Чернов Сергей Васильевич

  • кандидат педагогических наук;
  • доктор философских наук (МВАК);
  • профессор;
  • ректор Института Непрерывного Профессионального Образования;
  • заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии;
  • председатель Учёного Совета Института;
  • председатель Редакционно–издательского Совета Института;
  • главный редактор периодического издания "Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования;
  • главный редактор журнала ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА;
  • заслуженный работник науки и образования;
  • научные интересы: новый взгляд на природу гениальности; интеграция философско-антропологического, культурно-исторического и психолого-феноменологического подходов разработки проблемы гениальности; история гениальности в России; история русской культуры, науки и образования; перспективы и пути развития непрерывного профессионального образования в России;
  • специалист по разработке и реализации инновационных образовательных программ; эксперт-практик по деловой оценке персонала;
  • преподаваемые дисциплины: основы философии; общая психология; история психологии; педагогическая риторика; основы делового общения;  психология массовых коммуникаций; психология и педагогика; методологические основы научного исследования; профориентология;
  • авторские курсы и тренинги: «Характерология гениальности»; «История человеческого гения»; «Профессионализм и творчество»; «Профессиональный отбор и деловая оценка персонала»; «Азбука трудоустройства»; «Психологические практики в консалтинге и бизнесе»; «Дошкольное образование и семейная педагогика»;
  • научные и учебно-методические публикации – 80, из них:

СПИСОК
научных и учебно-методических трудов
Чернова Сергея Васильевича

Научные и учебно-методические труды
(2005 – 2014 гг.)

Монографии и сборники научных трудов


п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объём
в п. л.

Соавторы

1

Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск третий (№ 3/2014): Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия – XXI век» / Под научной редакцией профессора С. В. Чернова (научная редакция).

 

Печ.

– М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – 330 с.  21,0 п. л.   

2

Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№ 2/2014): Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в России: Проблемы. Задачи. Перспективы» / Под научной редакцией профессора С. В. Чернова (научная редакция).

Печ.

– М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – 332 с.

21,0 п. л.

 

 

3

Книга о гениальности. Т. 1: Человеческий гений: Природа. Сущность. Становление (монография).

Печ.

Воронеж – М.: АНО «Институт духовной культуры и свободного творчества, 2010. – 562 с.

29,61 п. л.

 

 

4

Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. Выпуск первый (№ 1/2011): Философские исследования. Психолого-педагогические исследования. Духовное наследие /Под редакцией С. В. Чернова (научная редакция)

Печ.

Воронеж – М.: АНО «Институт духовной культуры и свободного творчества», 2011. – С.99–142.

19,95 п. л.

 

 

Учебные и учебно-методические пособия


п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объём
в п. л.

Соавторы

5

Азбука трудоустройства (учебное пособие)

Печ.

М.: Вита-Пресс, 2007. – 128 с.: ил.,

Второе издание – 2008 год

8,0 п. л.

(128 с.)

 

6

Методическое пособие по элективному курсу «Азбука трудоустройства» (учебно-методическое пособие)

Печ.

М.: Вита-Пресс, 2008. – 144 с.

Второе издание – 2010 год

9,0 п. л.

(144 с.)

 

Научные статьи


п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объём
в п. л.

Соавторы

 7

Наука и образование в ракурсе XXI века (статья).

 

Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск третий (№ 3/2014): Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия – XXI век» / Под научной редакцией профессора С. В. Чернова. – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – С. 13–20.

 0,5 п. л.  
8

Характерология гениальности: Феномен поступка

  Там же. – С.279–323. 2,7 п. л.  
9

Перспективы развития непрерывного профессионального образования в России (статья)

Печ.

Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№ 2/2014): Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в России: Проблемы. Задачи. Перспективы» – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – С.67–77.

0,7 п. л.

 

10

Профессионализм и творчество: Феномен гения (статья)

Печ.

