Печать
Категория: Философская школа, 2019, №9
Просмотров: 1182

Аннотация. Статья посвящена анализу прошедших в 2019 году в городе Подольске публичных лекций профессора Сергея Васильевича Чернова, в основу которых были положены результаты фундаментального исследования автором явления гениальности. Название статьи достаточно точно отражает характер плодов работы профессора, ведь ему удалось наглядно осветить ключевые вопросы зарождения, происхождения, становления гениальности с яркими примерами и убедительными доказательствами, а также доступно передать суть исследований слушателям. Стоит особо отметить, что труды исследователя вовсе не являются добычей бесполезных архаичных истин, как может на первый взгляд показаться избалованному массовой культурой скучающему читателю или слушателю. Напротив, исследование являет на свет настолько злободневные проблемы и перекосы нравственности, духовности и образования, что делает научные и творческие усилия С.В. Чернова остроактуальными в исторической перспективе на многие годы вперёд.

Вдохновляясь результатами многолетних исследований профессора и учитывая острую социальную проблематику, в настоящей статье высказываются мысли по возрождению и совершенствованию  отечественного образования.

Ключевые слова: гении и гениальность, С.В. Чернов, исследование гениальности, авторский цикл лекций, идеалы, ложные ориентиры, общество, молодёжь, переоценка ценностей, образование.

Чем всю жизнь проклинать темноту,

 лучше зажечь маленькую свечку.

 

Конфуций

 

С  марта по июнь 2019 года на базе Музея-усадьбы Ивановское города Подольска профессор Сергей Васильевич Чернов представил авторский цикл лекций «Тайна гения – тайна человека: парадоксы гениальности».

Мало кого великие тайны оставляют равнодушными, и загадка гениальности не является исключением. Многие из нас задумывались: «Могу ли я стать гением?». Но мало кто проникал в суть понятия «гениальность», анализировал её источники, принципы и атрибуты. Не каждый внимательно проследил жизненный путь гениальных людей прошедших столетий.

Загадка гениальности вне времени, вне политики. Умирают и рождаются культуры, но эта тайна продолжает волновать и притягивать пытливые умы всех возрастов. Возможно, именно поэтому каминный зал музея-усадьбы из лекции в лекцию объединял в своих стенах совершенно разных слушателей: студент юридического факультета, гештальт-терапевт, свадебный фотограф, сотрудник музея-усадьбы, журналист, педагог на заслуженной пенсии и многих других. Можно было наблюдать редкий пример одновременного вдумчивого интереса столь разновозрастных, непохожих людей. А интерес этот был вполне закономерен и объясним. С.В. Чернов ярко и увлекательно представил вниманию слушателей свой авторский курс лекций, посвящённый гениальности. Оригинальный, глубокий и поистине интересный!

Напутствием автора в преддверии первой вводной лекции прозвучало: «Гениальность – это не простое понятие. Его нельзя объяснить в двух словах. Его нужно раскрывать. Его нужно объяснять. Его нужно содержательно показывать».

И это, несомненно, удалось! Посещение цикла лекций живо и доступно приблизило слушателей к пониманию и осознанию феномена Гения… И вот почему это стало возможным.

Во-первых, причина в самой личности профессора С.В. Чернова. На каждой лекции он являл пример потрясающего ораторского искусства. Вдохновенная и искусная речь, убедительные аргументы, очень точно подобранные цитаты великих, отлично дополняющая выступление демонстрация слайдов – слушать профессора хотелось дольше регламентированных трёх академических часов. Хотя и в этом временном ограничении вновь проявлялась мудрость лектора, ведь за это время концентрация и фокус внимания слушателей ни капли не терялись. В конце лекции, получив ответы на свои вопросы (стоит сказать, что профессор отвечал на абсолютно все вопросы слушателей), я уходил вдохновлённый и с новыми силами! Далеко не всегда моё высшее учебное заведение дарило такие увлекательные учебные будни. На одной из лекций я выразил сожаление о том, что по стечению обстоятельств никто из приглашённых мною друзей и коллег не смог присоединиться к участию, на что профессор уверенно и с улыбкой ответил: «Даже если придёт только один слушатель – лекция состоится. Если же мои слова найдут отклик в сознании и сердце хотя бы одного ученика, то моя деятельность имеет смысл и значение». Рефлексируя, я не могу не согласиться со словами Сократа: «Все профессии от людей, и только три от Бога: Учитель, Судья и Врач». Сергей Васильевич, несомненно, получил от Бога высокую миссию Учителя!

