Печать
Категория: Философская школа, 2020, №11
Просмотров: 1029

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию социальной философии современной молодёжи в комплексе своих составных частей (философии обыденности и коммуникации, философии молодёжной культуры и философии религии), и предполагает разрешение важнейшей научной проблемы: противоречия между необходимостью комплексного изучения мировоззрения и философских установок современной молодёжи для успешного сопровождения всесторонне развитой личности юного гражданина, и отсутствием в современной науке фундаментальных философских и культурологических научных трудов по данному вопросу. Статья преследует цель создать теоретическую базу социальной философии современной молодёжи в рамках комплексного исследования данной проблемы и обосновать необходимость её изучения на базе общеобразовательной школы и вуза. Авторы исследования планируют разработать теоретические основы философии обыденности и коммуникации как инновационный раздел философии, рассмотреть возможность выделения философии молодёжной культуры как подраздела философии культуры, изучить религиозно-философское мировоззрение современной молодёжи. Научная новизна статьи заключается в том, что она представляет собой построение системы социальной философии современной молодёжи на основе комплексного анализа данной проблемы, носит как теоретический, так и прикладной характер, поскольку призвано не только изучить понятие, сущность и компоненты социальной философии молодёжи, и внести значительный вклад в теории философии как науки, но и апробировать на базе общеобразовательной организации философский эксперимент, связанный с исследованием мировоззрения современной молодёжи. Авторы надеются, что их труд поможет всем заинтересованным лицам в дальнейших исследованиях по указанному направлению.

Ключевые слова: контркультура, молодёжь, субкультура, обыденность, социальная философия, философия культуры, философия обыденности и коммуникации, философия религии.

В современном социуме, когда, казалось бы, в молодежной среде теряет актуальность философская наука, которая воспринимается современными подростками и юношами как некий архаизм, наследие Средневековья, в то же самое время наибольшую остроту приобретают глобальные философские вопросы. И что является наиболее важным, острота их особо ощущается именно в молодёжной среде. Глобальные проблемы философии интересуют молодежь, поскольку призваны ответить на фундаментальные вопросы их бытия, начиная с уровня обыденности, и заканчивая такими высокими в плане духовности понятиями, как религиозные воззрения и специфика восприятия религии через призму подросткового и юношеского сознания. Сама структура и содержание мира обыденности, обустройство своей повседневности, дома, семьи – являются сложнейшей философской проблемой, как и пути и способы коммуникации, а также выбор самой коммуникативной среды. Вопросы следования традиционной культуре общества, или выделение себя в качестве участника определенной субкультуры – также важнейшая проблема для самоидентификации личности подростка. Проблемы познаваемости мира (в том числе возможности своего личного, индивидуального познания), также волнуют молодежь, равно как и проблема истинности или ложности различных аспектов бытия.

            Авторы настоящего исследования поставили себе цель создать теоретическую базу социальной философии современной молодёжи в рамках комплексного исследования данной проблемы и обосновать необходимость её изучения на базе общеобразовательной школы и вуза, опираясь на методологическую основу, представленную, во-первых, рядом методов познания, среди которых общелогические (анализ, синтез, индукция, аналогия), теоретические (гипотетический, системный методы, обобщение) и эмпирические методы (опрос, анкетирование, эксперимент, наблюдение, описание, измерение) и философские методы: диалектика, экстраполяция; во-вторых, представленную совокупностью методологических подходов: системного, аксиологического и средового.

На современном этапе развития науки и общества сложилось ярко выраженное противоречие между необходимостью комплексного изучения мировоззрения и философских установок современной молодёжи для успешного сопровождения всесторонне развитой личности юного гражданина, и отсутствием в современной науке фундаментальных философских и культурологических научных трудов по данному вопросу. Это и обусловило проблему нашего исследования, раскрываемую в настоящей статье.

