В ходе реализации воспитательной цели, связанной с возвращением в молодёжную среду духовных и культурных ценностей, выработанных российским народом за более чем тысячелетнюю историю, приобретает особую значимость деятельность музеев образовательных учреждений профессионального образования.

В ходе уточнения целей руководители образовательных учреждений учитывают, что музеи образовательных учреждений профессионального образования предназначены для проведения работы в целях воспитания и организации возрождения российской духовности и традиций. Колледжу более нужны музеи трудовой славы, учебные профессиональные музеи. Они объединены общностью основных задач и принципов деятельности и являются составной частью системы воспитания граждан России.

Важным педагогическим условием актуализации содержания воспитательной деятельности музеев истории, боевой и трудовой славы образовательных учреждений профессионального образования является постановка и обоснование основных педагогических задач процесса воспитательной работы музеев, направленных на формирование и развитие у обучающихся личностных качеств.

Реализация обозначенного педагогического условия предполагает разработку воспитательных задач на основе принципа системности и комплексности. Кроме того, педагогическая наука требует дифференцированного подхода к определению воспитательных задач музеев образовательных учреждений профессионального образования с учётом специфики их воспитательной деятельности и направлений работы.

Важное педагогическое значение при обосновании задач имеет учёт особенностей объекта воспитательной деятельности. Определение и обоснование задач воспитательной деятельности требует от музеев образовательных учреждений профессионального образования учитывать в своей деятельности потребности граждан, проживающих в непосредственной близости и их влияние на качество воспитательной работы на указанные выше объекты воспитания. Данная категория граждан, как объект воспитания, может подразделяться на работников: администрации местных органов власти; сферы обеспечения и обслуживания; дошкольных и школьных образовательных учреждений; жилищно-коммунального хозяйства; других сфер в зависимости от специфики конкретного населённого пункта.

Практика колледжа в течение пяти лет показала, что эффективность и действенность воспитательной работы, направленной на формирование личностных качеств у обучающихся будет значительно выше, если руководители или заместители по учебно-воспитательной работе будут планировать и проводить воспитательную работу с учётом потребностей всех, представленных выше, категорий и рассматривать их (каждую категорию в отдельности), как объекты своего непосредственного воздействия.

Эффективная реализация педагогического условия постановки и обоснования воспитательных задач музеев образовательных учреждений профессионального образования зависит и от многих других факторов: состояния воспитательной базы, наличия высококвалифицированных музейных работников, района расположения образовательного учреждения, наличия культурных и иных связей с другими музеями и органами государственной власти и др.

Одним из основных условий эффективной реализации педагогического пути актуализации содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования является выявление и наполнение педагогическим содержанием основных функций процесса воспитания обучающихся, исходящее из понимания сущности и содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования, её предназначения в целом и ориентации применительно к сложившейся ситуации в обществе в современных условиях.

Функциональное предназначение музеев образовательных учреждений профессионального образования представлено различными видами:

  • музейная деятельность — деятельность образовательных учреждений по сохранению, развитию, созданию, распространению и освоению предметов истории, традиций и обычаев, а также музейных ценностей;
  • музейные ценности — национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, выраженные в предметах и представляющих историческую значимость и наследование, а также результаты и методы научно-исторических исследований деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
  • профессионально-творческая деятельность — создание, совершенствование и развитие профессиональных ценностей и их интерпретация;
  • творческий работник — физическое лицо, которое создаёт, совершенствует, развивает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями, является или нет членом какой либо ассоциации творческих работников;
  • историческое наследие образовательного учреждения — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом за время существования этого образовательного учреждения;
  • музей образовательного учреждения — некоммерческое научно-исследовательское, информационно-просветительное учреждение культуры, осуществляющее в соответствии со своим предназначением комплектование, учёт, хранение, изучение и публикацию памятников отечественной истории и культуры;
  • филиал музея образовательного учреждения — территориально обособленное отделение, имеющее самостоятельное общественное и научное значение;
  • образование музейного типа — подразделение, создаваемое в образовательном учреждении в целях хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций;
  • комната боевой и трудовой славы — помещение в образовательном учреждении, специально оборудованное в целях популяризации Отечественной истории, боевого пути, пройденного героями войны, и героики мирных будней.

Важным педагогическим условием актуализации содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования является определение педагогического содержания основных направлений деятельности музеев, комнат трудовой славы образовательного учреждения по формированию у обучающихся личностных качеств, необходимых им для эффективного обучения и профессионального роста.

Основными направлениями деятельности является: воспитательная, гражданско-патриотическая, информационно-просветительная и профессионально-творческая работа.

Осуществляя свои функциональные задачи, музеи боевой и трудовой славы проводят воспитательную работу:

А) в области воспитательной и гражданско-патриотической работы:

  • ведутся систематические разъяснения государственной политики в области культуры, истории, традиций, норм морали и этики и ритуалов;
  • участвуют в воспитании средствами музеев у обучающихся качеств гражданина-патриота, чувства любви к Родине, чести и достоинства, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионализма, надлежащую эксплуатацию и сбережение оборудования и техники;
  • содействуют сплочению учебных коллективов, воспитанию у обучающихся чувства дружбы, коллективизма и товарищества;
  • содействуют органам местного самоуправления, общественным организациям, образовательным учреждениям, другим организациям и учреждениям в воспитании молодёжи;
  • осуществляют совместно с общественными организациями работу с членами семей обучающихся, администрации и персонала образовательного учреждения;
  • принимают участие в разъяснении обучающимся государственной политики в области безопасности и обороны страны;
  • оказывают средствами музейной работы действенную помощь в организации общественно-гражданской подготовки обучающихся.

