Печать
Категория: III Общероссийская научно-практическая конференция «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия — XXI век»
Просмотров: 3159

Данная вводная описывает основные этапы предлагаемого специализированного курса и его отличительные особенности от общего курса основ русского жестового языка, преподаваемого на аналогичных языковых курсах, но предназначенных для широкой аудитории.

В основу настоящего курса в том числе были положены наши научные исследования, посвящённые русскому жестовому языку и формированию коммуникативной компетенции лиц с нарушениями слуха [11, 12, 13, 14, 15]. В качестве основного педагогического инструмента используется «Электронная справочно-аналитическая система “Русско-жестовый толковый словарь”» [14] [свидетельство о государственной регистрации электронного ресурса № 20871, выданное 05.05.2015 г. «Объединённым фондом электронных ресурсов “Наука и образование”» Министерства образования и науки Российской Федерации]. С помощью данной Системы слушателям курсов демонстрируется взаимосвязь многозначности слов русского языка с жестовыми эквивалентами, прививается навык осмысленного перевода с языка на язык.

 Целевая аудитория

Целевой аудиторией курса являются магистранты Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) — разработчики программно-аппаратного комплекса жесто-мимического интерфейса. Для них необходимо освоить основы предметной области в целях повышения качества проводимых НИОКР в области жестового языка. Магистрантам необходимо развить осознанность своей работы и понять специфику кинетической системы коммуникации.

Тема «Вводная лекция: глухота — инвалидность социальная; глухие как социальная группа; вехи развития жестового языка»

Излагается проблематика «язык — мышление — менталитет»; сравнение глухих с «идеологически»-близкой группой - «слепых».

Описание, в историческом контексте, процесса обучения жестовому языку по принципу «от мастера к ученику»; проблема жестовых словарей.

Задание на исследование на тему: «К каким последствиям приводит сложившаяся ситуация в обучении жестовому языку его носителей»

Задание выполняется в виде коллективного проекта и сдаётся в электронном виде.

Требуется на основании представленных материалов провести углублённый поиск данных по теме и выполнить эмпирическое исследование на тему «К каким последствиям приводит сложившаяся ситуация в обучении жестовому языку его носителей».

Студенты должны придти к выводу, о существовании «воронки потери информации» и осознанию проблемы общей грамотности глухих.

Тема «Дактилология и счёт»

Дактилология (пальцевая азбука) лежит в основе кинетики жестового языка. На её основе формируется жестовый почерк. Нарушения в воспроизводстве дактильных знаков являются дефектами жестовой речи.

В рамках данной темы преподаётся методика преодоления безусловного хватательного рефлекса, являющегося основной причиной дефектов жестовой речи.

Особое внимание уделяется постановке руки, отработки правил дактилирования, выработке жестового почерка, так как на основе этих полученных и практически усвоенных данных магистрантам предстоит переводить полученные знания в машинную форму и обучать им роботизированные системы. Для этих целей применяется новая авторская методика, предложенная автором: «ультравязкий дактиль», когда дактилирование выполняется со скоростью 1 знак в 10-20 секунд, с «раскадровкой» междактильных связей и переходов из одной дактильной конфигурации в другую.

Автором вводится новое понятие в классификацию жестов по их составу: к существующим трём (простые жесты, составные жесты и жесты-склейки) добавляется четвёртое, ранее не выделявшееся исследователями жестового языка — жесты дактильные склейки. Жесты данного типа полностью состоят из дактилем, но они не подчиняются правилам дактилирования; дактилемы в данном типе жестов не являются самостоятельными элементами, а выполняются как единый жест.

Тема «Базовые конфигурации и приёмы дактильной скорописи»

В данной теме разбираются все известные конфигурации рук; большинство из них основаны на дактилемах и цифровых знаках.

Отрабатываются

Задание для исследования на тему: «Смыслы частиц, предлогов, союзов»

Задание выполняется в виде коллективного проекта и сдаётся в электронном виде.

Выявить максимальное количество предлогов, частиц, союзов, и прочих служебных частей речи, встречающихся в русском языке.