 

Философия обыденности и коммуникации

 

Приступая к исследованию социальной философии современной молодёжи,  начнём нашу работу с наиболее проблемного вопроса, касающегося места и роли обыденности в исследуемой проблеме. Изучив целый ряд научных источников [12, 14, 18 и др.], обнаруживаем удивительный факт: отдельные философы говорят об обыденности с точки зрения философии, об обыденности и философии, но никто из них не говорит о философии обыденности (термин автора настоящего исследования). А между тем именно обыденное состояние личности, перманентная погружённость сознания в мир обыденности формирует первичные мировоззренческие проблемы, складывает само мировоззрение, миропонимание и самоосознание личности в окружающей её реальности. Более того, в обыденной жизни реальный пласт пространства-времени тесно переплетается с виртуальным, благодаря не только достижениям современных информационных технологий, но и за счёт осмысления личностью себя в ином, потенциально более высоком, контексте, в иной социальной роли (представление себя воином, правителем, целителем и т. д.). Именно подростковому и юношескому возрасту свойственна подобная экстраполяция сознания в потенциально возможную в плане будущего существования сверхценностную личность, способную изменить окружающий мир в лучшую или худшую сторону. И жажда созидания, и жажда разрушения в сознании представителя молодёжи есть следствие его нынешнего состояния в повседневности. А значит, именно повседневность порождает два типа виртуально созидаемых и потенциально реализуемых личностей: личность-конструкт и личность-деструкт.

Рассматривая вопрос об обыденном в философии, С. И. Попов отмечает, что «представление об обыденном, повседневном входит в самоопределение философии как вида мыслительной деятельности. Возникновение философии как интеллектуальной дисциплины и, соответственно, как формы сознания и жизненного «режима бодрствования» связано с отстранением, трансцендированием «знания» от «мнения», теории от практики, предельного и исключительного от привычного и рутинного. Не становясь предметом анализа и, как правило, не имея специального родового термина, мнимое, практическое, рутинное и т.п. специфицировали негативным образом сначала античный Логос, а затем просвещенческий Разум. Таким образом, понятие повседневности, обыденности философами неэксплицитно использовалось для обозначения одного из «миров» жизни сознания – более низкого, профанного, нежели мир предметов философского разума» [12, с. 159]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: учёный констатирует и доказывает, что обыденность и философия не только не сближаются на всём протяжении развития данной науки, но и резко противопоставляются друг другу.

Позволим себе не только не согласиться с данным подходом, но и предложить собственную научную концепцию по данному вопросу, согласно которой в информационном обществе XXI века назрела необходимость в создании нового направления философии: философия обыденности и коммуникации. Дадим авторское определение предлагаемому инновационному направлению:

Философия обыденности и коммуникации – это направление в философии, исследующее проблемы повседневности как среды пребывания и развития сознания современной молодежи, проблемы восприятия мира через призму обыденности, а также проблему построения, поддержания и трансформации виртуальной и реальной коммуникации с внешне-субъектным планом бытия подростка (люди вокруг) и внутренне-субъектным планом (общение с собой).

Рассмотрим более подробно базовые компоненты, составляющие предмет исследования предложенного направления философии. Сюда входят:

Базовой средой формирования, а в дальнейшем и самовыражения личности с рождения и до самой смерти является дом. Так, Л. В. Чеснокова в одной из своих статей рассматривает тему дома как приватного пространства, где человек чувствует себя в покое и безопасности, которое может обустроить по своему вкусу и в котором, что особенно важно, можно побыть наедине с собой [18].