Там же. – С.299–324

1,6 п. л.

 

11

Проблема гениальности в контексте философской антропологии (статья)

Печ.

Философия и культура, 2013. № 12 (72). – С.1757–1769.

DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.9382

1,3 п. л.

(12 с.)

 

12

«Самобытный сподвижник просвещения»: Опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова (статья)

Печ.

Педагогика и просвещение. 2013. № 3(11). – С.202-224.

DOI: 10/7256/1999-2793/2013/12/10056

1,7 п. л.

(22 с.)

 

13

Диалектика и феноменология человеческого гения (статья)

Печ.

Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. Выпуск первый (№ 1/2011): Философские исследования. Психолого-педагогические исследования. Духовное наследие / Под редакцией С. В. Чернова. – Воронеж–М.: АНО «Институт духовной культуры и свободного творчества», 2011. – С.99–142.

2,3 п. л.

(44 с.)

 

14

Духовный смысл труда (статья)

Печ.

Там же. – С.287–364.

4,1 п. л.

(78 с.)

 

15

О творческом назначении человека (статья)

Печ.

Философия и культура, 2011. № 1 (37). – С.41–49.

1,0 п. л.

(9 с.)

 

16

Творец воспоминаний о вечности. Василий Васильевич Кандинский (1866–2011) (статья)

Печ.

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. № 3(9). Часть 3. – С.184–189.

1,0 п. л.

 

17

Гений как художник, как мыслитель, как творец (статья)

Печ.

Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2011. № 1(28). – С.34–44.

1,2 п. л.

(11 с.)

 

18

Наследие Серебряного века в возрождении духовной культуры (статья)

Печ.

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. № 1(7). – С.189–192

0,5 п. л.

(4 с.)

 

19

Активные формы обучения в современном образовании: игровые технологии и метод проектов (статья)

Печ.

Творчество педагога – веление времени. Научно-методический сборник. – М.: ГОУ СПО Колледж предпринимательства № 15. – С.58-68.

0,3 п. л.

 

20

Учебный курс «Молодой специалист на рынке труда» (статья)

Печ.

Среднее профессиональное образование. Научно-методический журнал, 2011. № 6. – С.25-26.

0,1 п. л.

(2 с.)

 

21

Бог, человек и структура (статья).

Печ.

Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2010. № 5(20). – С.44–52.

1,1 п. л.

(9 с.)

 

22

Концептуальные основы исследования человеческого гения (статья).

Печ.

Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2010. – № 3(18). – С.45–55.

1,2 п. л.

(10 с.)

 

23

Из истории исследования человеческого гения: «гениальные идеи о гениальности» Отто Вейнингера (статья).

Печ.

Психология и психотехника. Научно-практический журнал. 2010 – № 2(17) – С.55 – 62.

0,8 п. л.

(8 с.)

 

24

О творческом назначении человека (тезисы доклада)

Печ.

Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18–20 ноября 2010 г.: Доклады и материалы. Круглый стол. Духовное развитие человека и содержание высшего образования. Вып.2 / отв.ред. П. С. Гуревич. – М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2010. – С.47–52.

0,3 п. л.

(6 с.)

 

25

«Идея гениальности» в трудах Николая Александровича Бердяева (статья)

Печ.

Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2009. № 10(13). – С.41–47.

0,75 п. л.

(7 с.)

 

26

О природе человеческого гения (статья)

Печ.

Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2009. № 9(12). – С.48–58.

1,25 п. л.

(11 с.)

 

27

Трактат о соотношении таланта и гения (статья)

Печ.

Педагогический вестник. № 3 (2009) «Актуальные вопросы обучения и воспитания в системе высшего профессионального образования» / Под ред. В. В. Поладовой. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С.231–242

0,75 п. л.

(11 с.)

 

28

Краткий трактат об исследовании человеческого гения (статья)

Печ.