Выяснить, какие смысловые значения имеют предлоги, частицы, союзы; подобрать синонимы к каждому.

Правила оформления:

  1. описание каждого исследуемого слова оформить в виде словарной статьи;

  2. в качестве источника рекомендуется использовать базу словарей и энциклопедий на сайте enc-dic.com.

  3. каждый отдельный выявленный смысл необходимо оформить в одну словарную статью;

  4. для исследуемого слова необходимо сформировать столько словарных статей, сколько смыслов выявлено;

  5. отметить, какую функцию управления несёт исследуемое слово;

  6. для каждого смысла выбрать из словаря соответствующее толкование; должны быть представлены толкования минимум из 2-3х словарей;

  7. каждое толкование снабдить библиографической ссылкой, соответствующей ГОСТу;

  8. привести литературные примеры с исследуемым словом, отражающий описываемый смысл (со ссылкой на источник);

  9. привести литературные примеры с иным смыслом исследуемого слова; при этом, рядом с данным словом в скобках указывается этот смысл), также со ссылкой на источник данного литературного примера.

Темы «Жестовая лексика и морфология РЖЯ», и прочие

Материал данных тем подаётся без отличий от стандартной программы курса основ русского жестового языка.

Учебный план

  1. Лекция; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Вводная лекция «Глухота — инвалидность социальная; глухие как социальная группа; вехи развития жестового языка».

    1

     

    Система жестового языка глухих. Разновидности жестовой речи и сфера её применения.

     

    2

     

    Задание на исследование: На основании полученной информации студентам предлагается провести эмпирическое исследование на тему «К каким последствиям приводит сложившаяся ситуация в обучении жестовому языку его носителей». Студенты должны придти к выводу, о существовании «воронки потери информации» и осознанию проблемы общей грамотности глухих.

    2

     

    Дактилология: понятие, особенности.

    1

    Итого

    6

  2. Лекция; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Обсуждение результатов эмпирического исследования студентов.

    2

     

    Практическая работа по применению дактилологии.

    2

     

    Жестовая лексика: счёт, меры веса, длины, условные обозначения.

    2

    Итого

    6

  3. Лекция; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Практическая работа: дактилология, работа с текстом, чтение с дактилирующей руки.

    2

     

    Жестовая лексика: знакомство, вопросительные, общеупотребительные слова.

    2

     

    Практическая работа.

    2

    Итого

    6

  4. Мастер-класс «Жестовый язык за 1 день»; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Мастер-класс «Жестовый язык за 1 день». Преподаватель В. В. Кузьмин

    6

    Итого

    6

  5. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Структура жеста.

    1

     

    Сходство и отличие словесной и жестовой речи.

    1

     

    Жестовая лексика: семья.

    1

     

    Жестовая лексика: одежда.

    1

     

    Практическая работа с жестовой лексикой.

    2

    Итого

    6

  6. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: обувь, головные уборы.

    1

     

    Практическая работа.

    1

     

    Жестовая лексика: продукты, пища.

    1

     

    Практическая работа.

    1

     

    Морфология РЖЯ: множественное число.

    1

     

    Морфология РЖЯ: значение принадлежности.

    1

    Итого

    6

  7. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: мебель, домашние вещи.

    1

     

    Практическая работа.

    1

     

    Жестовая лексика: школа, образование.

    1

     

    Морфология РЖЯ: пространственное положение жеста.

    1

     

    Практическая работа.

    2

    Итого

    6

  8. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: завод, фабрика, село.

    2

     

    Практическая работа.

    1

     

    Жестовая лексика: дом отдыха.

    2

     

    Практическая работа.

    1

    Итого

    6

  9. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: армия.

    1

     

    Практическая работа.

    2

     

    Морфология РЖЯ: завершённость — незавершённость действий.

    1

     

    Практическая работа.

    2

    Итого

    6

  10. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Морфология РЖЯ: значения времени; жесты-склейки; жесты — дактильные склейки.

    1

     

    Практическая работа.

    1

     

    Жестовая лексика: календарь, время.

