Печать
Категория: Об институте
Просмотров: 3526

Свою историю, по сути, Институт Непрерывного Профессионального Образования начал ещё в далёком 1988 году, когда в городе Ташкенте было создана «Исследовательско-консультативная служба по психологии, экономике, праву» (ИКСПЭП).

Немного сухих фактов о настоящем времени.
Институт Непрерывного Профессионального Образования получил Свидетельство о государственной регистрации 27 февраля 2010 года, получив при этом название: «Автономная некоммерческая организация “Институт духовной культуры и свободного творчества”». В результате реорганизации, проведённой в 2013 году, Институт был переименован в «Автономную некоммерческую организацию науки и дополнительного профессионального образования “Институт Непрерывного Профессионального Образования”».

Итак, в 1988 году, в славном Ташкенте, группа молодых преподавателей кафедры психологии Ташкентского государственного университета им. В. И. Ленина (ТашГУ) среди которых были Чернов Сергей Васильевич, Шаповалов Владимир Иванович и Сергеев Александр Михайлович, организовали при Госкомсоцтруде Узбекской ССР «Исследовательско-консультационную службу по психологии, экономике, праву» (ИКСПЭП), главной целью которой было развитие системы корпоративного обучения и консультационных услуг для предприятий и организаций республики. Бессменным руководителем всех инновационных образовательных проектов ИКСПЭП стал С. В. Чернов. Надо сказать, что в те дни деятельность ИКСПЭП была совершенно новым словом в системе дополнительного профессионального образования Советского Союза, и поэтому от заказчиков не было отбоя.

В период 1987 – 1988 гг. С. В. Чернов и В. И. Шаповалов разработали и успешно внедрили в практику «Систему социально-психологической оценки руководителей и специалистов предприятий и организаций», аналога которой тогда в нашей стране не существовало. Названная система основывалась на экспертной оценке действующих руководителей их подчинёнными, руководителями того же управленческого уровня и вышестоящим руководством. Здесь важно отметить, что популярная ныне в управленческом консалтинге методика «360 градусов», в которой, по сути, реализуется методический подход деловой оценки персонала разработанный С. В. Черновым и В. И. Шаповаловым, пришла в Россию из США лишь в начале двухтысячных. Реализация названной системы деловой оценки персонала сопровождалась образовательными программами, которые проводили у заказчиков преподаватели и специалисты ИКСПЭП. Заказчиками этой инновационной консультационно-образовательной программы стали ряд предприятий Минэнерго УзССР, Миндортранса УзССР, а также Главный информационно-вычислительный центр Агропрома УзССР, Ташкентский авиаотряд, Ташкентское конструкторское бюро среднего машиностроения (ТашКБМ), Среднеазиатское проектное конструкторско-технологическое бюро энергетики (СПКТБЭ), Мубарекский газовоперерабатывающий завод и многие другие крупные предприятия республики.

Понятно, что с развалом Советского Союза деятельность ИКСПЭП была приостановлена. Все её активные участники и сотрудники были вынуждены покидать места жительства, бросать любимую работу и искать своё место либо в Российской Федерации, либо за рубежом. Для нас, переселенцев, эмигрантов в собственной стране, которых никто нигде не ждал и которым в то время никто не помогал, не поддерживал и не выдавал никаких компенсаций, это было трудное время.

Но творческий дух, высокий профессионализм, личностная энергия и устойчивость в критических ситуациях всегда составляли силу и славу русского народа. В 1995 году, после официального завершения деятельности ИКСПЭП, в городе Воронеже был организован «Консультационно-диагностический учебный центр» (КДУЦ) во главе с С. В. Черновым, который продолжил традиции, заложенные ещё в Ташкенте. Первым крупным заказчиком Центра стало ОАО «Борхиммаш» (Борисоглебский завод химического машиностроения). На заводе была запущена программа тренингов для специалистов и руководителей среднего и высшего звена, а также параллельно проводилась деловая оценка персонала организации с целью формирования кадрового резерва. С этой организацией Центр сотрудничал более трёх лет, вплоть до кризиса 1998 года. Впоследствии КДУЦ работал по направлениям инновационно-образовательной и консультационной деятельности с такими компаниями как «Росгосстрах Воронеж», «Страховая компания Астро-Дон», «Строительная компания Диамонд» и другие.