Наши исследования показали, что представители современной молодежи воспринимают дом как то место, где, прежде всего, окружают близкие люди, где можно отдохнуть, как безопасное пространство, где тебя ждут, где хорошо и спокойно. При этом часть опрошенных оговариваются, что различают «дом» в широком и узком понимании. В узком понимании – это собственно квартира, дом, коттедж, где проживают они и их семьи. В широком смысле дом – это Родина. Что касается конкретно комнаты, где проживает представитель молодого поколения, в ней не должно быть ничего лишнего, поддерживаться комфортная обстановка. Следует акцентировать внимание, что комфортность напрямую связана с предметно-объектным фактором, то есть комфорт создается с помощью тщательно отобранной меблировки и интерьера комнаты. Из необходимых предметов мебели респонденты называют кровать (диван, кресло-кровать), стол, компьютер с необходимыми аксессуарами к нему (наушники, игровой джойстик, колонки и т.п.). Интересно, что диски с играми, фильмами и музыкой перестают быть составной частью интерьера комнаты молодого человека, поскольку с доступом к интернету, где возможно в любой момент найти и скачать на жесткий диск компьютера любую информацию (в том числе аудио- и видео-) отпадает необходимость загромождать письменный стол носителями вышеперечисленной информации. Также уменьшается частотность украшения комнаты плакатами с изображением «кумиров» – известных деятелей культуры, эстрады и т. д.

Двор всегда воспринимался как место встреч с друзьями, где почти каждый проводил практически все свободное от учебы время, и только в XXI веке приоритетность двора и дворовой компании в жизни подростка не просто уменьшается, а практически сводится на нет, поскольку типичный представитель современной молодежи уходит из обыденности в виртуальный мир, подменяет пространством компьютерным пространство реальное. И это вполне оправданно с точки зрения самого представителя молодого поколения, так как социальные потребности заставляют его стремиться к лидирующим позициям, что мало кто может достичь в реальном мире, даже в узком кругу дворовой компании, где лидер обычно только один. В виртуальном мире любой, открывший игру, формирует в ней свой мир, где он безусловный лидер и определяет развитие виртуального бытия.

Бытие и коммуникативную среду формирует не только игра, но и социальные сети. Из числа опрошенных преобладающая часть молодежи в них буквально живет (96% опрошенных), и лишь незначительная часть (4%) считает социальные сети «пустой тратой времени». Интересно, что страница в социальных сетях – это, по сути, аналог материальной комнаты в доме подростка. Так же, как в своей комнате, он украшает стену картинками, высказываниями, фотографиями друзей, своего досуга и т.д. Аналогом мебели на странице являются закладки: игры, приложения, фотографии, сообщения, музыка и т.д. Таким образом, социальная сеть для подростка – это и дом, и двор, и компания друзей, и коммуникативная среда. Весьма интересен тот факт, что, если сравнить в процентном соотношении виртуальное и реальное общение: 98% опрошенных считают, что лучше общаться в реальности, нежели по интернету, только 2% отдают предпочтение общению в соцсетях. Но при проведении эксперимента с изучением реальной ситуации по данному вопросу (замеры нахождения старшеклассников в социальной сети в течение месяца и сравнение данных замеров с пребыванием этих же старшеклассников в реальном пространстве с друзьями и подругами – в кафе, кинотеатрах, дворе) выясняется, что на самом деле происходит с точностью до наоборот. В течение месяца лишь 2% респондентов проводили время после школы в реальном общении со сверстниками, а остальные 98% в период до 12-ти ночи и даже до 3-4 часов утра проводили время в социальных сетях.

Нами выявлен ряд причин подобного парадокса:

Характеризуя обыденное мировоззрение молодёжи, следует детерминировать его как взгляд на жизнь в целом, где превалирует, как правило, адекватность оценки своих сил и возможностей, то есть современные юноши и девушки, в основном, являются реалистами. Спецификой их мироощущения является, как правило, устойчивая позиция: ровно жить, решая текущие вопросы по мере их поступления, пытаясь при этом найти в каждой конкретной ситуации возможность поступить правильно, выходить из проблем с минимальными потерями.

Одной из ключевых основ философии обыденности и коммуникации являются повседневные рассуждения, выражающиеся как во внутреннем монологе, свободном сиюминутном потоке мыслей, так и в вербализации данных мыслей в блоге, социальных сетях, в живом общении с друзьями. Рассуждения подавляющей части молодежи сосредоточены вокруг планирования своего будущего, при этом присутствуют также элементы анализа своих поступков, взаимоотношений с другими людьми и так далее. Отдельной темой рассуждений становятся успехи и неудачи в личной жизни, что выражается в стремлении поделиться своей счастливой любовью и в глубоком погружении в проблему расставания с другом (подругой). В последнем случае присутствует попытка выявить причины расставания, обвинения в неудаче себя, партнёра или стечения жизненных обстоятельств.

