Печать
Категория: Философская школа, 2018, №6
Просмотров: 1094

Аннотация. Книга «Социология личности: теоретические основания» доктора философских наук, профессора Кемеровского государственного университета Ларисы Юрьевны Логуновой – это первая работа, посвященная социологическим проблемам изучения личности в России, написанная за последние пятьдесят лет. Книга посвящена развитию теоретической мысли в исследовании личности, формированию основных парадигм социологии личности. Помимо классического изложения теоретических положений социологических теорий личности автор предлагает собственную точку зрения в осмыслении теории и практических исследований мира людей.

Ключевые слова: социология личности, автор Л.Ю. Логинова, феноменологическая парадигма, микросоциологический анализ, этико-субъективная школа, визуальная социология, гуманистическая социология.

 

Логунова Л. Ю. Социология личности: теоретические основания: учеб. пособие. Кемеровский государственный университет. – Кемерово. 2017 – 176 с.

Возвращение личности обществу – основная тема учебного пособия Ларисы Юрьевны Логуновой, написанного для студентов, изучающих социологические науки. Это работа социолога, тонко ощущающего ностальгию общества по личности. Актуальность книги определяется востребованностью в современном мире знаний о личности. Новизна работы автора – возвращение к вечной теме человека в мире людей в контексте возможности социологического исследования его проблем, социально-философского осмысления ответов на его смысложизненные вопросы. Это книга для обучения студентов, первая в России, написанная после «Социологии личности» И. С. Кона в 1967 году. Такой промежуток между социологическими работами по изучению личности связан со страхом перед личностью, перед теориями, расширяющими осмысление личности, понимание ее социальных тайн. Этот неосознанный страх связан также с ответственностью общественных и властных структур перед личностью, с пониманием проблем личности как вторичных по отношению к общественным.

Л. Ю. Логунова заявляет о праве личности стоять в центре социальных процессов. Автор стоит на позициях человекоцентричности и культуроцентричности исследования социальных процессов. По мнению автора, именно с личности должен начинаться отсчет всех социальных программ. Сама личность в качестве объекта осмысления представлена как в образе активного человека в обстоятельствах, предлагаемых жизнью, так и в качестве объекта социологического анализа – в структурном и феноменологическом измерениях. Это своевременная и актуальная работа социолога-педагога, которая сложилась в фактическом вакууме отечественных научных работ о личности.

«Социология личности» представляет собой оригинальный социологический и социально-философский взгляд на проблемы функционирования личности в обществе. Эта работа восполняет теоретические пробелы в современных исследованиях личности. Актуальность тематики личности в социологии связана со значительным изменением статуса личности в системе институтов и структур современной общественной жизни.

В учебном пособии представлено пять разделов, освещающих основные теории исследования личности российских и зарубежных социологов. В книге соблюдается баланс между плюралистическим изложением социологических концепций и приоритетом теорий феноменологической парадигмы. Автор обосновывает актуальность применения феноменологической парадигмы ее особым вниманием к повседневным проблемам личности, особенностями самоосмысления человеком себя в мире людей. В учебном пособии показан генезис и становление социологии личности как научной дисциплины, развернуто представлены узловые концепции изучения личности в современной социологии.

Личность представлена в трех теоретических аспектах: культурно-историческом, вербальном, визуальном. Применяя методы генетической социологии и социокультурного подхода, Л. Ю. Логунова показывает процессы происхождения социальных явлений, связанных с особенностями функционирования личности. Интерпретативная парадигма дает возможность исследовать речевые коммуникации (этнометодология Г. Гарфинкеля) и структуры взаимодействия в социуме в формате драматургического подхода (И. Гоффман), визуальной социологии, смыслов взаимодействия (феноменология К. Р. Роджерса, В. Э. Франкла).

В содержательном смысле автор предлагает широкий спектр проблем личности во всей противоречивости и неоднозначности, соответствующих логике жизни, повседневных практик людей. В основе изложения – сравнительный анализ теоретических положений с оценкой и обоснованием ценности каждой концепции для исследования личности. Исключительно ценно то, что, излагая материал по теории социальных ролей, Л. Ю. Логунова вводит новые понятия в терминологический словарь науки – «I-для-них», «роль-дуал», предлагает новые смыслы для понятий «ролевая дистанция», «согласование ролей». Это позволяет исследовать нетривиальные аспекты манифестации личности в социальной среде.

