Очевидно, что учебный процесс в вузе должен представлять собой синтез обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов. Один из основных принципов обучения в классическом университете, сформулированный известным немецким естествоиспытателем А. Гумбольдтом, — это обучение через исследования. Таким образом, в процессе подготовки выпускников вузов большое значение имеет привлечение студентов к научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская работа студентов прошла большой путь развития. С момента зарождения в России университетского образования в деятельности Московского университета прочно соединилось решение задач просвещения, науки и культуры. Эта традиция получила достаточно успешное развитие в период становления и существования советской высшей школы. Начальный этап (1920 е — 1950 е гг.) был связан с выработкой основных задач, форм, методов и содержания исследовательской работы студентов. В это время НИРС рассматривалась как удел лишь хорошо успевающих студентов, способных пополнять ряды научных работников, профессорско-преподавательского состава.

С 1960-х гг., под влиянием развёртывавшейся научно-технической революции, положение стало меняться. Научная работа студентов рассматривается как важное средство повышения качества подготовки и воспитания студентов. Стали более разнообразными её формы, в основном было определено место НИРС в общей системе вузовской подготовки, увеличилась массовость участия студентов в научных исследованиях, были созданы предпосылки для формирования в 1970 е — 1980 е гг. целостной системы организации НИРС в стране.

Для целенаправленного совершенствования и развития научно-исследовательской работы и научно-технического творчества студентов Минвуз СССР в феврале 1974 г. утвердил специальное «Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений». К этому времени был создан Всесоюзный совет по НИРС, советы по НИРС создавались в союзных республиках, краях, областях, городах, вузах. В РСФСР координацию работы областных и вузовских советов по НИРС осуществляли 10 зональных секторов, которые входили в состав Республиканского совета по НИРС вузов РСФСР. Координацию работы советов по НИРС вузов Бурятии, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей осуществлял Восточно-Сибирский зональный сектор, созданный на базе Иркутского государственного университета. На базе Иркутского политехнического института начал работу Иркутский областной совет по НИРС.

Ответственность за постановку и организацию НИРС в вузах была возложена на ректоров, которые возглавили советы по НИРС вузов. Из числа штатных преподавателей кафедр и сотрудников научных учреждений назначались ответственные за организацию НИРС на кафедрах, факультетах, в научных подразделениях вуза.

«Положение о НИРС» в значительной степени активизировало деятельность вузов по развитию научного творчества студентов. Данное положение определяло основные направления в деятельности вуза по организации НИРС: организация и координация НИРС не только во внеучебное время, но и в учебном процессе; обеспечение участия студентов в различных мероприятиях по НИРС; содействие более широкому привлечению студентов к научным исследованиям, а научно-педагогических работников — к руководству НИРС; содействие совершенствованию форм организации НИРС, особенно коллективных, типа студенческих конструкторских бюро, студенческих научно-исследовательских лабораторий, проблемных групп, «отрядов внедрения» и т. д., а также более активному включению элементов научных исследований в учебный процесс, пропаганда НИРС и её результатов.

До появления «Положения о НИРС» работу, связанную с организацией и проведением научных исследований студентов осуществляли советы научных студенческих обществ (НСО) как на уровне вузов, так и на уровне факультетов. НСО объединяли в своих рядах членов научных студенческих кружков и студентов, индивидуально занимавшихся научными исследованиями под руководством преподавателей и научных сотрудников. Таким образом, советы НСО представляли из себя органы студенческого самоуправления, научно-методическое руководство которыми осуществляли научные руководители НСО из числа квалифицированных научно-педагогических сотрудников вузов.

В соответствии с Положением, НСО могли сохраняться и работать под непосредственным руководством советов по НИРС. НСО в университете было создано ещё в 1940 е годы. Таким образом, в ИГУ сложилась давняя традиция привлечения студентов к участию в научных разработках кафедр и лабораторий. На всех факультетах работали советы НСО. Поэтому процесс реорганизации системы управления и развития НИРС не вызвал особых затруднений. Реорганизация системы руководства НИРС началась в 1975/76 учебном году. На заседаниях кафедр из числа опытных преподавателей были выбраны ответственные за организацию НИРС, на факультетах были назначены заместители деканов по НИРС. Чаще всего это были опытные преподаватели, которые осуществляли научно-методическое руководство работой советов НСО факультетов и накопили значительный опыт этой работы. Состав факультетских советов по НИРС формировался из числа ответственных за НИРС кафедр, студенческого актива — бывших членов советов НСО, представителей комсомольской и профсоюзной организаций факультетов. В университетский совет по НИРС вошли заместители деканов по НИРС, студенты, наиболее активно работавшие в составе правления совета НСО, представители комитета ВЛКСМ и профкома университета.