Отдельно остановимся на базовом вопросе философии – о смысле жизни. Проведение опроса показало, что типичным для молодого поколения является установка: смысл в том, чтобы свершить все задуманное и не прожить жизнь зря. Например, решить вопрос с карьерой в будущем хотят около 50%, также за замужество (женитьба) проголосовало более 75%, остальные 25% не хотят даже думать об этом. Про учебу, сдачу экзаменов думают более 90 % опрошенных. Бизнесом хотят занимать лишь 30%, остальные 70% говорят, что для них это не так важно. А вот про будущую работу думают более 80% респондентов.

Таким образом, философия обыденности и коммуникации строится на ощущении представителями молодёжи себя самих в повседневных условиях бытия, в постоянном общении с самим собой, своими сверстниками, родителями, друзьями, одноклассниками, знакомыми. Важными элементами данного направления философии как системы является пространственная среда, куда можно отнести дом, квартиру, клуб, дачу; само мировоззрение и мировосприятие, включая повседневные рассуждения и поиск смысла жизни в процессе абстрагирования от реальности; виртуальное и реальное общение, в том числе жизнь в социальных сетях как месте пребывания сознания представителя современной молодежи.

 

Философия молодёжной культуры

 

Философия культуры рассматривается современными учёными как философская дисциплина, ориентированная на постижение культуры, как универсального и всеобъемлющего феномена [17, с. 609]. Существует множество определений культуры, от самого широкого, согласно которому под культурой понимается всё, что создано человеком, до более узких, ограничивающих культуру, например, духовной сферой жизни общества, то есть включающей в себя мораль, религию, науку, образование, искусство. Для нашего исследования наиболее значимым становится определение культуры в рамках философской науки, поэтому обратимся к классическому учебнику «Философия культуры» А. Л. Доброхотова. Автор учебника выдвигает интереснейшую концепцию, согласно которой культура – это третья (не природная и не человеческая) реальность. Это, с одной стороны, очеловеченная природа, природа, «согласившаяся» соответствовать идеалам и требованиям человека, или, с другой стороны, воплотившийся в природе человек, который в какой‑то мере стал ее частью. Этот особый регион и есть культура, существующая как возможность примирения двух конфликтующих миров. И не только примирения, но и взаимного восполнения. Иными словами, объективно-природное и субъективно‑человеческое представляются неполноценными друг без друга. Культура же предлагает возможность дополнить природный материал человеческими смыслами, примирить безличные факты и бесплотные идеалы [6, с. 221].

Согласимся с тем, что культура является связующим звеном между человеком и природой, поскольку человек преобразовывает природную окружающую среду, нанося культурный слой на первозданную материю, подобно тому, как ювелир работает над высокохудожественной огранкой камня. Исходя из данного утверждения, молодёжная культура является способном самореализации молодёжи в окружающей действительности, но при этом сама молодёжная культура вторична по отношению к общепринятой культуре того социума, частью которого является молодёжь как социальная группа, выделяемая по демографическому признаку. Проще говоря, общечеловеческая культура меняет природу и наслаивается на неё, а молодёжная культура – это пласт, наслаивающийся на уже созданную традиционную культуру общества. Используя общепризнанное определение философии культуры, детерминируем, таким образом, в  рамках данной дисциплины  философию молодёжной культуры как её значимую часть.

Философия молодёжной культуры – это отдельное направление в философии культуры, исследующее особенности культурного слоя, создаваемого современной молодёжью на основе традиционной культуры, проблемы и ценности молодёжной культуры, внешние формы её выражения как материальную реализацию духовного состояния личности молодого человека, связь внутреннего состояния личности с позиционированием себя как представителя той или иной субкультуры.