Во-вторых, большинство того, что сегодня пишут о гениальности – это по большей части низкопробные сенсации и дилетантские расследования. Проф. С.В. Чернов же провёл действительно глубочайшее, всестороннее и объективное исследование ярчайших примеров гениальности (Св. ап. Павел [7]; Андрей Рублёв [6]; Леонардо да Винчи [там же]; Блез Паскаль [11], Бенедикт Спиноза [6, 11], М.В. Ломоносов [4, 9, 11]; Артур Шопенгауэр [1, 5, 10]; А.С. Пушкин, Оноре де Бальзак [6], Н.А. Бердяев [2, 5, 6, 8], и мн. др.), а также выявил суть явления гениальности, раскрыв его содержание и заставив слушателей пересмотреть свои взгляды. Обращение же лектора к фактам творческой жизни гениев, к их деяниям и произведениям, дали дополнительную пищу для ума, увлекли слушателей и призвали к самостоятельному исследованию. Налицо познавательно-воспитательный смысл и значение этих лекций.

Автор цикла лекций дал, на мой взгляд, одновременно оригинальное и точное определение гениальности: «Гениальность – есть созидание благого, возвышенного, прекрасного. Гений создаёт принципиально новые, оригинальные творения, порождает универсальные гениальные идеи, создаёт такие продукты индивидуальной творческой деятельности, которые со временем приобретают значение идеалов, составляют непреходящую в веках ценность и способствуют преображению человеческого духа в идеях любви, истины, красоты» [2, с.40-41]. Это определение приближает нас к пониманию гениальности, как бы предопределяя её суть и содержание, а также заставляет по-новому взглянуть на это понятие. А что же сегодня гениальность?

В современном значении понятия «человек гениальный», «человек великий» стали тождественны понятиям «человек известный, популярный». На первый взгляд ничего, казалось бы, стьрашного. Но вдруг пронзает страшное осознание того, что это трагедия современного общества, особенно молодого поколения.  Нам не просто предложили альтернативу, а вероломно подменили, подбросили неверные, ложные идеалы и ориентиры. Раньше только ТВ и СМИ, а теперь уже кинематограф, театр, музыканты, актёры, художники – все «транслируют» этот обман. Безобразное выдают за великое, гениальное, творческое. Вместо ориентиров нравственных и духовных – ориентиры популярные: бесстыжие скандалисты, психически больные,  алкоголе- и наркозависимые люди. Да, о них знает страна, знает весь мир. Но как произошло, что они и стали «героями нашего времени»? Они явили собой тот образ и «вершину», к которой стремятся, которой подражают. Лектор предостерегает от таких ориентиров, заставляет проанализировать и при необходимости пересмотреть их. Невольно вспоминаются слова И. Ньютона: «Мы велики не потому, что выросли, а потому, что стоим на плечах гигантов». И С.В. Чернов рассказывает нам о гигантах. О тех, кого действительно можно ставить в пример. И в какой-то момент это великое откровение. Уверен, что всем, а особенно молодым слушателям, необходимо посетить лекции уже ради одного только этого осознания.

Хорошим подспорьем может стать выбор нескольких действительно великих, достойных людей в качестве духовно-нравственного примера. Идеал – не достижим. Но постоянное стремление к нему определяет действительность нашей жизни, её характер и качество.

Проф. С.В. Чернов подтвердил, что человек есть целостное единство трёх ипостасей: телесное – душевное – духовное, которые являются как бы ступенями от низшего в высшему, но рассматривать их нужно только в неразрывном единстве – в целостном единстве начал, относящихся к различным порядкам бытия. Особо интересными мне показались последующие выводы профессора: «Через высшее можно понять низшее. Через низшее понять высшее нельзя». Следовательно, можно сказать, что эти категории соотносятся как общее и частное. То есть высшее вбирает в себя низшее, но к этому последнему не сводится, а вот низшее является как бы составляющей высшего. Этот вывод отвечает на многие вопросы и возражения слушателей о фактах порой странного, атипического, необычного, странного поведения и поступков гениев. Как говорили римляне: «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо». Да, в гениях проявлялось низшее, как оно имеет место быть в любом человеке. Но высшее духовное начало в них преобладало, как бы искупая всё. В нестерпимо жарком горении гениального творческого огня зёрна высокого творчества освобождаются от плевéл низких побуждений.

