Чернов Сергей Васильевич –
- кандидат педагогических наук;
- доктор философских наук (МВАК);
- профессор;
- ректор Института Непрерывного Профессионального Образования;
- заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии;
- председатель Учёного Совета Института;
- председатель Редакционно–издательского Совета Института;
- главный редактор периодического издания "Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования;
- главный редактор журнала ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА;
- научный руководитель Европейского Центра исследования гениальности (Берлин);
- член-корреспондент Российской академии естественных наук;
- заслуженный работник науки и образования;
- научные интересы: новый взгляд на природу гениальности; интеграция философско-антропологического, культурно-исторического и психолого-феноменологического подходов разработки проблемы гениальности; история гениальности в России; история русской культуры, науки и образования; перспективы и пути развития непрерывного профессионального образования в России;
- специалист по разработке и реализации инновационных образовательных программ; эксперт-практик по деловой оценке персонала;
- преподаваемые дисциплины: основы философии; общая психология; психология человека; история психологии; педагогическая психология; общая педагогика; психология и педагогика высшей военной школы; педагогическая риторика; основы делового общения; психология массовых коммуникаций; психология и педагогика; методологические основы научного исследования; профориентология;
- авторские лекции, образовательно-просветительские программы и тренинги: ТАЙНА ГЕНИЯ - ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА: ПАРАДОКСЫ ГЕНИАЛЬНОСТИ; "Характерология гениальности"; "История гениальности в России"; "Азбука творчества"; «Тренинг: Деловая оценка персонала»; «Азбука трудоустройства»; «Тренинг: Психологические практики в консалтинге и бизнесе»; «Дошкольное образование и семейная педагогика»;
- научные и учебно-методические публикации – 80, из них:
- монографии – 3:
- Книга о гениальности. М., 2010;
- Идеи к разработке проблемы гениальности. М., 2016;
- История гениальности в России. Книга первая: Университет всея Руси. М., 2017.
- сборники научных трудов (научная редакция) – 7;
- учебные пособия – 4.
СПИСОК
научных и учебно-методических трудов
Чернова Сергея Васильевича
Научные и учебно-методические труды
(2014 - наст. время)
Чернов С. В. О противоречиях психопатической теории гениальности // Философская школа. 2019 , № 7. – С.11-19. DOI: 10.24411/2541-7673-2019-10643
Чернов С. В. Триадическая диалектика гениальности // Философская школа. 2018 , № 6. С.– С.61-73. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10701
Чернов С. В. Novum organum к вопросу об исследовании гениальности // Философская школа. 2018 , № 5. – С.15-37. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10523
Чернов С. В. Образ личности гения. Искатели совершенства. Часть II // Философская школа. 2018 , № 4. – С.106-132. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10420
Чернов С.В. Учение о гениальности Артура Шопенгауэра // Философская антропология. 2017. – Том.3. – № 2. – С.141-160. DOI: 10.21146/2414-3715-2017-3-2-141-160
Чернов С.В. Характерология гениальности: Святость и гениальность // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. № 4. 2014. С.353-372.
Чернов С.В.Образ личности гения: опыт исследования творческой жизни Н. А. Бердяева //Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. № 4. 2014. С.373-404.
Научные и учебно-методические труды
(2005 – 2014 гг.)
Монографии и сборники научных трудов
№ |
Наименование работы |
Форма работы |
Выходные данные |
Объём |
Соавторы |
1 |
Печ. |
– М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – 330 с. | 21,0 п. л. | ||
2 |
Печ. |
– М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – 332 с. |
21,0 п. л.
|
|
|
3 |
Книга о гениальности. Т. 1: Человеческий гений: Природа. Сущность. Становление (монография). |
Печ. |
Воронеж – М.: АНО «Институт духовной культуры и свободного творчества, 2010. – 562 с. |
29,61 п. л.