    1

     

    Практическая работа.

    2

     

    Работа с многозначными выражениями

    1

    Итого

    6

  11. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: неживая природа.

    1

     

    Практическая работа.

    2

     

    Работа с многозначными выражениями

    2

     

    Морфология РЖЯ: субъектно-объектные отношения, выражения степени сравнения, качества.

    1

    Итого

    6

  12. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: полезные растения.

    1

     

    Практическая работа.

    2

     

    Работа с многозначными выражениями

    2

     

    Средства выразительности жестовой речи.

    1

    Итого

    6

  13. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: домашние и дикие животные.

    1

     

    Практическая работа.

    1

     

    Работа с многозначными выражениями

    2

     

    Средства выразительности жестовой речи.

    2

    Итого

    6

  14. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: город.

    1

     

    Практическая работа.

    2

     

    Работа с многозначными выражениями

    2

     

    Жестовая лексика с многозначными выражениями.

    1

    Итого

    6

  15. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: страна.

    1

     

    Работа с многозначными выражениями

    3

     

    Практическая работа.

    2

    Итого

    6

  16. Лекция, практикум; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Жестовая лексика: государство.

    2

     

    Практическая работа.

    1

     

    Работа с многозначными выражениями.

    2

     

    Основы языкознания: фразеологизмы, эпитеты.

    1

    Итого

    6

  17. Лекция, практикум, консультация; 6 часов

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Повторение пройденного материала.

    2

     

    Перевод текстов.

    2

     

    Консультация.

    2

    Итого

    6

  18. Зачёт 1 подгруппа; 3,5 часа

    № п/п

    Лекция

    Количество часов

     

    Итоговый зачёт.

    3,5

    Итого

    3,5

  19. Зачёт 2 подгруппа; 3,5 часа

№ п/п

Лекция

Количество часов

 

Итоговый зачёт.

3,5

Итого

3,5

Итого часов

 

Лекции — 17.

102

 

Итоговый зачёт.

7

Итого

109

План-конспект урока 1. Лекция; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

1.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Ознакомление слушателей с новой сферой деятельности.

 

Задачи:

Введение в тему «Русский жестовый язык».

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Вводная лекция.

Лекция.

Конспектирование.

00:45

 

Система жестового языка глухих.

Лекция.

Конспектирование.

00:45

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Разновидности жестовой речи и сфера её применения.

Лекция.

Конспектирование.

00:45

 

Эмпирическое исследование.

Экскурс в историю; факты.

Обсуждение.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Эмпирическое исследование.

Обсуждение контуров предстоящего исследования на тему «К каким последствиям приводит сложившаяся ситуация в обучении жестовому языку его носителей». Студенты должны придти к выводу, о существовании «воронки потери информации» и осознанию проблемы общей грамотности глухих.

Конспектирование.

00:45

 

Новая тема.

Дактилология: понятие, особенности. Практическая лекция.

Практическая работа.

00:40

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

Конспектирование.

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 2. Лекция; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

2.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Изучение дактилологии.

 

Задачи:

Постановка рук.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Обсуждение результатов эмпирического исследования студентов.

Дискуссия.

Обсуждение.

01:25

 

Вопросы.

Ответы на вопросы.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Дактилология.

Практикум.

Практикум.

00:40

 

Дактилология.

Внеязыковые дактильные диктанты.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Новая тема.

Жестовая лексика: счёт.

Практикум.

00:40

 

Новая тема.

Жестовая лексика: меры веса, длины, условные обозначения.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

 

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 3. Лекция; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

3.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Изучение новой темы; отработка дактилологии.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка самостоятельной работы.

Отчёт по домашнему заданию.

00:35

 

Практическая работа.

Дактилология, работа с текстом, чтение с дактилирующей руки.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Жестовая лексика: знакомство, вопросительные, общеупотребительные слова.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 4. Мастер-класс «Жестовый язык за 1 день»; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

4.

 

Базовый учебник

Мастер-класс переводчика жестового языка I категории, практикующего психолога В. В. Кузьмина.