Также не менее актуальным и полезным мне показался вывод лектора о необходимости проводить чёткую грань между понятиями «саморазвитие» и «самоутверждение». Тоже ценнейшая и полезнейшая пища для ума, особенно подрастающего. Вновь на первый взгляд понятия тождественные, идущие рука об руку. Но С.В. Чернов доказал, что это не просто разные, но и порой взаимоисключающие понятия: «Самоутверждение, как правило, происходит через материальные вещи и не имеет конца. Неутолимая жажда новинок моды и техники (автомобили, гаджеты и прочее) может настолько поглотить жизнь человека, обеспечив преобладание низшего (жажда потребления) над высшим (жажда творчества), что о саморазвитии уже и речи быть не может. Только накопление денег и мнимое увеличение социального статуса через приобретаемые материальные блага. И вновь мы обнаруживаем ложную цель». А где знания, духовность, нравственность и, хочется верить, гениальность? Только в плоскости саморазвития, что становится очевидным. А если оперировать категориями исследования Сергея Васильевича, то, например, в «воле к гениальности», что является одним из трёх её существенных признаков: воля к гениальности – творческий дар – призвание-назначение.

Обращает на себя внимание и, можно сказать, вызывает восхищение сам метод, который Сергей Васильевич использует в своих исследованиях и называет его, вслед за А. Ф. Лосевым, триадической диалектикой [10, с.62]. Хочется отдельно остановиться на этом удивительном, носящем очень символичный характер исследовательском подходе. Большинство базовых понятий в исследовании профессора составляются в следующие неразрывно-целостные триады: духовное – душевное – телесное; любовь – истина – красота; благое – возвышенное – прекрасное; гений – святой – пророк; озарение – благодать – прозрение; воля к гениальности – воля к усреднению – воля к бездарности и др. [подр. см.: 1, 2]. Эти связки-триады почти совершенны, так как какое-либо изъятие или дополнение очевидно нарушит заложенный баланс.

Настоящие мурашки пробегали по коже, когда Сергей Васильевич напомнил слушателям о сущности Любви, одного из главных понятий введённого им триединства, стоя на её страже, и искусно приводя слова Св. ап. Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 1-8). В этом же вся мудрость жизни!

Я также полностью согласен с Сергеем Васильевичем, что Красоту и Прекрасное можно и нужно отличать от безобразного, в чём может помочь введённый лектором критерий наличия смысла. Ведь Благое – Возвышенное – Прекрасное ведут к приращению бытия, тогда как деструктивное – низкое – безобразное умаляют бытие и ведут к небытию, к меону.

По окончании курса лекций я убедился в истинности вдохновляющей мысли – в каждом в потенции заложена гениальность. Более того, по словам Сергея Васильевича: «Гениальность может проявиться и в четыре года, и в двадцать лет, и в пятьдесят, и на закате жизни». Она, являясь врождённым «компасом духовности», во многом помогает нам оставаться людьми в этом безумном современном мире. А имеющуюся у нас альтернативу прекрасно иллюстрируют слова апостола Павла: «Каждому раздаётся духовное без меры. И каждый выбирает – либо черпать из этого источника, либо закрыть его». Говоря словами лектора – либо «воля к гениальности», либо «воля к бездарности». Выбор за нами.

В лекциях проф. С.В. Чернова красной нитью проходит мысль о том, что каждый человек может проявить волю к гениальности, преодолев  массу жизненных преград и препятствий, как то – меркантильные интересы, прагматический рационализм, махровый конформизм [подр. см.: 2, 3, 5, 8]. На вопрос «могу ли я стать гениальным?» вряд ли можно ответить однозначно, ведь гениальность – это категория историческая. Да, гениальность подвластна всем. Да, это тяжёлый путь. Да, этот путь требует отказа от многих и многих удовольствий. Да, лучше начинать его с «младых ногтей». Но нельзя отбирать эту надежду у человека. Именно эта надежда может привести человека если не к гениальности, как таковой, то к переосмыслению жизненного пути, что само по себе есть величайшее благо для человека как существа духовного. А если человек станет счастливым, то и люди рядом с ними будут счастливы. И я убеждён в том, что профессор, обладая этими ценнейшими знаниями о гениальности, этой квинтэссенцией своих многолетних исследований – должен постараться, чтобы большинство людей услышали этот цикл лекций. Это несомненная ценность и польза для людей! Люди нуждаются в таких знаниях!

 

Новый взгляд на образование

 

Вдохновившись работой профессора С.В. Чернова нельзя не отметить реальной практической ценности проведённого им исследования и выводов [12], которые могут повлиять на систему сложившихся сегодня прагматических ценностей.

