Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению новой книги С.В.Чернова «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси», выпущенной в серии «Ломоносовский проект» Издательством Института Непрерывного Профессионального Образования (Москва, 2017). Подчёркивается, что С.В. Чернову удалось преодолеть главные опасности, которые подстерегают любого исследователя гениальности как феномена, и гениальности как ноумена. Анализируется новый метод исследования гениальности, предполагающий представление образа личности гения, разработанный профессором Черновым, и даётся его философская критика. Рецензируемая монография получила высокую оценку научного сообщества России, а её автор был удостоен звания лауреата Всероссийскрго конкурса на лучшую научную книгу 2017 года в номинации «Гуманитарные науки» (Москва-Сочи, 2018).

Ключевые слова: история гениальности в России, М.В. Ломоносов, научные труды С.В.Чернова, метод исследования гениальности, характерология гениальности, философская критика, социальные цели этноса, отечественная наука, поэзия, грамматика.

 

Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси. Монография. М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017 – 422 с. – (Серия «Ломоносовский проект»).

Философия гениальности – один из самых сложных и запутанных разделов прикладной, сравнительной антропологии. Тем важней и интересней для современной российской философской  школы любые принципиальные, основательные прорывы и свершения в этой области. Одной из таких уникальных работ стала книга профессора Сергея Васильевича Чернова, которая так и называлась «Книга о гениальности» (Москва, 2010) [3]. Об этой книге мы писали в статье «Искусство невозможного» в первом номере журнала «Философская школа» за 2017 год [1]. В том же номере появилась обширная статья того же автора, открывающая исследования по истории гениальности в России и посвящённая светочу русской, да и мировой науки Михаилу Васильевичу Ломоносову [12]. В том же 2017 году в Издательстве Института Непрерывного Профессионального Образования вышла в свет монография С.В. Чернова «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси» [13].  

Чем больше на страницах журнала «Философская школа» появляется статей, заметок и эссе, посвящённых тому разделу антропологии, который разворачивается под рубрикой «Философия гениальности» [10-12, 14], тем всё яснее и очевиднее становится тот факт, что ни феномен гениальности, ни проблема гениальности, ни ноумен гениальности, не укладываются в прокрустово ложе какой-то одной из известных на сегодняшний день наук, какого-то одного методического подхода, какого-то одного, пусть и универсального, взгляда на этот воистину странный и таинственный предмет цивилизационной реальности под названием «гениальность».

Очевидная междисциплинарность подходов к гениальности, насущная необходимость гениальных решений для осмысления каждого, абсолютно каждого, исторического случая проявления гениальности заставляют нас вспомнить о том, что философия не только «наука наук», но и  один из самых эффективных генераторов новых наук, а вернее, источников новых предметов изучения и осмысления, способных стать центром кристаллизации самостоятельных научных направлений.

Под каким одним всеобъемлющим понятием собрать такие разные и такие самостоятельные подходы к проблеме гениальности, как «философия гениальности», «психология гениальности», «персонология гениальности», «историография гениальности» «педагогика гениальности»? Может быть это «генионика»? А может быть  «теория гениальности»?  Или используя новое понятие, сконструированное С.В. Черновым – «характерология гениальности» [4-7]? Признаемся честно и откровенно, мы не знаем. Но зато мы твёрдо знаем, что настала пора выделить изучение и рассмотрение предмета гениальности в самостоятельное научное направление, в суверенную научную дисциплину.

Такая, несомненно, научно-обоснованная и философски продуктивная попытка, и была предпринята проф. Черновым в его уже названных книгах, а также в глубоких по смыслу и объёмных по содержанию научных статьях, опубликованных не только в журнале «Философская школа», а также в научных журналах Института философии Российской академии наук: «Философия и культура», «Психология и психотехника», «Педагогика и просвещение»,  «Философская антропология», где «характерология гениальности», реализуемая посредством представления образа личности гения в лице гениальных людей разных времён и народов, начинает уже приобретать предметное содержание посредством развития идеи гениальности, разработки собственного оригинального категориально-понятийного аппарата и обретая тем самым собственные предметно-определённые теоретико-методологические основания [9-11].