Педагогический вестник. № 2. М.: Изд. «Спутник+», 2008. – С.84–92

0,6 п. л.

(9 с.)

 

29

Применение игровых программ в контексте коррекционно-развивающего образования (статья)

Печ.

Коррекционно-развивающее образование, 2008. № 4. – С. 29–38

0,8 п. л.

(10 с.)

 

30

Социально-экономические игры как средство формирования коммуникативной компетентности старшеклассников (автореферат)

Рукоп.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.01. – М.: ГОУ ДПО ПАПО, 2008. – 25 с.

1,2 п. л.

(25 с.)

 

31

Подготовка старшеклассников к трудоустройству (статья)

 

Печ.

Вестник университета (Государственный университет управления), 2007. № 3(29). – С. 169-171.

0,4 п. л.

(3 с.)

 

32

Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства (статья)

Печ.

Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сб. научных статей / Под ред. В А. Ермоленко. – М.: ИТИП РАО, 2007. – С.158-166

0,5 п. л.

(8 с.)

 

33

Развитие мотивации в игровом обучении старшеклассников (статья)

Печ.

Современная работа аспиранта и учителя по формированию мотивации учения у школьников: Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых. – М.: ИСИМО РАО, 2005. – С. 140-144

0,4 п. л.

(5 с.)

 

34

Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников для самостоятельной деятельности на рынке труда (статья)

Печ.

Там же – С.144 -147

0,27 п. л.

(4 с.)

 

35

Игрономика в современной школе (статья)

Печ.

Там же. – С. 99-102

0,22 п. л.

(4 с.)

Матвеева

Т.М.

36

Что такое хороший учебник нового поколения? (статья)

Печ.

Проблемы школьного учебника: Сборник научных трудов. – М.: ИСИМО РАО, 2005. – С. 78-82

0,4 п. л.

(5 с.)

Матвеева

Т.М.

Учебно-методические разработки


п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объём
в п. л.

Соавторы

37

Практическая работа «Резюме гения»

Печ.

Чернов С. В. Методическое пособие по элективному курсу «Азбука трудоустройства»: Для учителя 9–11 классов общеобразовательных учреждений /С. В. Чернов. – М.: Вита-Пресс, 2008. – С.62–65.

0,3 п. л.

(4 с.)

 

38

Презентация элективного курса «Всемирная история человеческого гения» (статья)

Печ.

Педагогический вестник. № 2. М.: Издательство «Спутник+», 2008. – С.92–104.

0,8 п. л.

(12 с.)

 

39

Концептуальные подходы к разработке элективного курса «Всемирная история человеческого гения» (статья)

Печ.

Современный урок для детей России. Сборник учебно-методических материалов лауреатов конкурса ВПС / Под ред. проф. В. Н. Ивановой. Т.1. – М.: ВПС; МГУ ТУ, 2008. – С. 102-113.

0,8 п. л.

(12 с.)

 

 

Научные и учебно-методические труды
(1983 – 1991 гг.)

Научные статьи


п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объём
в п. л.

Соавторы

40

Экспериментальное исследование отражения животными пространственных отношений (тезисы)

Печ.

Тезисы научных сообщений советских психологов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР / Симпозиум III. – М., 1983. – С.661 – 662.

0,1 п. л.

(2 с.)

 

41

Экспериментальное исследование переделок латерализации в выборе правого или левого пути в Т-образном лабиринте у лабораторных крыс (тезисы)

Печ.

Механизмы поведения: Материалы III Всесоюзной конференции по повед. животных. – М.: Наука, 1983. Т.1. – С.164-166

0,16 п. л.

(3 с.)

Родригес-Гомес Х. А.

42

Феноменология поведения лабораторных крыс при становлении навыка различения пространственно локализованных световых сигналов (тезисы)

Печ.

Там же, С.166-167

0,1 п. л.

(2 с.)

 

43

Реакция избавления и феномен латерализации в выборе пути у белых крыс (статья)

Печ.