|
|
4 |
Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. №1. 2011 /Под редакцией С. В. Чернова |
Печ. |
Воронеж – М.: АНО «Институт духовной культуры и свободного творчества», 2011. – С.99–142. |
19,95 п. л. |
|
Учебные и учебно-методические пособия
№ |
Наименование работы |
Форма работы |
Выходные данные |
Объём |
Соавторы |
5 |
Азбука трудоустройства (учебное пособие) |
Печ. |
М.: Вита-Пресс, 2007. – 128 с.: ил., Второе издание – 2008 год |
8,0 п. л. (128 с.) |
|
6 |
Методическое пособие по элективному курсу «Азбука трудоустройства» (учебно-методическое пособие) |
Печ. |
М.: Вита-Пресс, 2008. – 144 с. Второе издание – 2010 год |
9,0 п. л. (144 с.) |
|
Научные статьи
№ |
Наименование работы |
Форма работы |
Выходные данные |
Объём |
Соавторы |
7 |
Наука и образование в ракурсе XXI века (статья). |
0,5 п. л. | |||
8 | Там же. – С.279–323. | 2,7 п. л. | |||
9 |
Перспективы развития непрерывного профессионального образования в России (статья) |
Печ. |
Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск второй (№ 2/2014): Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в России: Проблемы. Задачи. Перспективы» – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – С.67–77. |
0,7 п. л. |
|
10 |
Профессионализм и творчество: Феномен гения (статья) |
Печ. |
Там же. – С.299–324 |
1,6 п. л. |
|
11 |
Проблема гениальности в контексте философской антропологии (статья) |
Печ. |
Философия и культура, 2013. № 12 (72). – С.1757–1769. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.9382 |
1,3 п. л. (12 с.) |
|
12 |
«Самобытный сподвижник просвещения»: Опыт исследования творческого наследия М. В. Ломоносова (статья) |
Печ. |
Педагогика и просвещение. 2013. № 3(11). – С.202-224. DOI: 10/7256/1999-2793/2013/12/10056 |
1,7 п. л. (22 с.) |
|
13 |
Диалектика и феноменология человеческого гения (статья) |
Печ. |
Научные Труды Института духовной культуры и свободного творчества. Выпуск первый (№ 1/2011): Философские исследования. Психолого-педагогические исследования. Духовное наследие / Под редакцией С. В. Чернова. – Воронеж–М.: АНО «Институт духовной культуры и свободного творчества», 2011. – С.99–142. |
2,3 п. л. (44 с.) |
|
14 |
Духовный смысл труда (статья) |
Печ. |
Там же. – С.287–364. |
4,1 п. л. (78 с.) |
|
15 |
О творческом назначении человека (статья) |
Печ. |
Философия и культура, 2011. № 1 (37). – С.41–49. |
1,0 п. л. (9 с.) |
|
16 |
Творец воспоминаний о вечности. Василий Васильевич Кандинский (1866–2011) (статья) |
Печ. |
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. № 3(9). Часть 3. – С.184–189. |
1,0 п. л. |
|
17 |
Гений как художник, как мыслитель, как творец (статья) |
Печ. |
Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2011. № 1(28). – С.34–44. |
1,2 п. л. (11 с.) |
|
18 |
Наследие Серебряного века в возрождении духовной культуры (статья) |
Печ. |
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. № 1(7). – С.189–192 |
0,5 п. л. (4 с.) |
|
19 |
Активные формы обучения в современном образовании: игровые технологии и метод проектов (статья) |
Печ. |
Творчество педагога – веление времени. Научно-методический сборник. – М.: ГОУ СПО Колледж предпринимательства № 15. – С.58-68. |
0,3 п. л. |
|
20 |
Учебный курс «Молодой специалист на рынке труда» (статья) |
Печ. |
Среднее профессиональное образование. Научно-методический журнал, 2011. № 6. – С.25-26. |
0,1 п. л. (2 с.) |
|
21 |
Бог, человек и структура (статья). |
Печ. |
Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2010. № 5(20). – С.44–52. |
1,1 п. л. (9 с.) |
|
22 |
Концептуальные основы исследования человеческого гения (статья). |
Печ. |
Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2010. – № 3(18). – С.45–55. |
1,2 п. л. (10 с.) |
|
23 |
Из истории исследования человеческого гения: «гениальные идеи о гениальности» Отто Вейнингера (статья). |
Печ. |
