Древняя мудрость гласит: «Учитель приходит тогда, когда ученик готов». Современные студенты окружены цифровыми технологиями почти всю свою сознательную жизнь, их называют «экранным поколением» (screen generation) и «цифровыми резидентами» (digital natives). Безусловно, такие учащиеся уже давно готовы к обучению с помощью технологий Web 2.0. Сам факт того, что информацию теперь можно получать легко и быстро, уже готовит студентов к самостоятельной работе. Тем не менее, практика показывает, что, несмотря на обилие и доступность разнообразных материалов, не каждый учащийся готов извлечь из этого пользу и применять ИКТ в своей учебной деятельности. Таким образом, одной из задач преподавателя становится научить с помощью инструментов Web 2.0. самостоятельно извлекать, синтезировать, производить и распространять новую информацию.

Несмотря на то, что технология подкастинга и водкастинга является популярной уже более десяти лет, в высшей школе при обучении студентов её стали применять относительно недавно. Подкастинг является комбинацией двух английских слов iPod и broadcasting (iPod–плеер, созданный компанией Apple и broadcasting–широкоформатное вещание). Подкастингом называют любой аудио- и видео- файл, доступный для скачивания в сети Интернет на любой цифровой носитель, например, на компьютер, MP3 плеер или смартфон. Однако, для видео- файлов, доступных широкому кругу пользователей сети Интернет, стоит использовать более узкий термин водкастинг, образованный путём объединения слов Video и Podcasting. Стоит отметить, что раньше для того, чтобы видео- или аудио- файл можно было называть подкастингом, обязательным условием была подписка на RSS-канал (Really Simple Syndication в переводе с английского«действительно простая рассылка»), что предполагает постоянное обновление контента и возможность получать оповещения о новых загруженных файлах. В настоящее время термин «подкастинг» приобрёл более широкое значение, и сейчас он используется для определения регулярно обновляемой серии аудио- или видео-файлов, доступных для просмотра, прослушивания или скачивания в Интернете [3].

В данной статье мы рассмотрим использование водкастинга или видео-подкастинга как инструмента при обучении иностранному языку студентов технического вуза. Одной из проблем при обучении студентов иностранному языку в нелингвистическом вузе является ограниченное количество аудиторных занятий. Именно поэтому технология подкастинга является незаменимой для формирования иноязычных компетенций, информационных компетенций, развивает рефлексию, критическое мышление и повышает мотивацию учащихся за счёт привлечения разных видов работ. Более того, обучение с использованием данной смарт-технологии развивает учебную автономию, а именно способствует улучшению навыков самостоятельной работы, самоорганизации учебной деятельности и совершенствованию навыков само- и взаимоконтроля. Ошибочным является мнение, что людям технических специальностей нет необходимости развивать творческое мышление и потенциал. Именно нестандартное мышление, умение синтезировать и создавать новую информацию, используя креативный подход, зачастую помогает решать комплексные математические и технические задачи. Подкастинг является уникальным функциональным инструментом для развития творческих способностей учащихся, а так же для снятия психологического и языкового барьера при говорении на иностранном языке.

Данная технология была применена в обучении студентов 3 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина. Стоит заметить, что в большей степени подкастинг в обучении используется для развития навыков аудирования. В нашем случае, студенты развивали не только навык восприятия аутентичной речи на слух, но и навыки говорения и построения монологического высказывания при создании собственных сообщений. Для проведения занятий по английскому языку нами была выбрана разновидность подкастинга, а именно видео-подкастинг (водкастинг), что обусловлено рядом методических факторов. Научно доказано, что больше 70% информации человек получает через зрительный канал1. Визуальная поддержка значительно облегчает обучение аудированию, поскольку учащийся может наблюдать за артикуляцией, эмоциональной реакцией, мимикой и жестами говорящего. В качестве финального задания в конце семестра группе студентов было предложено записать водкаст на английском языке в рамках выбранной темы. В своих видео-сообщениях учащиеся должны были продемонстрировать знание и владение лексическим и грамматическим материалом, способность использовать терминологию и языковые клише (самопрезентация и представление своей будущей профессиональной деятельности), проявить творческий подход в выборе и подаче материала (поиск существующих водкастов, связанных с будущей специальностью и составление текстов для создания водкастов) а также продемонстрировать умение владеть мультимедийными технологиями(запись собственных водкастов).

Прежде чем студенты приступили к самостоятельной работе, для них был проведён инструктаж и даны практические рекомендации при выборе темы, соответствующей основной обучающей программе. Были определены цели, задачи и составлен план работы:

  1. Ознакомление, поиск, демонстрация и обсуждение существующих водкастов. Традиционно, для развития навыков аудирования при обучении иностранным языкам в вузе служат материалы, соответствующие произносительному стандарту RP (Received Pronunciation). Несомненно, для начинающих изучать иностранный язык это справедливо. Однако, с повышением уровня владения языком необходимо тренировать и восприятие аутентичной английской речи с её акцентами и диалектами. В Интернете можно найти широкий спектр видео сообщений с вариативным английским произношением. Учащиеся изучили ряд аутентичных водкастов, связанных с их будущей специальностью и направлением подготовки, а также выполнили ряд упражнений на понимание, перевод и аннотирование просмотренного материала.
  2. Поиск информации по выбранной теме и соответствующего лексического материала. Данный этап работы предполагает исключительно самостоятельную деятельность студента и развивает способность критически мыслить, а так же синтезировать и обрабатывать информацию из Интернета.
  3. Определение формата записи (монолог, диалог, интервью). Стоит отметить, что задание на создание водкаста может быть как групповым, так и индивидуальным. При индивидуальной деятельности, естественным форматом станет монологическое высказывание. Если говорить о групповой работе, то водкаст может быть записан в виде интервью или даже постановочного мини-фильма.
  4. Определение длительности сообщения (от 2 до 10 минут). Необходимо учитывать, что при нормальном темпе речи одна страница машинописного текста через два интервала звучит две минуты.
  5. Определение структуры и содержания водкаста. Данный этап также можно поставить перед определением формата записи (см. п. 3.), однако пропускать его нельзя. Чтобы записать качественное видео-сообщение на иностранном языке, необходимо следовать чёткому плану изложения и придерживаться смысловой структуры текста.
  6. Составление текста. Именно этот этап является наиболее сложным и обязательным для выполнения, поскольку здесь у преподавателя есть возможность исправить грамматические и лексические ошибки студента, а также направить его дальнейшую деятельность.
  7. Поиск или запись необходимого видеоряда. Поскольку для записи видео-сообщений достаточно иметь компьютер или даже смартфон с видеокамерой, то данный этап не представляет технических сложностей для выполнения. Однако, некоторые студенты могут испытывать психологический дискомфорт, записывая себя на видеокамеру и наблюдая за собой на экране. Применяя личностно-ориентированный подход, таким учащимся можно предложить вместо прямого видеоряда использовать слайды презентации и озвучить их за кадром.
  8. Определение сроков выполнения для каждого из пунктов плана. Поскольку работа с записью водкастов поэтапна, необходимо чётко регламентировать сроки выполнения каждого из заданий; в противном случае некоторые из пунктов могут быть не выполнены, что повлечёт за собой некачественно сделанную работу.
  9. Монтаж и запись водкаста. Исходя из опыта, можно констатировать, что многие учащиеся предпочитали записывать водкаст одним кадром, не прибегая к дальнейшему монтажу. По отзывам студентов это представляло некоторые трудности, не каждому удалось с первого раза записать водкаст без ошибок в произношении и не сбиваться с мысли. Однако, в процессе многократного повторения обучающиеся закрепляли лексический материал и тренировали произносительные навыки, а также повышали уровень самоконтроля и произвольности.

Студентами 3 курса факультета геологии и геофизики нефти и газа были выбраны и записаны на английском языке следующие темы: «Геология в повседневной жизни», «Отрасли геологии», «Выбор профессии геолога», «Идентификация минералов в полевых условиях», «Советы первокурснику – как успешно пройти первую геологическую практику» и др. Завершающим этапом работы была видео-презентация на аудиторном занятии и обсуждение студентами своих работ.

Одним из интереснейших и важнейших этапов работы с технологией водкастинга является обсуждение творческой работы и обратная связь (feedback), а именно продуктивный анализ и рефлексия. Специфика состоит в том, что форма обратной связи должна соответствовать основным требованиям эффективности, а именно: анализ работы должен осуществляться теми, кто включён в учебную ситуацию; оценка работы должна быть конкретной и аргументированной; студенты могут давать рекомендации по улучшению качества излагаемого материала. Можно выделить два вида обратной связи позитивную и негативную. Позитивный фидбэк предполагает положительную характеристику работы и поддержку выступающего. Негативным отзывом можно назвать критику и несогласие с докладчиком. Безусловно, для улучшения качества обратной связи преподавателю необходимо контролировать дискуссию и направлять учащихся. В случае резко негативного отзыва нормализировать ситуацию и повернуть в благоприятную сторону. После обсуждения на аудиторном занятии водкасты были опубликованы в сети Интернет и студенты могли продолжить обсуждение в виде комментариев к видео. Кроме того, доступность материала широкому кругу пользователей мотивировала учащихся изначально максимально качественно выполнять работу.

При оценке работ мы использовали следующие критерии:

  • соответствие коммуникативной задаче;
  • чёткая и логичная структура речи;
  • содержание;
  • функциональность визуального ряда;
  • независимость говорящего от текста.

Необходимо отметить, что несмотря на большой объём самостоятельной работы учащихся, педагогу необходимо осуществлять входной, промежуточный и выходной контроль выполнения заданий, своевременно оказывать помощь и консультации по возникающим в процессе создания водкастов вопросам. При применении данной методики преподавателю отводится роль не транслятора информации, но наставника и координатора самостоятельной познавательной деятельности студента.

Интеграция применения системы водкастинга показала заинтересованность и мотивированность обучающихся к выполнению данного вида работ. Все студенты группы успешно справились с заданием, продемонстрировав умение искать и синтезировать информацию, грамотно строить монологические высказывания с использованием активной профессиональной лексики, объективно оценивать работы одногруппников, критически мыслить и аргументировано выражать свою точку зрения на иностранном языке.

Подводя итог, можно сказать, что водкастинг как инструмент системы Web 2.0. наряду с другими технологиями может стать неотъемлемым средством обучения иностранному языку, позволяющим решать комплексные задачи образования.

Литература

  1. Ellis, D &Boyd, 'Procedural skills, sketchup and vodcasting: distance teaching of design drawing skills and student learning autonomy', Creative Education, vol. 5, no. 12, WE 2014, pp. 1106-1117.
  2. Fryer, W.A. Podcasting as disruptive transmediation, W.A. Fryer, eLearn2005: World Conference on eLearning in Corporate, Government, Healthcare, & Higher Education, 2005.
  3. Guertin, L. A. Creating and Using Podcasts Across the Disciplines. Currents in teaching and learning vol. 2, no. 2, spring 2010.


1 В научной среде присутствует также иная точка зрения — Харламенков А. Е., Адаптация глухих и реакция социума // Научные труды Института непрерывного профессионального образования № 2. 2014. - С. 269-273. Прим. ред.

 

Источник: Розонова А. В. Подкастинг как эффективный инструмент обучения иностранному языку в техническом ВУЗе (на примере РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина) // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 111-116.