 

Цель урока:

Погружение в языковую среду.

 

Задачи:

Изменение мышления.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Мастер-класс.

01:25

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Мастер-класс.

01:25

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Мастер-класс.

01:20

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 5. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

5.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Изложение теоретической базы.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Структура жеста.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Новая тема.

Сходство и отличие словесной и жестовой речи.

Конспектирование.

00:40

 

Новая тема.

Жестовая лексика: семья.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:10

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Новая тема.

Жестовая лексика: одежда.

Конспектирование.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 6. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

6.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: обувь, головные уборы.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом. Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Жестовая лексика: продукты, пища.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Новая тема.

Морфология РЖЯ: множественное число.

 

00:40

 

Новая тема.

Морфология РЖЯ: значение принадлежности.

 

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 7. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

7.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: мебель, домашние вещи.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Жестовая лексика: школа, образование.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Новая тема.

Морфология РЖЯ: пространственное положение жеста.

Конспектирование.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 8. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

8.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: завод, фабрика, село.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Жестовая лексика: дом отдыха.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 9. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

9.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: армия.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Морфология РЖЯ: завершённость — незавершённость действий.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для сам. работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 10. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

10.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Морфология РЖЯ: значения времени; жесты-склейки; жесты — дактильные склейки.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Жестовая лексика: календарь, время.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Новая тема.

Работа с многозначными выражениями.

Конспектирование.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 11. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

11.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: неживая природа.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Морфология РЖЯ: субъектно-объектные отношения, выражения степени сравнения, качества.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для сам. работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 12. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

12.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: полезные растения.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Средства выразительности жестовой речи.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 13. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

13.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: домашние и дикие животные.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 14. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

14.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: город.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 15. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

15.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: страна.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Практическая работа.

Практическая работа с текстом.

Практикум.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 16. Лекция, практикум; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

16.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Проверка домашней работы и повторение пройденного.

Отчёт по домашнему заданию; повтор.

00:35

 

Новая тема.

Жестовая лексика: государство.

Конспектирование.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Закрепление.

Работа с текстом.

Дактилология — дактильные диктанты.

Взаимный диктант по сборнику упражнений.

Работа с текстом.

00:45

 

Новая тема.

Жестовая лексика: государство.

Конспектирование.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Новая тема.

Основы языкознания: фразеологизмы, эпитеты.

Конспектирование.

00:40

 

Практическая работа.

Работа с многозначными выражениями

Обсуждение.

00:40

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение

00:05

 

Задание для самостоятельной работы.

Домашнее задание.

 

00:05

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 17. Лекция, практикум, консультация; 6 часов

 

Тема и номер урока в теме

17.

 

Базовый учебник

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

 

Цель урока:

Освоение нового материала; расширение словарного запаса.

 

Задачи:

Придание осмысленности жестовой лексике.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Гимнастика для рук.

Выполнение гимнастики со студентами.

Выполнение гимнастики.

00:05

 

Повторение.

Повторение пройденного.

Повтор.

00:35

 

Практикум.

Перевод текстов.

Практикум.

00:45

 

Вопросы.

Ответы на вопросы слушателей.

Обсуждение.

00:05

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Практикум.

Перевод текстов.

Практикум.

00:45

 

Практикум.

Перевод текстов.

Практикум.

00:45

Вторая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Консультация.

Консультация.

Консультация.

00:45

 

Консультация.

Консультация.

Консультация.

00:45

Третья пара:

01:30

Итого:

04:30

Всего с перерывами

04:50

План-конспект урока 18. Зачёт 1 подгруппа; 3,5 часа

 

Тема и номер урока в теме

18. Зачёт 1 подгруппа; 3,5 часа

 

Задачи:

Зачёт

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Зачёт.

Зачёт.

Зачёт.

00:45

 

Зачёт.

Зачёт.

Зачёт.

00:45

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Зачёт.

Зачёт.

Зачёт.