Реорганизация системы управления и развития НИРС имела большое значение: если деятельность советов НСО в основном была направлена на выявление наиболее талантливых и способных студентов и привлечение их к научной работе, то советы по НИРС занимались организацией НИРС не только во внеучебное время, но и в учебном процессе. Это был важный этап в развитии НИРС, которая превращалась в важное средство повышения качества подготовки всех специалистов с высшим образованием. Под руководством совета по НИРС в 1980 е гг. в ИГУ сформировалась комплексная система мер по приобщению каждого студента к научно-исследовательской работе в период его обучения в вузе.

Комплексная система организации НИРС предусматривала прежде всего связь научно-исследовательской работы студентов с учебным процессом через изучение курсов «Введение в специальность», «Основы библиографии и информатики», «Основы научных исследований», «Основы патентоведения», проблемное чтение лекционных курсов, чтение спецкурсов по новым направлениям науки ведущими учёными вуза, региона, выполнение поисковых заданий, решение нестандартных задач с элементами НИР на практических занятиях, во время выполнения лабораторных работ, подготовку творческих рефератов по заданиям общенаучных кафедр и кафедр общественных наук в соответствии с учебным планом, выполнение курсовых работ с элементами научного исследования. Развивая навыки исследователя у абсолютного большинства студентов, в то же время создавались условия для творческой работы наиболее одарённой части молодёжи. Талантливые, способные студенты могли реализовать полученные знания, умения и навыки через участие в работе научных кружков, проблемных групп, научных студенческих лабораторий, научных экспедиций, отрядов «Внедрение», могли участвовать в выполнении хоздоговорных работ, договоров о творческом содружестве, в выполнении госбюджетной научной тематики на правах совместителей и т. д. Комплексная система организации НИРС позволяла практически каждому студенту завершить процесс обучения выполнением дипломной научно-исследовательской работы. Комплексная система предусматривала также проведение различных мероприятий: олимпиад, конференций, конкурсов, выставок различного уровня: от вузовских до международных. Участвуя в этих мероприятиях, студенты могли представить на обсуждение результаты своей творческой работы.

Вместе с тем, несмотря на достаточно хорошие внешние показатели, организация НИРС носила излишне централизованный, ведомственный характер, не подкреплялась экономическими и социальными льготами для различных категорий молодёжи и организаторов работы с талантливой и одарённой молодёжью. При переходе страны на новые экономические отношения, по мере ослабевания административных связей и административного контроля, общегосударственная система организации НИРС начала резко сворачиваться.

Попытка ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ создать в 1987 году Единую общественно-государственную систему научного творчества молодёжи (НТТМ) не увенчалась успехом. Отсутствие организационных способностей, полное игнорирование уже существующего опыта работы с творческой молодёжью, стремление руководителей этой системы к излишней коммерциализации научно-технического творчества привели, в конечном итоге, не только к полному краху самой системы НТТМ, но практически к полному прекращению государственного содействия и регулирования в этой сфере.

Наступивший в 1990 е годы общий спад экономического и социального развития негативно сказался не только на общем состоянии науки, но и на организации научно-исследовательской работы студентов, а временная потеря государственного интереса к организации мероприятий по поддержке творческой молодёжи затормозила развитие эффективно действовавшей в течение 30 лет общественно-государственной системы НИРС — НТТМ.

Процесс модернизации современного российского образования трудно представить без такого компонента, как система обеспечения в вузах условий для творческого развития будущих специалистов. В настоящее время отмечается явный рост заинтересованности молодёжи не только в получении высшего профессионального образования, но и в достижении научной квалификации.

Иркутский государственный университет — исторически сложившийся центр вузовской подготовки, славящийся своими научными школами и успехами в научно-исследовательской работе студентов. Участие студентов в НИР продолжает оставаться в центре внимания руководства университета, его общественных организаций. Сохранилась система организации и руководства научной работой студентов, сложившаяся ещё в 1970 е гг. Заметно стремление самих студентов к углублению и расширению своих знаний, в том числе, через участие в научной деятельности. Качество подготовки студентов ИГУ всегда было и остаётся достаточно высоким и важную роль в его повышении играет научно-исследовательская работа студентов.

