Печать
Категория: Философская школа, 2019, №7
Просмотров: 327

Аннотация. Автор продолжает исследование воображения, как одного из важнейших свойств человеческого бытия (см.: Философская школа. – 2018. – №5). Даётся историко-философская ретроспектива воображения в трудах философов от античности до наших дней. Проводится мысль о том, что виртуальная среда, создаваемая во многом благодаря интеграции образов воображения огромных масс современных людей, преобразует реальность, одновременно, внося изменения в самою природу человека.  При этом воображение является важнейшим катализатором и питательной средой науки и искусства. Перспективы настоящего исследования автор видит в необходимости рассмотреть понятие «воображение» в системе следующих сопутствующих понятий «творческий дар», «вдохновение», «интуиция», «озарение», «апперцепция», «гениальность».

Ключевые слова: философская антропология, воображение, фантазия, творческое воображение, образ, идея, визуализация, наука, искусство, гениальность.

Под воображением понимается психическая деятельность человека, «состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности» [13, с.91], следовательно, в воображении человек создаёт достраивая и воссоздаёт довоспроизводя по сути новую идеальную действительность, оперируя конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности. Таким образом, «главная функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, чего ещё не существует» [там же]. Исходя из этого, получается, что без воображения невозможны ни догадка, ни интуиция, ведущие к научному открытию, ни возникновение художественных и поэтических образов, создающих произведение искусства.

И здесь мы слышим глас поэта:

 

Мгновение –  и мысли стройным рядом
В воображении его проходят;
Мгновение –  и мысли в ясной речи,
Как в золоте бесценные алмазы.


   Кукольник «Джулио Мости»

 

Традиционно, воображение является предметом психологического изучения субъекта познания. Выделяются воссоздающее и творческое воображение. «Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.» [8].

Основываясь на результатах экспериментального психологического исследования,  О. И. Никифорова выявила четыре типа воссоздающего воображения. Первый тип испытуемых отличается слабостью и неразвитостью воображения: «При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме». Второй тип воображения характеризуется тем, что  воссоздание художественного образа у испытуемых  «подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания». Третий тип воображения уже предполагает активную психическую работу испытуемых: «При чтении у них возникали несоответствующие тексту воспоминания, но в отличие от испытуемых второй группы они всегда проверяли эти воспоминания на основе анализа текста и старались путем сознательной переделки воссоздать образы такими, какими их изобразил писатель». И, наконец, высшие способности к воображению были обнаружены у четвёртого типа испытуемых, основное качество которых заключалось в том, «что они четко определяли различия между образом литературного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа» [9].

Французский психолог Т. Рибо  одним из первых приступил к изучению творческого воображения. В своей книге «Творческое воображение» (1901) он утверждал, что на одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель смотрят по-разному: «качество, занимающее одного, не замечается другим» [12]. Рибо выделяет в структуре творческого воображения две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. «Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание». В свою очередь, «ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам» [цит. по 8]. Однако без предварительного процесса диссоциации создание целостного образа невозможно и отсутствие диссоциации является препятствием на пути творческого воображения.

На сегодняшний день психологическая наука далеко продвинулась в вопросах исследования феномена воображения, однако воображение, как важнейшее свойство человека не заняло ещё своего места в философском постижении человека, являющегося особым родом сущего [7, с.7]. В этой связи главные задачи настоящей работы автор видит в следующем:

1) в утверждении положения о том, что воображение, как важнейшее свойство человека познающего, должно явиться предметом философско-антропологического анализа, что позволит глубже понять саму идею человека;

2) в стремлении показать роль и значение воображения в созидательной творческой деятельности человека, касающейся таких форм его познания, как наука, так и искусство.