00:45

Вторая пара:

00:45

Итого:

02:15

Всего с перерывами

02:25

План-конспект урока 19. Зачёт 2 подгруппа; 3,5 часа

 

Тема и номер урока в теме

19. Зачёт 2 подгруппа; 3,5 часа

 

Задачи:

Зачёт

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность слушателя

Время (в мин.)

 

Зачёт.

Зачёт.

Зачёт.

00:45

 

Зачёт.

Зачёт.

Зачёт.

00:45

Первая пара:

01:30

Перерыв.

00:10

 

Зачёт.

Зачёт.

Зачёт.

00:45

Вторая пара:

00:45

Итого:

02:15

Всего с перерывами

02:25

Литература

  1. Гейльман И. Ф. Политехникум ЛВЦ ВОГ, Сборник тестов и упражнений для перевода дактилологией и мимикой // Сборник тестов и упражнений для перевода дактилологией и мимикой / Соколов Ю. А., Издание второе, Павловск: ЛВЦ ВОГ, 1975. — 113 c.

  2. Гейльман И. Ф. Специфические средства общения глухих. часть 1-4 / Ленинград: ЛВЦ ВОГ, 1975-1978.

  3. Флёри Виктор Иванович, Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе, тип. А. Плюшара, Санкт-Петербург, 1835. Режим доступа: http://surdocentr.ru/publikatsii/o-yazyke-zhestov-i-russkom-yazyke/142-v-fljori-glukhonemye-rassmatrivaemye-v-otnoshenii-k-ikh-sostoyaniyu-i-sposobam-obrazovaniya-samym-svojstvennym-ikh-prirode

  4. Фрадкина Р. Н., Говорящие руки. Тематический словарь жестового языка глухих России, Издательство "Сопричастность" ВОИ, Москва, 2001, 598, ISBN 5-7052-0022-6.

  5. Казанцев А. Г., Визер В. Г., Мялькин В. Н., Машиностроительные термины. Словарь жестового языка, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, 2011, , ISBN 978-5-9257-0204-8.

  6. Иванюшева Н. В., протоиерей Иоанн Коржевой, Заварицкий Д. А., Вишневская С. А., Дятлова Е. А., Словарь жестовой речи: церковная лексика, Изд-во "Глас", Киев, 2006.

  7. Гуленков Геннадий Алексеевич, Центр информатизации, социальных технологических исследований и социологического анализа (Центр ИСТИНА), Электронная обучающая система (ЭОС) "Русский жестовый язык", Электронное, CD, Москва, 2001.

  8. Словарь русского жестового языка / Авторский коллектив: В. З. Базоев, Г. Н. Гаврилова, И. А. Егорова, В. В. Ежова, Т. П. Давиденко, Н. А. Чаушьян. — М.: Флинта, 2009. — 528 с. ISBN 978-5-9765-0887-3.

  9. Учебное пособие по мимике / Сост. И. А. Сапожников, Т. Г. Филянина.  – Киев: УТОГ – 1971 – 278 с.: ил.

  10. Гейльман, И. Ф. Дактилология: учебное пособие / И. Ф. Гейльман. - Л. : ЛВЦ ВОГ, 1981. - 88 c.

  11. Харламенков А. Е., Адаптация глухих и реакция социума // Научные труды Института непрерывного профессионального образования № 2. 2014. - С. 269-273.

  12. Харламенков А. Е., Формирование коммуникативной компетентности у людей с нарушением слуха // Научные труды Института непрерывного профессионального образования № 4. 2014. - С. 234-241.

  13. Харламенков А. Е., Методика преодоления безусловного рефлекса при постановке рук в процессе освоения дактильной и жестовой речи, // Научные труды Института непрерывного профессионального образования № 3. 2014. - С. 44-49.

  14. Харламенков А. Е., Электронная справочно-аналитическая система «Русско-жестовый толковый словарь», // Научные труды Института непрерывного профессионального образования № 3. 2014. - С. 24-43.

  15. Харламенков А. Е., Язык и менталитет: влияние жестового языка на менталитет глухих, // Научные труды Института непрерывного профессионального образования № 5. 2015. - С. 191-218.