Аннотация. В статье представлена рецензия на монографию М.А. Пекелиса и С.С. Антипова «Полипоэтика», М., 2018, в которой осуществляется значимый прорыв в  философском осмыслении поэзии, как антропологического феномена. Книга относится к числу работ, пытающихся в рамках философского дискурса осознать роль поэзии в современном мире, крайне насыщенном информационными потоками и технологиями. Та часть «Полипоэтики», которая посвящена футурологии философии радует широтой раздумий и глубиной проникновения в тенденции, определяющие будущее философии в мире. Именно этот раздел книги делает её интересной не только для специалистов по философии поэзии, но и для широкого круга философов и культурологов самых различных направлений.

Ключевые слова: «Полипоэтика», автор М.А. Пекелис, автор С.С. Антипов, поэзия как сущность, поэзия как явление, поэзия как система, поэтическая коммуникация, футурология философии, гениальность, роль поэзии.

 

Пекелис М.А., Антипов С.С. Полипоэтика. – М.: «Серебро слов», 2018. – (Серия «Библиотека журнала “Философская школа”»).

Монография «Полипоэтика» – первая из книг серии «Библиотека журнала “Философская школа”». Она объединяет статьи, вышедшие с первого по пятый номера журнала за 2017-2018 годы. Что же позволило объединить ряд отдельных статей в цельную и связанную единой тематикой книгу?  Прежде всего, единая философская платформа, присущая журналу «Философская школа», а также единство философских подходов, отличающее большинство публикаций, выходящих с одобрения Редакционной Коллегии издания.  Эта платформа может быть обозначена, как структурная христианская антропология, сдобренная  аналитическим, междисциплинарным взглядом на сложные философские проблемы, связанные с будущим философской мысли.

Именно в рамках такой парадигмы авторы  «Полипоэтики» рассматривают поэзию, как явление, сущность и систему, то есть как цельный и неделимый философский объект. Положительное впечатление производит и тот факт, что свойственная любому собранию разрозненных философских статей фрагментарность искупается глубиной проникновения в сущность философских проблем.

Первая и главная из этих проблем – это проблема единого  системного  и структурного подхода к поэтике, как к науке о поэтическом творчестве и одновременно как науке о  социальном и информационном процессе, связанном с поэзией. Вторая, не менее важная, но более камерная, философская проблема, возникающая при рассмотрении поэзии, как явления, сущности и системы, это проблема двойственного понимания самого термина «поэзия». С одной стороны, как обозначения вселенской красоты, а с другой как литературного феномена мерной, ритмизованной и рифмованной речи, называемого стихосложением.

Эта парадоксальная двойственность понимания поэзии, как целого, вызывает необходимость при  философском анализе поэзии соединить в одной упряжке, образно говоря, «коня и трепетную лань», то есть эмоциональную и интеллектуальную, музыкальную и семантическую составляющие  поэтического творчества. В придачу, авторам не следует забывать и об особенностях поэтической коммуникации, как информационного процесса. Скажем искренне, задача не из лёгких, но, однако, следует заметить, что авторы «Полипоэтики» с этой задачей, в целом, справились. Та же часть «Полипоэтики», которая посвящена футурологии философии радует широтой раздумий и глубиной проникновения в тенденции, определяющие будущее философии в мире. Именно этот раздел книги делает её интересной не только для специалистов по философии поэзии, но и для широкого круга философов самых различных направлений.

Проведение  аналогии между поэзией  и философией давно уже стало трюизмом. Однако в утверждении, что хорошая поэзия всегда философична, а хорошая философия всегда поэтична, есть очень большая доля истины, ибо поэзия – это не только и не столько стихотворные тексты, сколько философская категория красоты, гармонии и глубокой внутренней целесообразности.

Может быть, именно поэтому смена тысячелетий от рождества Христова породила такое обилие основательных работ, пытающихся в рамках философского дискурса осознать роль поэзии в современном мире, крайне насыщенном информационными потоками и технологиями.