Психология и психотехника. Научно-практический журнал. 2010 – № 2(17) – С.55 – 62. |
0,8 п. л. (8 с.) |
|
24 |
О творческом назначении человека (тезисы доклада) |
Печ. |
Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Москва, 18–20 ноября 2010 г.: Доклады и материалы. Круглый стол. Духовное развитие человека и содержание высшего образования. Вып.2 / отв.ред. П. С. Гуревич. – М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2010. – С.47–52. |
0,3 п. л. (6 с.) |
|
25 |
«Идея гениальности» в трудах Николая Александровича Бердяева (статья) |
Печ. |
Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2009. № 10(13). – С.41–47. |
0,75 п. л. (7 с.) |
|
26 |
О природе человеческого гения (статья) |
Печ. |
Психология и психотехника. Научно-практический журнал, 2009. № 9(12). – С.48–58. |
1,25 п. л. (11 с.) |
|
27 |
Трактат о соотношении таланта и гения (статья) |
Печ. |
Педагогический вестник. № 3 (2009) «Актуальные вопросы обучения и воспитания в системе высшего профессионального образования» / Под ред. В. В. Поладовой. – М.: Издательство МГОУ, 2009. – С.231–242 |
0,75 п. л. (11 с.) |
|
28 |
Краткий трактат об исследовании человеческого гения (статья) |
Печ. |
Педагогический вестник. № 2. М.: Изд. «Спутник+», 2008. – С.84–92 |
0,6 п. л. (9 с.) |
|
29 |
Применение игровых программ в контексте коррекционно-развивающего образования (статья) |
Печ. |
Коррекционно-развивающее образование, 2008. № 4. – С. 29–38 |
0,8 п. л. (10 с.) |
|
30 |
Социально-экономические игры как средство формирования коммуникативной компетентности старшеклассников (автореферат) |
Рукоп. |
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.01. – М.: ГОУ ДПО ПАПО, 2008. – 25 с. |
1,2 п. л. (25 с.) |
|
31 |
Подготовка старшеклассников к трудоустройству (статья)
|
Печ. |
Вестник университета (Государственный университет управления), 2007. № 3(29). – С. 169-171. |
0,4 п. л. (3 с.) |
|
32 |
Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства (статья) |
Печ. |
Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сб. научных статей / Под ред. В А. Ермоленко. – М.: ИТИП РАО, 2007. – С.158-166 |
0,5 п. л. (8 с.) |
|
33 |
Развитие мотивации в игровом обучении старшеклассников (статья) |
Печ. |
Современная работа аспиранта и учителя по формированию мотивации учения у школьников: Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых. – М.: ИСИМО РАО, 2005. – С. 140-144 |
0,4 п. л. (5 с.) |
|
34 |
Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников для самостоятельной деятельности на рынке труда (статья) |
Печ. |
Там же – С.144 -147 |
0,27 п. л. (4 с.) |
|
35 |
Игрономика в современной школе (статья) |
Печ. |
Там же. – С. 99-102 |
0,22 п. л. (4 с.) |
Матвеева Т.М. |
36 |
Что такое хороший учебник нового поколения? (статья) |
Печ. |
Проблемы школьного учебника: Сборник научных трудов. – М.: ИСИМО РАО, 2005. – С. 78-82 |
0,4 п. л. (5 с.) |
Матвеева Т.М. |
Учебно-методические разработки
№ |
Наименование работы |
Форма работы |
Выходные данные |
Объём |
Соавторы |
37 |
Практическая работа «Резюме гения» |
Печ. |
Чернов С. В. Методическое пособие по элективному курсу «Азбука трудоустройства»: Для учителя 9–11 классов общеобразовательных учреждений /С. В. Чернов. – М.: Вита-Пресс, 2008. – С.62–65. |
0,3 п. л. (4 с.) |
|
38 |
Презентация элективного курса «Всемирная история человеческого гения» (статья) |
Печ. |
Педагогический вестник. № 2. М.: Издательство «Спутник+», 2008. – С.92–104. |
0,8 п. л. (12 с.) |
|
39 |
Концептуальные подходы к разработке элективного курса «Всемирная история человеческого гения» (статья) |
Печ. |
Современный урок для детей России. Сборник учебно-методических материалов лауреатов конкурса ВПС / Под ред. проф. В. Н. Ивановой. Т.1. – М.: ВПС; МГУ ТУ, 2008. – С. 102-113. |
0,8 п. л. (12 с.) |
|
Научные и учебно-методические труды
(1983 – 1991 гг.)