Ни для кого не секрет, что чем более раннее влияние оказывается на человека, тем более действенным является такое влияние. Согласно последним исследованиям, как положительные, так и отрицательные эмоции, переживания матери могут оказывать прямое воздействие на будущего ребёнка даже на самых начальных сроках беременности. В последующем с течением времени, всё более костными и менее гибкими становятся психика и интеллект. Только в голливудских фильмах воспитанный обезьянами в джунглях малыш Тарзан вырос и стал высоким, атлетичным, высоконравственным мужчиной, который взаимно влюбился в красивую девушку, женился на ней, после чего уехал с ней жить в крупный город. В действительности воспитанный обезьянами в течение нескольких лет ребёнок, если бы конечно выжил, не смог бы полноценно ходить на двух ногах, а также воспринимать и воспроизводить человеческую речь, какие бы профессионалы с ним не занимались. Этот человек был бы только биологически жив, а социально и духовно был бы мёртв.

Следовательно, образовательная система государства является не просто важнейшим, а своевременным и незаменимым этапом нравственного, духовного и физического становления детей нашего Отечества. Образовательная система должна осознавать свою ответственность за то, какое влияние она оказывает на детей, подростков, юношей в стенах своих учебных заведений. Многие называют школьные и студенческие годы золотым временем. И оно должно быть таковым! Только я бы сравнил это «золотое время» не с драгоценным металлом, а с правилом «золотого часа» реанимации, когда есть небольшой промежуток времени, от неотложных действий в котором зависит вся дальнейшая жизнь человека – будет ли он вообще жить, а также как долго и насколько качественно. И в этот краткий миг на помощь приходят профессионалы, несущие уголовную ответственность в случае своей ошибки. А раз так много общего, то не только медицина, но и образование должно считаться не просто важным, а жизненно необходимым социальным институтом, с высшей степенью персональной ответственности за ошибки, влекущие какой-либо ущерб. При этом мне, как юристу, хорошо известно о наличии ответственности не только за преступные действия, но и за  преступное бездействие, тогда как о последней категории при оценке ошибок системы образования в нашей стране вспоминать не принято.

А что же у нас принято? Ну, например, говорить «всё новое – это давно забытое старое». И хорошо бы, если бы мы в новом вновь обретали это самое проверенное, действенное, мудрое старое. Но на деле, как правило, новое всё проверенное старое отметает без оснований. Буквально один штрих современного положения вещей на стыке, опять же, образования и медицины. Уже пару десятилетий врачи трубят о том, что малоподвижный образ жизни нас если не убивает, то точно калечит. Начинается этот процесс, как вы уже догадались, с самого детства и расцветает в школе, а после в среднем и высшем учебном заведении. Подсчитано, что в школе ребёнок (с учётом занятий и приемов пищи) может находиться в сидячем положении от 4 до 7 часов. А дома? Домашнее задание ещё на 3-4 часа. В итоге из 16 часов бодрствования ребёнок может до двух третей времени находиться в противоестественном и вредном для себя обездвиженном положении. А может, не существует никакой альтернативы? Но даже любопытный дилетант быстро найдёт труды доктора В.Ф. Базарного, много лет занимающегося исследованием данного вопроса. И он нашёл «лекарство», которое, оказывается, было давно открыто нашими мудрыми предками – конторка. Кто же любил работать за конторкой? Те самые гении, о которых упоминал С.В. Чернов! А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев! Петр Первый любил работать за конторкой. Известные нам писатели создавали с помощью неё свои произведения – Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов и Э. Хемингуэй. С 80-ых годов ХХ столетия лекарство есть (конторка и методика работы), по поручению Минздрава РФ оно неоднократно проверено и одобрено многими авторитетными НИИ, рекомендовано ко внедрению во все детские сады и школы страны, но… Много ли вы видели конторок в школах и ВУЗах? В известных мне я не видел ни одной.

Какие же напрашиваются выводы? Государственный механизм очень громоздкий и неповоротливый, с ним костенеет и система образования. И это можно и нужно срочно исправлять, чутко прислушиваясь к тревожным звоночкам. Благо, о серьёзных проблемах в нашем образовании уже давно воют настоящие сирены, не услышать которые нельзя даже накрепко зажав уши, и невозможно не увидеть, даже плотно зажмурив глаза.

Стоит ли при этом говорить о важности духовного и нравственного воспитания молодого поколения? Это аксиома. Кого сегодня удивишь тем, что мы являемся обществом потребления? Та же аксиома, с которой никто не поспорит. А значит, пора переходить от слов к действию. И важным шагом в период «золотых лет» обучения в общеобразовательной школе, а затем в среднем и высшем учебном заведении может стать чтение курса лекций профессора С.В. Чернова в рамках основного или дополнительного предмета. Именовать предмет можно «Историей гениальности», которая нисколько не уступает предметам «Древнейшая история», «История России», «Современная история», «История правовых и политических учений» и другим. Ведь об истории наших военных достижений написано достаточно, а вот нравственных и духовных ориентиров для молодёжи явно недостаёт.