Вначале обратимся к учению Платона об идеях. Древнегреческий философ считал, что первично сознание (идея), а материя уже вторична. То есть сначала у человека рождается идея (образ, визуализация) какого либо предмета, а затем уже этот предмет появляется в материальном мире путём его изготовления. В мире идей Платона есть образы всех существующих ныне вещей, и даже образы предметов будущего. Это напоминает понятие ноосферы, введённое академиком В. И. Вернадским [4, с.146-148]. Таким образом, можно предположить, что идеи и образы всех материальных вещей хранятся в неком виртуальном пространстве, напоминающем «облако» современных файлообменников.

И, следуя современной логике программиста, если знать пароль от нужного файла, его можно «скачать», и он на реальном компьютере станет вполне конкретным и полезным в практическом использовании. Вполне логично предположить, что таким паролем, а точнее целой программой в сознании человека, которая помогает «скачать» необходимые для конкретного воплощения в жизнь файлы из мира идей, является воображение. Более того, у воображения существует и обратная связь с миром идей. То есть человек с развитым воображением может создавать удивительные образы несуществующих пока в материальном мире предметов, которые «закачиваются» в файлообменник мира идей, а потом уже появляются в материальном мире.

Таких примеров немало у писателей-фантастов и талантливых учёных. Именно они, начиная с гениального Леонардо да Винчи и заканчивая Жюлем Верном и современными авторами, предсказали появление самолётов, роботов, компьютеров и многого другого, что в их время считалось немыслимым. Каждый человек способен мечтать, фантазировать, воображать или визуализировать какие-то вещи или события. Но одни ограничиваются простым просмотром красивых картинок, тогда как некоторые люди сами творят новые образы в воображении и способствуют их материализации. Хорошо сказал об этой разнице Томас Гоббс в своей книге «Левиафан». Он различает два уровня воображения: 1) низший, на котором формируются восприятия и картина действительности, 2) высший, на котором создаются новые образы и идеи. Именно второй уровень и лежит в основе любого искусства. Воображение для Гоббса – не механическая, а живая и активная сила, ибо не только человеческие эмоции, аппетиты и желания, но даже воля зависят от воображения. Именно высший уровень воображения является креативной силой, которую человек может использовать как для саморазвития, так и для общего развития науки и искусства. Таким образом, можно предположить, что высший уровень воображения, в отличие от пустого мечтательного времяпрепровождения, можно поставить на службу человеку и человечеству в науке и в искусстве. Вопрос, как это сделать?

Рассмотрим связь воображения и искусства. Для этого рассмотрим понятие «творческое воображение» «…в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности» [8]. Впервые понятие «творческое воображение» встречается в начале XVIII в. Эпоха Просвещения построила на нём свое понимание гения, поэтического таланта, индивидуальности и даже этики. Локк, Шефтсбери, Юм, Кант и Лейбниц рассматривали идею воображения, отталкиваясь от различных исходных рубежей. Д. Юм, как и его современник, критик и эссеист Самюэл Джонсон считали работу и самое наличие воображение не только самым важным эмпирическим фактом, но и неизбежностью.

Воображение не является материей, оно не «получается» в ощущении, но только благодаря ему можно объяснить, почему мы объединяем прошлое, настоящее и будущее, направляя свои действия. Философ и критик были единодушны в том, что воображение – это единственная сила, опора в понимании внешних событий, это основное и единственное средство, благодаря которому человек реагирует (пусть даже неправильно) на мир. По Д. Юму, воображение сочетает страсти с идеями, оно «оркеструет» гармонию чувства и мысли, дает направление идеям, объединяя их в едином действии. Чувства и мысли человека являются сильными или слабыми в зависимости от воображения.

Английский философ и литератор Александр Джерард (1728-1795) разрабатывает стройную концепцию воображения, сравнивая последнее с магнитом, притягивающим различные идеи и образы, получаемые из природы. Введя понятие «страсть» и «суждение» в сферу понятия «воображение», Джерард утверждает, что гений зависит от изобретательности, т.е. способности делать открытия в науке или создавать оригинальные произведения искусства. Он указывает на несколько свойств воображения: плодовитость, деятельность, энтузиазм; придерживается конвенционального ассоциативистского взгляда на роль чувств, привычки и памяти в создании и связывании между собой идей. Страсть, по мнению Джерарда, возбуждает воображение, являясь катализатором идей. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что без «творческого воображения» не может быть настоящего искусства, и наоборот – если человек хочет достичь высот в искусстве, ему необходимо развивать воображение.