Обратимся теперь к анализу книги С.В. Чернова «История гениальности в России. Книга первая. Университет всея Руси», посвящённая исследованию творческой гениальности Михаила Васильевича Ломоносова [13].

Сразу заметим, что книга эта уникальная, открывающая новую страницу в исследовании феномена гениальности великого русского ученого, поэта, просветителя, педагога, инженера, изобретателя, простого крестьянского сына Михайло Ломоносова. В чём же её уникальность? Во многом и, прежде всего в том, что эта книга глубоко полемическая, открывающая серьезный философский дискурс в части интерпретации личности Ломоносова как художника, мыслителя и созидателя. Хорошо известно, что проф. Чернову принадлежит первенство в открытии и разработке нового направления в науке о человеке: характерологии гениальности. При рассмотрении гения Ломоносова автор использует три методических подхода к этой сложной теме: философско-антропологический, культурно-исторический и психолого-феноменологический [9, 10].

С чем же и с кем полемизирует философ Чернов? По большому, как принято говорить, гамбургскому счёту, он полемизирует со всеми, кто пытается использовать имя Ломоносова в своих мелких идеологических или местнических целях, тем самым принижая и искажая значение всего того, что ставит Ломоносова в ряд мировых гениев. В пух и прах автор разбивает  попытки некоторых исследователей советского периода изобразить М.В. Ломоносова деистом и чуть ли не стихийным атеистом, убедительно показывая на примере текстов самого Ломоносова, что он был глубоко верующим и православным человеком.

С не меньшей страстностью Сергей Чернов даёт бой всем тем, кто по своему  недоумию или своекорыстию замалчивает первенство Ломоносова в открытии целых направлений науки и новых наук: физической химии, оптики ночного видения и телескопии, грамматики русского языка, истории и во множестве других научных направлений. С теми, кто не понимает значения Ломоносова в становлении русской поэзии.

Жёсткая критика Чернова направлена не только в прошлое, но и в настоящее. Со всей убедительностью, а главное, опираясь на открытия Ломоносова в области построения российского просвещения и становления отечественной педагогики как науки, автор показывает всю губительность современных реформ средней и высшей школы, забывших пользу трудового воспитания и широкого, фундаментального образования ради торжества умозрительных технологий, формальных тестов и узкой специализации [8, 13].

По мере изучения новой книги проф. Чернова, мы всё больше приходили к мысли о необходимости канонизации Михайло Ломоносова, как святого покровителя отечественного студенчества и российской науки. Возможно, что эта благая мысль посетит и иерархов РПЦ и святых отцов, окаймляющих российское студенчество.

Не менее важным, по прочтении этой книги, представляется мысль о необходимости создания Института Ломоносова РАН, по аналогии с Институтом Леонардо да Винчи в Италии и Институтом Гёте в Германии.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что С.В. Чернову удалось преодолеть главные опасности, которые подстерегают любого исследователя гениальности как феномена, и гениальности как ноумена.

Одна из них – это забвение принципа исторического мифологизма, заключающегося в том, что историография любой гениальной личности, а тем более такого масштаба как Ломоносов, обрастает историческими мифами, субъективными фантазийными свидетельствами, которые мумифицируют историческую личность, превращают свет её живых идей в развлекательную иллюминацию, а саму личность со всеми её положительными и отрицательными чертами, в памятник.

Вторая опасность в изучении гениальности заключается в невольном забвении основ социальной психологии этноса при рассмотрении социального значения гениальной  личности. Каждый гений, образно говоря, это прямое, ровное, не лгущее зеркало, в которое Бог даёт возможность посмотреть нации, народу, чтобы увидеть свой подлинный, не искажённый каждодневной действительностью, портрет. Исследование группы российских учёных во главе с профессором Крыловым показало, что в ряду четырёх приоритетных для каждого этноса целеполаганий, а именно: превосходство, богатство, свобода и справедливость, для русского этноса главным является справедливость. Именно за справедливое отношение к русской науке, к русскому языку, к русскому студенчеству боролся Ломоносов. Будучи всемирным, его гений был и остаётся глубоко русским, в том числе, в своей любви к свободе и справедливости. Так вот, опасности забвения глубоко национального характера гения Ломоносова, проф. Чернов также избежал.