Этот пробел может прекрасно компенсировать настоящий курс лекций. Первая книга С.В. Чернова «История гениальности в России: Университет всея Руси» [4] уже издана, а в настоящее время автор работает над продолжением этих актуальных, содержательных и интереснейших монографий. Воздействие курса будет основано на простейшем принципе психологии. Можно сколько угодно поучать ребёнка, запрещать ему что-либо, но ребёнок обязательно повторит за известным ему примером. В рамках же курса С.В. Чернова слушатель может познакомиться с жизнью и творчеством гениальных людей, например, М.В. Ломоносова, что наверняка вдохновит слушателя на подобную активную, смелую, разностороннюю жизненную позицию. В свою очередь, предложенная автором лекций концепция понимания стремления подлинного гения к истинам высшего (духовного) порядка бытия и к высоким нравственным ценностям позволит ученикам (независимо от их возраста и образовательного ценза) избрать верные ориентиры и выстроить здоровую систему жизненных приоритетов и приблизиться к пониманию истинных смыслов человеческого бытия.

 

Выводы

 

Цикл лекций С.В. Чернова «Тайна гения – тайна человека» действительно приоткрывает завесу тайны, приблизив нас к пониманию образа личности гения и сущности гениальности. И, самое главное, помогает задуматься над собственной жизнью, ориентирами и, возможно, произвести глубочайшую переоценку ценностей.

Посещение лекций увлекло автора настоящей статьи к дальнейшему исследованию вопросов гениальности по трудам Сергея Васильевича Чернова, которые включают в себя не только статьи в периодических изданиях, но и монографии, ссылки на которые приведены в списке литературы [1-12]. В. Маяковский писал:

 

Поэзия - та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

 

Сергей Васильевич добывает для нас настоящий «философский радий». Вспоминая слова Конфуция в фабуле настоящей статьи, можно с уверенностью сказать, что проф. С.В. Чернов, осознавая «темноту, туман», которые застлали наше посткультурное общество, не пытается просто «клясть», а зажигает в этой мгле свечи творческих устремлений, воли к гениальности, духовности и нравственности наших сердец!

Несомненно, ни одна статья не сможет заменить посещения всего цикла лекций проф. С.В. Чернова, в этой связи рекомендую людям абсолютно всех профессий и возрастов найти время и возможность посетить эти лекции в полном объёме. Вы не пожалеете!

 

Список литературы

 

  1. Чернов С.В. Гений как художник, как мыслитель, как творец // Психология и психотехника. – 2011. – № 1(28). – С.34-44.
  2. Чернов С.В. Идеально-смысловой критерий гениальности // Философская школа. – 2017. – № 1. – С. 32-43.
  3. Чернов С.В. Идеи к разработке проблемы гениальности. Монография // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2016. – № 7. – С.7-96.
  4. Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая: Университет всея Руси. Монография. – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017. – 422 с. – (Серия «Ломоносовский проект»).
  5. Чернов С.В. Новый взгляд на природу гениальности // Психология и психотехника. – 2015. – № 2(77). – С. 159-174.
  6. Чернов С.В. Образ личности гения. Искатели совершенства // Философская школа. – 2017. – № 2. – С. 72-105. DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00020.
  7. Чернов С.В. Образ религиозного гения-творца: Св. Апостол Павел // Философская школа. – 2019. – № 8, – С.11-21. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10814.
  8. Чернов С.В. О творческом назначении человека // Философия и культура. – 2011. – № 1(37). – С. 41-49.
  9. Чернов С.В. «Самобытный сподвижник просвещения»: Опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова // Педагогика и просвещение. – 2013. – № 3. – С. 202-224.
  10. Чернов С.В. Триадическая диалектика гениальности // Философская школа. – 2018. – № 6. – С.61-73. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10643.
  11. Чернов С.В. Характерология гениальности: Феномен поступка // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – № 3. – С. 279-323.
  12. Чернов С.В. Человек и образование в эпоху глобальных перемен // Научные труды Института Непрерывного профессионального образования. – 2016. – № 6(6). – С. 9-20.

Источник: Герасимов Н. Г. Генезис гениальности  //  Философская школа. – № 9. – 2019.  – С. 103–109. DOI.: 10.24411/2541-7673-2019-10934