Выдающийся английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), стоявший у истоков современной научной мысли, и считавший, что призвание человека в открытии скрытых от него законов природы, разделяет всё человеческое знание «на историю, поэзию и философию с тремя интеллектуальными способностями: памятью, воображением и рассудком» [3, с.148]. По Бэкону «поэзия… говорит об единичных предметах, но созданных с помощью воображения, похожих на те, которые являются предметами подлинной истории; однако при этом довольно часто возможны преувеличения и произвольное изображение того, что никогда не могло произойти в действительности. Точно также обстоит дело и в живописи. Ибо всё это дело воображения» [там же, с.149]. Таким образом, определяя двойственную природу воображения, Бэкон, вместе с тем, отводит ему ведущую роль в развитии искусства как одной из важнейших форм человеческого познания. Но в понимании роли воображения в творческой деятельности человека Бэкон идёт ещё дальше. «Не подлежит сомнению, – пишет философ, – что… в области суждения и в области действия, роль своего рода посла, или посредника, или поверенного как той, так и другой стороны играет воображение» [там же, с.277]. Следовательно, по Бэкону, и наука так же не может обойтись без воображения.

Примерами творческого воображения в науке являются своеобразные образы-понятия, представленные в наглядной форме. Например, в химии – это структурная формула вещества, представленная в виде рисунка, и раскрывающая характеристики соответствующего вещества: связи атомов в молекуле и их пространственную структуру. В физике – это наглядная модель строения атома, в биологии – это может быть модель, образ молекулы ДНК и т.п.

Из современных авторов следует выделить книгу Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» [2]. Читая статью о том, как Бах писал эту книгу, автор обнаружил свидетельство самого писателя, что он для развития воображения использовал методику испанского учёного Хосе Сильва [14]. Кратко представим суть этой методики. Дело в том, что Сильва всю жизнь занимался исследованиями головного мозга и его биоритмов в различных состояниях. Испанский учёный с помощью современных приборов доказал, что частота колебаний излучения мозга разная в зависимости от того, бодрствует ли человек, спит или очень крепко спит. Два основных ритма, бодрствующего человека – бета-ритм, и спящего человека – альфа-ритм, он исследовал детально. Изучение электроэнцефалограмм – вещь не новая, но Хосе Сильва показал, что путём аутотренинга и работы с сознанием можно добиваться того, чтобы в состоянии бодрствования мозг человека испускал альфа-ритм, характерный для сна.

Как известно, во время сна мозг человека работает по-другому, порой открывая новые возможности. Так, например, понимание периодической системы элементов пришло Д.И. Менделееву во сне. Химик Кеккуле так же во сне открыл формулу бензойного кольца. Александр Блок утверждает, что замысел комедии «Горе от ума» открылся А.С. Грибоедову также во сне. В истории развития науки и искусства можно обнаружить массу подобных примеров. Так вот, упомянутый выше Ричард Бах, писал свою «Чайку» в альфа-состоянии колебаний мозговых волн, что, несомненно, усилило это замечательное произведение. Причём усиление произошло именно благодаря воображению, которое во сне вообще не имеет границ, а во время бодрствования в состоянии альфа-ритма работает в разы эффективнее. В своё время и я занимался по методике Хосе Сильва и могу на личном примере подтвердить, что когда работаю над какой-то сложной темой, или пишу стихотворение, то вхожу в альфа-состояние и оно реально активизирует способность к воображению.

Следуя дальше этой концепции, можно предположить, что усиленно работая над развитием «творческого воображения», человек может добиться значительного повышения результативности своей деятельности, в какой бы сфере он не трудился.