Узбекский биологический журнал, № 3, 1983. – С.28-30

0,25 п. л.

(3 с.)

Душабаев З. Р.,

Захаренко В. В.

44

Эволюция форм опережающего отражения и прогнозирования как способ приспособления к окружающей среде (статья)

Печ.

Развитие, предвидение, планирование. – Пермь, ПГУ, 1984. – С.106-113.

0,33 п. л.

(7 с.)

Душабаев З. Р.

45

Когнитивные компоненты в поведении и процесс обобщения у белых крыс (статья)

Печ.

Узбекский биологический журнал, № 5, 1985. – С.26-28

0,25 п. л.

(3 с.)

Душабаев З. Р.

46

Региональные особенности социально-психологического исследования в условиях Узбекистана (тезисы)

Печ.

Актуальные проблемы социальной психологии. – Кострома, 1986. Ч.II. – С.14 -15

0,1 п. л.

(2 с.)

Душабаев З. Р.,

Шаповалов В. И.

47

Психологические аспекты использования ЭВМ в системе профориентации и профотбора (тезисы)

Печ.

Психолого-педагогические аспекты профориентации: Тезисы научных сообщений научно-практической конференции. – Ташкент, ТГПУ, 1987. – С.48-50

0,16 п. л.

(3 с.)

 

48

Социально-психологическое исследование адаптации молодых специалистов в производственном коллективе (тезисы)

Печ.

Психологическая наука и общественная практика: Тезисы докладов IV Всесоюзной школы-семинара молодых психологов. – М.: ИПАН СССР, 1987. – С.58-60

0,16 п. л.

(3 с.)

 

49

Понятие развития и проблема возникновения психики (статья)

Печ.

Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса. – Пермь, ПГУ, 1987. – С.103-109

0,33 п. л.

(7 с.)

Душабаев З. Р.,

50

Психологическая оценка и формирование кадрового потенциала на примере специалистов инженерного профиля (тезисы)

Печ.

Проблемы формирования и развития управленческого потенциала в условиях перехода к рынку: Тезисы выступлений участников I Международной научно- практической сессии 25-26 июня 1991 г. Ч. II. М., 1991. – С. 112-114

0,2 п. л.

(3 с.)

 

Учебно-методические разработки


п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объём
в п. л.

Соавторы

51

Методические указания по экспериментальному изучению интенсивностно-временных характеристик слухового восприятия (УМР)

Печ.

Ташкент: ТашГУ, 1986. – 20 с.

1,1 п. л.

Пахомов А. Н.,

Шаповалов В. И.,

Сафаев Н. С.

52

Памятка руководителю трудового коллектива по психологии управления (УМР)

Печ.

Ташкент: ТашГУ, 1988. – 56 с.

 

С. М. Сергеев, В. И. Шаповалов

53

Методические указания к практикуму по экспериментальной психологии (УМР)

Печ.

Ташкент: ТашГУ, 1988. – 40 с.

2,2 п. л.

Шаповалов В. И.,

Сергеев А. М.,

Сафаев Н. С.

54

Использование ЭВМ в лабораторном практикуме по общей психологии (УМР)

Печ.

Ташкент: ТашГУ, 1989. – 52 с.

2,9 п. л.

Сергеев А. М.,

Шаповалов В. И.,

Ермишин С. П.

55

Методические рекомендации по социально-психологической оценке управленческих кадров (УМР)

Печ.

Ташкент: ТашГУ, 1990. – 52 с.

2,9 п. л.

Шаповалов В. И.,

Таджибаева Р. Н.

 

С. В. Чернов,
кандидат педагогических наук, профессор,
ректор Института Непрерывного Профессионального Образования,
заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии.

СПИСОК ВЕРЕН:
Первый проректор, Учёный секретарь
Учёного Совета Института проф. В. И. Шаповалов

03 июля 2014 года.