Если традиционная культура общества развивается естественным путём и является отражением менталитета той или иной нации, её исторического развития, ценностного отношения к действительности, то молодёжная культура может быть охарактеризована как явление искусственное, создаваемое самой молодёжью как надстройка над базовым культурным слоем нации, позволяющая выделиться и самореализоваться в глазах окружающих – как сверстников, так и взрослых. Отсюда возникает дискуссионный вопрос – является ли молодёжная культура субкультурой по определению, или она должна восприниматься как часть целостной культуры общества (российского, европейского, восточного и т.д.).

По нашему мнению, молодёжная культура – это неотъемлемая часть общенациональной культуры конкретного социума, неизбежно возникающая в каждом новом поколении и, в отличие от традиционной культуры, где устойчивые материальные и духовные ценности накапливаются веками, постоянно отмирающая и возникающая вновь в принципиально новых формах самовыражения личности и соответствующей данным формам внешней атрибутике (музыке, стиле одежды, причёсках и др.). То есть молодёжная культура искусственна, изменчива, непостоянна, характеризуется стабильным переходом её носителей по достижении зрелого возраста в слой традиционной культуры общества данной страны. Меняется и отношение ровесников к носителю молодёжной культуры в процессе взросления и старения. Если в юном возрасте яркий представитель молодёжной культуры воспринимается окружающими как лидер, то сохранение за собой статуса и внешней атрибутики носителя молодёжной культуры в зрелом, и тем более пожилом возрасте, начинает восприниматься повзрослевшими сверстниками как признак деградации умственных качеств, как неспособность реализоваться статусно в социуме по критериям уровня доходности, власти, образования или престижа профессии.

Молодёжная культура как философско-культурологическое явление, представляет собой единство на основе общей фундаментальной цели – стремления выделиться на фоне окружающей социальной среды – и при этом может быть охарактеризована как совокупность субкультур, различающихся по стилю одежды, причёскам, сленговому лексикону, украшениям, любимой музыке, иногда обрядам посвящения. Каждая субкультура представляет собой отдельное направление молодёжной культуры, и все субкультуры либо развиваются и сосуществуют параллельно в мире молодёжного бытия, либо остро конкурируют друг с другом. При этом конкурирующие субкультуры не являются по отношению друг к другу контркультурами, так как последний термин носит специфическую окраску относительно взглядов на традиционную культуру общества.

Таким образом, субкультура в рамках молодёжной культуры – это устойчивая форма (направление) молодёжной культуры, жизнеспособное на относительно коротком с точки зрения истории хронологическом срезе, недеструктивно оппозиционное традиционной культуре общества в целом. Недеструктивность оппозиционности предполагает замкнутость проявлений субкультуры на своих конкретных носителей, собственно удовлетворённость определённого слоя молодёжи принадлежностью к данной субкультуре, где стремление бросить вызов господствующей официальной культуре несомненно присутствует (принцип «Я – не как Вы, я – другой»), но не носит по отношению к ней разрушительного характера, не ставит целью уничтожение официальной культуры, бескомпромиссную борьбу с ней (принцип: «Я живу, как хочу, а вы живите, как вы хотите»).

Признаки субкультуры:

1) музыкально-атрибутивный – обязательное наличие своего стиля музыки в рамках массовой культуры и стиля одежды. Данный признак позволяет субкультуре непосредственно влияет на экономику, поскольку провоцирует рост предложения со стороны производителей, подстраивающихся под требования носителей субкультуры (диски, одежда, обувь, краска для волос, украшения);

2) профессионально-досуговый – принадлежность к субкультуре становится частью досуга, собственно досугом молодёжи или даже определяет будущую профессию (посещение клубов, стремление выделить больше свободного времени на погружение в атмосферу своей субкультуры, прослушивание любимой музыки, создание собственных музыкальных альбомов, совершенствование дизайна одежды);

3) социально-контактный – уход сознания от проблем семьи, школы, социализации, вливание в группу единомышленников, являющихся носителями той же самой субкультуры, развитие дружеских и любовных взаимоотношений в «своём кругу», чёткая дифференциация в мировоззрении всех людей на своих и чужих.