Здесь необходимо ввести ещё одно понятие, родственное воображению, а именно – понятие «визуализация». Человек способный к визуализации не только обладает развитым творческим воображением, но и умеет управлять своим воображением. По сути, он сам решает, что ему воображать, способен конструировать в воображении разные ситуации, образы или явления. Возвращаясь к платоновскому миру идей, можно сказать, что в нём человек, способный к визуализациям, может отыскать любую вещь, идею, событие, образ и т.п. То есть подобно хакеру, он может находить в сети всё, что ему нужно, несмотря на пароли, запреты и т.п.

Творческая способность человека к воображению и визуализациям идей и образов открывает перед ним большие возможности, как в науке и искусстве, так и в его творческой жизни в целом. И здесь мы можем сделать следующий логический шаг – к гениальности.

Уильям Дафф в эссе «Учение об оригинальном гении» (1767) утверждает, что воображение – огромная естественная сила. «Оригинальный» гений от просто гения отличается степенью воображения, зависящей от способности суждения; причем такое понятие, как вкус, которое является эстетическим суждением, способным создавать произведения искусства, для Даффа неотделимо от воображения. Наиболее одаренный или «оригинальный» гений по Даффу имеет грандиозное воображение. В нашей терминологии — это может означать, что гений имеет высокоразвитое воображение и способности к визуализации. И это, в свою очередь является одним из признаков гениальности.

Ф. В. Й Шеллинг определяет воображение как способность, «которая всегда опережает действительность и… находится посередине между нашей способностью познавать и способностью реализовать» [19, с.80] и, таким образом воображение выступает и как промежуточное звено и одновременно является объединяющим, связующим мостом между теоретическим познанием и практической деятельностью. Воображение создаёт эйдос, идею, модель вещи, которой ещё не существует в действительности, но которая уже есть в сознании субъекта воображения. Воображение по Шеллингу, «активно создаёт объект благодаря тому, что оно переходит в полную зависимость – в полную пассивность – от этого объекта» [там же, с.80]. Исходя из этого положения, будет правомерно связать воображение с диалектической категорией становления. Опосредуя собой и теоретическую и практическую сферы, воображение как бы «парит между конечностью и бесконечностью» [там же, с.425] и в этом своём парении оно производит не что иное, как идеи. Следовательно, главным продуктом воображения являются идеи и образы, первые из которых по форме могут быть философскими или научными, а вторые – поэтическими или художественными.

Всё сказанное подтверждает мысль о том, что во всех сферах творческой деятельности человека воображению принадлежит особое ни с чем несравнимое значение. И, соответственно, воображение напрямую оказывается связанным с творением, на что и обратил внимание Шеллинг.

По Шеллингу воображение равно относится и к атрибутам Бога, и к атрибутам человека. Божественное воображение создало человека и Вселенную. Человеческое воображение в его высших проявлениях в виде философских и научных идей и поэтических и художественных образов является своеобразным отражением божественного воображения. В этом случае мы говорим об одухотворённости субъекта творческой деятельности. По Шеллингу искусство является тем видом творческой деятельности человека, которое  в большей степени, чем что-либо другое напоминает творческое воображение Бога, поэтому Шеллинг понимает философию искусства как вершинное направление философии. Соответственно, высшим продуктом творческой деятельности художника является произведение искусства. «…художник, – пишет Шеллинг, – создавая – пусть даже совершенно намеренно – то, что в его творениях истинно объективно, кажется подчиненным некой силе, обособляющей его от всех остальных людей и заставляющей его высказывать или изображать то, чего он и сам полностью не постигает и смысл чего бесконечен по своей глубине» [19, с.476].