Излагая теоретический материал и суть отдельных авторских концепций, Л. Ю. Логунова рисует портреты выдающихся людей, сражавшихся за судьбы и достоинство личностей. Этой теме посвящены разделы о российских социологах этико-субъективной школы П. Л. Лаврове, Н. К. Михайловском, Н. И. Карееве, С. Н. Южакове. Автор отстаивает право первородства идей «скромных русских», которые за десятки лет дали обоснование феноменологическим методам в социологии (субъективный метод), объяснили механизмы подражания и заражения в толпе, осмыслили идею солидарности, концепцию интеллигенции. Европейские социологи (Г. Лебон, Г. Тард, Э. Дюркгейм, К. Маннгейм, А. Шюц), которые привычно считаются авторами этих открытий, были вторичны. Л. Ю. Логунова восстанавливает забытое имя Дж. Геккерна, репрессированного в Советской России социолога, который популяризировал идеи русской социологии XIX – начала ХХ века в Европе и Северной Америке.

В книге представлены заслуги русских физиологов, психологов, педагогов, открывших социальную направленность и сущность биологических и психических процессов (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выгодский, В. Н. Мясищев, С. Н. Рубинштейн). Автор делает акцент не только на теоретическом вкладе этих ученых, но и на актах гражданского мужества, которые им приходилось являть обществу, отстаивая идеи гуманистического отношения к человеку.

Интересен блок теорий, представляющих западноевропейскую мысль о структуре и роли личности в обществе. Представляя гуманистическую социологию Э. Фромма, традиции психоаналитической школы (К. Хорни, А. Адлер, К. Юнг, Дж. Морено) автор последовательно утверждает мысль об актуальности гуманистического подхода к пониманию личности.

Содержание учебного пособия отличается уважением права личности на выбор собственного жизненного пути, исследует проблему чувств человека в социологической теории. Значительное внимание автор уделяет теориям, изучающим здоровую личность – актуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс), персонологии (В. Э. Франкл), обосновывает актуальность проблемы формирования позитивной Я-концепции для решения человеком жизненных проблем (У. Джеймс, Р. Бернс).

Структура изложения теоретического материала классична для учебника: концепция и ее авторство, терминологический аппарат, авторские комментарии, методические материалы. Теоретические разделы представляют собой законченные фрагменты изложения теоретических позиций и практических комментариев, что способствует хорошему освоению основных положений теорий изучения личности студентами и магистрантами. Каждый из разделов сформирован на основе единой теоретической идеи в русле логики развития науки о личности (от становления дисциплины до актуальных теорий феноменологической социологии и символического интеракционализма).

Учебное пособие снабжено интересным методическим материалом, способствующим развитию познавательных, аналитических, исследовательских навыков обучающихся. Это вопросы для самоподготовки и творческие задания для практикума, призванные закреплять теоретический учебный материал. Пособие снабжено библиографическим списком, разбитым по разделам изучения материала, общим объемом – 104 литературных источника по проблеме теоретического анализа личности в социологических теориях и исследовательских практиках. Для облегчения поиска учебной и культурно-исторической информации в книге составлен «Предметно-именной указатель», занимающий восемь страниц.

При всей сложности проблематики и теоретического осмысления социальных проблем личности, книга написана в изящном стиле, легко читается. Этому способствует прием авторских отступлений – «Заметки на полях», в котором Л. Ю. Логунова дает оригинальные авторские комментарии к материалу, высказывает личное отношение к фактографическому и теоретическому материалу, делится социологическим опытом осмысления и переживания проблем человека. В учебном пособии Л. Ю. Логунова приводит множество интересных примеров и фактов, способствующих расширению эрудиции и кругозора будущих специалистов, реализации основных компетенций стандартов образовательной программы по дисциплине «Социология личности».

Лариса Юрьевна Логунова удостоена звания лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2017 года «Социология личности: теоретические основания» в номинации «Гуманитарные науки» (Диплом Фонда развития отечественного образования, г. Сочи, сентябрь, 2018 г.).

Источник: Донских О. А., Волков Н. А. Личность в маске и без…     //  Философская школа. – № 6. – 2018.  – С. 141–143. DOI.: 10.24411/2541-7673-2018-10652