На современном этапе развития психологические и педагогические науки ведут активный поиск перспективных направлений, технологий, ориентированных на актуализацию и развитие потенциала личности с целью оптимизации её самопроцессов — самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самореализации и т. п. 

В самом обобщённом смысле потенциал личности студента мы рассматриваем как ресурсный фонд, который может быть актуализирован и задействован для достижения определённого результата — самореализации в учебно-профессиональной деятельности при благоприятных условиях развития способностей личности, а также как меру возможностей студента в сфере постановки и разрешения различного рода задач его жизнедеятельности. Для этого, в первую очередь, необходимы единство и взаимосвязь способностей и мотивации личности, сплав «могу» и «хочу» (В. Н. Марков) [3]. В проведённых под нашим руководством исследованиях предложены авторские варианты психологического конструкта личностного потенциала педагога (И. К. Кобзенко, 2010); особенности карьерного потенциала личности (Е. Н. Булатова, 2011); дано представление об акмеологическом потенциале современного специалиста (Л. В. Абдалина, А. А. Жигулин, Е. Н. Рябышева, 2011); выявлены структурно-содержательные характеристики нравственного потенциала социального работника (П. А. Кобылинский, 2012) [1].

Литературные данные показывают, что общую структуру потенциала личности следует рассматривать с учётом закономерностей функционирования мотивационной сферы (прежде всего мотивация достижения), эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных процессов, индивидуально-психологических особенностей субъекта деятельности.

Поскольку речь идёт о потенциале студента — будущего социального работника в соотнесении с конкретной профессиональной деятельностью, необходимо в его изучении исходить из понимания диалектического единства взаимодействия его личности и деятельности.

Соответственно интерес представляет термин «личностно-профессиональный потенциал», как категория акмеологии, который согласно А. А. Деркачу, Е. В. Селезневой, определяет профессионализм личности и деятельности, профессиональную пригодность, прогрессивное развитие личности в целом. Мы считаем, что потенциал личности студента — будущего профессионала может быть уточнён рядом акмеологических характеристик, а именно: представлением об индивидуальных предпосылках успешной деятельности; освещением самых высших характеристик акмеологичности; конкретизацией компетенций, способностей, существенно влияющих на достижение истинного акме; мотивированием оптимального выбора среди безмерных возможностей саморазвития и т. п.

Сущностными характеристиками потенциала личности студента, могут служить: направленность, диапазон, интенсивность, подвижность и др. Принципиален вопрос амбивалентности проявлений потенциала личности, например, их глубина/поверхностность, созидательный/разрушительный характер и др.

Мы считаем, что «именно психологическая специфика сложной профессиональной деятельности является своеобразным системообразующим фактором, направляющим не только развитие личностных качеств до уровня профессионально важных, но и интегрирующим различные потенциалы личности в единое целое» (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, К. К. Платонов и др.). Настоящее исследование направлено на изучение особенностей потенциала личности социального работника, поэтому мы придерживаемся рассмотрения потенциала в контексте его профессиональной деятельности, как фактора формирования профессиональной компетентности и компетенций уже на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Мы рассматриваем профессиональную компетентность и составляющие её компетенции в самом обобщённом виде как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинацию личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

Основываясь на анализе профессиограммы социального работника (М. Х. Ганиева, М. Х. Карамян, А. В. Шубина и др.), а также выделяемых исследователями его профессиональных функций (Г. Ю. Бурлак, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Л. П. Кузнецова, Г. П. Медведева, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и т. д.), можно представить структуру профессиональной компетентности в единстве и взаимосвязи групп профессионально-обусловленных компетенций/умений — диагностических, прогностических, психологических, социальных, организационных, коммуникативных, социально-педагогических, предупредительно-профилактических [4].

В положениях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) указывается на важность формирования у будущих работников сферы социального обслуживания населения следующих профессиональных компетенций:

  • умений эффективно применять психолого-педагогические знания для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия;
  • готовности к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;
  • готовности к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе; умения соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;
  • готовности к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»;
  • быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах и т. п.