В 2010 году С. В. Чернов, при поддержке своих бывших учеников Шейкина Владимира Александровича и Эминова Юрия Холматовича, организовал «Институт духовной культуры и свободного творчества», который, в свою очередь, сохранил традиции, заложенные деятельностью ИКСПЭП (в Ташкенте) и КДУЦ (в Воронеже). В 2011 году к реализации образовательных и консультационных программ Института подключился Владимир Иванович Шаповалов, который взял на себя обязанности первого проректора Института и, являясь одновременно заведующим кафедрой психологии менеджмента и управления персоналом, разрабатывает теоретико-методологические основы и практические приложения психологии менеджмента.

И, наконец, современное своё название Институт получил с лета 2013 года: «Автономная некоммерческая организация науки и дополнительного профессионального образования “Институт Непрерывного Профессионального Образования”». В настоящее время Институт объединяет специалистов, учёных, педагогов и практиков, как имеющих значительный профессиональный опыт, так и совсем молодых людей, которые только начинают свой путь в науке, образовании и проектной деятельности. Но такое сочетание опыта и молодости всегда, как мы знаем, очень полезно для успешности любого дела и для формирования эффективной команды.

Направления образовательной деятельности

В настоящее время наш Институт, основываясь на «Педагогической концепции триединства субъектной, процессуально-целевой и духовно-нравственной составляющих образования» (С. В. Чернов), развивает несколько инновационных направлений непрерывного профессионального образования.

Первое направление. Корпоративная образовательная технология: «Профотбор и деловая оценка персонала» (руководители проекта: С. В. Чернов, В. И. Шаповалов), которая предполагает, во-первых, оценку кандидатов на вакантные должности, и, во-вторых, оценку уже работающих сотрудников при проведении аттестации. Этот курс исключительно актуален для компаний любой отрасли, которые серьёзно занимаются развитием персонала – того ресурса, который наиболее значим для процветания любого бизнеса. Здесь следует напомнить, что из всех разделов вузовского курса «Управление персоналом» раздел «Деловая оценка персонала» проработан в наименьшей степени – на него отводится минимальное количество часов, хотя реализация компанией программы деловой оценки персонала даёт максимальный бизнес эффект.

Названный курс, реализуемый Институтом, не имеет аналогов на российском рынке образовательных услуг по следующим причинам.

  1. Курс адаптируется под специфику бизнеса компании-заказчика, которая учитывается следующим образом. На основе базовых методов и подходов управленческого консультирования по вопросам управления человеческими ресурсами, а также с учётом принципов управления производительностью труда специалистов, линейных менеджеров и руководителей компании, устанавливаются:
    • цели набора новых сотрудников;
    • корпоративные критерии набора новых сотрудников;
    • цели аттестации персонала компании;
    • критерии измерения эффективности уже работающих сотрудников.
  2. Программа курса разрабатывается с учётом социально-экономических реалий российского бизнеса и особенностей российского менталитета.
  3. Содержание курса основано на многолетнем практическом опыте (постоянно подкрепляемым инновационными инъекциями) профессорско-преподавательского состава, специалистов-практиков и консультантов Института.
  4. На 80% курс основывается на активных практикоориентированных формах обучения:
    • деловые игры,
    • тренинги,
    • проблемное проектирование,
    • ситуационный анализ,
    • проработка кейсов.
  5. Все методики профотбора и деловой оценки персонала отрабатываются слушателями курса на практике и после окончания курса все участники программы на 100% готовы к самостоятельной и эффективной работе с этими методиками.

Второе направление. Корпоративная образовательная технология: «Управление коммерческой недвижимостью» (руководители проекта: С. В. Чернов, С. П. Зуева, генеральный директор Компании «Индустрия недвижимости», партнёр Института). Это отраслевая образовательная программа, направленная на повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей, специалистов и линейных менеджеров отраслевых управляющих компаний. Названная программа реализуется совместно с ООО «Индустрия недвижимости», имеющий значительный опыт управления коммерческой недвижимостью. Такое сотрудничество, организованное на основе сетевой формы реализации образовательных программ (ст. 15 ФЗ «Об образовании»), обеспечивает практическую направленность образовательной программы и её привязку к реальным потребностям и запросам рынка коммерческой недвижимости. Программа названного курса включает в себя следующие разделы:

Каждый из разделов курса имеет практическую привязку к российскому рынку недвижимости и предполагает интенсивную работу участников программы с реальными задачами, которые ставит рынок, проблемными ситуациями и кейсами. Занятия по курсу включают деловые игры и коммуникативные тренинги, позволяющие слушателям освоить практические приёмы взаимодействия участников рынка управления коммерческой недвижимостью. По завершении курса участники программы выполняют курсовой проект по тематике, актуальной для российского рынка коммерческой недвижимости.