Продолжив эту цепочку, можно заключить, что воображение – это то, что отличает человека, как творца, в области философии искусства, философии науки и философии смысла человеческого бытия. Поэтому в отличии от пустой мечтательности и бесцельного фантазирования у людей не склонных к созидательному творчеству, воображение выдающихся, талантливых, гениальных субъектов творческой деятельности имеет огромное и непреходящее значение в разворачивании духовной истории человеческого рода. Таким образом, будучи своеобразным катализатором развития искусства и науки, воображение является одной из ключевых творческих способностей человека. Вот почему исследование этого явления становится всё более актуальным в настоящее время и может дать ключи к пониманию и осознанию многих процессов становления, развития и преобразования человеческого бытия в современном мире.

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующий вывод: свойство воображения в степени его развития у разных людей может служить определённым показателем успешности творческой деятельности человека в создании, во-первых, умозрительных идей и философских концептов; во-вторых, научных гипотез и теоретических положений; и, в-третьих, как художественных, так и поэтических образов.

Рассматривая воображение как становление от конечного к бесконечному, от теоретического познания к практической реализации, от идеи и образа к создаваемому творческому продукту, мы вправе полагать, что воображение есть существенно необходимая способность, как гениального исследователя-первооткрывателя, так и гениального  художника-первовидца[1]. И в отсутствии (неразвитости) способности к воображению невозможно создать ни выдающегося произведения искусства, ни сделать действительного научного открытия. На основании сказанного можно утверждать, что воображение как важнейшее антропологическое свойство должно занять своё достойное место в предметном поле современной философской антропологии.

Перспективы настоящего исследования автор видит в необходимости рассмотреть понятие «воображение» в системе следующих понятий: «творческий дар», «вдохновение», «интуиция», «озарение», «апперцепция», «гениальность».

 

Список литературы

 

  1. Антипов С.С. Воображение как свойство человека // Философская школа. – 2018. – № 5. – С.83-94. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10526.
  2. Бах Р. Чайка Джонатан Ливингстон. – М.: ООО Издательство «София», 2014.
  3. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. 2-е испр. и доп. изд. Т. 1. – М.: «мысль», 1977.
  4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2013. – 412 с.
  5. Бибихин В.В. Узнай себя. – М.: Наука, 1998.
  6. Бодрийяр Жан. Симулякры симуляции. – М.: Издательский дом ПОСТУМ , 2015.
  7. Гуревич П.С. Философская интерпретация человека (К 80-летию проф. П.С. Гуревича). – СПб.: Петроглиф, 2013. – 428 с.
  8. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. – Новосибирск, 1979.
  9. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972. – 152 с.
  10. Платон. Диалоги: [пер. с древнегреч.] – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2005. – 384 с.
  11. Померанц Григорий. Страстная односторонность и бесстрастие духа. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга. 2014.
  12. Рибо Т. Творческое воображение / пер. франц. Е. Предтеченского и В. Ранцева. – С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1901.
  13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия», 1983. – 840 с.
  14. Хосе Сильва, Роберт Б. Стоун. Метод Сильвы. Искусство управления. – М.: ООО «Попурри», 1999.
  15. Чернов С.В. Божественное и человеческое // Философская школа. – 2018. – № 3. – С.8-41. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-00001.
  16. Чернов С.В. Идеально-смысловой критерий гениальности // Философская школа. – 2017. – Т.1. – № 1. – С.32-41. DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00003.
  17. Чернов С.В. Идеи к разработке проблемы гениальности. Монография // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. – 2016. – № 7. – С.7-96.
  18. Чернов С.В. Novum organum к вопросу об исследовании гениальности // Философская школа. – 2018. – № 5. – С.15-37. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10523.
  19. Шеллинг В.Ф.Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Том 1. – М.: «Мысль», 1987. – 637 с.

 

[1] Исследователь-первооткрыватель и художник-первовидец – эти образы-типы личности гениального человека, были представлены и обоснованы в трудах С.В. Чернова [15-18].

Источник: Антипов С. С. Воображение как катализатор развития науки и искусства //  Философская школа. – № 7. – 2019.  – С. 102–107. DOI.: 10.24411/2541-7673-2019-10709