Контркультура трактуется нами как разновидность молодёжной субкультуры, главным отличием которой является вызывающее деструктивно оппозиционное отношение к традиционной культуре общества в целом. Деструктивность оппозиционности выражается в осознанном и целенаправленном стремлении разрушить официальную культуру, завещанную предками и господствующую в обществе (принцип «мы – не вы, мы будем, а вы – нет»). Носители контркультуры не признают права на культурное самовыражение ни за кем, кроме своих единомышленников, их мировоззрение построено изначально на философии отрицания.

Таким образом, молодёжная субкультура – это изменчивое явление, возникающее как надстройка над фундаментом официальной культуры и представляющее собой совокупность субкультур, отдельные из которых выступают в качестве контркультур.

 

Философия религии в молодёжной среде

 

Философия религии рассматривается на современном этапе развития науки как совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализаций ее природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку [17, с. 614].      М.М. Шахнович рассматривает философию религии как часть философии, обладающую собственной традицией, своим предметом, понятийным аппаратом, направлениями и школами [16, с. 9]. Т.В. Склярова посвящает свои труды необходимости внедрения религиозного воспитания в школьную образовательную среду [15].

Философия религии в молодёжной среде рассматривается нами как часть философии религии, предметом которой являются: отношение современной молодёжи к религии, позиционирование себя с точки зрения принадлежности к какой-либо религии или атеизму, степень данной принадлежности (искренне верующий с соблюдением всех религиозных обрядов той конфессии, с которой себя соотносит конкретный молодой человек; верующий в душе, но не соблюдающий формальных обрядов; не отрицающий принадлежности к какой-либо религии и т.д.), взгляды на посмертное существование (само его наличие, формы подобного существования). Для ответа на вопрос о степени религиозности молодёжной среды нами был проведён социологический опрос в г. Сургуте, результаты его представлены ниже в таблице (табл. 1).

Таблица 1.

 

Статистика опроса «Религиозность молодёжной среды»

 

 

Содержание вопроса

Вар. отве

тов

Содержание вариантов ответов

Площадка 1

(107 анкет), %

Площадка 2

(147 анкет), %

1

Назовите Ваш возраст

а

15-20

48

34

б

20-25

50

44

в

25-30

2

22

2

Назовите Ваш пол

а

мужской

69

35

б

женский

31

65

3

Считаете ли Вы себя верующим человеком?

а

да

71

70

б

нет (скорее нет)

29

30

4

К какой конфессии Вы себя относите?

а

православию

67

70

б

исламу

32

27

в

иудаизму

0

1

г

буддизму

1

2

е

другой религии

0

0

5

Как часто Вы посещаете храм (мечеть, дацан, др.)?

а

не посещал вообще (или редко)

22

24

б

посещал несколько раз

38

41

в

посещаю хотя бы раз в год

34

24

г

каждый месяц

4

8

д

чаще одного раза в месяц

2

3

6

Читаете ли Вы религиозную литературу?

а

не читаю (почти не читаю)

61

51

б

иногда читаю

29

35

в

периодически читаю

10

14

7

Каково Ваше отношение к людям других религиозных взглядов?

а

уважительное

71

64

б

нейтральное

(толерантное)

28

34

в

отрицательное

1

2

 

Исследование показывает, что религиозность хотя и не является главным движущим приоритетом в сознании большинства представителей современной молодёжи в обыденной жизненной ситуации, но респонденты имеют достаточно полное представление о религии, подавляющее большинство считает себя верующими, при этом чаще ходят в храм, нежели читают религиозную литературу. Большинство опрошенных молодых людей относят себя к православным и мусульманам, что является типичной религиозной картиной не только для Ханты-Мансийского округа – Югры, но и для России в целом. При этом 98-99% опрошенных с уважением или, по крайней мере, нейтрально относятся к представителям иных конфессий, что говорит о толерантности и религиозной терпимости современной российской молодёжи.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на современном этапе развития философии возникла необходимость комплексного изучения мировоззрения и философских установок современной молодёжи, связанная с отсутствием в современной науке фундаментальных философских и культурологических научных трудов по данному вопросу.