В связи с этим музеями боевой и трудовой славы:

  • ведутся картотеки книг, брошюр и газетно-журнальных публикаций по гражданско-патриотическим темам;
  • организуются тематические выставки в рамках учебного плана и выступления с обзорами перед обучающимися;
  • оказывается содействие в организации экскурсий по историческим и памятным местам в соответствии с учебной программой и темами занятий;
  • осуществляется подбор учебных и исторических материалов, организуется их использование в процессе учёбы;
  • учебные занятия оснащаются материально-техническими и наглядными средствами обучения;
  • популяризируются лучшие образцы и достижения профессионального творчества (культуры и искусства) по изучаемым проблемам;
  • осуществляется участие в воспитании и морально-психологическом обеспечении педагогического процесса, оказывается содействие в успешном выполнении задач профессиональной учёбы.

Б) В области информационно-просветительской работы:

  • систематически проводятся информационные и культурно-просветительные мероприятия по пропаганде истории и ценностей, в том числе и культуры, уделяется особое внимание популяризации гражданско-патриотической тематики;
  • организуется информирование обучающихся;
  • предоставляются условия для работы историко-патриотических обществ.

В) В области профессионально-творческой работы:

  • пропагандируется развитие профессионального творчества обучающихся, администрации и персонала образовательных учреждений, членов их семей, участие в проведении смотров профессионального творчества и достижений;
  • организуется участие в смотрах, выставках и других культурных программах и мероприятиях;
  • поддерживаются деловые связи с органами местного самоуправления, местными музеями и учреждениями культуры, творческими союзами, религиозными конфессиями и другими общественными объединениями в целях привлечения их сил и средств к культурному обслуживанию обучающихся и персонала образовательного учреждения, членов их семей, развивается культурно-шефская работа.

Важным условием эффективной реализации содержания воспитания обучающихся средствами музейной работы является педагогическое условие обоснования педагогического содержания перспективных и текущих планов организации и проведения воспитательной работы музеев образовательных учреждений профессионального образования.

Основными компонентами обеспечения педагогического содержания перспективного и текущего планирования выступает осуществление планирования содержания деятельности работы музеев образовательных учреждений профессионального образования по следующим направлениям:

  • работа по воспитанию патриотизма, верности конституционному и гражданскому долгу;
  • работа по мотивации обучающихся на успешное решение общественных задач и неуклонное соблюдение требований учебной и трудовой дисциплины, и правопорядка;
  • работа по приобщению обучающихся, администрации и персонала образовательного учреждения к национальным, культурным и нравственным ценностям, развитие профессионального творчества;
  • организационно-методическая работа.

При таком планировании содержания воспитательной работы музеев образовательных учреждений профессионального образования уровни показателей сформированности личностных качеств у обучающихся значительно возрастают.

В интересах улучшения воспитательной работы с обучающимися, повышения престижа образовательного учреждения, мы планировали мероприятия, направленные на поддержание и укрепление взаимодействия с органами государственной власти, общественными и иными организациями и объединениями граждан, трудовыми коллективами, ветеранами и родителями обучающихся. Рекомендуется предусмотреть проведение традиционных ритуалов и мероприятий, посвящённых дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооружённой защиты Отечества, памятным датам в истории образовательного учреждения, района, города, и т. п. Планировать и проводить совместные мероприятия с другими музеями и общественными организациями района и города в интересах повышения престижа образовательного учреждения и сплочения учебных коллективов.

Целенаправленно планировать в ходе воспитательной деятельности работу по взаимодействию с религиозными объединениями, в содержательном плане строить её на основе российского законодательства, использовать в интересах возрождения российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству. Тем не менее, право граждан на свободу совести и вероисповедания реализовывать без ущерба для учебной деятельности и решения общественноучебных задач.

Таким образом, основными педагогическими условиями эффективной реализации содержания воспитательной деятельности музеев образовательных учреждений профессионального образования выступают:

  • уточнение целей процесса воспитания обучающихся музейными средствами в современных условиях;
  • постановка и обоснование задач педагогического процесса воспитательной деятельности музеев, направленных на формирование и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих улучшению учебной деятельности и решению общественных задач, стоящих перед образовательными учреждениями;
  • выявление и наполнение педагогическим содержанием основных функций процесса воспитания обучающихся в работе музеев образовательных учреждений профессионального образования;
  • определение педагогического содержания основных направлений музеев образовательных учреждений профессионального образования по формированию у обучающихся качеств, необходимых им для эффективного выполнения своих функциональных обязанностей;
  • обоснование педагогического содержания перспективных и текущих планов организации и проведения воспитательной работы музеев образовательных учреждений профессионального образования.

 

 

Источник: Борисычева М. В. Эффективная реализация педагогических условий актуализации содержания воспитательной деятельности музея колледжа по формированию гражданственности обучающихся // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2016. № 6. С. 63-69.