Как видно, каждая из приведённых компетенций в той или иной степени сопряжена именно с умениями социально-психологического характера. Обобщая проведённые исследования, следует обратить внимание на социально-психологическую компетенцию социального работника, под которой мы понимаем уровень владения им совокупностью коммуникативных, перцептивных умений, приёмов самовыражения и конструктивного взаимодействия с окружающими [4].

В качестве ведущих компонентов в структуре социально-психологической компетенции социального работника были выделены следующие ведущие компоненты:

  • коммуникативный (умения располагать к общению; диалогические умения; самопрезентационные и конфликтологические умения; умения невербального общения; «общительная речь»; артистические умения);
  • перцептивный (умения субъективного восприятия; способности быть проницательным; аффективные и рефлексивные умения; аттракционные и интерпретационные умения);
  • интерактивный (умения психологического воздействия; прогностические умения; способность к сотрудничеству; этические умения; оценочные и регулятивные умения).

Их успешное формирование требует от студента определённых способностей, возможностей, то есть развитого интеллектуального, духовно-нравственного, коммуникативного, творческого, энергетического и др. потенциалов.

В результате эмпирических исследований были выделены пять значимых внешних и внутренних факторов, которые позволили более точно представить потенциальные источники развития социально-психологической компетенции социального работника: эмпатия, критичность, антиципация, а также обучение и взаимоотношения. Ни один из выявленных в исследовании факторов не абсолютизировался и рассматривался исключительно в комплексе с другими. Обнаруженные факторы в совокупности определяли потенциально возможный уровень развития профессиональных компетенций студентов — будущих социальных работников.

Изучение требований образовательного и профессионального стандартов подтверждает и ориентирует на определённое представление о потенциале как возможной движущей силе, источнике формирования профессиональных компетенций социального работника. В нашем психолого-акмеологическом понимании факторы представляют собой основные причины, носящие характер движущих сил, главных детерминант прогрессивного развития личности, которые обладают в значительной степени субъективным характером и подлежат изучению, учёту, продуктивному использованию. Выявленные факторы тесно взаимосвязаны между собой, их структура подвижна и зависит от специфики учебно-профессиональной деятельности студента — будущего социального работника (Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. А. Коваль, Н. В. Кузьмина, А. С. Огнев и др.) [2].

Несмотря на то, что понятие «потенциал» активно используется в различных научных областях и в психологии выделен в автономную категорию, он часто используется в качестве синонима способностей, компетентностей, мотивации и др. Это может быть связано со слабой научной проработанностью феномена, недостаточной разработкой технологических, методических основ его оценки и развития. На основе этого мы представляем потенциал будущего профессионала социальной сферы, как возможности, которые из потенциальных могут перейти в актуальные посредством учебно-профессиональной деятельности студента, могут возобновляться, концентрироваться, развиваться и способствовать получению социально и профессионально значимых результатов.

В свою очередь, компетентностный подход, опирающийся на потенциал личности студента — это новый и перспективный шаг в обеспечении полноценной самореализации студента — будущего социального работника в предстоящей профессиональной деятельности, который, на наш взгляд, позволит обеспечивать оптимальность и единство личностно-смыслового, предметно-содержательного и технологического аспектов профессиональной подготовки студентов. Важна качественная перестройка преподавания в вузе, ориентированная на освоение студентами дисциплин не только как теории, а как искусства и практики владения искомыми профессиональными умениями, навыками, знаниями в действии.

Очевидно, что потенциал личности выступает мощным фактором формирования профессиональных компетенций будущего работника и изучение его как феномена содержит в себе значительные научно-практические возможности. Мы считаем, что проблема изучения и развития потенциала личности чрезвычайно актуальна для решения новых сложных проблем педагогической науки и практики.

Литература

  1. Булатова Е. Н. Структура и содержание карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики / Е. Н. Булатова, Л. В. Абдалина // Вест. Тамб. Ун-та. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2010. Вып.11 (91). — С. 142-147.
  2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО МОДЕК, 2004. — 752 с.
  3. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / В. Н. Марков. — М.: РАГС, 2001. — 162 с.
  4. Шмелёва Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелёва. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. — 860 с.

Источник: Абдалина Л. В. Потенциал личности студента как фактор формирования профессиональных компетенций // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск пятый (№ 5) / Под научн. редакцией проф. С. В. Чернова. - М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2015. - С. 15-18.

 


 

 

 

//