Третье направление. Инновационная образовательная программа «Дошкольное образование и семейная педагогика» (руководители проекта: А. Р. Децюк, В. А. Красавин). Эта базовая образовательная программа предназначена для трёх категорий слушателей:

Названный курс имеет модульный характер, поэтому каждый слушатель может выбирать для себя наиболее актуальные модули из перечисленных ниже:

  1. организационно-правовые и экономические основы управления дошкольным образовательным учреждением;
  2. организация образовательно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
  3. основы психофизического развития ребёнка (3–6 лет). Принципы и методы воспитания;
  4. инновационные образовательные и игровые технологии развития и обучения детей дошкольного возраста;
  5. коррекционно-развивающие программы для детей дошкольного возраста;
  6. организация и приёмы работы домашнего воспитателя (гувернантки);
  7. развивающая семейная педагогика.

Так, например, руководители ДОУ выбирают первый модуль, тогда как педагоги и воспитатели ДОУ выбирают модули, связанные с коррекционной педагогикой дошкольников или модуль по развитию психических функций детей с помощью современных игровых и образовательных технологий. В свою очередь для заинтересованных родителей наибольшей популярностью пользуется учебно-практический модуль «Развивающая семейная педагогика», включающий в себя следующие разделы:

Посетив этот практикоориентированный модуль, родители могут самостоятельно проводить первичную диагностику психического развития ребёнка даже без обращения к специалистам, лучше понимать своего ребёнка, выбирать адекватные воспитательные и развивающие воздействия, узнают как себя вести при наступлении кризисов детского возраста, осваивают современные методики активации творческого потенциала детей 3–6 лет. В свою очередь, родители, имеющие детей с какими либо задержками или отклонениями в развитии, осваивают практические методы и приёмы диагностики и коррекции нарушений речевого общения, слуха, психомоторики, интеллектуального развития, становятся способными правильно подготовить своего ребёнка к школе и могут заложить прочную и надёжную основу для последующего гармоничного развития ребёнка.

Освоение курса «Дошкольное образование и семейная педагогика» (при самостоятельном выборе слушателем определённого набора образовательных модулей), позволяет выпускнику заниматься новым видом профессиональной деятельности в области дошкольного образования.

Четвёртое направление. Программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2013 году в Институте было создано новое структурное подразделение – «Центр профессионального обучения лиц с ОВЗ», который возглавила Лия Владимировна Сосницкая, переводчик русского жестового языка (сурдопереводчик), эксперт-практик в обучении лиц с ограничениями и нарушениями слуха (глухих и слабослышащих). Для этой категории обучающихся предлагаются следующие курсы:

Надо сказать, что за достаточно короткий период времени, с февраля 2013 года и по сегодняшний день в Институте прошли обучение более 100 обучающихся с нарушениями и полным отсутствием слуха в возрасте от 18 до 38 лет. Для подавляющего большинства обучающихся эти курсы оказались настоящим откровением, поскольку многие из них, по их собственным отчётам, впервые в своей жизни столкнулись с такой системой обучения, которая позволила им в комфортных условиях и с максимальной эффективностью освоить такие профессиональные умения и получить специальные знания, которые при другой организации учебного процесса им просто не удалось бы освоить.

Показателем успешности обучения по этим курсам служат следующие факты:

  1. более 50% обучающихся из числа глухих и слабослышащих участвовали в двух и более курсах;
  2. около 30% обучающихся нашли возможность использовать полученные профессиональные компетенции в своей профессиональной деятельности;
  3. для 18% из тех, кто прошёл обучение в Институте, этот фактор оказался решающим при их трудоустройстве. А мы с вами хорошо знаем как у нас «любят принимать на работу» людей, которые имеют ограничения по здоровью.

Таким образом, Институт Непрерывного Профессионального Образования ведёт научно-исследовательскую и образовательную деятельность на всех уровнях дополнительного профессионального образования, в том числе послевузовского образования научно-педагогических кадров, по учебным программам и планам в соответствии с государственными российскими и международными образовательными стандартами, а также проводит обучение по широкому спектру профессиональных программ для специалистов востребованных на современном российском рынке труда.

Направления научно-исследовательской деятельности

Приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности Института являются:

Институт осуществляет редакционно-издательскую деятельность, а также проводит консультирование корпоративных клиентов по вопросам управления маркетингом, управления людскими ресурсами, предоставляет услуги по обеспечению связей с общественностью, по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.

В Институте работает сплочённый коллектив профессионалов в области гуманитарных наук, проектного менеджмента, управленческого консалтинга, HR-консалтинга и web-инжениринга. Профессорско-преподавательский состав Института включает в себя пять докторов наук и семь кандидатов наук.