Научные статьи
№ |
Наименование работы |
Форма работы |
Выходные данные |
Объём |
Соавторы |
40 |
Экспериментальное исследование отражения животными пространственных отношений (тезисы) |
Печ. |
Тезисы научных сообщений советских психологов к IV Всесоюзному съезду Общества психологов СССР / Симпозиум III. – М., 1983. – С.661 – 662. |
0,1 п. л. (2 с.) |
|
41 |
Экспериментальное исследование переделок латерализации в выборе правого или левого пути в Т-образном лабиринте у лабораторных крыс (тезисы) |
Печ. |
Механизмы поведения: Материалы III Всесоюзной конференции по повед. животных. – М.: Наука, 1983. Т.1. – С.164-166 |
0,16 п. л. (3 с.) |
Родригес-Гомес Х. А. |
42 |
Феноменология поведения лабораторных крыс при становлении навыка различения пространственно локализованных световых сигналов (тезисы) |
Печ. |
Там же, С.166-167 |
0,1 п. л. (2 с.) |
|
43 |
Реакция избавления и феномен латерализации в выборе пути у белых крыс (статья) |
Печ. |
Узбекский биологический журнал, № 3, 1983. – С.28-30 |
0,25 п. л. (3 с.) |
Душабаев З. Р., Захаренко В. В. |
44 |
Эволюция форм опережающего отражения и прогнозирования как способ приспособления к окружающей среде (статья) |
Печ. |
Развитие, предвидение, планирование. – Пермь, ПГУ, 1984. – С.106-113. |
0,33 п. л. (7 с.) |
Душабаев З. Р. |
45 |
Когнитивные компоненты в поведении и процесс обобщения у белых крыс (статья) |
Печ. |
Узбекский биологический журнал, № 5, 1985. – С.26-28 |
0,25 п. л. (3 с.) |
Душабаев З. Р. |
46 |
Региональные особенности социально-психологического исследования в условиях Узбекистана (тезисы) |
Печ. |
Актуальные проблемы социальной психологии. – Кострома, 1986. Ч.II. – С.14 -15 |
0,1 п. л. (2 с.) |
Душабаев З. Р., Шаповалов В. И. |
47 |
Психологические аспекты использования ЭВМ в системе профориентации и профотбора (тезисы) |
Печ. |
Психолого-педагогические аспекты профориентации: Тезисы научных сообщений научно-практической конференции. – Ташкент, ТГПУ, 1987. – С.48-50 |
0,16 п. л. (3 с.) |
|
48 |
Социально-психологическое исследование адаптации молодых специалистов в производственном коллективе (тезисы) |
Печ. |
Психологическая наука и общественная практика: Тезисы докладов IV Всесоюзной школы-семинара молодых психологов. – М.: ИПАН СССР, 1987. – С.58-60 |
0,16 п. л. (3 с.) |
|
49 |
Понятие развития и проблема возникновения психики (статья) |
Печ. |
Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса. – Пермь, ПГУ, 1987. – С.103-109 |
0,33 п. л. (7 с.) |
Душабаев З. Р., |
50 |
Психологическая оценка и формирование кадрового потенциала на примере специалистов инженерного профиля (тезисы) |
Печ. |
Проблемы формирования и развития управленческого потенциала в условиях перехода к рынку: Тезисы выступлений участников I Международной научно- практической сессии 25-26 июня 1991 г. Ч. II. М., 1991. – С. 112-114 |
0,2 п. л. (3 с.) |
|
Учебно-методические разработки
№ |
Наименование работы |
Форма работы |
Выходные данные |
Объём |
Соавторы |
51 |
Методические указания по экспериментальному изучению интенсивностно-временных характеристик слухового восприятия (УМР) |
Печ. |
Ташкент: ТашГУ, 1986. – 20 с. |
1,1 п. л. |
Пахомов А. Н., Шаповалов В. И., Сафаев Н. С. |
52 |
Памятка руководителю трудового коллектива по психологии управления (УМР) |
Печ. |
Ташкент: ТашГУ, 1988. – 56 с. |
|
С. М. Сергеев, В. И. Шаповалов |
53 |
Методические указания к практикуму по экспериментальной психологии (УМР) |
Печ. |
Ташкент: ТашГУ, 1988. – 40 с. |
2,2 п. л. |
Шаповалов В. И., Сергеев А. М., Сафаев Н. С. |
54 |
Использование ЭВМ в лабораторном практикуме по общей психологии (УМР) |
Печ. |
Ташкент: ТашГУ, 1989. – 52 с. |
2,9 п. л. |
Сергеев А. М., Шаповалов В. И., Ермишин С. П. |
55 |
Методические рекомендации по социально-психологической оценке управленческих кадров (УМР) |
Печ. |
Ташкент: ТашГУ, 1990. – 52 с. |
2,9 п. л. |
Шаповалов В. И., Таджибаева Р. Н. |
С. В. Чернов,
кандидат педагогических наук, профессор,
ректор Института Непрерывного Профессионального Образования,
заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии.
СПИСОК ВЕРЕН:
Первый проректор, Учёный секретарь
Учёного Совета Института проф. В. И. Шаповалов
03 июля 2014 года.