Каждый, кто возьмёт на себя благодатный  труд по изучению работы Чернова, увидит, что личность Ломоносова буквально оживает на страницах книги, что говорит о полифоническом таланте автора, являющего себя не только философом и талантливым педагогом, но и писателем, а также и ценителем искусства. Мы имеем в виду, как искусство поэзии Ломоносова, так и его мозаичное искусство.

Есть ли в монографии С.В. Чернова недостатки? Конечно, есть. Но они столь малы и ничтожны по сравнению с её достоинствами, что мы оставим их коллекционирование более пристальным, чем мы, философам, историкам и вообще читателям. Хотелось бы отметить, что книга богато иллюстрирована, содержит интереснейший перечень сподвижников, оппонентов и последователей М.В. Ломоносова и единственно чем нас удручает, так это своим малым тиражом.

Продолжение С.В. Черновым своего труда «История гениальности в России», – а нам доподлинно известно, что автор сейчас трудится над второй книгой, которая будет носить название «Искатели совершенства», – обещает стать настоящей эпопеей русского гения.

Список литературы 

  1. Пекелис М.А., Антипов С.С. Искусство невозможного // Философская школа. – 2017. – Т.1. – №1. – С.101-121. DOI: 24411/2541-7673-2017-00004.
  2. Чернов С.В. «Идея гениальности» в трудах Николая Александровича Бердяева // Психология и психотехника. – 2009. – № 10 (13). – С.41-47.
  3. Чернов С.В. Книга о гениальности. Том 1: Человеческий гений: Природа. Сущность. Становление. – Воронеж; Москва, 2010. – 562 с.
  4. Чернов С.В. Характерология гениальности: Феномен поступка // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования – 2014. – № 3. – С.279-323.
  5. Чернов С.В. Характерология гениальности: Святость и гениальность // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования – 2014. – № 4. – С.353-372.
  6. Чернов С.В. Образ личности гения: опыт исследования творческой жизни Н.А. Бердяева // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. – 2014.№4. – С.373–404.
  7. Чернов С.В. Характерология гениальности: Образ личности гения (на примере творческой жизни Оноре де Бальзака) // Философия и культура. – 2015. – № 10 (94). – С.1512-1530. DOI:10.7256/1999-2793.2015.10.12942.
  8. Чернов С.В. Человек и образование в эпоху глобальных перемен // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. – 2016. – № 6 (6)– с.9-20.
  9. Чернов С.В. Идеи к разработке проблемы гениальности. Монография // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования – 2016. – № 7. – С.7-96.
  10. Чернов С.В. Идеально-смысловой критерий гениальности // Философская школа. – 2017. – Т.1. – № 1. – С.32-41. DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00003.
  11. Чернов С.В. Образ личности гения. Искатели совершенства // Философская школа. – 2017. – № 2. – С.72-105. DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00020.
  12. Чернов С.В. История гениальности в России: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-2016) // Философская школа. – 2017. – Т.1. – №1. – С.101-121. DOI: 10.24411/2541-7673-2017-00010.
  13. Чернов С.В. История гениальности в России. Книга первая: Университет всея Руси. Монография. – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2017. – 422 с. – (Серия «Ломоносовский проект»).
  14. Чернов С.В. Novum organum к вопросу об исследовании гениальности // Философская школа. – 2018. – № 5. – С.15-37. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10523.

Источник: Пекелис М. А., Антипов С. С. Философия звёзд  //  Философская школа. – № 6. – 2018.  – С. 137–140. DOI.: 10.24411/2541-7673-2018-10651