Философия обыденности и коммуникации строится на ощущении представителями молодёжи себя самих в повседневных условиях бытия, в постоянном общении с самим собой, своими сверстниками, родителями, друзьями, одноклассниками, знакомыми. Важными элементами данного направления философии как системы является пространственная среда; само мировоззрение и мировосприятие, включая повседневные рассуждения и поиск смысла жизни в процессе абстрагирования от реальности; виртуальное и реальное общение, в том числе жизнь в социальных сетях как месте пребывания сознания представителя современной молодежи.

Философия молодёжной культурыэто отдельное направление в философии культуры, исследующее особенности культурного слоя, создаваемого современной молодёжью на основе традиционной культуры, проблемы и ценности молодёжной культуры, внешние формы её выражения как материальную реализацию духовного состояния личности молодого человека, связь внутреннего состояния личности с позиционированием себя как представителя той или иной субкультуры.

Философия религии является наименее изученной сферой молодёжного бытия, так как религиозное мировоззрение современной молодёжи при общении со сверстниками, являясь более частью внутреннего мира, нежели предметом открытого позиционирования, значительно уступает обыденному, культурному и научному в рамках перманентного пребывания в молодёжной среде.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2012. 592 с.
  2. Ветошкин А.П., Дзиов А.Р. Социализация, образование и воспитание молодёжи // Сахаровские чтения 2018: экологические проблемы XXI: материалы 18-й международной научной конференции: в 3-х частях: Издательство Информационно-вычислительный центр Министерства финансов республики Беларусь, 2018. С. 22-23.
  3. Грехнёв В.С. Философия образования. М.: Издательство Юрайт, 2017. 311 с.
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
  5. Дзиов, А.Р., Ветошкин А.П. Молодежь и современность // Гуманитарное образование в развитии российского социума и человека тематической сборник материалов международной научно-практической конференции: Шадринский государственный педагогический университет; Российский университет транспорта; Гуманитарный институт; Главный редактор А.А. Горбунов, научный редактор А.П. Ветошкин. Шадринск: Издательство: Шадринский государственный педагогический университет, 2018. С. 279-294.
  6. Доброхотов А.Л. Философия культуры. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 557 с.
  7. Колесников М.А. Развитие мировоззрения личности и экстраполяция // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции в 2-х частях: Шадринск: ШГПУ, 2017. С. 188-191.
  8. Колесников М.А. Сущность экстраполяции как философской категории // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. №4(28). С. 75-80.
  9. Мануйлов, Ю.С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). С. 12-18.
  10. Новиков А.М. Методология образования. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.
  11. Педагогическая аксиология / В.А Сластенин [и др.]. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2008. 293 с.
  12. Попов С.И. Обыденность в контексте самоопределения философии // Социогуманитарный вестник. 2011. №2(7). С. 159-165.
  13. Свод вечных российских ценностей. 20.03.2020. URL: http://www.pravoslavie.ru /44320.html.
  14. Сигарева Е.В., Батурин С.П., Девяткин Г.Т. Обыденное и философия // Вектор культуры Кузбасса. 2019. №1(3). С. 51-56.
  15. Склярова Т.В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. №17. С. 15-25.
  16. Философия религии / под ред. М.М. Шахнович. М.: Издательство Юрайт, 2016. 273 с.
  17. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. M.: Республика, 2001. 719 с.
  18. Чеснокова Л.В. Дом как пространство приватности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2019. №2. С. 91-97.

 

Источник: Стерхов А. А., Гущина Е. В. Социальная философия современной молодёжи //  Философская школа. – № 11. – 2019.  – С. 25–33. DOI.: 10.24411/2541-7673-2020-11103