Хорошо понимая, что у элитарной, высокой поэзии, как у особенного способа осознания действительности и, тем паче, как у изысканного развлечения и времяпровождения, появился, наряду со старыми, такими как: кино, театр, телевидение, радио, новый конкурент, а именно Интернет, со всеми его социальными сетями, массовыми поэтическими сайтами, видеоклипами, специалисты по философии искусства и литературы, антропологии, гносеологии, эстетике, информатике и иже с ними, деятельно пытаются расслоить сам предмет поэтики, как раздел философии прекрасного.

Так, например, известный литературовед и философ Михаил Эпштейн выделил из поэзии гиперпоэзию, как некое отражение гипертекста и подтекста, позволяющее поэтам пророчествовать и выражать доминирующую интеллектуальную эмоцию широких масс. В свою очередь философ и культуролог  Игорь Сид  посвятил целую монографию  геопоэтике, которую он противопоставляет геополитике, как направление социального действия и особого экологического мышления, основной задачей которого является сбережение красоты Земли, потому что Земля – это  общий дом всех людей. Что касается собственно поэзии, то она, по мнению И. Сида – ключ к сохранению нашего общего дома Земли в целостности и сохранности. По мнению Игоря Сида геопоэтика и сама состоит из трёх направлений: художественной геопоэтики, прикладной и проективной геопоэтики и научной геопоэтики.

Уже эти два примера убедительно доказывают тенденцию дихотомии понятия «поэтика» в современных исследованиях по философии и культурологии поэзии. Говорю об этой тенденции только для того, чтобы подчеркнуть, что монография «Полипоэтика» двух сравнительно недавно пришедших в философию литераторов и естествоиспытателей Михаила Абрамовича Пекелиса и Сергея Сергеевича Антипова основательно закрывает тот пробел в исследовании закономерностей поэтики, который носит явный междисциплинарный характер. Закрытие этого пробела позволяет консолидировать разрозненные представления о поэтике, как некотором спектральном множестве разрозненных теорий. Попытка этих авторов создать общую теорию поэтики, по своему,  уникальна и чем-то сродни усилиям Джеймса Кларка Максвелла в его стремлении описать общую теорию поля.

Глубокий философский интерес вызывает и тот факт, что в монографию органично включены работы по футурологии философии и герменевтике. Эти труды служат как бы рамкой основных исследований по метапоэтике, мегапоэтике и хронопоэтике, но рамкой необходимой, оттеняющей прикладные аспекты той полипоэтики, на существовании которой настаивают авторы.

Несколько в стороне от общей тенденции монографического исследования стоит работа, выполненная в рамках философской критики – «Искусство невозможного», посвященная исследованиям о гениальности С. В. Чернова. Как известно основной научный интерес названного автора лежит в  области философии гениальности. Вместе с тем именно философия гениальности  связывает всё исследование по полипоэтике  в единый узел насущных философских проблем, возникающих при рассмотрении  цивилизационного кода, вернее, его глобального изменения, стержнем к которому служит само понятие гениальности.

В монографии «Полипоэтика» предпринята убедительная попытка строгой постановки философских вопросов, связанных со всем объёмом названных проблем.  Безусловно, монографии не помешало бы дополнительное исследование тем, предлагаемых биопоэтикой, геопоэтикой, социопоэтикой и других современных направлений полипоэтической мысли. Хочется надеяться, что это пожелание не пройдёт мимо внимания авторов и соответствующие статьи появятся на страницах журнала «Философская школа» и войдут в научный багаж как её читателей, так и авторов.

Без преувеличения можно сказать, что настоящая монография осуществляет некий значимый прорыв в  философском осмыслении поэзии, как антропологического феномена. Безусловно «Полипоэтика» может быть интересна широкому кругу философов, литературоведов и культурологов. Есть надежда, что эта работа не затеряется в огромном потоке философской информации, нахлынувшей на российского читателя в последнее время, а, наоборот, станет центром широкого философского дискурса и пристального интереса гуманитарной общественности.

Источник: Гуревич П. С.  Спирова Э. М. Поэтика многогранности   //  Философская школа. – № 6. – 2018.  – С. 144–146. DOI.: 10.24411/2541-7673-2018-10653