием в целом в сочетании с укреплением материально-технической базы и связи училищ с базовыми предприятиями и отраслями – потребителями кадров. Это был наиболее стабильный период развития профессионального образования за всю его историю.

Хронологический отрезок времени начала 90-х гг. ХХ в. и первого десятилетия ХХI – период смены ориентиров и глобальных реформ в большей степени начального и в меньшей – среднего и высшего профессионального образования. Концепция реформирования НПО была принята еще в 1997 году, согласно которой предполагалось осуществить постепенную передачу собственности и финансирования УНПО на уровень субъектов РФ, муниципальный уровень и в собственность предприятий и организаций.

В 2005 году Федеральный музей профессионального образования провел мониторинг мнения органов управления образованием о передаче большей части учебных заведений на региональное финансирование и управление. В целом по результатам анализа проведенного мониторинга общественного отношения к реформе НПО были сделаны следующие выводы:

Главные проблемы системы начального и среднего профессионального образования, требующие решения, по мнению специалистов из регионов, возникают из-за отсутствия четырех необходимых составляющих ее развития: 1) нормативно-правовой базы; 2) эффективного механизма взаимодействия с работодателем и социального партнерства; 3) методики мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг с целью приведения профессионально-квалификационной структуры и объемов подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствие с прогнозными показателями и потребностями рынка труда; 4) государственной поддержки начального и среднего профессионального образования.

К сожалению, сбылись их прогнозы о том, что оптимизация сети учреждений НПО, переданной на региональный уровень, пойдет по пути «жесткой» реструктуризации.

Предлагаю теперь попытаться понять, что же изменилось за прошедшие годы? В настоящее время учреждения начального и среднего профессионального образования по-прежнему выполняют три важнейшие функции, которые были актуальны во все времена нашей истории: воспроизводство рабочих кадров высокой квалификации, подготовка специалистов среднего звена и социальная защита молодежи. Тем временем в России сохраняется серьезный качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы. Компетенции работников не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования продолжает развиваться в собственной логике, не сопряженной с логикой рынка труда.

В единственном программном документе государственного уровня, который касается непосредственно профессионального образования – в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2010 года определены следующие направления его развития:

«– переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики;

– внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;

– широкое системной распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий.»

Однако, установка на «непрерывное профессиональное образование личности» действует в нашем обществе с 90-х годов. Идея – не нова. Чем поможет «общественный мониторинг и информационная открытость» укреплению материально-технической базы УПО и повышению качества подготовки выпускников – мне не понятно.

Последний закон, который принимался Госдумой на тему профессионального образования, был ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.1996г., утратил силу в связи с принятием 29.12.2012 г. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

Попыткой решения проблемы сбалансированности профессионального образования и потребностей экономики сегодня является введение регионального государственного заказа на подготовку кадров по необходимым для каждого региона России профессиям и специальностям. Это подтверждает, например, опыт Ростовской области. В 2006 г. Администрация Ростовской области приняла Постановление «О порядке формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования Ростовской области». В результате реализации этой программы по итогам 2012 г., 23% выпускников системы начального и среднего профессионального образования продолжили обучение в ВУЗах. Призваны в вооруженные силы – 18%. Начали трудовую деятельность по специальности 49% от общего выпуска. Это то, что получил сегодня реальный сектор экономики.

 Меня, как хранителя истории профессионального образования и патриота России чрезвычайно волнует тот факт, что государство по-прежнему идет по пути сокращения образовательных учреждений. Все эти процессы декларируются как «оптимизация», «системная интеграция» с целью создания крупных многофункциональных многопрофильных образовательных учреждений. Идея создания университетских комплексов по западному образцу в России приведет лишь к тому, что университеты поглотят и уже поглощают учреждения НПО и СПО.

В настоящий момент «оптимизация» докатилась и до вузов, и даже до нашего музея, который с этого года стал филиалом Университета машиностроения, в составе которого уже на момент нашего присоединения было 20 филиалов и 7 представительств. Мне видится такое укрупнение неуправляемым. Опять системе профессионального образования предлагается участие в эксперименте, который не заканчивается уже более 20-ти лет.

Лучшие времена системы профобразования за весь 310-ти летний период ее истории всегда были лишь времена стабильности в российском государстве. Сегодня позитивные изменения, на мой взгляд, могут быть только при системном подходе – объединении усилий не только учреждений НПО и СПО, а всех заинтересованных сторон: министерств, ведомств, местного самоуправления, предприятий, профессиональных сообществ, общероссийских и отраслевых объединений работодателей.

Профессиональное образование во все времена было одним из факторов экономической стабильности государства. Выход российской экономики из кризиса возможен только в тесном сотрудничестве с профессиональным образованием. Ключевым ориентиром государственной политики может стать только разумная модернизация образовательной системы при сохранении ее лучших традиций. Ясно одно, что уже в ближайшее десятилетие российское профессиональное образование в очередной раз изменится коренным образом. Какой она станет? Вновь покажет время! Главное, учится на ошибках истории, а не вписывать новые, ответственность за которые ложится уже на нас.

Источник: Тарханова Т. А. Государственная политика в сфере профессионального образования: в историческом аспекте // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№2/2014) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. № 2. С. 59-66.