Последнее время появились новые стимулы для привлечения студентов к активной научно-исследовательской работе. Уже несколько лет университет располагает возможностью материально поощрять студентов, активно занимающихся научно-исследовательской работой — назначать на повышенную академическую стипендию. Стипендия назначается по различным номинациям, важнейшей из которых является научная деятельность. Чтобы получить эту повышенную стипендию студенты участвуют в жёстком конкурсном отборе, который предусматривает кроме отличной учёбы выступление с докладами на научных конференциях, наличие научных публикаций, наград на различных конкурсах научных работ, выставках научных достижений, получение грантов, патентов и т. д. Такие достижения позволяют студенту увеличить свой доход, по сравнению со стипендией в 2-3 раза. Это создаёт условия для академической мобильности студента, исчезает необходимость различного рода подработок в ущерб занятиям, что позволяет направить основные усилия на учёбу и приобретение навыков исследователя. Конкурс на получение этой стипендии в последние годы значительно увеличил число студентов — участников конференций, количество студенческих публикаций.

Большое внимание в университете уделяется развитию гуманитарных исследований и привлечению к ним студентов. Этому способствует то, что с 2006/07 учебного года студенты гуманитарных направлений подготовки участвуют в конкурсе на получение грантов фонда «Оксфорд — Россия», ежегодно эксперты фонда отбирают 170 наиболее достойных. Очевидно, что роль, которую играют в современном мире специалисты гуманитарных областей знания стремительно возрастает, в то время как большая часть международных фондов и грантодающих организаций по-прежнему ориентируется на сферу естественных наук и бизнес-исследований. Поэтому стипендиальная программа для студентов гуманитарных факультетов классических университетов, которая стартовала в России в сентябре 2005 года, играет важную роль в подготовке специалистов-гуманитариев.

В настоящее время проект реализуется в двадцати университетах различных регионов Российской Федерации, в том числе и в Иркутском государственном университете. Кандидатуры на стипендии отбираются при участии университетов и экспертного сообщества. Стипендии выплачиваются студентам 3-6 курсов ежемесячно в течение учебного года (10 календарных месяцев) при условии подтверждения высокой успеваемости, а также научной и общественной активности. Эффективность проводимой ОРФ стипендиальной программы велика — она позволила студентам не отвлекаться от учебного процесса и научной деятельности (для «зарабатывания» средств), а сосредоточиться на учёбе и научных исследованиях, принимать участие в конференциях и школах, проводимых далеко за пределами региона. Повысился уровень представления результатов студенческих исследований: большинство докладов сделаны на международных и всероссийских конференциях и опубликованы в международных и центральных цитируемых изданиях. Занятие научной работой на студенческой скамье стимулирует желание и дальше активно заниматься этой деятельностью. Так, за последние три года, например, из 52 выпускников ИГУ — участников программы ОРФ — по направлению «Социология», 12 человек продолжили обучение в аспирантуре и магистратуре. Уровень подготовки остальных позволил найти им применение в самых разнообразных сферах деятельности: 25 человек работают в административных и государственных органах Иркутской области, 15 — в различных коммерческих структурах, а также занимаются собственным бизнесом.

С 2008 г. Иркутский университет является участником программы «Erasmus Mundus», которая даёт уникальную возможность студентам университета получить грант на стажировку в одном из университетов-партнёров. Это — Берлинский университет имени Гумбольдта, Лёвинский католический университет (Бельгия), Латвийский университет, Пултуская академия гуманитарных наук (Польша), Университет Альгарве (Португалия), Болонский университет (Италия), Университет Деусто (Испания), Гёттингенский университет (ФРГ), Университет Турку (Финляндия), Университет Масарика (Чехия). Обучение в этих учебных заведениях позволяет изучить другие культуры, погрузиться в языковую среду, повысить свой интеллектуальный потенциал и приобрести академические навыки, необходимые для самореализации на рынке труда.

Таким образом, в Иркутском государственном университете продолжается работа по развитию научного потенциала студентов, стимулированию их активности в проведении научных исследований и решении актуальных научных проблем, выявлению и поощрению талантливой молодёжи, исходя из того, что научная работа студентов является важным фактором углубления профессиональной подготовки и воспитания студентов.

Источник: Логунова Г. В., Эдельштейн О. А. Научно-исследовательская работа студентов в вузе: проблемы и перспективы // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. 2015. № 5. С. 161-165.